Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 28 мая 2018 г. N 158
"Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. N 381 "Об утверждении Долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
Е. Чекин |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 мая 2018 г. N 158
Основные направления
долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Долговая политика на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - долговая политика Республики Саха (Якутия)) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов республики.
1. Итоги реализации долговой политики Республики Саха (Якутия) предыдущего периода
За период с 2015 года по 2017 год объем государственного долга Республики Саха (Якутия) увеличился с 38 293 млн. рублей до 51 816 млн. рублей или на 35%. Рост государственного долга Республики Саха (Якутия) связан с замедлением темпов роста экономики и с увеличением расходных обязательств государственного бюджета республики, в том числе в рамках исполнения майских Указов Президента Российской Федерации.
Сложившаяся за 2015 - 2017 годы структура государственного долга Республики Саха (Якутия) приведена в следующем графике:
График 1. Государственный долг Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 гг., млн. рублей
Государственные заимствования Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 годах осуществлялись в целях финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения действующих долговых обязательств.
В структуре государственного долга Республики Саха (Якутия) большую часть продолжают занимать государственные ценные бумаги, сроки обращения по которым составляют пять и семь лет. Их доля в 2017 году составила 32%.
В результате замещения рыночных заимствований бюджетными кредитами за период 2015 - 2017 годов доля кредитов кредитных организаций уменьшилась с 22% до 15%, а доля бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, выросла с 17% до 29%.
В прошедшем периоде государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставлялись исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции. При этом доля государственных гарантий Республики Саха (Якутия) незначительно снижалась с 29% общего объема государственного долга в 2015 году до 24% по итогам 2017 года.
Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Республики Саха (Якутия) не возникало. Анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в течение срока их действия.
Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2015 - 2017 годов приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2015 - 2017 годов
|
Целевой показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
1 |
Отношение дефицита бюджета к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
4% |
6,7% |
8,1% |
2 |
Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений |
37,5% |
40,1% |
46,2% |
3 |
Доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений |
20,2% |
18,6% |
21,9% |
4 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
1,1% |
1,1% |
1,2% |
5 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия). |
2,3% |
7,1% |
5,5% |
По итогам 2017 года сумма расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) составила 2244 млн. рублей. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не превысила 1,2%, что соответствует минимальным для субъектов Российской Федерации уровням.
За 2015 - 2017 годы все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Саха (Якутия) производились своевременно в соответствии с графиками платежей.
2. Текущее состояние государственного долга Республики Саха (Якутия)
Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 01 апреля 2018 года составил 50 683 млн. рублей. Структура государственного долга Республики Саха (Якутия) на указанную дату состояла из следующих долговых обязательств: государственные ценные бумаги - 32% от общего объема долга, кредиты кредитных организаций - 15%, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета - 28%, государственные гарантии - 25%.
По состоянию на 01 апреля 2018 года отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или долговая нагрузка составила 43,1%.
Осуществлено расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 апреля 2018 года на сумму 601 млн. рублей.
Все установленные ограничения по объему государственного долга и сумме расходов на обслуживание государственного долга Республикой Саха (Якутия) соблюдены.
Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться в группе субъектов Российской Федерации с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета.
08 ноября 2017 года Республике Саха (Якутия) Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) впервые присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне A (RU), прогноз "Стабильный".
В январе - феврале 2018 года международные кредитные рейтинги республики подтверждены на достигнутых уровнях: Standard&Poors на уровне "ВВ", прогноз "Стабильный" и Fitch Ratings "ВВВ-", прогноз "Стабильный".
3. Основные факторы, определяющие характер Долговой политики Республики Саха (Якутия)
В 2018 - 2020 годах долговая политика Республики Саха (Якутия) будет реализовываться в условиях низких темпов роста экономики, наличия геополитической напряженности, действия международных санкций, продолжающейся нестабильности на финансовых рынках.
Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2020 годы при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются снижение темпов роста доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), растущее давление на расходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации при исчерпании потенциала гибкости расходов и сокращении финансовой поддержки из федерального бюджета и установлении ряда обязательств для получения. Предоставление бюджетных кредитов для рефинансирования долга регионов с 2018 года не предусматривается, поэтому основными источниками финансирования дефицита бюджета станут рыночные заимствования, и доля коммерческого долга в структуре госдолга начнет расти. Накопление указанных факторов, а также ухудшение ситуации на финансовых рынках может отрицательно повлиять на условия заимствований и вызвать рост расходов на обслуживание долга.
4. Цели и задачи долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2020 годы
Целями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия), сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления долговыми обязательствами, проведение взвешенной политики в области государственных заимствований и формирование оптимальной структуры государственного долга.
Основными задачами долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
1) поддержание приемлемого, экономически обоснованного объема государственного долга Республики Саха (Якутия);
2) улучшение структуры государственного долга Республики Саха (Якутия) путем увеличения дюрации долга и равномерного распределения погашения долговых обязательств;
3) оптимизация расходов бюджета на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия);
4) обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
5) сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований и с управлением государственным долгом;
6) укрепление репутации Республики Саха (Якутия) в качестве надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.
5. Анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Саха (Якутия)
5.1. Риски, возникающие по государственным заимствованиям
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Саха (Якутия), являются:
Риски неисполнения прогнозных назначений по налоговым и неналоговым доходам государственного бюджета Республики Саха (Якутия), связанные с волатильностью финансовых и сырьевых рынков, могут сохраняться и в течение 2018 - 2020 годов, вследствие чего размер дефицита государственного бюджета может расти. Такие риски требуют комплексного подхода для их снижения: сдерживание и оптимизация расходов, мобилизация доходных источников бюджета, контроль за объемом привлекаемых заимствований.
Риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.
Для снижения рисков, связанных со способностью республики своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры на финансовых рынках, привлечения заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе.
Риск процентной ставки - риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок. В целях снижения рисков в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия). При мониторинге могут использоваться услуги и электронные системы по информационно-аналитическому сопровождению управления долговыми обязательствами.
Операционные риски, в том числе случайные или преднамеренные действия (бездействие) физических или юридических лиц, возможность нарушения установленных порядков и процедур, сбои в функционировании систем и оборудования, неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля, должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов, систем, оборудования, упреждающего возможные проблемы и отклонения.
5.2. Риски исполнения условных обязательств
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации объем предоставленных государственных гарантий учитывается в составе государственного долга субъекта Российской Федерации. В целях снижения доли условных обязательств в структуре долга государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставляются только в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает непосредственное влияние на параметры долговой устойчивости бюджета, Республика Саха (Якутия) будет вести сдержанную политику в отношении предоставления государственных гарантий.
Для снижения рисков наступления случая неисполнения принципалами обязательств по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Саха (Якутия), целесообразно:
ограничить объем предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
проводить анализ финансового состояния принципала в течение срока действия государственной гарантии Республики Саха (Якутия);
на постоянной основе вести мониторинг рисков неисполнения принципалом гарантированных обязательств.
6. Инструменты и мероприятия реализации долговой политики
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018 - 2020 годах будет продолжена реализация ключевых программных документов:
Комплексных планов мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 - 2020 годов, утвержденных распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2014 г. N 281-РП (далее - Комплексные планы мероприятий), направленных на увеличение доходной базы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и ограничение размера дефицита государственного бюджета и параметров государственного долга;
Программы оптимизации расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы, включающей в себя мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности государственных служащих, содействие установлению муниципальными образованиями запрета на увеличение численности муниципальных служащих, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2017 г. N 266-РГ, которая обеспечит сдерживание расходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В 2018 - 2020 годах основным источником финансирования дефицита государственного бюджета останутся государственные заимствования.
Учитывая то, что, начиная с 2018 года бюджетные кредиты из федерального бюджета не предусматриваются, главными инструментами заимствований будут являться государственные ценные бумаги Республики Саха (Якутия) и кредиты кредитных организаций.
В качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета планируется активное использование долгосрочных государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия). При отсутствии негативных факторов на российском финансовом рынке по облигациям государственного займа Республики Саха (Якутия) 2018 - 2020 годов могут быть установлены сроки обращения до десяти лет. Основными преимуществами облигационных займов, как инструмента заимствования, являются более длительные сроки, конкурентный механизм ценообразования, равномерное распределение платежей, диверсифицированный состав кредиторов.
Привлечение кредитов кредитных организаций будет осуществляться на конкурентной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством. В целях снижения расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) будет проводиться работа с кредитными организациями по снижению процентных ставок в пределах уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на один процент. При этом снижение процентной ставки по действующим кредитным контрактам возможно как путем внесения изменений, так и путем рефинансирования долговых обязательств.
В 2018 - 2020 годах в целях управления ликвидностью бюджета продолжится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия).
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
При осуществлении заимствований будут соблюдаться требования статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации о направлении заимствований только на цели финансирования дефицита государственного бюджета и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия).
Прогноз поступления по источникам финансирования дефицита бюджета на 2018 - 2020 годы будет составлен на основе Методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Сохранению приемлемого и экономически обоснованного уровня государственного долга Республики Саха (Якутия) и оптимизации его структуры будут способствовать:
дальнейшая реализация Комплексных планов мероприятий на период до 2020 года;
выполнение целевых показателей (индикаторов) подпрограммы "Оптимизация управления государственным долгом Республики Саха (Якутия)" государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Саха (Якутия)".
Республика Саха (Якутия) в 2018 - 2020 годах обязана соблюдать целевые показатели по дефициту и параметрам государственного долга Республики Саха (Якутия), установленные комплексным планом мероприятий по совершенствованию государственной долговой политики Республики Саха (Якутия), утвержденным распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 31.03.2014 N 281-РП (далее - Комплексный план мероприятий по совершенствованию долговой политики) на 2017 - 2020 годы в соответствии с действующими Соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации:
обеспечение в 2018 - 2020 годах дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на уровне не более 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий финансовый год;
обеспечение в 2018 - 2020 годах отношения объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений на уровне не выше 47 процентов;
обеспечение в 2018 - 2020 годах доли общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений, на уровне не выше 34 процентов - в 2018 году, не выше 39 процентов в 2019 и 2020 годах.
Отношение расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) к сумме расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не должно превышать в 2018 году 3,5%, в 2019 - 2020 годах не должно превышать 5%.
Основными мероприятиями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
1) планирование государственных заимствований Республики Саха (Якутия) исходя из графиков погашения долговых обязательств, стоимости обслуживания и влияния на платежеспособность государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) мониторинг соответствия размера дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и параметров государственного долга Республики Саха (Якутия) ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Комплексным планом мероприятий по совершенствованию долговой политики на период до 2020 года;
3) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
4) привлечение заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе;
5) обеспечение равномерного распределения сумм погашения и обслуживания долговых обязательств по годам;
6) включение в закон о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение государственного долга Республики Саха (Якутия) в полном объеме в соответствии с графиками, а также условия о том, что расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) не подлежат сокращению;
7) диверсификация долгового портфеля Республики Саха (Якутия);
8) направление доходов, фактически полученных при исполнении государственного бюджета сверх утвержденного законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете общего объема доходов на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга;
9) использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
10) ограничение объема предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
11) проведение анализа финансового состояния принципала в течение срока действия государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
12) обеспечение своевременного и полного учета информации о государственном долге Республики Саха (Якутия), формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Республики Саха (Якутия);
13) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Республики Саха (Якутия);
14) взаимодействие с рейтинговыми агентствами по поддержанию кредитных рейтингов Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2018 г. N 158 "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 31 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 мая 2018 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 июня 2018 г. N 23, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 20 июня 2018 г. N 19
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2018 г. N 283 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2019 г.