Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: Можно ли оплатить за счет средств ОМС расходы на замену (приобретение) лифта в медицинском учреждении? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.)

В учреждении здравоохранения сломался лифт. Имеется акт о невозможности дальнейшей эксплуатации данного лифта.

Может ли автономное учреждение самостоятельно закупить лифт (с демонтажом старого, монтажом и пусконаладкой) или отремонтировать за счет средств ОМС? На какой КВР и какую подстатью КОСГУ нужно отнести расходы?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Независимо от того, какой формы будет заключен договор: договор поставки, договор подряда или оказания услуг, замена лифтового оборудования с большой долей вероятности будет классифицирована как работы по капитальному ремонту. Следовательно, расходы за счет средств обязательного медицинского страхования в данном случае будут признаны нецелевыми расходами.

 

Обоснование вывода:

Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", далее - Закон N 326-ФЗ).

При оценке возможности использования учреждением средств ОМС для оплаты указанных в вопросе расходов следует проанализировать:

- требуются ли такие расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, будут ли они направлены (непосредственно или косвенно) на оказание медицинских услуг по программе ОМС;

- входят ли такие расходы (вид расходов) в структуру тарифов на оплату медицинской помощи;

- не содержится ли в Тарифном соглашении или ином нормативном акте, определяющем источники покрытия расходов учреждения здравоохранения, работающего в системе ОМС, прямого указания на то, что планируемые расходы не финансируются за счет Территориальной программы ОМС.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи установлена пунктами 7-8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, а также Тарифными соглашениями по ОМС субъектов РФ, в частности Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2024 год от 02.02.2024 (далее - Тарифное соглашение).

Пунктом 6 раздела II Приложения 1 Тарифного соглашения определено, что расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 400 тысяч рублей за единицу (за исключением расходов, произведенных за счет средств, полученных от оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС), проведение капитального ремонта, реконструкции и капитального ремонта объектов нефинансовых активов в структуру тарифа не включаются.

Под заменой лифтового оборудования подразумевается комплекс работ (услуг) по замене лифта, непригодного к эксплуатации, на новый. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в организациях государственного сектора, не регламентируют порядок отнесения работ к текущему ремонту, капитальному ремонту. Однозначный ответ о классификации работ по ремонту здания, а также инженерных объектов здания могут дать только компетентные должностные лица учреждения.

В общем же виде при определении возможности отнесения работ к работам по капитальному ремонту прежде всего необходимо руководствоваться нормами пп. 14.2, 14.3 ст. 1 ГрК РФ, по текущему ремонту - ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ. Иные подзаконные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми определяется характер выполняемых работ, применяются в части, не противоречащей положениям ГрК РФ.

Так, в соответствии с п. 2 Приложения 9 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, устройство лифтов относится к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте здания.

Кроме того, перечень видов работ, относимых к капитальному ремонту определены разделом III Перечня видов работ, утвержденных приказом Минрегион России от 30.12.2009 N 624, в том числе к ним относятся работы устройству или замене лифтов.

При этом согласно прямой норме пп. 53.2.4.3 Порядка N 82н расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта отражаются по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

Таким образом, независимо от того, какой формы будет заключен договор: договор поставки, договор подряда или оказания услуг, по своей экономической сути это будут расходы по замене лифтового оборудования, которые с большой долей вероятности будут классифицированы как работы по капитальному ремонту. Следовательно, расходы за счет средств обязательного медицинского страхования в данном случае будут признаны нецелевыми расходами.

 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Практическое руководство. Особенности учета в медицинских организациях (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина

 

Ответ прошел контроль качества

 

4 марта 2024 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"