Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение 1. Стратегический анализ текущего социально-экономического положения Республики Саха (Якутия)

Приложение 1
к Стратегии социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия)
до 2032 года с целевым
видением до 2050 года

 

Стратегический анализ
текущего социально-экономического положения Республики Саха (Якутия)

 

Цель разработки Стратегии - это определение целей, задач, приоритетов, направлений развития, ключевых проектов, результатов, основных параметров ресурсных источников, необходимых для достижения стратегических целей и задач долгосрочного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Правовую основу разработки Стратегии составляют Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 года 1742-3 N 1041-V "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)".

Стратегия согласована с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) (письмо Минэкономразвития России от 15 мая 2017 года N Д27и-642).

Стратегические направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) определены во взаимосвязи с реализацией положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия), региональных составляющих национальных и федеральных проектов и плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Разработка Стратегии велась на основе следующих принципов:

принцип приоритетности интересов человека - формирование и приумножение человеческого капитала, создание комфортного пространства и общественных институтов для полноценной реализации потенциала человека;

принцип устойчивого развития - переход к модели развития, основой которой является удовлетворение потребности текущего периода без ущерба для будущих поколений;

принцип концентрации ресурсов на результат - первоочередность реализации комплексных высокоэффективных мероприятий, в том числе при пространственном развитии территорий;

принцип баланса интересов заинтересованных сторон - взаимовыгодное отражение в Стратегии мнения и интересов населения, крупного бизнеса, субъектов малого и среднего предпринимательства, федеральных органов власти, органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), местного самоуправления;

принцип открытости - обеспечение доступности информации об основных положениях Стратегии, вовлечение населения и бизнеса в общественное обсуждение проекта Стратегии.

Основные подходы к разработке Стратегии:

экспертная оценка - экспертиза промежуточных и итоговых проектов Стратегии, проведение семинаров и конференций;

совмещение и устойчивая взаимосвязь концептуального и операционального этапов - одновременная проработка базовых идей до уровня текущих мероприятий с выработкой концепций всех документов стратегического планирования - от Стратегии до мероприятий государственных программ, схемы территориального планирования, плана мероприятий по реализации Стратегии, стратегий муниципальных образований;

проработка механизмов управления реализацией Стратегией - выстраивание тесной взаимосвязи реализации Стратегии со структурой органов власти, институтов развития, общественных институтов, органов местного самоуправления.

В Стратегии раскрывается прибрежно-морской компонент, который предполагает реализацию перспективной экономической модели развития Северного морского пути как транснациональной морской магистрали круглогодичного функционирования, проведение научных исследований и применение новых технологий в прибрежной зоне, сохранение в прилегающей акватории Мирового океана уникальных природных объектов и биоразнообразия на основе расширения и оптимизации деятельности особо охраняемых природных территорий (и акваторий) федерального и республиканского значения, а также их использования для целей развития международного и внутреннего экологического туризма.

В Стратегии использованы результаты НИР "Республика Саха (Якутия) - 2050. Форсайт исследование", Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова и Сибирский федеральный университет; НИР "Сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года", Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

 

Характеристика социально-экономических условий развития

 

Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой. Республика отнесена к геостратегическим территориям Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного макрорегиона России. На начало 2018 года в республике проживало 964,3 тысяч человек. По численности населения Республика Саха (Якутия) занимает третье место в Дальневосточном федеральном округе после Приморского и Хабаровского краев.

По состоянию на 1 января 2017 года административно-территориальное устройство республики представлено согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) 13 городами, 42 поселками городского типа, 582 сельскими населенными пунктами.

Всего по Республике Саха (Якутия) 34 муниципальных района (в том числе национальные - 4), 2 городских округа, 48 городских и 361 сельское поселение (в том числе национальные - 46).

Республика Саха (Якутия) по своим природным и территориальным условиям является уникальным регионом, не имеющим аналогов на планете.

Республика Саха (Якутия) является самой крупной по площади административно-территориальной единицей в мире. Общая площадь территории республики составляет 3,1 млн кв. км. Свыше 40 процентов территории республики находится за Северным полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км. Ежегодно в эти моря выносится 780 кубических километров воды - это примерно пятая часть стока рек России, причем около 70 процентов этого объема составляет сток реки Лены.

Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам, по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.

По разным оценкам минерально-сырьевой потенциал республики оценивается в 2-5 трлн долларов США и имеет тенденцию к увеличению.

Природно-климатические условия Якутии можно охарактеризовать как экстремальные, это один из самых холодных регионов страны, большая часть территории республики расположена в зоне многолетней мерзлоты.

