Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Мытищинская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на расходные материалы(контур дыхательный аппарата ИВЛ) (извещение N 0348300053624000233 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 19.07.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 531 693,80 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 02.08.2024,
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участника закупки,
5) по результатам подведения итогов заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона предметом закупки является поставка расходных материалов (контур дыхательный аппарата ИВЛ).
Заказчиком в структурированной форме извещения о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам поставляемого оборудования, в том числе следующие:
- по позиции 1 для оборудования "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" с кодом позиции КТРУ 32.50.13.190-00245 по показателю "Наличие на Y-образном коннекторе, 2-х портов" установлено значение "наличие" с обоснованием характеристики "В связи с отсутствием в КТРУ, для описания объекта закупки заказчик использовал характеристики, обусловленные узкоспециализированной деятельностью заказчика, накопленным опытом использования расходного материала с заданными параметрами для проведения процедур медицинской помощи с обеспечением безопасности пациентов, медицинского персонала и достижения максимальной результативности проведённых процедур"; по показателю "Длина линии для подачи воды, без учета коннекторов" установлено значение " 200 и
260 сантиметр" с обоснованием характеристики "Оптимальная длина трубки для соединения емкости с раствором и камерой увлажнения";
- по позиции 2 для оборудования "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования тип 2" с кодом позиции КТРУ 32.50.13.190-00245 по показателю "Коннекторы трубок вдоха и выдоха, со стороны аппарата, имеют размер патрубка" установлено значение "22 мм" с обоснованием характеристики "В соответствии с ГОСТ ISO 5256-1-2023".
- позиции 3 для оборудования "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования тип 3" с кодом позиции КТРУ 32.50.13.190-00246 по показателю "Тип контура" установлено значение "Реверсивный" с обоснованием "Соответствует КТРУ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчик, устанавливая требование к "Наличие на Y-образном коннекторе, 2-х портов", не заявлял размеры портов что б не ограничивать число участников. Указал только количество портов на Y-образном коннекторе и назначение этих портов, т.е. обоснование для чего они ему нужны.
Для комиссии ФАС, сообщаем, что у заказчика в эксплуатации имеются увлажнители в комплекте с температурными датчиками, которые отвечают требованиям и соответствуют характеристикам Приложения R, ГОСТ ISO 8185-2012. То есть являются стандартными. В свою очередь сопрягаемые части они же отверстия для установки температурных датчиков (порт для измерения температуры) должны соответствовать требованиям приложения Q и п.11.5.1 настоящего стандарта ГОСТ ISO 8185-2012.
Именно это и имел ввиду заказчик, отвечая на запрос заявителя жалобы, что размер портов стандартный.
Также, отметим, что в ГОСТ ISO 8185-2012 "УВЛАЖНИТЕЛИ МЕДИЦИНСКИЕ" в п. 11.5.3 заявлено, что:
"11.5.3 Температурные датчики, размеры которых не соответствуют требованиям приложения Q, не должны быть взаимозаменяемы с датчиками, соответствующими требованиям приложения Q.".
Повторимся, что у заказчика температурные датчики, советуют требованиям ГОСТ ISO 8185-2012 "УВЛАЖНИТЕЛИ МЕДИЦИНСКИЕ".
Размер порта для измерения давления, заказчик не указал так как у всех производителей контуров дыхательных, порт для измерения давления одинаковый. Заказчик это знает, из опыта работы с контурами разных производителей. Так как по заявленной характеристике нет нормативного документа международного стандарта или межгосударственного стандарта, заказчик решил, что б не выглядело такое требование как ограничение числа участников закупки, решил не указывать размер порта для измерения давления одинаковый.
Поэтому заказчик принял решение, при формировании технического задания электронного аукциона, не указывать размеры портов на Y-образном коннекторе.
Но, заявитель жалобы настаивает на собственной версии, тем самым навязывает свою трактовку заявленной характеристики.
Заказчик считает, что его вариант описания заявленной характеристики и обоснование, достаточно информативный и понятный для любого потенциального участника.
Заказчик, до внесения изменений в ТЗ, заявлял, что "Коннекторы трубок вдоха и выдоха, со стороны аппарата, имеют охватывающий размер конических соединений 22 мм (22F). В соответствии с ГОСТ 31518.1-2012.". Так как ранее действующий стандарт (ГОСТ 31518.1-2012) отменен. Заказчик, по запросу, внес изменение в соответствии с действующим ГОСТ ISO 5256-1-2023.
На повторные запросы заявителя жалобы заказчик отвечал и подтверждал, что ему необходимы размер коннекторов на трубках со стороны аппарата как: "у всех производителей дыхательных контуров размер коннекторов у трубок со стороны аппарата 22 мм. Именно этот параметр и его значение в техническом задании заказчик заявил."
То есть заказчик изначально, как и до внесения изменений, сохранил требование к размеру конических соединений - стандартные как у всех производителей 22 мм."
Хотим отметить, что каталог ЕИС по КТРУ 32.50.13.190-00245 в предложенных характеристиках товара, работ, услуг - нет характеристики "циркуляционный". В свою очередь, Заказчик при формировании технического задания электронного аукциона выбирал параметры, которые максимально отвечают требованиям к составу и характеристикам объекта закупки.
Дополнительно отметим, что согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Оптимальное по описанию и составу объекта закупки содержит код КТРУ 32.50.13.190-00245, с обязательными и не обязательными для применения характеристики, которые Заказчик использовал, тем самым исполнил требования пункта 4 Правил использования КТРУ.
