Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Шадринска
от 23.01.2019 N 97
Муниципальная программа
"Развитие воспитательной компоненты в муниципальной системе образования города Шадринска на 2019-2020 годы"
1. Паспорт муниципальной программы "Развитие воспитательной компоненты в муниципальной системе образования города Шадринска на 2019-2020 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие воспитательной компоненты в муниципальной системе образования города Шадринска на 2019-2020 годы" (далее - Программа). |
Основание разработки Программы |
Федеральные законы от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе"; от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Закон Курганской области от 27.12.2013 N 107 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области"; Указы Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1406; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2017 N 1726-р; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р; Государственная программа Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики на 2016-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 N 9. |
Заказчик Программы |
Администрация города Шадринска |
Ответственный исполнитель и соисполнители Программы |
1) Отдел образования Администрации города Шадринска; 2) комитет по молодежной политике Администрации города Шадринска; 3) муниципальные общеобразовательные организации муниципального образования - город Шадринск; 4) учреждения дополнительного образования муниципального образования - город Шадринск; 5) учреждения системы профилактики муниципального образования - город Шадринск (по согласованию). |
Цель Программы |
Создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы и единого воспитательного пространства, развивающего потенциал сфер воспитания и дополнительного образования в муниципальной системе образования муниципального образования - город Шадринск. |
Основные задачи Программы |
1. Обеспечение преемственности воспитания на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях. 2. Обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 3. Организация взаимодействия организаций дополнительного образования и муниципальных общеобразовательных организаций города Шадринска в решении задач воспитания молодого поколения. Развитие детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления. 4. Создание условия для организации работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи. 5. Создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. 6. Создание условий для развития новых форм работы по воспитанию правовой культуры всех участников образовательного процесса, представлений об основных правах и обязанностях, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних. 7. Осуществление плановых мероприятий гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающие оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма. 8. Создание условий для социально-психологического сопровождения Программы. |
Сроки реализации Программы |
2019-2020 годы. |
Объемы и источники финансирования |
Мероприятия носят организационный характер без привлечения финансирования бюджета города Шадринска. |
Целевые индикаторы реализации программы |
1. Доля общеобразовательных организаций, в которых введена дифференцированная оплата труда за качественное выполнение функций классного руководителя (% от общего числа общеобразовательных организаций). 2. Доля общеобразовательных организаций, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением, от общего числа общеобразовательных организаций (% от общего числа общеобразовательных организаций). 3. Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы воспитания и социализации обучающихся и ежегодного публичного отчета по ее реализации (% от общего числа общеобразовательных организаций). 4. Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы воспитания и социализации обучающихся, составленной в соответствии с требованиями ФГОС (% от общего числа общеобразовательных организаций). 5. Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы экологического воспитания, составленной в соответствии с требованиями ФГОС (% от общего числа общеобразовательных организаций). 6. Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составленной в соответствии с требованиями ФГОС (% от общего числа общеобразовательных организаций). 7. Доля обучающихся, получающих услуги дополнительного образования в муниципальных организациях общего образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет. 8. Доля обучающихся, вовлеченных в работу общественных объединений (от общего количества обучающихся). 9. Доля обучающихся, вовлеченных в работу органов детского самоуправления (% от общего количества обучающихся). 10. Доля родителей, вовлеченных в управление учебно-воспитательным процессом (% от общего количества родителей учащихся общеобразовательных организаций). 11. Доля родителей, вовлеченных в социально-значимую деятельность (% от общего количества родителей учащихся общеобразовательных организаций). 12. Количество семейных клубов и семейных гостиных (% от общего числа общеобразовательных организаций). 13. Доля общеобразовательных организаций, реализующих региональную модель профориентационной работы (% от общего числа общеобразовательных организаций). 14. Доля общеобразовательных организаций, обеспечивающих выбор профильного обучения клубов (% от общего числа общеобразовательных организаций). 15. Доля обучающихся общеобразовательных организаций, у которых проявляется сформированность патриотического сознания, поведения (% от общего количества обучающихся). 16. Доля общеобразовательных организаций, активно использующих межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики города (% от общего числа общеобразовательных организаций). 17. Доля общеобразовательных организаций, реализующих программу по правовому воспитанию учащихся (% от общего числа общеобразовательных организаций). 18. Доля обучающихся общеобразовательных организаций, у которых проявляется сформированность патриотического сознания, поведения (от общего количества обучающихся). 19. Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы социально-психологического сопровождения (от общего числа общеобразовательных. