Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в отсутствие представителей по доверенностям от Заказчика, от Уполномоченного учреждения, от Заявителя, извещенных о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 49 от 31.01.2024 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
16.07.2024 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене дверей в многоквартирных домах.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 796 558,03 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком неправомерно установлены положения в порядке рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Инспекцией установлено, в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" критерия оценки "Квалификация участников закупки", установлено, что в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, предлагаемого к оценке участник закупки предоставляет в составе заявки, помимо прочего, информацию о наличии опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, по исполненным договорам (контрактам), содержащая информацию о привлеченных трудовых ресурсах, контроле качества выполнения работ, правилах обеспечения безопасности при выполнении работ, используемом оборудовании, инвентаре, средствах.
Инспекция установила, предоставляя в составе заявки вышеуказанные сведения, участникам закупки следует описать:
- Перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ по договору, с указанием по каждому специалисту (сотруднику) должности, профессиональных задач и обязанностей, количества таких специалистов, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, выраженной в обладании навыками и знаниями, необходимыми при выполнении работ, вида трудоустройства, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых требовалось исходя из выполняемых работ.
- Методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком (с указанием функций и порядка осуществления такого контроля, а также минимальных и максимальных сроков устранения недостатков и порядка возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ), и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ, с указанием периодичности такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль, а также указанием видов ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
- Совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей, с указанием видов таких инструктажей.
- Перечень оборудования, инвентаря и иных средств, использованных специалистами (сотрудниками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования, инвентаря и специальных средств, формы права пользования, основных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ.
"В рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" оценивается наибольшая цена одного из заключенных и исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) договоров, предусматривающих выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы:
а) исполненный договор (договоры);
- к оценке принимаются исполненные гражданско-правовые договоры с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ;
- к оценке принимаются исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)
б) акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров (договоров);
- последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
в) информация о наличии опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, по исполненным договорам (контрактам), содержащая информацию о привлеченных трудовых ресурсах [1], контроле качества выполнения работ [2], правилах обеспечения безопасности при выполнении работ [3], используемом оборудовании, инвентаре, средствах [4].
Все предоставляемые в рамках детализирующего показателя подтверждающие документы должны предоставляться в читаемом виде. В случае выявления в представленных сведениях и документах недостоверной информации по какому-либо договору, этот договор учитываться при оценке по данному детализирующему показателю не будет.
При непредоставлении указанных документов оценка по детализирующему показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
[1] Перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ по договору, с указанием по каждому специалисту (сотруднику) должности, профессиональных задач и обязанностей, количества таких специалистов, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, выраженной в обладании навыками и знаниями, необходимыми при выполнении работ, вида трудоустройства, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых требовалось исходя из выполняемых работ.
[2] Методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком (с указанием функций и порядка осуществления такого контроля, а также минимальных и максимальных сроков устранения недостатков и порядка возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ), и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ, с указанием периодичности такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль, а также указанием видов ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
[3] Совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей, с указанием видов таких инструктажей.
[4] Перечень оборудования, инвентаря и иных средств, использованных специалистами (сотрудниками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования, инвентаря и специальных средств, формы права пользования, основных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ".
Согласно подпункту "в" пункта 28 Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления Правительства РФ N 2604, в том числе, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Также, согласно подпункту "е" пункта 28 Постановления Правительства РФ N 2604 к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, сведения, необходимые для подтверждения квалификации участника закупки в части исполненных договоров, представленные в виде копий исполненных договоров и актов приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), уже являются достаточными для подтверждения опыта, оценки и сравнения с данными других участников закупки.
По мнению Инспекции, в качестве документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) могут быть, например, товарные накладные, акты выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и др. Предоставление участником в составе заявки подробного описания того, как он исполнил контракт (какими сотрудниками, каким оборудованием, описывая технологические процессы и тп.), по мнению Инспекции, не может являться обязательным документом, так как данные сведения не подтверждают факт исполнения контракта.
Инспекция отмечает, что Постановлением Правительства РФ N 2604 и Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требования к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме вышеуказанных сведений.
На основании вышеизложенного, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в порядке оценки корректного определения оцениваемого свойства участника закупки.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 августа 2024 г. N 047/10/99-2272/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024