Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблеммы
По-видимому, в названии настоящего раздела допущена опечатка. Вместо "проблеммы" имеется в виду "программы"
1. Муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане" разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)", Законом Курганской области от 10 ноября 2008 г. N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области", решением Курганской городской Думы от 24 декабря 2014 года N 243 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Кургана до 2030 года".
2. Программа является механизмом проведения на территории города Кургана единой политики в сфере физической культуры и спорта, включает комплекс мероприятий, направленных на исполнение полномочий по обеспечению условий для развития в городе массовой физической культуры и спорта.
3. Разработчики Программы руководствуются тем, что регулярные занятия физической культурой и спортом являются важнейшим компонентом здорового образа жизни. Программа базируется на идее позитивного влияния физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности человека в отношении здоровья, физического развития, общей работоспособности. Не менее значимым является использование положительных эффектов физкультурно-спортивной деятельности в отношении динамики и направленности развития различных сфер личности.
4. Роль физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья определена государством как значительная. Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Содержательно и инструментально цель раскрывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, и Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.
5. В среднесрочной перспективе движение к заданным ориентирам в городе Кургане планируется осуществить в рамках муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане". Программа направлена на обеспечение поступательного, динамичного развития системы физической культуры и спорта в городе Кургане как условия укрепления здоровья населения, развития личности и социализации населения города Кургана, а также фактора, определяющего уровень социально-экономического благополучия населения города Кургана.
6. В период с 2015 по 2018 годы в городе Кургане действовали программы, непосредственно определяющие направления развития системы физической культуры и спорта - муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2015-2017 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2016 год", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2017-2019 годы", муниципальная Программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2018-2020 годы".
На протяжении всего периода действия указанных программ целенаправленно осуществлялось совершенствование механизмов управления физической культурой и спортом. Это, прежде всего, связано с формированием нормативного правового обеспечения сферы физической культуры и спорта в городе Кургане. Проведена работа по приведению законодательства в сфере физической культуры и спорта в соответствие с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Создана необходимая нормативная правовая база для реализации в городе Кургане полномочий по управлению в сфере физической культуры и спорта. Ежегодно приказом Департамента социальной политики утверждается календарный план официальных физкультурно-спортивных мероприятий города Кургана и перечень спортивно-массовых мероприятий города Кургана.
7. Наряду с положительными результатами совершенствования механизмов управления системой физической культуры и спорта, достигнутыми в рамках реализации целевых программ города Кургана, сохраняется ряд проблем:
1) имеющаяся в городе Кургане структура управления сферой физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям города Кургана;
2) не использованы в полной мере резервы в установлении эффективного взаимодействия структур Администрации города, учреждений, предприятий и организаций при решении задач функционирования сферы физической культуры и спорта.
8. В ходе реализации муниципальной целевой программы города Кургана в сфере физической культуры и спорта на протяжении трех лет с 2015 года по 2017 год имело место поступательное увеличение общего количества финансовых средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта в городе Кургане. В 2015 году - 49 459 тыс. рублей, в 2016 году - 65 002 тыс. рублей, в 2017 году - 65 020 тыс. рублей. Положительная динамика обеспечивалась за счет увеличения ассигнований из бюджета города Кургана. В 2017 году на развитие физической культуры и спорта в городе Кургане было выделено 549 тыс. рублей из областного бюджета.
9. В последние годы в городе Кургане сделан значительный шаг в строительстве спортивных объектов. По состоянию на 31 декабря 2017 года на территории города Кургана насчитывалось 659 действующих спортивных сооружений всех форм собственности. В городе Кургане функционируют 4 стадиона, 176 спортивных залов, 334 плоскостных спортивных сооружений, 15 лыжных баз, 20 сооружений для стрелковых видов спорта и 5 бассейнов.
В 2017 году реконструирован стадион Центральный, заменено искусственное покрытие футбольного поля ДЮСШ N 3 города Кургана.
Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений, острота проблем в данном направлении сохраняется, так как обеспеченность спортивными залами остается низкой и составляет 51,8% от норматива, плоскостными сооружениями - 49,7%, плавательными бассейнами - 3,6%.
По результатам мониторинга эксплуатации спортивных объектов города Кургана, проведенного отделом спорта Департамента социальной политики Администрации города Кургана и на основании статистических отчетов, основная часть спортивных объектов эксплуатируется с превышением регламентированной мощности.
Единовременная пропускная способность объектов спорта города Кургана всех форм собственности в 2017 году - 15 027 человек.
Уровень обеспеченности населения города Кургана спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов физической культуры и спорта от норматива составлял в 2017 году - 38,3%. От этого показателя напрямую зависит доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Для решения данной проблемы необходимо строительство спортивных объектов в различных микрорайонах города Кургана, соответствующих современным требованиям. 10. В городе Кургане в 2017 году в общеобразовательных учреждениях и учреждения профессионального образования обучались 48442 человека. Доля обучающихся и студентов города Кургана, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов города Кургана в 2017 году составила 49,9%.
Является актуальной задача поиска и внедрения механизмов повышения роли общеобразовательных школ как центров физкультурно-спортивной жизни. В настоящее время эффективный механизм реализации данной функции школ, связанный с открытием школьных спортивных клубов, широко не используется.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. В целях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов средствами физической культуры и спорта проводятся занятия в специализированных центрах и клубах адаптивной физической культуры и спорта. В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей занимаются дети-инвалиды на отделении шахматы. Также спортивно-массовую и реабилитационную работу с инвалидами проводят общественные организации: - Курганская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"; - Курганское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих"; - Общественная организация "Курганский областной физкультурно-спортивный клуб инвалидов "Оптимист"; - Курганское региональное отделение Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России".
По данным статистических наблюдений количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в городе Кургане составило в 2015 году - 4566 человек, в 2016 году - 4619 человек, в 2017 году - 4707 человек.
12. Доля населения города Кургана, систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения города Кургана составляла в 2015 году - 30,1%, в 2016 году - 36,2%, в 2017 году - 37,7%. Данный показатель соответствует значениям (не менее 30%), установленным Стратегией развития Курганской области до 2020 года и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.
В городе Кургане поддерживается большое разнообразие форм занятий физической культурой и спортом, способное удовлетворить естественную биологическую потребность различных категорий населения в двигательной активности и социально-психологическую потребность в занятиях спортом. В соответствии с календарным планом официальных физкультурных и спортивных мероприятий города Кургана ежегодно в городе проводится до 150 соревнований, в которых принимает участие порядка 50000 человек. Самыми массовыми городскими мероприятиями традиционно являются: "Курганская лыжня" (количество участников 250 человек), соревнования по хоккею среди дворовых команд "Золотая шайба" (количество участников 205 человек), городской турнир по футболу на приз клуба "Кожаный мяч" (количество участников 490 человек), соревнования по футболу среди дворовых команд (более 2000 участников).
Интерес населения города Кургана к занятиям физической культурой и спортом поддерживается посредством организации пропаганды физической культуры и спорта. Информационная политика в сфере физической культуры и спорта строилась на основе взаимодействия со средствами массовой информации в форме проведения информационно-пропагандистских акций, информационного сопровождения спортивных и физкультурных мероприятий, социальной рекламы, проведения пресс-конференций. Весомое место в информировании населения города Кургана о состоянии и развитии физической культуры и спорта занял официальный сайт Администрации города Курган.
13. Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности в 2015 году - 1048 человек, в 2016 году - 1115 человек, в 2017 году - 1121 человек.
14. В специализированных спортивных учреждениях, расположенных на территории города Кургана, в 2015 году занимались 9043 детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, в 2016 году - 7525 человек, в 2017 году - 6767 человек.
Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории города Кургана, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории города Кургана в 2017 году составляла 16,5%.
15. Количество спортсменов в муниципальных детско-юношеский спортивных школах города Кургана, имеющих спортивные разряды от общей численности обучающихся в 2017 году составило 26,6%.
