Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверки в отношении жалобы, поступившей от общества с ограниченной ответственностью "АСГАРД" (далее - ООО "Асгард", Общество, Заявитель),
на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного дошкольного учреждения Ненецкого автономного округа "Детский сад "Семицветик" (далее - ГБДУ НАО "ДС "Семицветик", Заказчик) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: "Выполнение работ по текущему ремонту в части замены приборов освещения в здании ГБДОУ "Детский сад "Семицветик", расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, горд Нарьян-Мар, улица Пырерко, дом 6" (Извещение N 0184200000624000972),
рассмотренной в присутствии законного представителя Уполномоченного органа, в отсутствии представителя Заказчика, Заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении объекта закупки N 0184200000624000972 поступила жалоба Заявителя (рег. N1594/24), доводы которой сводятся к оспариванию действий комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонения заявки участника закупки.
Уполномоченным органом в контрольный орган в сфере закупок в порядке возражений на предмет жалобы представлены письменные пояснения и доказательства (рег. N1629/24). Из указанных возражений следует, что доводы жалобы являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, действия комиссии по отклонении заявки ООО "Асгард" состоятельны.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения контрольным органом в сфере закупок проверки, а также с учетом информации, изложенной в содержании рассматриваемой жалобы и представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при регламентированных правовых основаниях действующего законодательства, установила следующие основания.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В единой информационной системе в сфере закупок Уполномоченным органом 19.07.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0184200000624000972 "Выполнение работ по текущему ремонту в части замены приборов освещения в здании ГБДОУ НАО "Детский сад "Семицветик", расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Пырерко, дом 6" при начальной (максимальной) цене контракта 5 294 300, 00 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0184200000624000972 установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
На основании позиции 15 приложения к Постановлению N 2571, при выполнении работы по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупки предъявляются дополнительные требования к опыту выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 данной графы данной позиции, должна составлять не менее 20 процентов НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2024 NИЭА1 на участие в электронном аукционе поступило 6 заявок от участников закупки, заявка 117030939 (заявка заявителя) отклонена по следующему обоснованию: "В соответствии с п. 8.11 Извещения об осуществлении закупки и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" от Участника требовалось предоставить: 1) исполненный договор (контракт); 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Договором (контрактом), предусмотренным пунктами 1 и 2 позиции 15 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договор (контракт), заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Участник N117030939 должен был представить контракт об опыте выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений либо по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
По мнению Заявителя, предоставленный участником закупки контракт на выполнение работ по монтажу систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и СКУД от 05.06.2023 N 59-23, заключенный в рамках ФЗ-44 (доп. соглашение N 1 к данному контракту от 15.12.2023 при цене 1 млн 676 тыс. 740 руб.00 коп.), необоснованно отклонен комиссией по осуществлению закупок. ООО "Асгард" был успешно аккредитован по п. 15 Постановления N 2571, направив оператору электронной торговой площадки "РТС-тендер" пакет документов (реестровый номер 27801137641 23 000060). п 1.3 Технического задания - 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации".
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в частности предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в частности в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Пункт 14.2 статьи 1 ГрК РФ определяет капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - ОКС) как замену и (или) восстановление строительных конструкций ОКС или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения ОКС или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частями 8 и 8.1 статьи 55.24 ГрК РФ, в их системной взаимосвязи, под текущим ремонтом понимается замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
Согласно части 5 постановлению Правительства РФ от 16.05.2022 N 881 "Об осуществлении замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при проведении капитального ремонта зданий, сооружений", к работам капитального характера относится замена отдельных конструктивных элементов перекрытий, покрытий на аналогичные или с улучшенными характеристиками.
В соответствии с абзацем 1, 2 постановления Правительства РФ N 2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений", к текущему ремонту зданий, сооружений относят замену и (или) восстановление отдельных элементов систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, оборудования индивидуального теплового пункта, отдельных элементов системы электроснабжения.
В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденного приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр, текущий ремонт определяется как комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности. частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию.
Применительно к технике (объектам технического обслуживания и ремонта) понятие текущего ремонта определено в подпункте 2.3.9 пункта 2.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", в соответствии с которым текущим ремонтом является плановый ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных легкодоступных его частей.
Из письменных пояснений Уполномоченного органа следует (текст изложенного документа соответствует орфографии и пунктуации): "Заявитель, акцентируя внимание на пункте 16 раздела Электротехнические и слаботочные устройства Перечня основных работ по текущему ремонту зданий и объектов (Приложение N 7) Ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее ВСН 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, не принимает во внимание, что под текущим ремонтом в указанном пункте понимается замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
В месте с тем, в составе заявки заявителя представлен контракт (реестровый номер 2780113764123000060), на поставку и монтаж систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и СКУЛ. Из указанного контракта и приложений к нему (дефектной ведомости, локального сметного расчёта) не следует, что заявителем осуществлялись работы по замене. демонтажу. либо восстановлению имеющегося инженерно-технического оборудования или сетей, а в локально-сметном расчёте предусмотрено новое оборудование и его монтаж. При этом демонтаж имеющегося оборудования не предусмотрен в контракте и приложениях, в том числе в локально-сметном расчёте.
Более того в представленном заявителем контракте и жалобе указано, что выполненные им работы отнесены к ОКПД 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации". Для данного вида работ применяется типовой контракт на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение N 1), утверждённый приказом МЧС России от 12.10.2020 N 756, который не является контрактом на текущий или капитальный ремонт ОКС.
Кроме того, заказчики используя проектно-сметный метод (части 9-9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ) при определении НМЦК для осуществления закупок по текущему или капитальному ремонту объектов капитального строительства обязаны применять приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства", однако при закупке работ представленных заявителем для подтверждения опыта, указанный приказ не применялся для обоснования НМЦК".
Изучив представленные сторонами документы и информацию Комиссия контрольного органа приходит к выводу о том, что представленный заявителем в составе заявки контракт (реестровый номер 2780113764123000060) не свидетельствует об опыте выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений либо по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Уполномоченным органом пояснено относительно довода заявителя об успешной аккредитации пакета документов по контракту от 05.06.2023 N 59-23, согласно которым "для регистрации (аккредитации) юридического лица в единой информационной системе уполномоченное лицо юридического лица направляет документы, установленные пунктом 12 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60. При этом информация и документы, предусмотренные перечнем Постановления N 2571, отсутствуют в перечне документов, необходимых для прохождения регистрации (аккредитации) юридического лица. Такие документы направляются оператору электронной площадки участником закупки, аккредитованным на этой электронной площадке, в отношении каждого дополнительного требования, установленного в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202, оператор электронной площадки проверяет соответствие направляемых участником торгов документов перечню Постановления N 2571, а также проверяет срок формирования актов выполненных работ, оказанных услуг (не больше 5 лет). Проверка соответствия предмета контракта дополнительному требованию, установленному в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, является полномочием комиссии по проведению закупки.
В рассматриваемом случае, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что у комиссии Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя в связи с не предоставлением информации, предусмотренной позицией 15 приложения к Постановлению N 2571. Следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асгард" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО, Заказчика - Государственного бюджетного дошкольного учреждения Ненецкого автономного округа "Детский сад "Семицветик" при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: "Выполнение работ по текущему ремонту в части замены приборов освещения в здании ГБДОУ "Детский сад "Семицветик", расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, горд Нарьян-Мар, улица Пырерко, дом 6" (Извещение N0184200000624000972) необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 9 августа 2024 г. N 083/06/106-93/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024