Средняя плотность населения - 0,32 человека на кв. км - является одной из самых низких в Российской Федерации. При этом средняя плотность населения в Арктической Якутии составляет 0,04 человека на кв. км.

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием природно-климатического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией сложившихся относительно освоенных и слабо освоенных районов, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов, неразвитостью и отсутствием дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры.

 

Оценка достигнутых целей социально-экономического развития

 

В соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 3 февраля 2006 года N Пр-154 в Республике Саха (Якутия) разработана и реализуется Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Схема-2020), одобренная Правительством Российской Федерации (протокол заседания N 5 от 8 февраля 2007 года).

В середине текущего десятилетия создание системы новых базовых отраслей, опережающее развитие инфраструктуры, обеспечивающих долгосрочное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), позволило республике выйти в лидеры по динамике темпов роста экономики.

За период реализации Схемы-2020 (2017 год к 2006 году) валовой региональный продукт увеличился в 4,4 раза в абсолютном выражении при плане по инновационному варианту в 4 раза. В сопоставимых ценах ВРП увеличился на 39,4 процента, что почти в 2 раза опережает среднероссийский темп (19,2 процента).

На рост интегрального показателя экономики оказали влияние структурные изменения в промышленности: в дополнение к традиционным базовым отраслям по добыче алмазов, золота и угля создается современный нефтегазовый комплекс. Объем промышленной продукции увеличился в 4,4 раза (план 3,4 раза), при этом индекс промышленного производства топливно-энергетического комплекса составил 3,9 раза к 2006 году при плане в 3,2 раза. Вместе с тем не достигнуты планы по индексу обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Несмотря на диверсификацию экономики, сохраняется ресурсно-сырьевая модель экономического роста Республики Саха (Якутия). В связи с высокой себестоимостью производства единицы сырьевой продукции в республике не строились предприятия по переработке и обработке добываемого сырья. Предприятия добывающих отраслей ориентированы на вывоз сырья в промышленно развитые регионы европейской и азиатской частей страны, что и определило доминирующее положение отраслей добывающей промышленности в структуре валового регионального продукта за 2007 - 2017 годы.

Так, доля обрабатывающих производств в структуре ВРП снизилась с 2 процентов в 2006 году до 1,1 процента в 2017 году (- 0,9 процентных пункта). Снижение объемов производства в обрабатывающих отраслях связано со снижением производства в пищевой и перерабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов.

Производство обрабатывающих отраслей за период в сопоставимых ценах снизилось на 4 процента (2017 год к 2006 году). Валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 9,2 процента со сжатием доли в сельскохозяйственном производстве Дальневосточного федерального округа.

Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией в Республике Саха (Якутия) составляет порядка 51 процента.

Доля несырьевого сектора, выдающего продукцию с наибольшей добавленной стоимостью, снизилась с 33,1 процента в 2006 году до 29,0 процентов в 2017 году.

За 2007 - 2017 годы привлечено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по Республике Саха (Якутия) в объеме 2,2 трлн рублей. По итогам 2017 года в сравнении с 2006 годом объем инвестиций в основной капитал вырос в 3,1 раза, что существенно выше инновационного варианта (в 1,9 раза) Схемы-2020. По итогам 2017 года удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВРП республики составил 41,0 процент, для сравнения: доля инвестиций в основной капитал в ВВП России по итогам 2017 года составила 17,5 процента. Размер государственных активов увеличился в 2,6 раза.

Основная часть инвестиций обеспечена за счет реализации проектов Восточной газовой программы - строительство магистрального газопровода "Сила Сибири" и обустройство Чаяндинского месторождения.

Численность населения увеличилась и на 1 января 2018 года составила 964,3 тысячи человек (в 2006 году численность населения составляла 954,4 тысячи человек).

Доля численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в среднегодовой численности занятых составляет по республике 10,2 процента. С 2008 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 27 процентов (данные за 2006 - 2007 годы не сопоставимы в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за 2017 год по сравнению с 2008 годом увеличился в 2,2 раза и занимает в общем обороте Российской Федерации около 0,5 процента. Доля сектора малого и среднего предпринимательства за 2017 год в валовом региональном продукте составляет 15,3 процента.

Тенденция к росту доли предпринимательства - свидетельство социально-экономического развития региона. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в развитых странах субъекты малого и среднего предпринимательства создают около половины ВВП и рабочих мест. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33 процента. В России субъекты малого и среднего предпринимательства создают пятую часть ВВП, в них занята лишь четверть населения. Если в Китайской Народной Республике более 50 процентов экспорта приходится на малое и среднее предпринимательство, то в России - не более 7 процентов.