Хотим обратить внимание, что ГОСТ Р 52423-2005 это в первую очередь нормативный документ, термины и определения, для "АППАРАТЫ ИНГАЛЯЦИОННОЙ АНЕСТЕЗИИ И ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ". Как прописано в п.2.5 настоящего ГОСТа, дыхательные контуры являются компонентами "аппаратов ингаляционной анестезии и аппаратов искусственной вентиляции легких". Поэтому только вместе, они образуют систему с помощью, которой проводится искусственная вентиляция легких.
Поэтому правильно рассматривать дыхательный контур как компонент аппарата искусственной вентиляции легких, это будет верным и с точки зрения как это заявлено в ГОСТ Р 52423-2005. Для этого в первую очередь обратим внимание на определение в п.2.4 "Аппараты искусственной вентиляции легких":
"2.4.1.1 анестезиологический аппарат искусственной вентиляции легких; анестезиологический аппарат ИВЛ: Аппарат искусственной вентиляции легких, предназначенный для применения во время общей ингаляционной анестезии"
И
"2.4.1.3 аппарат искусственной вентиляции легких для оживления; аппарат ИВЛ для оживления: Портативное устройство для искусственной вентиляции легких, приводимое в действие оператором".
Теперь, что такое дыхательный контур, точки зрения ГОСТ Р 52423-2005: "2.5.2.1 дыхательный контур: Части аппарата, в которых газ находится под дыхательным давлением."
То есть, в нормативном документе четко заявлено, что дыхательный контур - это только часть аппарата, в которых находится газ.
Объектом закупки, в настоящем электронном аукционе, является контур дыхательный, а не искусственной вентиляции легких (далее ИВЛ).
То есть, если объектом закупки является контур дыхательный, это не означает что в его состав должны входить комплектующие которые устанавливаются и должны входить в состав аппарата ИВЛ. Например, адсорбер о котором заказчик не заявлял в составе. Обращаем внимание, что данная характеристика не является обязательной для выбора, заказчик может ее применить если она будет отвечать заявленным требованиям объекта закупки.
Примечание в ГОСТ Р 52423-2005, под определением 2.5.2.1, подтверждает наше утверждение:
"Примечания:
1 Если применение данного термина может повлиять на его точную интерпретацию, то состав и конфигурация дыхательного контура должны быть конкретизированы.".
Таким образом заказчик выбрал по КТРУ 32.50.13.190-00245 конкретные характеристики отвечающие требованиям заказчика к объекту закупки. В том числе характеристику "реверсивный", заказчик выбрал, отдавая отчет для чего такой контур ему нужен, к какому аппарату будет контур подсоединятся контур и как будет работать.
То есть заявляя характеристику "реверсивный", заказчик абсолютно понимал смысл и значение этого определения, в ГОСТ Р 52423-2005 в п. 2.5.2.3 "реверсивный дыхательный контур: Дыхательный контур, из которого выдыхаемый газ не выводится или выводится не полностью, а содержащаяся в нем двуокись углерода поглощается. что б исключить не точную интерпретацию и конкретизировать состав".
Для потенциального поставщика это может ничего не значить и заявленный параметр поставщик не имеет возможности подтвердить и доказать, т.к. для этого надор что б его пропустили в отделении реанимации, операционной и т.д. Что невозможно, т.к это исключительно вречебная процедура.
Отдельно отметим, что заказчик выбрал характеристику "реверсивный" с целью максимально конкретизировать конфигурацию дыхательного контура отвечающий требованиям заказчика.
2.5.2 Дыхательные контуры аппаратов ингаляционной анестезии и аппаратов искусственной вентиляции легких 2.5.2.1 дыхательный контур: Части аппарата, в которых газ de Atemsystem находится под дыхательным давлением. en breathing system Примечания fr systeme respiratoire 1 Если применение данного термина может повлиять на его точную интерпретацию, то состав и конфигурация дыхательного контура должны быть конкретизированы.
Дополнительно сообщаем, что несмотря на определения ГОСТ То есть для реверсивного дыхательного контура должен механизм ПОГЛОЩЕНИЯ углекислого газа. Это прямо указано в ГОСТе, и отчетливо выражается словом "ПОГЛОЩАЕТСЯ".
В техническом задании указан контур в такой комплектации (отсутствуют элементы для поглощения углекислого газа), в которой невозможно поглощение углекислого газа, т е контур не может быть реверсивным.
Вероятно, это распространенное заблуждение, заказчик путает понятие "реверсивный" с понятием " циркуляционный" дыхательный контур:
(ГОСТ Р 52423-2005, 2.5.2.2 циркуляционный дыхательный контур: Дыхательный контур с односторонним круговым движением газа по отдельным линиям вдоха и выдоха.)".
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии представлено письмо от производителя контуров дыхательных однократного применения ООО "Ассомедика", согласно которому ООО "Ассомедика" подтверждает комплектацию оборудования "Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" с 2 портами для измерения давления и температуры.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам товара подобным образом не ограничивает количество участников, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Следовательно, доводы жалоб Заявителя является необоснованными.
На участие в Аукционе подано 2 заявки от участков закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона, при этом снижение от начальной максимальной цены контракта составило 2,%.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 августа 2024 г. N 050/06/105-26332/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024