Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Радина З.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГКУ Техобеспечение МЗ РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Апгрейт"
- в присутствии представителя.
Заинтересованное лицо: ООО "ПТК "Медтехника"
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Апгрейт" (вх. 12416/24 от 02.08.2024) на действия ГКУ Техобеспечение МЗ РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0801200000224001163 "Поставка шкафа для сушки и хранения эндоскопов (в рамках программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Башкортостан" по объекту "Строительство поликлиники на 320 посещений в с.Кушнаренково Кушнаренковского района РБ") (национальный проект "Здравоохранение")".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения по осуществлению закупки нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801200000224001163.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что заказчиком необоснованно ограничена конкуренция в пользу одного единственного производителя, так как под описание объекта закупки соответствует товар одного единственного производителя - ООО "Бандек-Медицинские Системы".
Заказчик указал, что исходя из анализа действующего законодательства (в том числе, ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчику дано право устанавливать требования к товарам, связанные с определением соответствия поставляемого товара, его потребностям (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики).
Законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке товара с такими характеристиками, которое он счел объективно необходимыми.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года)установлено:
"указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Законом при формировании технического задания, заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности (Письмо ФАС России от 20.06.2016 - N ИА/41732/16), закон не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров и их производителей.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям, и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований о соблюдении конкуренции.
Таким образом, действующее законодательство, а также правоприменительная практика исходят из того, что заказчик может устанавливать характеристики товара, которые отвечают его потребностям, по сути, относятся к качественным характеристикам.
В рассматриваемом случае заказчиком указаны характеристики продукции, исходя из своих объективных потребностей, которые не связаны с коммерческими интересами каких-либо хозяйствующих субъектов.
Предметом закупки является поставка продукции и круг его потенциальных участников не ограничивается производителями конкретных товаров. При этом, участником размещения заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки. В рассматриваемом случае Заказчиком исполнена обязанность по обоснованию включения в описание объекта закупки дополнительных требований.
Все требуемые характеристики направлены на обеспечение качественной и своевременной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4, 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" принципом оказания медицинской помощи является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, что выражается в соблюдении этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.
В п. 21 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки исходил из потребностей пациентов, в целях защиты их жизни и здоровья, для оказания эффективной медицинской помощи.
Рассматриваемые характеристики являются значимыми и обеспечивают реальные потребности заказчика.
Как указано в п. 1 раздела "Заключение государственного (муниципального) контракта" Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также, в силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Дополнительно сообщаем, что формирование заказчиком объекта закупки обусловлено его объективными потребностями и социальной значимостью выполняемых медицинских операций.
Предметом закупки являлось право на заключение контракта на поставку оборудования, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
На запрос цен заказчику поступили 3 коммерческих предложения с указанием на возможность поставки товаров следующих производителей:
Т.е. предложен к поставке товар 2 производителей.
Комиссия установила, что при описании объекта закупки на требуемое медицинским организациям медицинское изделие, заказчик руководствовался не выбором определенного производителя или поставщика, а наличием качественных характеристик товара. Соответственно все характеристики и комплектация, приведенные в описании объекта закупки, являются не только значимыми для заказчика, но также влияют на оказание своевременной достаточной и квалифицированной медицинской помощи пациентам (обоснование наличия тех, или иных технических характеристик приведены в сравнительной таблице).
В целях возможности участия в электронном аукционе физических и юридических лиц, а также развития добросовестной конкуренции, техническим заданием документации об электронном аукционе не установлены требования к характеристикам закупаемой продукции, ограничивающие возможность предложения участниками закупки товаров, соответствующих требованиям к объекту закупки. Документация не содержит указания на конкретного производителя, а при формировании технического задания использовались максимальные и (или) минимальные значения показателей с применением слов" "не менее" "не более" и т. д.
Ни Законом о контрактной системе, ни Законом о защите конкуренции не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных и муниципальных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссия также отметила, что заказчиком представлена сравнительная таблица характеристик товаров, согласно которой под описание объекта закупки соответствуют товары как минимум двух производителей.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Апгрейт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ларшутин Р.С.
Члены комиссии Хлебников М.В.;
Радина З.С
Врио начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 августа 2024 г. N ТО002/06/106-1545/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024