Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Радина З.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: МБДОУ Детский сад N165
- в присутствии представителя.
Уполномоченное учреждение: МКУ "ЦОиПКП"
- в присутствии представителя.
Заявитель: ИП Марков Р.А.
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Маркова Р.А. (вх. 12415/24 от 02.08.2024) на действия МКУ "ЦОиПКП", МБДОУ Детский сад N165 при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300247624000684 "Монтаж автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в здании МБДОУ Детский сад N 165 по адресу: 450075, Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, д. 129/2".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения по осуществлению закупки нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300247624000684.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что в соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 59638-2021:
"1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, монтажу, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, а также требования к методам испытаний систем пожарной сигнализации на работоспособность",
"1.2 Настоящий стандарт распространяется на системы пожарной сигнализации, проектируемые, монтируемые, реконструируемые, модернизируемые и функционирующие на объектах, расположенных на территории Российской Федерации. Под объектом в настоящем стандарте понимается здание (сооружение) в целом";
"4.5 На СПС должна быть разработана рабочая документация";
"4.6 Рабочая документация должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 21.101";
"4.7 Рабочая документация должна включать в себя следующие прилагаемые документы:
- пояснительную записку;
- алгоритм работы СПС (допускается приводить в составе пояснительной записки);
- спецификацию оборудования;
- иные документы, предусмотренные заданием на проектирование или по согласованию с заказчиком";
"4.1 Процессу проектирования должен предшествовать сбор информации об объекте защиты, которая должна быть основой для разработки задания на проектирование по ГОСТ Р 57839";
"4.2 Проектирование СПС необходимо осуществлять в соответствии:
- с заданием на проектирование;
- нормами и правилами проектирования, изложенными в нормативных правовых актах, нормативных документах, специальных технических условий (при их наличии), содержащих требования к проектированию СПС;
- настоящим стандартом;
- договором на выполнение работ в части, не противоречащей настоящему стандарту, а также нормативным документам по проектированию;
- технической документацией заводов - изготовителей технических средств пожарной сигнализации, в части, не противоречащей настоящему стандарту, а также нормативным документам по проектированию.
Выполнение проектных работ должно осуществляться юридическими или физическими лицами (далее - проектировщик), уполномоченными на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
"4.3 Проектирование СПС должно осуществляться на основе материалов, передаваемых по запросу проектировщику заказчиком, в объеме, достаточном для выполнения проектировщиком обязательств по договору";
"4.4 Проектирование СПС должно выполняться с учетом разработки документации по инженерным системам, оказывающим влияние на работу СПС, формирование сигналов управления или размещение ее технических средств".
В соответствии п. 4.5 ГОСТ Р 59639-2021:
"1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и методам испытаний на работоспособность систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ)";
"1.2 Настоящий стандарт распространяется на СОУЭ, проектируемые, монтируемые и функционирующие (эксплуатируемые) на объектах защиты, расположенных на территории Российской Федерации";
"4.12 Проектирование системы, как правило, должно быть двухэтапным и включать в себя разработку проектной документации и формирование рабочей документации";
"4.1 Процессу проектирования должен предшествовать сбор информации об объекте защиты по ГОСТ Р 56936, которая должна быть основой для разработки задания на проектирование по ГОСТ Р57839";
"4.2 Анализ пожарной опасности производственных объектов защиты необходимо осуществлять в соответствии со статьей 95 Федерального закона";
"4.3 Проектирование СОУЭ необходимо осуществлять в соответствии:
- с заданием на проектирование;
- нормами и требованиями, предъявляемыми к СОУЭ, содержащимися в СП 3.13130.2009 и других нормативных документах, в которых изложены требования к СОУЭ;
- настоящим стандартом;
- технической документацией изготовителей технических средств СОУЭ, в части, не противоречащей настоящему стандарту, а также нормативным документам по проектированию";
"4.4 Проектирование СОУЭ необходимо осуществлять на основе чертежей архитектурных решений, переданных исполнителю заказчиком, если иное не предусмотрено договором на проектирование. Помимо чертежей архитектурных решений заказчик должен передать информацию о других инженерных системах, категориях помещений, пределах огнестойкости конструкций, сведения о проектном количестве людей, объеме и характеристиках горючей нагрузки. Для расчета звукового покрытия также необходимы чертежи расстановки мебели и технологического оборудования";