Доходы консолидированного бюджета увеличились в 3,6 раза (план - в 3,3 раза), в том числе налоговые доходы - в 4,2 раза (план - в 4,8 раза).

Доходы консолидированного бюджета без учета инфляции увеличились в 1,6 раза, в том числе налоговые доходы - в 1,8 раза, при этом ВРП в сопоставимых ценах увеличился на 39,4 процента.

При этом расходы растут опережающими темпами, что связано с обеспечением выполнения растущих социальных обязательств. В результате обеспечивается социальная стабильность в регионе.

Среди регионов Дальнего Востока республика находится на первом месте по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. По итогам 2017 года показатель достиг 71,7 лет, что на 8,4 процента выше инновационного плана, но ниже среднероссийского уровня (72,7 лет).

На сокращение смертности населения Якутии влияет внедрение новых методов ранней диагностики заболеваний на начальных стадиях заболевания, профилактические меры по сохранению здоровья населения, обновление медицинского оборудования по программе модернизации системы здравоохранения. Основные показатели смертности населения по причинам смерти по итогам 2017 года не превышали установленных государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения" значений:

от болезней системы кровообращения - 364,2 на 100 тысяч населения (при плане - 420,0);

от новообразований - 136,5 на 100 тысяч населения (при плане - 125,3);

от дорожно-транспортных происшествий - 8,5 на 100 тысяч населения (при плане - 9,5);

от туберкулеза - 5,6 на 100 тысяч населения (при плане - 8,7).

По итогам 2017 года в Республике Саха (Якутия) смертность населения в трудоспособном возрасте составляла 501,2 случая на 100 тысяч населения против среднероссийского уровня 473,4 случая. В структуре причин смертности населения в трудоспособном возрасте доминируют сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

Показатель смертности населения от новообразований по итогам 2017 года превышал установленные плановые значения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и составил 136,5 на 100 тысяч населения (при плане - 125,3 на 100 тысяч населения). Несмотря на проведение мероприятий по улучшению онкологической ситуации в республике и оказанию специализированной медицинской помощи, основной проблемой остается запущенность злокачественных новообразований (IV стадия ЗНО). В связи с этим в 2015 году разработан алгоритм взаимодействия с ЦРБ с высокими показателями запущенных случаев и оказание практической помощи (скрининговые мероприятия, кабинеты сам о обследования и другие). Утвержден порядок маршрутизации пациентов при подозрении или выявлении злокачественного новообразования.

За период с 2007 по 2017 год введено 1 003,92 км дорог общего пользования, из них федерального значения - 537,5 км, регионального и местного значения - 466,42 км, подвижность населения возросла на 62,8 процента и составила 4 174,2 пассажиро-километра на одного жителя, что выше показателя в целом по Российской Федерации (рост на 9,4 процента). Вместе с тем круглогодичной транспортной доступностью обеспечены только 8,7 процента территорий республики, 22 процента дорог в регионе отвечает нормативным требованиям, тогда как в среднем по стране и Дальневосточному федеральному округу - более 50 процентов. Не ликвидированы сезонные разрывы на основных транспортных магистралях.

Обеспеченность жилыми помещениями превысила плановые показатели и на конец 2017 года составила 21,7 кв. м на 1 жителя республики, что тем не менее ниже среднероссийского показателя (24,4) и показателя Дальневосточного федерального округа (23,2). За период с 2007 по 2017 год введено 4,6 млн кв. м жилья.

На конец 2017 года удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составляет 54,5 процента, канализацией - 54,3 процента, отоплением - 77,4 процента, газом - 33 процента, всеми видами благоустройства - 45,6 процента. В подавляющей части отдельных районов благоустройство отсутствует полностью.

Доля населения, имеющего доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, составляет 93,8 процента. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (до 100 Мбит/с), - 68,9 процента.

Реальные денежные доходы населения в период с 2007 по 2017 год выросли на 18,8 процента, в целом по России - на 20,4 процента. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, остается высоким уровень бедности населения. Удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 году составлял 20,3 процента (или 194,1 тысяч человек). В последующие шесть лет доля бедного населения сокращалась и в 2013 году снизилась до 16,3 процента (или 156 тысяч человек). С 2014 года ухудшение экономической ситуации повлияло на рост доли бедного населения: в 2014 году показатель составил 17,4 процента, в 2017 году за чертой бедности проживало более 189,6 тысячи человек (19,8 процента). Уровень бедности в республике выше, чем показатель в среднем по России (13,4 процента).

По итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2016 год Республика Саха (Якутия) заняла первое место (за 2007 год - 42 место).

Таким образом, за последние годы Республика Саха (Якутия) укрепила статус ведущего и динамично развивающегося субъекта Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. В настоящее время республика с численностью населения макрорегиона 16 процентов обеспечивает 23 процента совокупного ВРП Дальнего Востока, 32 процента частных инвестиций и 35 процентов от налоговых поступлений в федеральный бюджет от налогоплательщиков Дальнего Востока.

Главные цели Схемы-2020 в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений.

Сохраняется моносырьевая направленность экономики Республики Саха (Якутия). Добывающая промышленность формирует 47,3 процента ВРП и более 60 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). Среднесписочная численность работников отрасли составляет более 43 тысяч человек, 12,6 процента от среднесписочной численности работников.

Сильное влияние оказывают складывающиеся мировые тенденции развития отраслей экономики и изменения цен на сырье. В связи с перспективой производства искусственных алмазов, активным развитием альтернативных видов топлива и энергии, возможностью открытия и освоения новых крупных месторождений за рубежом при ухудшении горно-геологических условий отработки местных месторождений возрастают риски для ключевых отраслей экономики и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Недостаточно развитая социальная инфраструктура, продолжающийся с 1990-х годов миграционный отток населения, в том числе квалифицированных кадров, низкое качество жизни наряду с неразвитой инфраструктурой, прежде всего энергетической и транспортной, тормозят динамичное развитие Республики Саха (Якутия).

 

Результаты SWOT-анализа

 

Сильные стороны

 

Республика Саха (Якутия) обладает обширной территорией, выгодным географическим положением на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Северной Америкой.

Наличие значительных запасов природных ресурсов. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Республики Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2017 года на территории Республики Саха (Якутия) учтено 2 402 объекта полезных ископаемых по 59 видам минерального и углеводородного сырья. Кроме месторождений с учтенными балансовыми запасами, установлено свыше 16 тысяч проявлений различных видов минерального сырья. На территории республики имеется 68 перспективных створов для строительства ГЭС, потенциальные запасы гидроресурсов основных рек республики составляют 507 млрд кВт/ч, что составляет 1/5 общих ресурсов Российской Федерации.

В Республике Саха (Якутия) произрастает 2,5 процента леса мировых и около 11 процентов древесных запасов России. Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), составляет 254 750,0 тыс. га, или 82 процента от ее общей площади. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, на долю республики приходится 50,8 процента площади лесов и 43,3 процента запаса древесины. Имеются значительные запасы промысловых животных, птиц, рыб, а также дикорастущего сырья.

Присутствие компаний - мировых и российских лидеров в добыче алмазов, нефти и газа. Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" и близость к ней основных разрабатываемых нефтяных месторождений формируют конкурентные преимущества Республики Саха (Якутия) в добыче и поставках нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Формируется Якутский центр газодобычи с перспективой организации поставок газа с месторождений Западной Якутии за пределы республики и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, перспективы организации газоперерабатывающего производства в республике, газификации южных и западных районов республики. По добыче алмазов Республика Саха (Якутия) останется мировым лидером и в долгосрочной перспективе.

Транзитный потенциал. Перспективы создания в Дальневосточном федеральном округе нового транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в городе Якутске, интегрированного с Северным морским путем, внутренними водными путями, железными и автомобильными дорогами.

Строительство ключевого объекта Якутского транспортно-логистического узла - мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска и автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" от города Якутска до населенного пункта Верхнемарково (Иркутская область) позволит создать значительную часть Северного широтного пояса России, стержнем которого станет сквозная магистраль, связывающая Восточную Сибирь через территорию Якутии с Магаданской областью, к портам Охотского моря.

Уникальный туристско-рекреационный потенциал характеризуется с позиции брендирования пяти "Э" - Эко, Этно, Экстрим, Экзотика и Эксклюзив (экологический, этнографический, экстремальный, культурно-познавательный, охотничий, рыболовный, промышленный, событийный виды туризма). В Республике Саха (Якутия) находится более 225 особо охраняемых природных территорий, в том числе 2 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, 7 природных парков, 13 заказников, свыше 700 тысяч рек и малых водотоков, общая протяженность которых составляет около 1,9 млн км, более 825 тыс. озер с суммарной площадью 83 тыс. кв. км.

