Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от Муниципального бюджетного учреждения "Центр благоустройства и строительства Муринское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области" (далее - Заказчик):
от ООО "Вода" (далее - Участник, Общество, Подрядчик):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об ООО "Вода" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 22.02.2024 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству общественной территории "Воронцовский бульвар (от улицы Графской до Петровского бульвара). Этап 1.
По результатам открытого конкурса в электронной форме между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 1045300002823000005 от 18.03.2024 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения в Ленинградское УФАС следует, что 19.07.2024 Обществом принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 5.3.4. Контракта предусмотрено право стороны в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским законодательством.
Из существа одностороннего отказа Участника следует, что обязательства по Контракту невозможно исполнить Обществу в надлежащем виде, в связи с возникшими сложностями при их исполнении, при том, что им была заявлена приостановка.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в срок, установленный Контрактом, выполнить работы по благоустройству общественной территории "Воронцовский бульвар (от улицы Графской до Петровского бульвара). Этап 1" (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), Ведомостью объемов работ N 01 (Приложение N 4 к Техническому заданию), Локальным сметным расчетом (сметой) N 02-01-01 (Приложение N 2 к Техническому заданию), Сметой N12-01 (Приложение N 3 к Техническому заданию), и действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами.
По Контракту:
- 1.2. Реализация обязательств по Контракту осуществляется в два этапа. Перечень работ, подлежащих выполнению в рамках каждого из этапов, определен в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
- 1.3. Подрядчик обязуется выполнить работы с использованием материалов, указанных в контракте и приложениях к нему. Подрядчик гарантирует, что материалы, используемые при выполнении работ, являются новыми, ранее не использованными, в споре и под арестом не состоят, не являются предметом залога и не обременены правами третьих лиц.
- 1.6. В течение срока действия Контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Федеральным законом 44-ФЗ.
- 1.7. Под существенными условиями Контракта понимаются: предмет Контракта, цена Контракта, сроки выполнения Работ, объем, качество Работ.
- 2.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует до 31.12.2024 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту вплоть до полного исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту.
- 2.2. Сроки выполнения Работ:
начало: с даты заключения Контракта,
окончание: не позднее 01 сентября 2024 года, в том числе сроки выполнения работ по этапам Контракта:
1 этап - с даты заключения Контракта до 01.05.2024 г.,
2 этап - с даты заключения Контракта до 01.09.2024 г.
Сроки исполнения Этапов:
1 этап - с даты заключения Контракта до 29.05.2024 г.,
2 этап - с даты заключения Контракта до 11.10.2024 г.
- 3.8. Заказчик в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств обязуется перечислить Подрядчику сумму в пределах твердой цены Контракта, указанной в пункте 3.1., 3.2. Контракта, в следующем порядке:
- оплата выполненных Работ по 1 этапу Контракта производится по факту выполнения Работ по 1 этапу Контракта, на основании счета (счета-фактуры) и подписанного Сторонами акта о приемки выполненных работ, с учетом применения коэффициента перерасчета (процента снижения начальной цены) и за минусом размера авансового платежа, выплаченного Подрядчику в соответствии с п. 3.7 настоящего Контракта, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком указанного документа о приемке выполненных Работ. Подписание документов о приемке Работ по 1 этапу Контракта осуществляется электронной цифровой подписью (далее ЭЦП) Заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС);
- оплата выполненных Работ по 2 этапу Контракта производится по факту выполнения Работ по 2 этапу Контракта, на основании счета (счета-фактуры) и подписанных Сторонами справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, с учетом применения коэффициента перерасчета (процента снижения начальной цены), и за минусом размера авансового платежа, выплаченного Подрядчику в соответствии с п. 3.7 настоящего Контракта, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком указанных документов о приемке выполненных Работ. Подписание документов о приемке Работ по 2 этапу Контракта осуществляется ЭЦП Заказчиком в ЕИС.
Моментом оплаты считается списание денежных средств с расчетного счета Заказчика.
Заказчик вправе удержать суммы неисполненных Подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, из суммы, подлежащей оплате Подрядчику по настоящему Контракту.