16. В 2017 году физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми и подростками в городе осуществляют 16 муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования, в которых занимаются 10156 человек.
Доля населения города в возрасте от 6 до 18 лет, занимающегося в муниципальных, государственных ДЮСШ и на физкультурно-спортивных отделениях многопрофильных муниципальных учреждений дополнительного образования детей составила в 2017 году 24,8%.
17. В 2015 году создан и функционирует муниципальный Центр тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) ВФСК "Готов к труду и обороне" на базе МБУДО "ДЮСШ N 3" по адресу: г. Курган, ул. Т. Невежина, 7.
С 1 января 2017 года город Курган приступил к реализации 3 этапа внедрения комплекса ГТО среди всех возрастных категорий населения.
На официальном сайте www.gto.ru зарегистрировано 24 774 жителей города Кургана. Всего за 2017 год присвоено 1960 знаков отличия ВФСК ГТО. Из них 807 золотых, 754 серебряных и 399 бронзовых знаков.
18. Положительная динамика основных индикаторов развития сферы физической культуры и спорта в городе Кургане подтверждает эффективность мер, реализованных в рамках муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2015 - 2017 годы", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2016 год", муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2017 - 2019 годы" и муниципальной Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане на 2018 - 2020 годы".
Однако закрепление достигнутых результатов и обеспечение дальнейшего динамичного развития системы физической культуры и спорта в городе Кургане требует максимальной мобилизации и рационального распределения ресурсов.
19. В ходе анализа были определены проблемы, которые обобщенно можно представить следующим образом:
1) несоответствие структуры управления в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне требованиям федерального законодательства;
2) отсутствие мониторинга за эффективностью используемых технологий пропаганды физической культуры и спорта, социальной рекламы и, как следствие, низкий уровень критичности в оценке данной деятельности, ее роли в формировании здорового образа жизни;
3) низкий уровень организации студенческого спорта в городе Кургане;
4) недостаточное использование потенциала общеобразовательных учреждений в качестве центров физкультурно-спортивной жизни населения города Кургана;
5) недостаточное использование экстремальных видов спорта в качестве средств профилактики поведенческих антисоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
6) недостаточное количество современных спортивных объектов для удовлетворения потребностей населения города Кургана в занятиях физической культурой и спортом.
20. Для решения указанных проблем приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта города Кургана на среднесрочную перспективу определены:
1) непрерывная модернизация нормативно-правового и организационного обеспечения развития физической культуры и спорта;
2) дальнейшее совершенствование информационной политики в сфере физической культуры и спорта, внедрение новых технологий пропаганды здорового образа жизни и социальной рекламы;
3) развитие кадрового потенциала системы физической культуры и спорта города Кургана;
4) развитие системы учебно-методического обеспечения физической культуры и спорта в городе Кургане, в том числе посредством участия в региональных методических конкурсах и проектах;
5) совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях общего и профессионального образования, создание и эффективное функционирование школьных спортивных клубов, создание подсистемы студенческого спорта в городе Кургане;
6) поддержка экстремальных видов спорта как средств профилактики правонарушений среди молодежи, наркомании и токсикомании, в том числе содействие проведению в городе Кургане мероприятий и соревнований по таким видам спорта;
7) совершенствование материально-технической базы и повышение качества тренировочного процесса в специализированных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, развитие муниципальных детско-юношеских спортивных школ, как самостоятельных организаций, осуществляющих спортивную подготовку (включая внедрение программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов и переход на нормативно-подушевой принцип финансирования оказываемых услуг);
8) развитие сети учреждений города Кургана, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги, и системы физкультурных и спортивных мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расширение и повышение качества данных услуг;
9) повышение уровня организации, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений в городе Кургане, в том числе посредством участия команд муниципальных ДЮСШ в Спартакиаде спортивных школ Курганской области;
10) развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе строительство, ремонт и реконструкция объектов физкультурно-спортивного назначения, в том числе участие в социально значимом проекте "500 шагов до спортплощадки";
11) реализация на территории города Кургана мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.