Благоприятная экологическая ситуация. 38 процентов площади Республики Саха (Якутия) являются особо охраняемыми природными территориями. Республика является мировым резерватом первозданной природы - на долю республики приходится свыше 30 процентов нетронутой хозяйственной деятельностью интактной природы России, или более 10 процентов не вовлеченной в активный хозяйственный процесс природы всего мира.

В Красную книгу Республики Саха (Якутия) занесено 327 видов растений, 112 видов животных, из них 45 видов растений и 23 вида животных занесены в Красную книгу Российской Федерации. Мониторинговые работы по видам, занесенным в красные книги различного уровня, показывают, что в целом состояние редких видов в регионе удовлетворительное, но на территориях активного хозяйственного освоения наблюдается количественное и качественное изменение популяций редких видов.

Высокий уровень человеческого капитала. По индексу человеческого развития республика занимает шестое место среди субъектов Российской Федерации (по данным Аналитического центра при Правительстве Российского Федерации) и восьмое - по уровню ВРП на душу населения.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении устойчиво увеличивается и превысила 70 лет, наблюдается устойчивый естественный прирост населения (в течение последних шести лет). В Республике Саха (Якутия) самый высокий естественный прирост среди регионов Дальневосточного федерального округа (первое место) и среди субъектов Российской Федерации (восьмое место). Средний возраст рабочей силы в республике за 2017 год составил 37,4 года, что на 1,9 лет моложе, чем в среднем по России.

Высокий образовательный уровень населения - доля населения с высшим образованием составила 32,5 процента в 2017 году (25,8 процента в 2007 году).

Стабильная социальная ситуация. Высокий уровень удовлетворенности населения межнациональными отношениями - 73,1 процента в 2016 году.

Широкая научная база. Республика Саха (Якутия) является крупным научным центром на северо-востоке страны, который представлен 24 организациями, выполняющими научные исследования и разработки, в том числе Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Академия наук Республики Саха (Якутия), 11 НИИ Якутского научного центра Сибирского отделения РАН, "Якутнипроалмаз", Якутский НИИ сельского хозяйства, Якутский ПНИИ строительства, другие образовательные и научные учреждения.

Благоприятная институциональная среда. Созданы все элементы инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Население полностью охвачено предоставлением государственных и муниципальных услуг в режиме одного окна на базе многофункциональных центров.

 

Слабые стороны

 

Экстремальные природно-климатические условия, наличие вечной мерзлоты обусловливают сезонную зависимость, в том числе увеличение сроков производства, сокращение сроков эксплуатации, значительное удорожание затрат в капитальном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, ограниченные возможности сельскохозяйственного производства.

Сырьевая экспортно ориентированная модель экономики: доля промышленного производства в структуре ВРП составляет 54,3 процента, более 86 процентов объема промышленного производства приходится на добычу полезных ископаемых.

Неразвитость транспортной инфраструктуры. Только 8,7 процента территории имеет круглогодичную транспортную доступность, где проживает 16 процентов населения республики. Из 586 сельских населенных пунктов только 322 (55 процентов) имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования, 22 процента дорог в регионе отвечает нормативным требованиям, тогда как в среднем по стране и Дальневосточному федеральному округу - более 50 процентов. Дороги с сезонной эксплуатацией, низкой грузоподъемностью и ограниченной пропускной способностью составляют 92 процента. Велика протяженность внутренних водных путей - 16,5 тысяч км, при этом гарантированной глубиной для судоходства обладают не более 50 процентов водных путей.

Высокий износ объектов электроэнергетики - 66 процентов. Зона централизованного энергоснабжения состоит из трех энергорайонов - Западного, Центрального и Южно-Якутского. Централизованным электроснабжением охвачено 36 процентов территории республики, где проживает 85 процентов населения.

Зона действия автономной энергетики охватывает площадь 2,2 млн кв. км (64 процента) с 15 процентами проживающего в республике населения. Основная часть мощности автономных электростанций (около 200 МВт) расположена на территории Северного энергорайона.

Кроме того, электроснабжение административного центра Нижнеколымского улуса (района) поселка Черский и ряда населенных пунктов Оймяконского улуса (района), крупнейшим из которых является поселок Усть-Нера в восточной части республики, осуществляется от Чукотской и Магаданской энергосистем соответственно.

Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, наличие значительной доли ветхого и аварийного жилья (17,6 процента на конец 2017 года) и изношенных коммунальных сетей (износ 50,7 процента на конец 2017 года).

