Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Критерии разрешения дел о передаче ребенка на воспитание: историко-правовой аспект
Автор
E.E. Леканова - Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Актуальность исследования права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) на воспитание при помощи сравнительного историко-правового метода (путем обращения к советскому правовому опыту) обусловлена тем, что именно в советский период были выработаны критерии, до сих пор используемые судами для разрешения дел о передаче ребенка на воспитание. Суды советского периода в рамках рассмотрения дел данной категории в целях соблюдения принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка руководствовались в качестве решающих следующими факторами: 1) характером отношений между ребенком и потенциальным воспитателем; 2) жилищными условиями; 3) нравственными качествами; 4) семейным положением; 5) фактической возможностью заниматься воспитанием ребенка; 6) мнением ребенка; 7) привязанностью ребенка к братьям и сестрам. Система критериев для разрешения дел о передаче ребенка на воспитание в ходе советской правоприменительной практики начала активно формироваться с 1928 года в связи с участием в таких делах органов опеки и попечительства. Однако система критериев их разрешения не была закреплена законодателем ни в тексте КЗоБСО 1926 года, ни в тексте КоБС 1969 года. Отсутствие указанных факторов в законодательстве является своего рода упущением советского законодателя, которое позволяло судам решать споры о воспитании детей без анализа и учета необходимых данных, что особенно сильно было распространено в первые годы советской власти. Только в постсоветский период примерная система подобных критериев нашла свое отражение в Семейном кодексе РФ.
Ключевые слова: советское семейное право; несовершеннолетние дети; родители; спор о воспитании; критерии разрешения дел о воспитании; правоприменительная презумпция