Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния в сфере ветеринарного обслуживания в Курганской области
Развитие государственной ветеринарной службы Курганской области как составляющей государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивает благополучие населения Курганской области и Российской Федерации в целом посредством защиты здоровья животных и получения безопасной и качественной продукции животного происхождения в необходимом количестве.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе является продовольственная безопасность Российской Федерации.
Одним из направлений развития агропромышленного комплекса на территории Курганской области является продвижение продукции агропромышленного комплекса на конкурентные общероссийские и мировые рынки. Этого можно достичь при условии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, производимых на территории Курганской области.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасными пищевыми продуктами. Для этого необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области продукции животного происхождения, в том числе импортированной, на всех стадиях ее производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги, продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании и совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.
В настоящее время происходит интенсивное перемещение людей, животных, сырья, продуктов животного и растительного происхождения между отдельными регионами внутри страны и между разными странами и континентами, имеющими различную эпидемиологическую и эпизоотическую ситуацию. В связи с этим задачи государственной ветеринарной службы многократно усложнились требованиями оперативной оценки качества и безопасности продукции животного происхождения и здоровья животных. В системе охраны здоровья населения решающее значение имеет полноценное питание, поэтому обеспечение населения высококачественными и экологически чистыми продуктами животного происхождения является острой проблемой.
Основополагающим документом, регламентирующим обеспечение безопасности пищевых продуктов, является Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", которое устанавливает ряд требований безопасности (включая ветеринарные) к пищевой продукции и связанные с ней процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Правилами и принципами Международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ) определяется важнейшая задача мирового значения - борьба с инфекционными болезнями животных. В соответствии с требованиями МЭБ государствам необходимо организовать проведение мероприятий по поддержанию статуса свободных от болезней списка А животных. Эта категория болезней, получивших название конвенционных или особо опасных, согласно современному определению МЭБ означает "заразные болезни, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению безотносительно к государственным границам, сопровождаются серьезными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения, имеют важное значение в международной торговле животными и продуктами животноводства".
Рост поголовья животных в мире порождает новые опасные эпидемии, которые распространяются повсеместно и создают серьезные проблемы. К ним относятся: атипичная пневмония, птичий и свиной разновидности гриппа, которые нанесли среди прочего и экономический ущерб на миллиарды рублей. Свыше 75% появившихся инфекционных заболеваний имеют "животное" происхождение, более половины из них передаются человеку. По мнению ученых, новые инфекционные заболевания возникают каждые четыре месяца. Сдержать их распространение можно, усилив ветеринарный контроль.
Немалую роль в появлении и распространении инфекций играют и следующие причины: изменение климата, сезонные перелеты птиц и насекомых, миграция диких животных (грызунов, мелких хищников), интенсивный межрегиональный обмен пищевым сырьем и продуктами питания, миграция населения.
Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" решение основных задач в области ветеринарии возложено на Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, в систему которой входят уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. В Курганской области полномочия в сфере ветеринарии осуществляет Управление ветеринарии Курганской области и 18 государственных ветеринарных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Состояние и развитие государственной ветеринарной службы Курганской области имеют свои характерные особенности, связанные с нахождением в буферной зоне Российской Федерации по защите от заноса особо опасных болезней животных с территории сопредельных государств Центральной Азии. Часть из них относится к природно-очаговым инфекциям, заболеваемость которыми у населения неуклонно растет.
Осуществление мероприятий по недопущению возникновения и распространения указанных заболеваний возлагается на государственную ветеринарную службу Курганской области. Согласно плану проведения диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Курганской области проводится полный комплекс профилактических работ. Особая роль отводится ветеринарным лабораториям, аккредитованным в национальной системе аккредитации (далее - ветеринарные лаборатории). В настоящее время из 18 государственных ветеринарных учреждений только государственное бюджетное учреждение "Курганская областная ветеринарная лаборатория" аккредитовано в национальной системе аккредитации и способно проводить диагностические исследования, подтверждать безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения в соответствии с национальными стандартами, принятыми с учетом норм международного права.
