Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Иевлевой Анастасии Александровной (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Детский клинический центр имени Л.М. Рошаля" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для РЭВД лот 2 для нужд ГБУЗ Московской области "ДКЦ им. Л.М. Рошаля" в 2024 г (извещение N 0348200063724000418 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 22.07.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 254 482,30 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 30.07.2024;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлены ограничения и условия допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно примечанию, к Перечню 1 при применении такого перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения для РЭВД лот 2 для нужд ГБУЗ Московской области "ДКЦ им. Л.М. Рошаля" в 2024 г.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в рамках исполнения контракта осуществляется поставка, в том числе следующих медицинских изделий:
- по позиции "Игла внутриартериальная, тип 1" с кодом позиции КТРУ 32.50.13.110-00004600 "Игла внутриартериальная", относящийся к коду ОКПД2 32.50.13.110: "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты" с кодом 113680: Игла внутриартериальная";
- по позиции 2 "Игла внутриартериальная, тип 2" с кодом позиции КТРУ 32.50.13.110-00004604 "Игла внутриартериальная", относящийся к коду ОКПД2 32.50.13.110: "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении и требованиях к содержанию и составу заявки не установлены ограничения в соответствии с Постановлением N102.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Для объектов закупки в виде электронного аукциона, а именно игл внутриартериальных Заказчиком присвоены коды позиций по КТРУ 32.50.13.110-00004600 и 32.50.13.110-00004604, код ОКПД2 32.50.13.110. Согласно информации, содержащейся в позиции КТРУ 32.50.13.110-00004600 и 32.50.13.110-00004604, иглам внутриартериальным соответствует код вида медицинского изделия 113680.
Указанный код ОКПД2 содержится в утвержденном Постановлением Правительства от 05.02.2015 N 102 перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
Однако необходимо учитывать, что Постановление Правительства от 05.02.2015 N 102 содержит примечание, согласно которому при применении перечня N 1 следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Согласно перечню N 1 код 32.50.13.110 по ОКПД2 в рамках Постановления N 102 распространяется не на все входящие в указанный код виды медицинских изделий, а исключительно на медицинские изделия со следующими наименованиями:
иглы хирургические;
инструменты колющие;
шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.
При этом такое наименование вида медицинского изделия как "игла внутриартериальная" в перечне N 1 под кодом 32.50.13.110 по ОКПД2 не названо. Более того, медицинское изделие "игла внутриартериальная" отсутствует в Таблице 1 пункта 1 ГОСТ 25725-89 "Инструменты медицинские. Термины и определения".
В данном случае функциональное назначение и способ использования колющих и хирургических игл в значительной степени отличается от такого назначения и способа использования иглы внутриартериальной. Кроме того, применение такой иглы невозможно без дополнительных расходных материалов, по причине конструктивных особенностей такой иглы.
Таким образом, поскольку игла внутриартериальная имеет иное назначение, чем медицинские изделия с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленные в перечне N 1 к ПП РФ N 102, соответственно и наименование вида закупаемого медицинского изделия не может быть тождественно наименованиям медицинских изделий с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленным в перечне N 1.
При формировании объекта закупки, при выборе Заказчиком необходимого кода КТРУ, система автоматически указывает все необходимые постановления, в том числе и 102 ПП и не дает возможности публиковать процедуру, если эти постановления не соблюдаются. В случае КТРУ 32.50.13.110-00004600 и 32.50.13.110-00004604 системой не были установлены никакие ограничения, в том числе требования соблюдения 102 ПП".
Следовательно, действия Заказчика в части не установления ограничений в соответствии с Постановлением N 102 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
2 Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения для РЭВД лот 2 для нужд ГБУЗ Московской области "ДКЦ им. Л.М. Рошаля" в 2024 г
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в приложении к Описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе для товара "Частицы для эмболизации сосудов, нерассасывающиеся, тип 2" с кодом позиции КТРУ "32.50.22.190-00005483" по показателю "4.1 Диаметр частиц" установлено значение " 40
300 > 300
700 > 700
1400".
Вместе с тем, на заседании комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком закупается товар "Частицы для эмболизации сосудов, нерассасывающиеся", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ - 32.50.22.190-00005483 "Частицы для эмболизации сосудов, нерассасывающиеся".
Согласно вышеуказанной позиции КТРУ обязательной характеристикой товара является "Диаметр частиц, мкм" со значениями характеристики " 40 и
300"; "> 300 и
700"; "> 700 и
1400"; "> 1400 и
2000"; "> 2000 и
2800".
Вместе с тем, изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссией установлено, что из структурированной формы извещения и Описания объекта закупки не представляется возможным сопоставить количество поставляемого товара с установленными в структурированной форме извещения характеристиками и требованиям в приложении к Описанию объекта закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в структурированной форме извещения о проведении Аукциона и в Описании объекта закупки допущены разночтения в части установления товаров и характеристик товаров, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
При этом, допущенные нарушения влияют на порядок исполнения обязательств по контракту, могут быть применены не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Иевлевой Анастасии Александровной частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 06.08.2024 N 050/06/105-25797/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 августа 2024 г. N 050/06/105-25797/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024