Ограниченная пропускная способность существующей телекоммуникационной инфраструктуры связана с отсутствием наземных каналов связи в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Использование спутниковых каналов связи является безальтернативным ввиду географических особенностей. Высокие тарифы на услуги аренды частотно-энергетических ресурсов спутников связи обусловливают высокие тарифы на услуги доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и отсутствие безлимитных тарифных планов в большинстве населенных пунктов республики.

Очаговый характер расселения. Продолжающийся миграционный отток. С 1990 года рост численности населения республики за счет внешней миграции прекратился и начался отток населения. За 27 лет общая убыль населения за счет миграционного оттока составила 317,2 тысяч человек. В этот же период для республики стало характерной внутренняя миграция из сельской территории в города, которая затрагивает почти все районы Республики Саха (Якутия). В Республике Саха (Якутия) насчитывается 372 населенных пункта с численностью населения до 500 человек, из них в 44 населенных пунктах зафиксирована нулевая численность.

Углубление пространственного дисбаланса, дифференциация социально-экономического развития муниципальных образований. На промышленные районы (Алданский, Ленский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Оймяконский и Мирнинский) и город Якутск приходится 92 процента отгруженной продукции и выполненных работ. На арктические и северные районы приходится лишь 3 процента. Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития.

Около 35 процента населения проживает в сельской местности, при этом происходит отток населения из сельской местности, обусловленный недостаточностью развития социальной, транспортной, информационной инфраструктуры в сельских районах, что может привести к росту расходов бюджетов на содержание инфраструктуры данных населенных пунктов. Низкое качество среды жизни: централизованным отоплением обеспечено 25,5 процента жилого фонда сельской местности, водопроводом - 6,4 процента, канализацией - 7,7 процента, уровень газификации - 21,3 процента.

Вся территория Республики Саха (Якутия) находится в зоне рискованного земледелия, товарное растениеводство возможно лишь в ее южных районах, посевная площадь которых занимает 49,7 процента от всей посевной площади по республике.

Дисбаланс концентрации трудовых ресурсов в отраслях с низкой добавленной стоимостью и инвестиций. Доля занятых в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере составляет 52,1 процента. 46,2 процента ВРП производит 11,2 процента занятых в добыче полезных ископаемых.

Недостаточный уровень менеджмента, неэффективность существующей системы управления.

 

Возможности

 

Смещение центра гравитации глобальной экономики в Азию расширяет возможности реализации человеческого и природно-ресурсного потенциала.

Стремительно меняющиеся технологии - переход на шестой и седьмой технологические уклады, портативность глобальных знаний, цифровизация экономики, низкоуглеродная экономика уменьшают значение фактора транспортной отдаленности и энергозависимости, в настоящее время значительно ограничивающего возможности экономики.

Развитие ИТ-сектора, использующего возможности "цифровой революции" - развития телекоммуникаций и компьютерных технологий, распространения мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, дистанционного предоставления услуг.

Проведение комплексной научной экспедиции РАН в 2016 - 2020 годах, результаты которой должны повлиять на появление и развитие новых отраслей экономики.

Создание инновационного центра федерального уровня с реализацией нишевых направлений, связанных с уникальными особенностями Якутии: разработка технологий для использования в условиях Арктики, создание полигонов для испытаний новых разработок в условиях резкоконтинентального климата.

Разработка технологий и предоставление услуг естественного длительного хранения в вечной мерзлоте (хранилища глобальных инфокоммуникационных систем, продовольствие, биологические материалы и другое).

Возможности внедрения энергосберегающих технологий для сокращения затрат во всех секторах экономики. Возможности развития "зеленой" экономики и хранения энергии, позволяющие создать автономные "умные" населенные пункты.

Повышение спроса на энергоносители. Сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве источника первичной энергии (нефть, природный газ, уголь) - гарантированный спрос на добываемое в республике сырье и продукцию его первичной обработки.

Реализация на территории Республики Саха (Якутия) крупнейших инфраструктурных проектов федерального значения.

Создание на территории Республики Саха (Якутия) опорной зоны развития в восточном секторе российской Арктики.

Формирование диверсифицированных территориальных кластеров в Южной, Восточной и Западной Якутии.

Реализация перспективных форм сбалансированного пространственного развития. Создание Якутской агломерации и сети опорных населенных пунктов.

Спрос на экологическую продукцию и услуги: арктический и экстремальный туризм, рост ценности натуральных продуктов, рост дефицита пресной воды в мире.

Реформирование системы управления, переход на проектное управление.