-5.4. Подрядчик обязан:
5.4.1. Пройти повторную проверку достоверности определения сметной стоимости выполнения работ по благоустройству (2 этап Контракта), при условии, что в процессе разработки рабочей документации, происходит корректировка объемов выполняемых работ по благоустройству более чем на 10% от предусмотренных локальным сметным расчетом, прилагаемым к контракту, либо возникает необходимость выполнения работ, не предусмотренных локальным сметным расчетом, прилагаемым к контракту;
-5.4.7. Использовать при выполнении Работ материалы, оборудование, комплектующие изделия, конструкции, строительную технику, соответствующие стандартам, техническим условиям, имеющие сертификаты, техпаспорта и другие документы, удостоверяющие качество.
- 5.4.8. Приобретать и самостоятельно поставлять на Объект все материалы и оборудование, необходимые для выполнения Работ по Объекту.
- 5.4.19. Подрядчик, не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до начала приёмки скрытых работ, уведомляет Заказчика и Организацию, осуществляющую строительный контроль, о необходимости проведения приёмки выполненных работ, подлежащих закрытию. Уведомление о назначении даты приемки скрытых работ должно быть направлено Подрядчиком Заказчику путем направления информации на адрес электронной почты Заказчика.
- 5.4.20. Если закрытие Работ выполнено без подтверждения представителя Заказчика (представитель Заказчика не был информирован об этом или информирован с опозданием), то Подрядчик за свой счет обязуется открыть любую часть скрытых работ, не прошедших приемку представителем Заказчика согласно их указаниям, а затем - восстановить ее.
- 5.4.21. Готовность принимаемых скрытых Работ подтверждается подписанием представителем Заказчика, Подрядчика и Организации, осуществляющей строительный контроль, актов освидетельствования скрытых работ.
В случае если будут обнаружены ненадлежащим образом выполненные работы, подлежащие закрытию, Заказчик даёт соответствующие предписания, обязательные для исполнения Подрядчиком. Подрядчик обязан своими силами и за свой счет в срок 3 (три) рабочих дня переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества и повторно предъявить их к приемке. В этом случае Подрядчик несёт ответственность в полном объеме (в том числе за нарушение сроков выполнения работ) в соответствии с условиями настоящего Контракта.
- 5.4.22. Немедленно письменно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить Работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения указаний Заказчика о способе исполнения Работ;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой Работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
- 5.4.23. В случае приостановки Работ по любой причине немедленно уведомить Заказчика. Подрядчик также должен заблаговременно уведомить Заказчика о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению Работ.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к исполнению свих обязательств сразу после подписания Контракта.
Так, 1 этап работ по Контракту передан Заказчику 05.07.2024, о чем свидетельствует подписанный акт приемки выполненных работ по 1 этапу. Платёжными поручениями N976 от 11.04.2024 и N2134 от 12.07.2024 Заказчик произвел оплату первого этапа в соответствии с пунктом 3.8. Контракта в размере 486 369,10 руб.
Заказчик пояснил, что Участник представил результат работ в полном объеме лишь по 1 этапу, результаты по остальным этапам не передавались.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Таким образом, Комиссия не может руководствоваться исключительно доводами Заказчика о том, что работы не исполнены без оценки иных обстоятельств дела.
При этом материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта Участник столкнулся с рядом сложностей, которые не зависели от него, что привело к приостановке работ на основании норм Гражданского кодекса РФ, а именно:
1. 16.07.2024 Участник письмом N127 уведомил Заказчика о том, что изначально установленные на объекте бортовые камни имеют повреждения, подрезку и следы многолетней эксплуатации. Все полученные при демонтаже бортовые камни, пригодные для применения в ходе работ, на объекте установлены. Для продолжения работ требуется дополнительный объем бордюрных камней, так как оставшиеся бордюрные бортовые камни для выполнения работ непригодны, что отражено на фотографиях, приложенных к письму N 127 от 16.07.2024 г.
16.07.2024 Заказчик письмом N 520 указал, что все недостающие материалы Общество должно приобретать за свой счет.
Вместе с тем Комиссия установила, что приобретение бордюрного камня за счет Участника не предусмотрено сметной документацией и ведомостью объемов работ.
Более того, 09 июля 2024 года письмом N 116 Общество пригласило Заказчика и представителей строительного контроля на освидетельствование работ, среди которых были работы по демонтажу бордюрного камня. Приглашение направлено в полном соответствии с условиями Технического задания (за три рабочих дня до даты освидетельствования). В назначенные дату и время 15 июля 2024 года в 10 часов 00 минут представители Заказчика и строительного контроля на объект не прибыли.