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1) развитие системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск; 2) создание нормативно-организационных, управленческих условий для реализации воспитательной компоненты; 3) совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства общеобразовательных организаций с общественными институтами; 4) рост числа обучающихся, включенных в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления; 5) создание современной системы оценки качества воспитания на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; 6) повышение социального статуса и профессиональной компетентности организаторов воспитания в общеобразовательных учреждениях; 7) наличие программы воспитания и социализации обучающихся в каждой общеобразовательной организации и ежегодного публичного отчета по ее реализации; 8) наличие в общеобразовательной организации системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания; 9) рост удовлетворенности родителей обучающихся качеством воспитательного процесса и дополнительных образовательных услуг; 10) повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства; 11) рост количества старшеклассников, осуществляющих осознанный выбор профессии, в соответствии с потребностями регионального и муниципального рынка труда; 12) развитие муниципальной системы профессиональной ориентации обучающихся старших классов общеобразовательных организаций; 13) рост эффективного сопровождения социально-психологической службы учебно-воспитательного процесса по всем направлениям деятельности; 14) развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные проекты; 15) уменьшение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними; 16) активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа развития личности будущего гражданина России. |
Контроль исполнения Программы |
Общее руководство и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заказчик Программы - Администрация города Шадринска. |
По-видимому, в тексте раздела 1 допущены опечатки. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1406). Дату названного распоряжения Правительства Российской Федерации N 1726-р следует читать как "от 4 сентября 2014 г."
2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Муниципальная программа "Развитие воспитательного компонента в муниципальной системе образования города Шадринска на 2019-2020 годы" разработана с целью корректировки развития воспитательного компонента в целостном педагогическом процессе общеобразовательных учреждений муниципального образования города Шадринска. Программа призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание подрастающего поколения и определяет систему мероприятий по основным направлениям воспитательной компоненты, на основе которой могут быть выстроены программы воспитания и социализации учащихся в общеобразовательных организациях. Целевая аудитория: руководители образовательных организаций, заместители руководителей по учебно-воспитательной работе, заместители руководителей по воспитательной работе.
Необходимость создания муниципальной программы "Развитие воспитательного компонента в муниципальной системе образования города Шадринска на 2019-2020 годы" (далее - Программа) определяется оценкой роли образования как "пространства формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России" и задачей "возвращения школе безусловной ценности воспитания", сформулированной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС), где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений создает "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д. Инновационность развития воспитательной компоненты заключается во введении новых образовательных стандартов, играющих определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. При этом воспитание рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Усиление воспитательной компоненты должно быть направлено на решение современных социальных проблем: недостаточная актуализация общенациональной системы ценностей, духовных приоритетов и социально-культурных задач; морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений; недостаток гражданского, патриотического самосознания; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, творчества и образования; снижение ценностей семейной жизни, ослабление физического, социального и психического здоровья населения. Обновление процесса воспитания в общеобразовательных организациях должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной базой воспитания детей. Но успешное становление и развитие молодого человека происходит на принципах целостности социокультурной среды. Поэтому достичь поставленных перед образованием задач воспитания и развития гражданина России невозможно в рамках отдельной общеобразовательной организации. Назрела необходимость создания единого воспитательного пространства муниципалитета на основе создания сетевых сообществ, обобщения лучшего, передового опыта воспитательной работы, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы. Необходима координация деятельности организаций общего и дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, охраны здоровья, социальной политики и других субъектов социокультурного пространства, содействие воспитательной деятельности семьи. Таким образом, ключевой идеей Программы является создание единого воспитательного пространства муниципального образования - город Шадринск на основе межведомственного взаимодействия, модернизации подходов, внедрения современных педагогических и психологических технологий, механизмов, инфраструктуры, ресурсного обеспечения при активной поддержке и развитии инициативы, инновационной деятельности, развивающегося опыта, прогрессивных традиций в муниципальном образовании, образовательных и общественных организациях.
3. Цели и задачи Программы "Развитие воспитательной компоненты в муниципальной системе образования города Шадринска на 2019-2020 годы"
Целью Программы является создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитательной работы и единого воспитательного пространства, развивающего потенциал сфер воспитания и дополнительного образования в муниципальной системе образования муниципального образования - город Шадринск.
