Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: В декабре 2023 года больница приобрела за счет средств обязательного медицинского страхования оборудование стоимостью более 200 тысяч рублей. Оплата была произведена уже после вступления в силу поправок в федеральное законодательство, которыми был увеличен лимит стоимости основных средств. Допустило ли учреждение нарушение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.)

Государственное учреждение здравоохранения Тверской области в декабре 2023 года заключило договор на поставку оборудования на сумму более 200 тысяч рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.

Товар был поставлен 20 декабря 2023 года и оплачен 26 декабря 2023 года, то есть уже после вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 625-ФЗ, которым лимит приобретения основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования был увеличен до 400 тысяч рублей.

Нарушило ли учреждение законодательство об обязательном медицинском страховании? Имеет ли значение в рассматриваемой ситуации то обстоятельство, что оборудование оплачено после вступления в силу поправок, внесенных в ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Медицинская организация при приобретении оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования должна была соблюдать ограничения, предусмотренные программой обязательного медицинского страхования и тарифным соглашением, действовавшими на момент заключения и исполнения спорного договора.

 

Обоснование позиции:

Правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации определены Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, что установлено ст. 1 названного Федерального закона. Медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования (п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Как устанавливает п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом.

Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ). В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается этим же Федеральным законом.

Действительно, с 25 декабря 2023 г. норма ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ включает в структуру тарифа на оплату медицинской помощи среди прочего расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч рублей за единицу (а не ста тысяч рублей, как ранее): соответствующие изменения внесены подп. "а" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 625-ФЗ.

Между тем тарифы на оплату медицинской помощи (за исключением специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство России или федеральные органы исполнительной власти) устанавливаются соответствующим тарифным соглашением; требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).

В частности, в тарифное соглашение в обязательном порядке включается раздел "Размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи", который должен содержать порядок расчета тарифов на оплату медицинской помощи, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, предусмотренную ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (п. 5 Требований, утвержденных приказом Минздрава России от 10 февраля 2023 г. N 44н).

Равным образом ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусматривает, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 30 рассматриваемого Федерального закона, то есть тарифным соглашением.

Сообразно требованию п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ медицинская организация обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования за исключением случая, указанного в ч. 7.1 ст. 35 этого же Федерального закона.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при использовании средств обязательного медицинского страхования медицинская организация должна была руководствоваться непосредственно программой обязательного медицинского страхования, тарифным соглашением и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Именно эти документы по смыслу закона являются основанием возникновения прав и обязанностей медицинской организации как участника обязательного медицинского страхования.

Подчеркнем, что само по себе внесение изменений в федеральное законодательство в части изменения структуры тарифа на оплату медицинской помощи на взаимные обязательства участников тарифных соглашений, а также договоров в сфере обязательного медицинского страхования, на наш взгляд, не влияет.

Из положений п. 9 Тарифного соглашения по реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Тверской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов от 30 января 2023 г., которое действовало на момент заключения и исполнения спорного договора, следует, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включались расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, при этом допускалось приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до одного миллиона рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение трех месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования. Аналогичные положения содержатся в абзаце шестнадцатом п. 4 Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2022 г. N 795-пп.

Примечательно, что даже на сегодняшний день в абзаце шестом п. 12 Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2023 г. N 665-пп, лимит стоимости основных средств, которые могут приобретаться за счет средств обязательного медицинского страхования, по-прежнему определен в сто тысяч рублей за единицу. В то же время некоторые другие субъекты Российской Федерации уже привели свои территориальные программы и тарифные соглашения в соответствие с внесенными в федеральное законодательство изменениями: смотрите, например, разд. IV Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 28 декабря 2023 г. N 543, и разд. 3 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2024 год.

При таких обстоятельствах, по нашему мнению, медицинская организация при приобретении оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования должна была соблюдать ограничения, предусмотренные программой обязательного медицинского страхования и тарифным соглашением, действовавшими на момент заключения и исполнения спорного договора.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лисицин Павел

 

Ответ прошел контроль качества

 

8 февраля 2024 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"