1. Вправе ли юридическое лицо включить в ЕГРЮЛ одновременно группировку 50.40 и код ОКВЭД 50.40.1 (при этом сделать этот код основным)?
Иных видов деятельности, подпадающих под коды 50.40.2 и 50.40.3, организация не осуществляет.
2. Допустимо ли указание в ЕГРЮЛ только группировки кодов ОКВЭД, например 52.21, при фактическом осуществлении двух видов деятельности - 52.21.2 и 52.21.24? Или необходимо указывать только коды ОКВЭД 52.21.2 и 52.21.24 либо все коды (52.21, 52.21.2 и 52.21.24) одновременно?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, оба приведенных в вопросе варианта не противоречат закону. Мы не можем исключить, что первая ситуация может быть квалифицирована как свидетельствующая о наличии формальных оснований для вывода о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений. Однако вероятность привлечения в связи с этим должностного лица к административной ответственности представляется нам невысокой.
Обоснование позиции:
Коды ОКВЭД (коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) относятся к числу сведений о юридическом лице, подлежащих включению в ЕГРЮЛ (подп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации). Закон о госрегистрации не содержит требований и правил относительно порядка определения кодов ОКВЭД, сведения о которых юридическое лицо должно включить в ЕГРЮЛ. На сегодняшний день такие коды определяются исходя из содержания ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), введенного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, и Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, далее - Требования).
При создании юридического лица коды ОКВЭД указываются в листе Ж подаваемого на государственную регистрацию заявления (форма N P11001 утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@), при необходимости внесения изменений в указанные коды в последующем используется форма заявления N Р13014, утвержденная тем же приказом.
В ЕГРЮЛ обязательно должен быть указан один основной код. Количество дополнительных кодов деятельности может быть любым. При необходимости заполняются несколько листов Ж заявления, основной код указывает только на первом листе (п. 45 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, далее - Требования). ОКВЭД позволяет определять код цифровыми знаками в количестве от двух до шести. При заполнении заявлений для государственной регистрации необходимо указать не менее четырех цифровых знаков (п. 9 Требований).
Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах по ОКВЭД организационно-правовой форме юридического лица (письма ФНС России от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@, от 24.06.2019 N ГД-3-14/6063@). Указанные юридическим лицом коды по ОКВЭД вносятся регистрирующим органом в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации юридическое лицо обязано в течение семи рабочих дней с момента изменения кодов ОКВЭД сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. При осуществлении юридическим лицом деятельности, код вида которой не внесен в ЕГРЮЛ, либо код внесен, но с нарушением указанного срока, возможно привлечение к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Принципиальная возможность привлечения должностных лиц к административной ответственности за непредставление или представление недостоверных сведений, в частности о кодах ОКВЭД, подтверждается судебной практикой (смотрите постановления АС Центрального округа от 11.03.2020 N Ф10-288/20, Второго КСОЮ от 29.11.2019 по делу N 16-189/2019, Четвертого ААС от 05.04.2018 N 04АП-1262/18, Двадцатого ААС от 17.01.2020 N 20АП-8940/19, решения Рязанского облсуда от 26.05.2020 по делу N 21-73/2020, Нерчинско-Заводского райсуда Забайкальского края от 17.02.2017 по делу N 12-2/2017, ВС Республики Хакасия от 09.07.2020 по делу N 7р-38/2020). Тем не менее сам процесс доказывания факта несоответствия содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД фактически осуществляемой организацией деятельности представляется нам весьма трудоемким, а вероятность обнаружения признаков соответствующего правонарушения неочевидной. Полагаем, что в связи с этим риск привлечения к административной ответственности именно в связи с недостоверностью указанных сведений можно оценить как минимальный.
Как уже было упомянуто выше, по существу единственным требованием, касающимся полноты отражения кода ОКВЭД в документах, является указание на то, что код должен содержать не менее четырех цифровых знаков. Применяемый в ОКВЭД 2 иерархический метод классификации предполагает, что кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух-, шести цифровых знаков. Обозначаемая четырьмя знаками группа (например, "50.40") в большинстве случаев (хотя и не всегда, смотрите, например, группу "52.29") подразделяется далее на пятизначные подгруппы, которые обозначают более узкий вид деятельности по сравнению с деятельностью, обозначенной в "групповом" коде. Вместе с тем как нам представляется, из содержания ОКВЭД 2 не вытекает, что деятельность, выделенная в группу, исчерпывающим образом конкретизируется видами деятельности, которые указаны в подгруппах соответствующей группы. Так, например, из видов деятельности, перечисленных в группе "50.40", не выделены в отдельные подгруппы такие виды деятельности, как транспортирование (перевозка) ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиационных источников, частей ядерных установок, радиоактивных отходов по внутренним водным путям.
Безусловно, при описанных в первой части вопроса обстоятельствах нельзя исключить, что наличие в дополнительных кодах ОКВЭД группы "50.40" может быть воспринято как указание на то, что организация, помимо перевозки грузов по внутренним водным путям, осуществляет иные виды деятельности, подпадающие под деятельность внутреннего водного грузового транспорта, и, следовательно, как формальное основание для вывода о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений относительно осуществляемых организацией видов деятельности. Однако, на наш взгляд, безусловных оснований для такого вывода не имеется. Не видим мы оснований для квалификации в качестве нарушения и второй из описанных в вопросе ситуаций. Отметим в связи с этим, что ни одним нормативным актом не предусмотрено, что при указании кодов ОКВЭД в документах, представляемых для государственной регистрации, необходимо максимально детализировать вид осуществляемой деятельности, используя подгруппы и виды (соответственно 5 и 6 знаков) в тех случаях, когда ОКВЭД 2 предусматривает такую возможность. Однако подчеркнем, что оценить перспективу привлечения в описанной ситуации должностных лиц организации к ответственности, предусмотренной чч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в рамках данного ответа не представляется возможным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
30 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"