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
1. Обеспечение преемственности воспитания на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях.
2. Обновление содержание и методики организации воспитательной деятельности в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Организация взаимодействия организаций дополнительного образования и муниципальных общеобразовательных организаций города Шадринска в решении задач воспитания молодого поколения. Развитие детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.
4. Создание условий для организации работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи.
5. Создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
6. Создание условий для развития новых форм работы по воспитанию правовой культуры всех участников образовательного процесса, представлений об основных правах и обязанностях, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних.
7. Осуществление плановых мероприятий гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающие оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
8. Создание условий для социально-психологического сопровождения Программы.
Основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства (воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России) определены:
- федеральными законами:
- от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе";
- от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295;
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2017 N 1662-р;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р"
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
- Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497;
- Государственной программой Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 21.01.2016 N 9;
- Законом Курганской области от 24.12.2013 N 709 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного Закона Курганской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области" следует читать как "от 27 декабря 2013 г. N 107"
Для реализации поставленных целей и задач необходимо создание единого воспитательного пространства муниципального образования - город Шадринск на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных организаций.
Также возникает потребность координации деятельности общеобразовательных организаций и Отдела образования Администрации города Шадринска по организации системы воспитательной работы. Назрела необходимость анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы, региональной и муниципальной специфики, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в муниципальном образовании - город Шадринск.
В настоящее время в муниципальном образовании - город Шадринск функционирует 10 муниципальных общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся - 7383 человек, 24 дошкольных образовательных учреждений с контингентом - 4318 человек и 4 муниципальных учреждения дополнительного образования с общим охватом детей в количестве 3523 человек. Школьники, получающие услуги дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях общего образования, составляют 51,2% от общего количества обучающихся в возрасте 5-18 лет.
В целях обеспечения прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования в последние годы введены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Для координации деятельности образовательных учреждений по вопросам введения новых стандартов при Отделе образования Администрации города Шадринска создан и функционирует муниципальный координационный совет по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях города Шадринска.
В рамках реализации новых стандартов каждая школа разработала программы духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и другие.
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:
- противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;
- неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательной организации;
- отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления, молодежных и детских общественных объединений вследствие недостатка квалифицированных кадров;
- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; расшатывание "семейных устоев"; потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, сексуальной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей;
- низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией;
- преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением.
Данные проблемы требуют продолжения проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодежи.
Для решения проблем определены восемь основных направлений настоящей программы:
1. Организационно-управленческие меры.
2. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Воспитание социально-активной личности.
4. Работа с родителями.
5. Профориентационная работа.
6. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
7. Воспитание правовой культуры.
8. Социально-психологическое сопровождение.
Каждое направление программы включает:
1. Анализ ситуации.
2. Определение основных проблем.
3. Формулировку приоритетных задач.
4. Мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования.
5. Показатели эффективности.
Приоритеты муниципальной политики в сфере воспитания.
Основным приоритетом муниципальной политики в системе воспитательной работы на период реализации программы является создание условий и инновационных механизмов через проектирование сетевого взаимодействия развития системы воспитательной работы в городе, обновление содержания и технологий воспитательной деятельности в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми требованиями социального, культурного, экономического развития.
4. Срок реализации и ресурсное обеспечение Программы
Реализация программы будет осуществляться в 2 этапа:
- 1 этап - 2019 год;
- 2 этап - 2020 год.
Мероприятия носят организационный характер без привлечения финансирования бюджета города Шадринска.
5. Перечень основных мероприятий Программы
Программа включает следующие направления работы:
1) организационно-управленческие меры;
2) развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
3) воспитание социально-активной личности;
4) работу с родителями;
5) профориентационную работу;
6) гражданско-патриотическое воспитание обучающихся;
7) воспитание правовой культуры и культуры безопасности, профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних;
8) социально-психологическое сопровождение.
5.1. Организационно-управленческие меры.
Образование сегодня рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства. И его целью в современных условиях является формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, от 17.11.2008 N 1662-р, усиление воспитательного потенциала школы выделено в качестве ведущего приоритета современной школы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года" имеется в виду "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса. Поэтому муниципальная Программа на период до 2020 года призвана стать системообразующим фактором в координации деятельности по стратегическому планированию и организации воспитания на основе определения приоритетов, перспектив и механизма управления развитием системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск.