 

Угрозы

 

Ускоряющиеся циклы глобальных дисбалансов, ухудшение конъюнктуры мировых рынков сырья, добываемого на территории Республики Саха (Якутия).

Перспективы технологий создания и использования искусственных алмазов, ускоренный переход на альтернативные виды топлива.

Растущее качество инфраструктуры и пространства других регионов, влияющее на выбор региона для жизни и инвестиций. Риски монопрофильных населенных пунктов.

Снижение качества человеческого капитала (снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация и искажение общепризнанных ценностей, атомизация общества).

Количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Увеличение соотношения числа иждивенцев к числу работающих.

Изменения федеральной политики, ухудшающие экономические и финансовые основы российских регионов.

Миграция капиталов за пределы республики и сокращение налоговых платежей в консолидированный бюджет региона в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными корпорациями.

Усиление техногенного воздействия на природные комплексы.

 

Глобальные тенденции

 

В мировом масштабе в долгосрочном периоде перед экономикой встают вызовы усиления глобальной конкуренции, новых технологических изменений и возрастания роли человеческого капитала. Значительно усилится роль инноваций в социально-экономическом развитии при снижении влияния традиционных факторов роста. Необходимо учитывать расширение использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей. Усилится влияние экологических факторов, что создаст дополнительные возможности для республики.

Превращение Китайской Народной Республики и Республики Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии создадут условия для рынков сбыта продукции.

Трансформация мировой экономики создаст новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может существенно снизить конкурентоспособность экономики. В ближайшие десятилетия развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Согласно прогнозам ООН численность населения в мире увеличится с 7,6 млрд человек в 2018 году до 8,7 млрд в 2032 году и 9,8 млрд в 2050 году. Прирост населения и экономический рост создают значительный спрос на ресурсы.

До 2050 года потребление продуктов питания возрастет на 70 процентов. Производительность сельского хозяйства в развитых странах до 2032 года будет повышаться с внедрением технологий. Этот процесс будет сопровождаться ростом сельскохозяйственных площадей в развивающихся странах и снижением - в развитых, а также ростом производства генномодифицированной продукции. Особое значение будут иметь селекционно-генетические инновации, необходимые для введения в производство сортов и гибридов, устойчивых к неблагоприятным условиям, болезням и вредителям. Станет возможно создание сортов растений, адаптированных к изменению климата.

Особой ценностью в мире становится доступ к чистой питьевой воде. По данным статистики ООН, к 2025 году две трети населения земного шара будут проживать в регионах с дефицитом питьевой воды.

В результате постепенного глобального потепления климата изменятся природные ландшафты Земли, сократится площадь тундры и лесотундры, низко расположенные приморские территории будут подтоплены, обострится дефицит ряда ресурсов (пресной воды, плодородных почв). В мире будет уделяться пристальное внимание сохранению климата на Земле, будут ужесточены требования к объемам выбросов парниковых газов, возрастет ценность экологического потребления (пищи, чистой воды, экотуризма и так далее).

Увеличение доли пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается снижением доли молодых людей (в возрасте до 15 лет). Если в 2007 году доля пожилых людей составляла 11 процентов, то к 2050 году достигнет 22 процентов, а число пожилых людей в мире впервые в истории человечества превысит число молодых людей. Это подстегнет развитие медико-биологических наук. Будет развиваться персонализированная медицина и дистанционная диагностика, расти спрос на материалы с новыми свойствами, обладающими высокой степенью биосовместимости.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится с 71,7 лет в 2017 году до 80 в 2032 году.

Развитие глобализации приведет к созданию абсолютно новой экономической ситуации, экономики знаний, где фактором успеха любого бизнеса станут повышение роли высококвалифицированных работников и интеллектуальных услуг.

Определяющее значение приобретают исследования и разработки, что требует создания системы управления исследованиями и разработками в области цифровой экономики. Мобильные технологии существенно поменяли глобальные бизнес-модели. В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу - к информационно-телекоммуникационной сети Интернет подключился каждый второй житель Земли. По оценке Глобального института McKinsey (MGI), уже в ближайшие 20 лет до 50 процентов рабочих операций в мире могут быть автоматизированы, и по масштабам этот процесс будет сопоставим с промышленной революцией XVIII-XIX веков.