"4.5 При проектировании СОУЭ следует учитывать внутренние санитарнотехнические системы объекта защиты по СП 73.13330";
"4.6 Проектная документация, разрабатываемая на СОУЭ, должна содержать материалы в текстовой и графической формах, описывающие, обосновывающие и отображающие функционально-технологические, конструктивные, инженернотехнические и иные решения для обеспечения монтажа, модернизации, капитального ремонта, контроля работоспособности в процессе эксплуатации СОУЭ и ее элементов";
"4.7 При проектировании СОУЭ необходимо учитывать распространение звуковых волн в защищаемом (ых) помещении (ях) с учетом:
- уровня (мощности) звукового давления, применяемого пожарного звукового или речевого оповещателя, измеряемого в дБА;
- уровня звука постоянного (фонового) шума в помещении;
- наличия препятствий для распространения звуковых волн между абонентом и пожарным оповещателем (двери, стеллажи, оборудование, предметы мебели и т.д.);
- объемно-планировочных решений помещения";
"4.8 Ответственность за достоверность переданных исполнителю чертежей архитектурных решений, рабочей документации по смежным инженерным системам и иной информации несет заказчик";
"4.9 Проектирование СОУЭ осуществляют с учетом разработки рабочей документации по инженерным системам, оказывающим влияние на работу СОУЭ или размещение ее технических средств";
"4.10 Ответственность за полноту сбора исходных данных и правильность принятых проектных решений несет главный инженер проекта";
"4.11 Проектная (рабочая) документация должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 21.101".
ГОСТ Р 59638-2021 и ГОСТ Р 59639-2021 включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденному Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 года N 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе 4 обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Выполнение проектных работ должно осуществляться юридическими или физическими лицами (далее - проектировщик), уполномоченными на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
В соответствии со статьей N 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" - "Деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, вправе осуществлять лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Аттестация физического лица на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, заключается в подтверждении его соответствия обязательным аттестационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и осуществляется не реже одного раза в пять лет на безвозмездной основе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2106 "О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию" утверждены правила аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
В соответствии с п. 24 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2106 - "Претендент считается аттестованным с момента внесения записи об удовлетворительном прохождении претендентом квалификационного экзамена в реестр лиц, аттестованных на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию".
В тоже время, в соответствии с частью 1 статьи 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2020 г. N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" -"Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ) в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, N 3477)". В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - "В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в 5 порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - "В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.
Из определения Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 2 Техрегламента о безопасности зданий и сооружений:
система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктом 3.8, 3.37 ГОСТ Р 53195.1-2008:
3.8 инженерная система (здания или сооружения): Одна из систем здания или сооружения, предназначенная для жизнеобеспечения (например, система водоснабжения, система канализации, система теплоснабжения, система электроснабжения, система электроосвещения, система вентиляции и др.), выполнения процессов (система технологического оборудования - на объектах производственного назначения), поддержания комфорта (система кондиционирования воздуха, система вертикального транспорта, система тепловоздушных завес и т.п.), энерго- и ресурсосбережения (система учета потребления энергоресурсов, система учета водопотребления, система тепловых насосов, система управления светом и др.) обеспечения безопасности (система 6 пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).
3.37 связанная с безопасностью система [подсистема]; СБС (safetyrelatedsystem): Система [подсистема], реализующая функцию или функции безопасности, необходимые для достижения и поддержания безопасного состояния управляемого оборудования своими силами или совместно с другими связанными с безопасностью системами или внешними средствами уменьшения риска.