Программа ориентирована на решение следующих проблем:
- несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти и общественных организаций) в формирующемся воспитательном пространстве города;
- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми;
- нечеткость целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания; избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания.
Необходимость решения отмеченных выше проблем требует консолидации усилий всех здоровых сил городского общества, обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.
Управление процессом развития воспитательной работы в общеобразовательных организациях будет строиться на основе целевого планирования, включающего нормативно-правовое обеспечение, кадровое, организационное, научно-методическое и информационное сопровождение.
Общее руководство реализацией мероприятий Программы будет осуществлять Совет по вопросам образования Администрации города Шадринска.
В соответствии с настоящей Программой "Развитие воспитательного компонента в муниципальной системе образования города Шадринск на 2019-2020 годы" будут откорректированы программы развития воспитательной работы в муниципальных общеобразовательных организациях города Шадринска.
В целях повышения уровня профессионализма педагогов, занимающихся воспитательной работой, будут обновлены критерии оценки эффективности их деятельности.
Для достижения цели современного воспитания детей и молодежи будет внедрена сетевая организация совместной деятельности различных общественных и социальных институтов. В зависимости от условий и традиций системы образования могут быть реализованы следующие модели сетевого взаимодействия: концентрированная, распределенная сеть, модель цепи, распределенная инструментальная модель, модель ресурсного центра и ассоциации школ.
Организация и проведение мониторинга эффективности воспитательной работы позволит вносить в Программу своевременные коррективы.
Перечень основных мероприятий по направлению "Организационно-управленческие меры"
N п/п |
Мероприятие |
Срок реализации |
Объем и источник финансирования |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|
Задача 1. Обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях |
||||
1. |
Обучение специалистов по воспитательной работе и классных руководителей в рамках модуля воспитательной работы в программе курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников. |
2019-2020 гг. |
Бюджет Курганской области |
ИРОСТ (по плану), Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение квалификации педагогов |
2. |
Участие в областном фестивале педагогического мастерства в различных номинациях. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, общеобразовательные организации |
Повышение статуса и престижа учителя в обществе |
3. |
Организация участия в областном конкурсе "За нравственный подвиг учителя". |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение педагогического мастерства |
4. |
Организация деятельности городских стажировочных площадок по приоритетным направлениям. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Обмен опытом по работе по приоритетным направлениям |
5. |
Ведение работы по организации мониторинга состояния воспитательной работы. |
Декабрь, июнь 2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение эффективности воспитательной работы |
6. |
Ведение работы по формированию рейтинга по организации воспитательной работы общеобразовательными организациями (по итогам мониторинга). |
Июнь 2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Стимулирование деятельности руководителя общеобразовательного учреждения |
5.2. Развитие воспитательного компонента через реализацию федеральных государственных стандартов.
С 2019 по 2020 год будет продолжен переход общеобразовательных учреждений города Шадринска на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Доля школьников, обучающихся по ФГОС ООО составляет 81,7% от общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Шадринска.
Для работы по новым стандартам курсы повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли все педагоги, что составляет 100% от общего количества педагогов.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательными организациями, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное. Данные направления внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность реализуется через:
- учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого; квалификационные характеристики должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Обязательными документами в рамках ФГОС ООО являются программы: духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основным проблемным полем в направлении "Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов" является:
- неурегулированность вопроса взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при реализации внеурочной деятельности;
- отсутствие качественного внутришкольного контроля за воспитательным процессом в общеобразовательных организациях города.
Для решения проблем поставлены задачи:
1. Введение новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта.
2. Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3. Создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок.
4. Вовлечение родительского сообщества, представителей религиозных организаций в процесс разработки программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также в систематический контроль за их реализацией.
5. Создание условий для развития системы дополнительного образования детей общеобразовательных организаций и интеграция общего и дополнительного образования сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности.