Деятельность государственной ветеринарной службы Курганской области непосредственно влияет на экономическое развитие региона. Ежегодно на территории Курганской области происходит оборот большого количества сельскохозяйственных животных и подконтрольной продукции. Так с Управлением ветеринарии Курганской области за 2017 год был согласован ввоз: крупного рогатого скота - более 7,1 тыс. голов; свиней - более 1,4 тыс. голов; птицы - более 751,0 тыс. голов; пищевой продукции животноводства - более 13067,9 тонны; кормов (кормовых добавок) - более 12385,0 тонны; вывоза: крупного рогатого скота - более 3,3 тыс. голов; свиней - более 29,4 тыс. голов; птицы - более 265,6 тыс. голов; пищевой продукции животноводства - более 94317,1 тонны; кормов (кормовых добавок) - более 942281,6 тонны; других поднадзорных грузов. Основными хозяйствующими субъектами, занимающимися указанным оборотом подконтрольных грузов, являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Одной из задач органов государственной власти Курганской области и государственной ветеринарной службы Курганской области является создание благоприятных условий для организации и ведения предпринимательской деятельности. Своевременные диагностические исследования и карантинные мероприятия вновь ввозимого поголовья животных являются эффективными методами сокращения необоснованных финансовых потерь, связанных с болезнями и падежом сельскохозяйственных животных и птицы.
Осуществление государственных полномочий на территории Курганской области в объемах и в соответствии с показателями качества, предусмотренными ветеринарным законодательством, непосредственно зависит от состояния материально-технического обеспечения отрасли.
Производственные помещения, в которых размещены ветеринарные станции, ветеринарные лаборатории, подсобные помещения (виварии, гаражи), построены в основном в 50-70-е годы прошлого столетия, многие из них требуют проведения текущего и капитального ремонта. В целом по отрасли износ помещений производственного назначения составляет 70%. Поддержание помещений, занимаемых государственными ветеринарными учреждениями в рабочем состоянии за последнее десятилетие осуществлялось за счет средств, полученных ими от оказания платных ветеринарных услуг, финансовое обеспечение указанных мероприятий за счет бюджетных ассигнований не осуществлялось. Исходя из приоритетов развития государственной ветеринарной службы Курганской области, в первую очередь необходимо направлять бюджетные ассигнования в государственные ветеринарные учреждения в целях оплаты работ по выполнению текущего и капитального ремонта занимаемых ими помещений, в целях поддержания статуса государственных ветеринарных учреждений и аккредитованных ветеринарных лабораторий.
В настоящее время одной из острых является проблема оснащения государственных ветеринарных учреждений специальными автотранспортными средствами, приборами, оборудованием в объемах, определенных ветеринарным законодательством.
Проведенный анализ показал, что имеющиеся в наличии автотранспортные средства изношены на 80%, оборудование - на 70%. Это свидетельствует о том, что значительная часть вышеназванных средств не соответствует техническим характеристикам и требует обновления. Особое внимание необходимо уделять проблеме оснащенности ветеринарных лабораторий, основными направлениями деятельности которых являются своевременная и точная постановка диагноза, контроль за качеством кормов и воды, используемых животными, а также проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства. В ветеринарных лабораториях проводится диагностика более 59 заболеваний животных, птиц, рыб, пчел. При этом ветеринарным лабораториям постоянно приходится работать с материалом, представляющим потенциальную биологическую опасность. Необходимо также учитывать, что ветеринарные лаборатории входят в службу наблюдения и лабораторного контроля и призваны в числе первых оперативно отреагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (радиационных, биологических и химических). Особое направление деятельности ветеринарных лабораторий - это контроль за поступающей в регион импортной продукцией животного происхождения. В современных условиях появляется много новых инфекций, ранее неизвестных ветеринарной науке, способных наносить огромный вред. Все это вызывает необходимость совершенствования существующих методов диагностики и, соответственно, требует внедрения новейших приборов и оборудования.
Для обеспечения функционирования выстроенной системы ветеринарного дела в Курганской области требуется создание кадрового потенциала специалистов в области ветеринарии. Для этого необходимо создать условия для повышения профессионального мастерства, обучения современным методам лечения животных, диагностических исследований и других мероприятий, позволяющих поднять статус государственной ветеринарной службы Курганской области.
Развитие государственной ветеринарной службы Курганской области требует комплексного системного подхода. Принятие Программы решает ряд проблем, образовавшихся в сфере ветеринарии в условиях послекризисного периода, реформирования бюджетного процесса, направленного на достижение конечного результата.
Поставленные задачи должны решаться путем планомерного, последовательного выполнения комплекса мероприятий. Мероприятия должны носить организационный, экономически обоснованный, производственный характер и проводиться в строго определенные сроки с использованием финансовых ресурсов из различных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.