Из пояснений Участника также следует, что письмом N 53 от 05.04.2024 г. на этапе разработки технической документации Общество уведомляло Заказчика о том, что бордюрный камень имеет сколы, трещины и другие следы эксплуатации, а также на данный материал Заказчик не предоставил информацию о дате изготовления, сроке службы, сроке эксплуатации.
Ответным письмом N 304 от 24.04.2024 г. Заказчик указал на необходимость проведения экспертиз и анализов в аккредитованных лабораториях.
В связи с тем, что указанные обстоятельства напрямую влияют на качество работ, Участник в соответствии с условиями контракта и действующим законодательством приостановил работы на объекте в данной части.
2. 10.07.2024 письмом N 117 Общество уведомило Заказчика о том, что при производстве работ по разборке асфальтобетонного покрытия было выявлено, что фактическая толщина асфальтобетонного покрытия составляет 15 сантиметров. При этом ведомость объемов работ предусматривает снятие асфальтобетонного покрытия толщиной до 11 сантиметров.
Участник пояснил, что изменение толщины асфальта ведет не только к увеличению объемов по демонтажу асфальта, но и к увеличению объема его резки и вызова (перевозки) и, как следствие, увеличению объема работ по устройству нового покрытия.
Заказчик в письме N 371 от 29 мая 2024 года указывал на то, что разработка рабочей документации должна производиться на основании изначально размещенной локальной сметы и ведомости объемов работ.
Участник пояснил, что в соответствии с требованиями действующего законодательства увеличение объема единицы работ по Контракту возможно не более чем на 10%, а в данном случае фактический объем работ превышает изначально установленный объем на 36%. Следовательно, законодательство не позволяет сторонам исправить выявленное несоответствие объема работ путем заключения дополнительного соглашения.
3. Общество также указывало на тот факт, что не получило содействия от Заказчика при производстве работ, поскольку были выявлены скрытые работы, препятствующие исполнения Контракта.
Комиссия обращает внимание, что между сторонами имеется существенный гражданско-правовой спор, оценку которому антимонопольный орган в настоящем решении не дает (в силу абсолютно иного предмета рассмотрения настоящего дела).
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на официальном сайте 19.07.2024, направлено и получено Заказчиком.
Комиссия в момент заседания выявила, что Заказчиком 22.07.2024 также принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представитель Заказчика во время заседания пояснил, что считает принятый односторонний отказ правомерным, так как работы выполнены лишь по 1 этапу, Участник не исполнял свои обязательства.
Представитель Участника пояснил, что Общество планомерно вело работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы по первому этапу и стремился закончить и передать результат Заказчику, намерений уклониться от обязательств у него не имелось, предложенные технические решения со стороны Заказчика требовали более детального согласования, а в связи с тем, что этого не произошло, работы пришлось приостановить.
В качестве примера необходимости содействия Заказчика Участник приводит проблему, например, с бортовыми камнями.
- Участник просит обратить внимание, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, что не свидетельствует о его намерении Участника целенаправленно сорвать Заказчику закупку, на основании чего, просит сведения о нем в РНП не включать.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе (пп. "б" п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор.
Комиссия отмечает, что не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП, таким образом, настоящее решение не предрешает исход гражданско-правового спора.
То есть Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
2) Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе не означает автоматическое включение такого Участника в РНП.
При этом в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит данные подтверждения и доказательства в том, что Участник приступил к выполнению работ, с Заказчиком активно велась переписка.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что первый этап работ по Контракту выполнен Подрядчиком.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Гражданским кодексом и Контрактом об указанных обстоятельствах Участник письменно информировал Заказчика и приостановил исполнение обязательств.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Таким образом, Комиссия руководствуется тем, что в ходе исполнения Контракта могли возникнуть обстоятельства, разрешение которого возможно лишь при надлежащем содействии Заказчика.
Последовательность действий, намерение и желание Подрядчика выполнить обязательства, взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как недобросовестное поведение.
Анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
3) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан, в том числе факт осуществления последним каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Подрядчика сознательного неисполнения Контракта, а также вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела в полной совокупности и взаимосвязи не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Вода" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 августа 2024 г. N 047/10/104-2269/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024