Перечень
основных мероприятий по направлению "Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов"
N п/п |
Мероприятие |
Срок реализации |
Объем и источник финансирования |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Задача 2. Обновление содержание и методики организации воспитательной деятельности в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | |||||
1. |
Проведение городских олимпиад среди обучающихся 4-х классов. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение мотивации учащегося |
2. |
Проведение научно-практической конференции "Шаг в будущее". |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Шадринский государственный педагогический университет" (по согласованию) |
Повышение мотивации учащегося |
3. |
Организация обучающих семинаров для преподавателей шахмат. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение компетентности педагогов |
4. |
Проведение Фестиваля "Папа + Мама + Школа + Я = Шахматная семья". |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение статуса родителей |
5. |
Организация и проведение конкурса поделок, рисунков, стихотворений, фотографий и сочинений на шахматную тему. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение мотивации учащегося |
6. |
Организация деятельности стажировочной площадки по апробации введения ФГОС ООО. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска совместно с Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образовательных и социальных технологий" (по согласованию) |
Повышение компетенции педагогов, обмен опытом |
7. |
Проведение муниципального конкурса программ духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска совместно с Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образовательных и социальных технологий" (по согласованию) |
Повышение статуса и престижа педагога в обществе |
5.3. Воспитание социально-активной личности.
Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества является формирование социально-активной личности.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставлено право на участие в управлении образовательной организацией, а также на участие в деятельности общественных объединений и создание их в общеобразовательных организациях.
На основании мониторинговых исследований можно сделать следующие выводы:
- остается стабильным число органов ученического самоуправления и общественных объединений на базе образовательных организаций муниципального образования - город Шадринск (22);
- существует система поддержки лидеров органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений на городском уровне (городской слет лидеров).
Вместе с тем отмечается:
- дефицит квалифицированных кадров, отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;
- отсутствие четкого разграничения понятий "органы ученического самоуправления" и "молодежные и детские общественные объединения", их функций и содержания деятельности;
- отсутствие общественных объединений для детей и молодежи, имеющих статус юридического лица, входящих в реестр общественных объединений, имеющих право на государственную поддержку.
Принципиальные изменения будут происходить в содержании и формах организации деятельности по следующим направлениям: развитие школьного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, волонтерства и добровольчества, развитие системы поддержки лидеров.
Основными мероприятиями по воспитанию социально-активной личности будут:
- организация курсовой подготовки, методических мероприятий и стажировок в региональных отделениях всероссийских общественных объединений для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, методистов;
- разработка методических рекомендаций по обновлению содержания и форм организации деятельности органов ученического самоуправления, молодежных и детских общественных объединений;
- координация и конкурсная поддержка деятельности муниципальных штабов волонтерского движения;
- интеграция сферы образования и молодежной политики в социализацию учащихся и молодежи через реализацию социально-значимых проектов и систему массовых мероприятий для детей и молодежи;
- поддержка создания и развития молодежных общественно-совещательных структур в муниципальных образовании - город Шадринск.
Перечень
основных мероприятий по реализации направления "Воспитание социально-активной личности"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники финансирования |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
Задача 3. Организация взаимодействия организаций дополнительного образования и муниципальных общеобразовательных организаций города Шадринска в решении задач воспитания молодого поколения. Развитие детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления | |||||
1. |
Участие в программе повышения квалификации по теме: "Воспитание социально-активной личности". |
2019-2020 гг. |
Бюджет Курганской области |
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение квалификации педагогов-организаторов |
2. |
Проведение организационно-методических мероприятий (семинаров, вебинаров и др.). |
2019-2020 гг. |
|
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение педагогической компетентности |
3. |
Издание методических пособий, рекомендаций по организации деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений в общеобразовательных организациях. |
2019-2020 гг. |
Бюджет Курганской области |
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение эффективности деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений в общеобразовательных организациях |
4. |
Организация мониторинга деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детства и юношества "РИТМ" |
Повышение эффективности деятельности органов ученического самоуправления и молодёжных и детских общественных объединений в общеобразовательных организациях |
5. |
Обеспечение информационного сопровождения направления "Воспитание социально-активной личности" на официальном сайте Отдела образования Администрации города Шадринска. |
2019-2020 гг. |
|
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение статуса и мотивации ученика к ведению социально-активного образа жизни |
6. |
Организация участия в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях по направлению |
2019-2020 гг. |
Бюджет Курганской области |
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение статуса и престижа педагога |
7. |
Организация и проведение городского слета лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений "Планета друзей". |
2019-2020 гг. |
Бюджет Курганской области |
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска, комитет по молодежной политике Администрации города Шадринска, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детства и юношества "РИТМ" |
Обмен опытом работы по данному направлению, наличие победителей и призёров |
8. |
Развитие деятельности городского штаба волонтерского движения "Дорогою добра". |
2019-2020 гг. |
|
Комитет по молодежной политике Администрации города Шадринска, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детства и юношества "РИТМ" |
Выявление новых направлений деятельности и разработка проектов в данном направлении |
9. |
Координация деятельности школьных штабов волонтерского движения. |
2019-2020 гг. |
|
Комитет по молодежной политике Администрации города Шадринска, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детства и юношества "РИТМ" |
Оказание методической помощи |
5.4. Приоритетные направления в работе с родителями.