В соответствии с пунктом А.2 ГОСТ Р 53195.1-2008:
А.2. Системы обеспечения безопасности В состав систем обеспечения безопасности зданий и сооружений входят следующие СБЗС-системы или подсистемы:
- аварийного освещения;
- автоматизации противопожарного водоснабжения;
- автоматического водяного пожаротушения;
- пожарной сигнализации;
- автоматизации противодымной защиты;
- контроля тока утечки;
- контроля воздушно-газовой среды, в том числе:
- контроля окиси углерода (CO),
- ядовитых паров и газов,
- взрывоопасных газов и паров,
- агрессивных паров и газов,
- взрывоопасной пылевоздушной смеси;
- контроля уровня жидкостей в емкостях и бассейнах;
- контроля сосудов под давлением;
- контроля биологической защиты;
- контроля радиации;
- мониторинга состояния конструкций и основания здания;
- мониторинга и аварийного управления инженерными системами;
- охраны периметров;
- контроля и управления доступом;
- телевизионного наблюдения;
- охранного освещения;
- эвакуационного освещения;
- охранной сигнализации;
- обнаружения людей;
- оповещения и управления эвакуацией людей;
- оперативной связи;
- структурированная кабельная сеть;
- защиты информации;
- интегрирования систем безопасности ;
- комплексная система безопасности.
В соответствии с подп. "л" пункта 20 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87:
Подраздел "Сети связи" раздела 5 содержит характеристику и обоснование принятых технических решений в отношении технологических сетей связи, предназначенных для обеспечения производственной деятельности на объекте 7 капитального строительства, управления технологическими процессами производства (систему внутренней связи, часофикацию, радиофикацию (включая локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов), системы телевизионного мониторинга технологических процессов и охранного теленаблюдения), - для объектов производственного назначения.
В соответствии с пункта 5.1 ВСН 58-88: Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В соответствии с изложенным, выполнение проектных работ без исполнения указанных требований является нарушением законодательства Российской Федерации.
Уполномоченное учреждение указало, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 4459 "О наделении Муниципального казенного учреждения "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков городского округа город Уфа Республики Башкортостан", полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку товаров (за исключением поставки продовольственных товаров), выполнение работ, оказание услуг путем проведения конкурсов, аукционов для заказчиков городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.10.2022 N 1744 "Об утверждении Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку товаров (за исключением поставки продовольственных товаров), выполнение работ, оказание услуг путем проведения конкурсов, аукционов для заказчиков городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку товаров (за исключением поставки продовольственных товаров), выполнение работ, оказание услуг путем проведения конкурсов, аукционов для заказчиков городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно подпункту 1 пункта 8 Порядка взаимодействия Заказчики описывают объект закупки в соответствии с правилами, установленными Законом о контрактной системе.
Заказчик указал, что извещение об электронном аукционе содержит Описание объекта закупки, в том числе локальный сметный расчет, составленный с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, и содержит перечни и объемы работ, а также потребности в строительных ресурсах, определяющихся на основании сметных норм для выполнения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в здании МБДОУ Детский сад N 165 по адресу: 450075, Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, д. 129/2.
Работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) необходимо выполнить согласно локальным сметным расчетам, которые являются неотъемлемой частью описания объекта закупки.
Комиссия установила, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
- пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с изложенным, монтаж систем противопожарной защиты на объектах, как монтаж любой инженерной системы на объектах, является капитальным ремонтом на объектах капитального строительства и соответственно требует разработки соответствующих рабочих и проектных документаций до начала выполнения монтажных работ.
Комиссия также отметила, что в структурированной форме извещений аналогичных закупок, таких как N 0373200285024000004 (Выполнение работ по монтажу установок пожарной автоматики и средств пожаротушения (АПС и СОУЭ) для нужд ГБОУ Школы N 1360 (бюджет 2024 г.) (ул. Краснобогатырская, д. 25А)), N 0311100005924000005 (Выполнение работ по монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на объекте - Здание общежития), N 0369300008424000168 (Монтаж автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) на третьем этаже здания, подвале и гараже для нужд администрации муниципального образования "Чебаркульский городской округ"), N 0162300018024000195 (Выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в нежилом здании по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Лермонтова, 12), присутствует рабочая документация и проектная документация.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба признается обоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маркова Р.А. обоснованной.
2. В действиях комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику, Уполномоченному учреждению выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ларшутин Р.С.
Члены комиссии Хлебников М.В.;
Радина З.С.
Врио начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 августа 2024 г. N ТО002/06/106-1546/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024