Эпоха новой промышленной революции, связанной с развитием "киберфизических систем", робототехники и аддитивных технологий, приведет к удешевлению производства, его индивидуализации. Мегатренд - развитие "Больших данных" (Big Data) и Р2Р-технологий приведет к индивидуализации сферы услуг и "капитализации репутации". Распространение автономных компактных систем жизнеобеспечения сделает жизнь на Севере более комфортной. Существенная часть услуг в сфере развлечения, а также образования и во многих других сферах будет предоставляться удаленно и виртуально. Достаточно вероятно создание группировки спутников или дронов, способных обеспечить высокоскоростной доступ в глобальные информационные сети из любой точки земного шара.

Развитие NBIC-технологий приведет к существенным положительным сдвигам в качестве жизни человека (снижение заболеваемости, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, увеличение времени досуга, автоматизация ручного низкоквалифицированного труда и так далее). Кроме того, синтез нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий позволит решить многие стоящие сегодня перед человечеством проблемы.

Ожидается бурный рост секторов экономики, располагающих инновационными нематериальными активами, облачных сервисов, Р2Р-технологий.

Ключевым фактором роста является увеличение мобильности пассажиров в развивающихся странах: мобильность пассажиров здесь к 2050 году увеличится пятикратно по сравнению с 2000 годом. Кроме того, будет происходить значительный рост индекса потока грузоперевозок (наземным транспортом), который увеличится практически в четыре раза за рассматриваемый период времени (2000 - 2050 годы). Появятся новые транспортные коридоры: "новый шелковый путь", с таянием льдов Арктики активно будет использоваться Северный морской путь, соединятся евразийский и североамериканский континенты. Будут внедрены новые виды транспорта: экономичные, самоуправляемые, высокоскоростные.

В перспективе до 2040 года прогнозируется рост потребления нефти, газа и угля. При этом данная тенденция будет сопровождаться развитием альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также переходом к трудноизвлекаемым и нетрадиционным запасам.

В структуре мирового энергобаланса вырастет доля газа, а после него места поделят биотопливо и уголь. После достижения пика спроса на уголь в 2025 году ожидается его сокращение. Распространятся технологии по производству жидкого топлива из природного газа (GTL). Растущее потребление энергии в мире и сокращение топливно-энергетических источников приводят к постепенной диверсификации мировой структуры топливного баланса: возобновляемые источники станут крупными источниками роста поставок энергии. Ожидается рост использования возобновляемых источников энергии в электроэнергетике с 2,5 процента в 2007 году до 8,6 процента в 2030 году.

Сектор экономичных и гибридных автомобилей станет самым быстрорастущим в транспортной отрасли. Согласно прогнозу Bloomberg New Energy Finance парк электромобилей, питающихся от батарей, и бензиново-электрических гибридов будет расти и к 2040 году на них будет приходиться более половины общемировых продаж легковых машин. Ожидается, что к 2040 году согласно общемировым тенденциям доля гибридных машин в общем объеме продаж составит 40 процентов по сравнению с текущими 2 процентами. По оптимистичным оценкам компримированный природный газ может к 2040 году занять 20 процентов сегмента личного транспорта.

Формируется новый пятый вид транспортного сообщения, который дополнит имеющиеся (поезда, самолеты, автомобили и корабли). Технология Hyperloop позволит пассажирам и грузам перемещаться со скоростью 1200 км/час и более.

В ближайшем будущем предполагается вывод мощностей атомной энергетики, особенно с рынков ОЭСР, который может быть компенсирован вводом новых мощностей атомной энергетики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Серьезной проблемой станет снижение запасов ископаемых ресурсов. В 2030 году основными источниками энергии останутся уголь, нефть и газ, суммарно занимая долю в 80 процентов. К 2050 году их суммарные позиции незначительно снизятся за счет возобновляемых источников энергии.

При условии сохранения текущих ограничений минерально-сырьевой базы выбытие действующих шахт спровоцирует сокращение добычи алмазов (с -4,5 до -5 процентов в год). Учитывая текущую себестоимость синтетического производства алмазов ювелирного качества и потенциал технологических решений, используемых в отрасли, кратное увеличение себестоимости производства в перспективе способно сформировать рыночную нишу. Вместе с тем риск полного замещения природных алмазов синтетической продукцией незначителен.

Сократится функционал государства, услуги будут предоставляться преимущественно в электронном виде. В экономике будут конкурировать не государства, а регионы.

Определяющим условием развития республики является федеральная составляющая в зависимости от ускорения институциональных и структурных преобразований, либерализации хозяйственной деятельности, поддержки и развития механизмов государственно-частного партнерства, малого и среднего предпринимательства, создания благоприятной административно-правовой среды и поддержки инновационных секторов экономики, урегулирования и развития системы межбюджетных отношений.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.