Семья - главный социальный институт и наиболее естественная среда для полноценного развития и социализации детей.
Однако, в последние годы большинство семей заняты решением экономических проблем и порой самоустраняются от воспитания ребенка, делегируя эту функцию полностью школе. Следствием этого становятся:
- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций;
- потеря духовно-нравственных ориентиров;
- недостаточный уровень образованности родителей в вопросах воспитания;
- низкая родительская активность в управлении общеобразовательной организацией.
В Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" обозначены приоритетные направления в работе с родителями.
Таким образом, основная задача - организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи.
Развитие форм неформального и информального образования родителей будет осуществляться посредством развития семейных клубов на уровне образовательных организаций.
Для оказания адресной мобильной помощи родителям будут оказываться консультации при Отделе образования Администрации города Шадринска.
Повышение уровня образованности родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения будет осуществляться через:
- реализацию деятельности городского Совета председателей общешкольных родительских советов;
- создание консультационного пункта для родителей при Отделе образования Администрации города Шадринска как коммуникативной площадки для обмена позитивным опытом семейного воспитания.
В целях привлечения родителей к активному участию в управлении общеобразовательной организацией качественно изменится содержание и формы работы муниципального родительского совета. Это будет способствовать повышению статуса родительства и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Перечень
основных мероприятий по реализации направления "Приоритетные направления работы с родителями"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
Задача 4. Создание условий для организации работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи | |||||
1. |
Оказание консультативной помощи для родителей города Шадринска |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение родительской компетентности |
2. |
Реализация деятельности городского Совета председателей общешкольных родительских комитетов |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение родительской компетентности |
3. |
Ведение работы по подготовке и проведению семинаров, вебинаров и курсов повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и родителями |
2019-2020 гг. |
|
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение родительской компетентности |
4. |
Ведение работы по осуществлению патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
2019-2020 гг. |
|
Социальные педагоги общеобразовательных учреждений |
Оказание педагогической, психологической помощи семьям, имеющим затруднения в воспитании детей |
5. |
Участие в городских и областных конкурсах по работе с семьей |
2019-2020 гг. |
|
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Повышение родительской компетентности |
5.5. Профориентационная работа.
В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.
Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Анализ показал, что в городе Шадринске около 40% школьников испытывают недостаточность знаний мира профессий, 85% выпускников ориентированы на получение высшего профессионального образования, 50% девятиклассников на получение профессии.
На сегодняшний день состояние результатов работы педагогических коллективов по профессиональному самоопределению показывает следующие трудности в работе:
- не охватываются все возрастные группы обучающихся и не учитываются индивидуальные особенности возраста;
- в ряде случаев выбор профессии обучающимися осуществляется без учета потребностей рынка труда.
Исходя из выявленных проблем, основной задачей профориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
- внедрение городской модели профориентационной работы во всех муниципальных образовательных организациях;
- сотрудничество образовательного учреждения с предприятиями, учреждениями профессионального образования, с Государственным казенным учреждением "Центр занятости населения города Шадринска Курганской области" (по согласованию); через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
- информационная поддержка профессионального самоопределение через официальный сайт Отдела образования Администрации города Шадринска;
- развитие направлений профориентационных образовательных маршрутов;
- обеспечение психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение эффективности системы разного уровня конкурсов, научно-практических конференций, выставок, форумов, фестивалей.
