Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Окружной администрации города Якутска
от "05" июня 2019 г. N 153п
Положение
о проведении в окружной администрации города Якутска антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 года 668-З N 227-IV "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)" и с учетом решения Якутской городской Думы от 25 марта 2010 года РЯГД-24-11 "Об утверждении Положения о проведении в Якутской городской Думе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов" определяет:
1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
2) признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов);
3) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
4) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
1.2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляются проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принятых главой городского округа "город Якутск" и его заместителями, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение главе городского округа "город Якутск" и его заместителей.
2. Понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
2.1. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
2.2. В Окружной администрации города Якутска осуществляются внутренняя и независимая антикоррупционные экспертизы.
2.3. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется Правовым департаментом Окружной администрации города Якутска.
Обязательной внутренней антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные нормативные правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов по вопросам:
1) защиты прав и свобод граждан;
2) управления муниципальной собственностью городского округа "город Якутск";
3) размещения заказа для муниципальных нужд городского округа "город Якутск";
4) предоставления мер поддержки;
5) бюджетных правоотношений;
6) муниципальной службы;
7) правового положения органов местного самоуправления и лиц, замещающих муниципальные должности в городском округе "город Якутск".
Результаты внутренней антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению главой городского округа "город Якутск".
2.4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
2.5. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению Правовым департаментом Окружной администрации города Якутска и носят рекомендательный характер. Правовой департамент Окружной администрации города Якутска должен рассмотреть данное заключение в 30-дневный срок. Результаты рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы направляются независимому эксперту в виде мотивированного ответа по результатам рассмотрения заключения, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
3. Коррупциогенные факторы
3.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
9) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
3.1.1. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач и направленный на выявление признаков несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового или положения проекта нормативного правового акта.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
4.1. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта главе городского округа "город Якутск" его заместителям, проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза проекта муниципального нормативного правового акта.
4.2. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта оформляются в виде отдельного заключения, согласно приложению N 2 с соблюдением правил, предусмотренных в разделе 5 настоящего Положения.
4.3. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней антикоррупционной экспертизы прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено антикоррупционных факторов.
4.4. Для проведения независимой и общественной экспертиз на коррупциогенность разработчик проекта муниципального правового акта размещает его на официальном сайте Окружной администрации города Якутска в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления. Вместе с проектом муниципального правового акта должны публиковаться сроки и место приема заключений.
4.5. Прием заключений независимой и общественной экспертиз в Окружной администрации города Якутска устанавливается в срок 10 календарных дней.
5. Правила проведения внутренней антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения
5.1. При проведении внутренней антикоррупционной экспертизы, направленной на выявление коррупциогенных факторов, осуществляется анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
5.2. В ходе проведения внутренней антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления коррупциогенных факторов, указанных в пункте 3.1 раздела 3 настоящего Положения.
5.3. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении указываются структурный элемент правового акта и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводятся обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по их устранению.
5.4. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, указанных в пункте 3.1 раздела 3 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
5.5. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам данного проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
5.6. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется главе городского округа "город Якутск" для решения вопроса о внесении изменений в действующий муниципальный нормативный правовой акт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.