Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОЗЯЙСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КИНГИСЕППСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КИНГИСЕППСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9666-ИП/24 от 05.08.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Содержание мест захоронений, предоставленных МКУ "Служба городского хозяйства" в постоянное ( бессрочное) пользование, в период с августа по декабрь 2024 года".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 19.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 569 581,16 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики, которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
Согласно доводам жалобы, Заявитель считает, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок установлена недостоверная информация в части описания установленных составляющих оцениваемой характеристики (программы оказываемых услуг), что нарушает требования ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав документы в составе извещения об осуществлении закупки, пришла к выводу, что довод, изложенный в жалобе, находит свое подтверждение.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в рамках детализирующего показателя оценки "качество товаров (работ, услуг)" показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" Заказчиком установлено, что значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение показателя |
Шкала оценки (баллы) |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении любой одной из двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения или предложение о качественной характеристике объекта закупки не представлено в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
0 баллов |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении любой одной из двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения, при этом предложение о качественной характеристике объекта закупки представлено в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
50 баллов |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения, при этом предложение о качественной характеристике объекта закупки представлено в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
100 баллов |
При этом из положений порядка оценки также следует, что Заказчиком в рамках детализирующего показателя "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса на оказание услуг по содержанию мест захоронений, предоставленных МКУ "Служба городского хозяйства" в постоянное ( бессрочное) пользование, в период с августа по декабрь 2024 года (далее - оказываемые услуги), его количественной и качественной характеристики (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении составляющих оцениваемую характеристику технического предложения: первая составляющая программы оказываемых услуг, вторая составляющая программы оказываемых услуг.
Согласно порядку оценки оцениваемая характеристика "программы оказываемых услуг" включает в себя описание первой составляющей, описывающей положения (подразделы) о контроле материалов: область применения, объект контроля, место проведения контроля, ответственные лица, порядок проведения контроля, положения по охране труда.
При этом порядком оценки указано, что тот или иной подраздел должны в себе содержать:
Подраздел "Область применения" первой составляющей должен содержать как минимум информацию о видах мероприятий и услуг, к которым применима составляющая, а также какие параметры (разделы) она (составляющая) устанавливает.
Подраздел "Объект контроля" первой составляющей должен содержать как минимум информацию о видах материалов и спецодежды, подлежащих входному контролю качества, в том числе должен содержать наименования нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводятся мероприятия по входному контролю качества материалов.
Подраздел "Место проведения контроля" первой составляющей должен содержать как минимум информацию о месте проведения входного контроля качества материалов.
Подраздел "Средства измерения" первой составляющей должен содержать помимо объема выборки в рамках контроля материалов, описание процесса разделения материалов на группы качества, перечень и описание применяемых средств измерения объекта контроля, а также возможности по регулировке и замене применяемых средств в рамках первой составляющей по контролю.
Подраздел "Порядок проведения контроля" первой составляющей должен содержать как минимум сведения о этапах прохождения входного контроля качества материалов, в том числе наименования этапов прохождения входного контроля качества материалов, перечень проверяемых параметров (проводимых мер) на каждом этапе прохождения входного контроля качества материалов, наименования нормативно-технических документов, составляемых по результатам проведения этапов прохождения входного контроля качества материалов.
Подраздел "Положения по охране труда" первой составляющей должен содержать как минимум перечень нормативно-технической документации, в соответствии с которой производится охрана труда, должен содержать требования по поверхностям площадок, на которых размещаются материалы и оборудование, а так же перечень условий разработанных и применяемых, в соответствии с которыми производится допуск к мероприятиях по входному контролю качества материалов с учетом используемых средств измерения и контроля, позволяющих при необходимости произвести измерения.
Из указанного выше видно, что порядок оценки заявок устанавливает требования к характеристике "программы оказываемых услуг" при описании первой составляющей, согласно которым участники должны предоставить описание подразделов о контроле материалов, включая подраздел "ответственные лица".
Однако порядок оценки не содержит пояснений и не описывает, что должен содержать подраздел "ответственные лица", вместо этого в порядке оценки содержится описание несуществующего подраздела первой составляющей - "средства измерения".
Противоречивость и неполнота информации затрудняет подготовку предложения по детализирующему показателю "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))", поскольку без ясных, однозначных требований и описания содержания подраздела "ответственные лица" участники не могут надлежащим образом выполнить это условие.
Комиссия отмечает, что согласно законодательству о контрактной системе, Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке.
В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников закупки. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из чего Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя находят свое подтверждение.
Кроме того, Комиссия, изучив положения порядка оценки в своей совокупности, отмечает, что, по сути, Заказчик, для получения максимального количества баллов, требует от каждого потенциального участника закупки предоставить описание одной характеристики "программы оказываемых услуг", которая в свою очередь состоит из множества характеристик, таких как: область применения, объект контроля, место проведения контроля, ответственные лица, порядок проведения контроля, положения по охране труда; показатели снабжения, анализ полученных значений, показатели подготовки и снабжения, система функционирования и управления снабжения.
При этом каждый из этих подпунктов также содержит в себе ряд дополнительных характеристик, таких как: описание процесса разделения материалов на группы качества, перечень и описание применяемых средств измерения объекта контроля; содержать информацию в виде схемы взаимодействия в организации, в процессе снабжения продукцией (средств для оказания услуг по содержанию мест захоронений), включая описание порядка назначения и снятия обязанностей организации и т.д.
Комиссия отмечает, само по себе описание того, как будет выполняться выполнять работы или оказывать услуги (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает такой качественной характеристикой, что не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что описания условия исполнения контракта в соответствии со всеми требованиями о том, как будут оказываться услуги, не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Совокупность обстоятельств дела указывает на то, что извещение об осуществлении закупки не соответствует действующему законодательству, в связи чем, Комиссия считает целесообразным воспользоваться своим правом, предусмотренным пунктом 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бухарева Е.Е. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 августа 2024 г. N 047/06/42-2316/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024