Достижение указанных результатов потребует введение новых форм, методов и приемов в практику школьной профориентации, что будет способствовать:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
- формированию профориентационных компетенций обучающихся;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Перечень
основных мероприятий по реализации направления "Профориентационная работа"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
Задача 5. Создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся | |||||
1. |
Ведение работы по созданию и реализации муниципальной модели профориентации школьников. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение престижа получения рабочих профессий и технических специальностей |
2. |
Создание городского банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
|
3. |
Участие в мероприятиях профориентационной направленности: Областной фестиваль профессий "Молодые инженеры Зауралья". |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение престижа получения рабочих профессий и технических специальностей |
4. |
Организация и проведение осенних профильных смен на базе муниципальных казенных общеобразовательных учреждений и Муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Салют" |
2019-2020 гг. |
Бюджет Курганской области |
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные организации |
Повышение знаний и умений учащихся по профильным предметам с целью подготовки детей к поступлению в ВУЗы и СУЗы и участию в олимпиадах |
5. |
Ведение работы по организации и проведению массовых мероприятий: - информационная конференция "Куда пойти учиться?"; - конкурс рисунков "Профессия моих родителей" и т.д. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Оказание помощи несовершеннолетним в выборе профессии |
6. |
Ведение работы по проведению открытых недель для родительской общественности |
2019-2020 гг. |
|
Общеобразовательные организации муниципального образования - город Шадринск |
Оказание помощи несовершеннолетним в выборе профессии |
5.6. Воспитание правовой культуры и культуры безопасности, профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних.
В муниципальном образовании - город Шадринск профилактической деятельности среди несовершеннолетних уделяется значимое внимание. Работа в данном направлении ведётся на основании муниципальных программ "Профилактика правонарушений в городе Шадринске на 2014-2018 годы" (постановление Администрации города Шадринска от 21.02.2014 N 551); "Комплексный план противодействия идеологии терроризма в городе Шадринске на 2014-2018 годы" (распоряжение Администрации города Шадринска от 20.05.2014 N 88-р), "Об утверждении муниципальной программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Шадринске на 2015-2020 годы" (постановление Администрации города Шадринска от 16.10.2014 N 2203), на основании договоров о совместной деятельности с учреждениями профилактики. Методическое сопровождение общеобразовательных учреждений города Шадринска по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних строится на основе требований Федерального закона от 24.06 1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Курганской области от 24.12.2013 N 709 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области", методических рекомендаций Департамента образования и науки Курганской области и других законодательных актах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного Закона Курганской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области" следует читать как "от 27 декабря 2013 г. N 107"
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 9 месяцев 2018 года возросло на 182% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В течение года наблюдается снижение количества детей "группы риска", однако ситуацию с правонарушениями нельзя назвать стабильной.
Анализируя систему работы по воспитанию правовой культуры можно выделить следующие недостатки:
- низкий уровень правового воспитания родителей (законных представителей);
- увеличение количества внешних и внутренних мигрантов.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо совершенствовать систему работы по воспитанию правовой культуры всех участников образовательного процесса - детей, родителей (законных представителей), педагогов.
Изменения и дополнения затронут следующие направления данного вопроса:
- правового воспитания в образовательном процессе, воспитательной работе каждого образовательного учреждения;
- разнообразие форм работы с родителями;
- воспитание правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, на всех ступенях обучения с учетом возрастных особенностей детей.
Показателями эффективности реализации направления должно стать снижение уровня подростковой преступности.
Направление "Воспитание правовой культуры" делится на 5 блоков:
- Профилактика противоправного поведения;
- Профилактика суицидального поведения;
- Профилактика употребления психоактивных веществ;
- Профилактика экстремизма и терроризма;
- Формирование антикоррупционного сознания учащихся.
Перечень
основных мероприятий по реализации направления "Воспитание правовой культуры и культуры безопасности, профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники финансирования |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
Задача 6. Создание условий для развития новых форм работы по воспитанию правовой культуры всех участников образовательного процесса, представлений об основных правах и обязанностях, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних | |||||
1. |
Ведение работы по разработке планов мероприятий по правовому воспитанию несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по направлениям: - профилактика противоправного поведения; - профилактика суицидального поведения; - профилактика употребления психоактивных веществ; - профилактика экстремизма и терроризма; - формирование антикоррупционного сознания учащихся. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение правовой компетентности участников образовательного процесса |
2. |
Формирование методического материала по правовому воспитанию несовершеннолетних и их родителей (законных представителей). |
2019-2020 гг. |
- |
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Оказание методической помощи |
3. |
Изучение деятельности образовательного учреждения на соответствие нормативно-правовых актов в части правового воспитания согласно законодательства Российской Федерации и Правительства Курганской области. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Повышение эффективности профилактической деятельности, осуществляемой образовательным учреждением |
4. |
Функционирование социально-психологической службы. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Оказание социально-психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) |
5. |
Организация Дней правовой помощи для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), оказание консультативной помощи. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Повышение правовой компетентности |
6. |
Проведение совместных мероприятий правовой направленности совместно с работниками правоохранительных органов на основании договоров о совместной деятельности (по согласованию). |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Повышение правовой компетентности участников образовательного процесса |
7. |
Участие в рейдах по местам массового пребывания подростков и неблагополучным семьям на основании договоров о совместной деятельности (по согласованию). |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Предотвращение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними |
8. |
Подготовка к проведению мероприятий, приуроченных к Всемирному дню безопасного Интернета (лектории, выпуск и распространение листовок, брошюр). |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения, средства массовой информации, учреждения системы профилактики |
Повышение правовой компетентности учащихся и их родителей (законных представителей) |
5.7. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
Гражданско-патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический. В этих условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В современных условиях развития страны формирование патриотизма - важная политическая и социально-педагогическая задача. Патриотизм - это глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой, культурой и народными традициями.
Данное направление опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Особенности патриотического воспитания, связаны и с такими параметрами, как:
- практическая ориентированность всей работы,
- возрастная дифференциация,
- необходимость учета муниципального своеобразия,
- взаимодействие социальных субъектов (общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, общественных объединений и организаций, музеев, военно-патриотических клубов и др.), их представителей. Направление представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Перечень
основных мероприятий по реализации направления "Гражданско-патриотическое воспитание"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники финансирования |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
Задача 7. Осуществление плановых мероприятий гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающие оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма | |||||
1. |
Участие во всероссийских, областных, городских патриотических программах и акциях. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Повышение уровня воспитанности, активности |
2. |
Классные часы, викторины, просмотры видеофильмов, проведение интерактивных уроков по Дням воинской славы России и другим знаменательным датам в истории нашего Отечества. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Воспитание духовно, физически и нравственно здорового юношества на основе богатых исторических традиций России и родного края |
3. |
Организация работы по социально-значимым проектам. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Повышение социальной активности |
4. |
Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта (далее - ППО) по гражданско-патриотическому воспитанию, через работу городских краеведческих семинаров-совещаний: Организация музейной работы в образовательных учреждениях. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Повышение социальной активности. Обобщение и распространение ППО по патриотическому воспитанию |
5. |
Организация и участие в военно-патриотических конкурсах, фестивалях, военно-полевых сборах и т.д. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Повышение уровня воспитанности, активности |
6. |
Реализация плана работы месячника оборонно-массовой и спортивной работы |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения |
Становление морально-нравственных позиций подростка |
7. |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военной службы и тружениками тыла, представителями ветеранских и патриотических организаций, интересными людьми, |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска, образовательные учреждения, городской Совет ветеранов (по согласованию) |
Становление морально-нравственных позиций подростка |
5.8. Социально-психологическое сопровождение.
Система психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся направлена на создание условий, гарантирующих каждому школьнику педагогической помощи в решении сложных проблем его развития. Ведущую роль в этой деятельности играет городское объединение педагогов-психологов и классных руководителей, работающих во взаимодействии со службами и центрами психолого-педагогической помощи обучающимся.
Перечень
основных мероприятий по реализации направления "Социально-психологическое сопровождение"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Источники финансирования |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
Задача 8: Создание условий для социально-психологического сопровождения Программы | |||||
1. |
Организация мониторинга деятельности социально-психологических служб образовательных организаций города Шадринска Обеспечение психологического здоровья учащихся на всех этапах школьного обучения. |
2019-2020 гг. |
|
Отдел образования Администрации города Шадринска |
Организация контроля за деятельностью педагогов-психологов |
2. |
Организация работы городских методических объединений педагогов-психологов и социальных педагогов |
2019-2020 гг. |
|
Информационно-методический кабинет Отдела образования Администрации города Шадринска |
Оказание методической и консультативной помощи, позиционирование положительного опыта работы |
3. |
Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности школы. |
2019-2020 гг. |
|
Общеобразовательные организации города |
Повышение доли учащихся, окончивших школу с медалями и грамотами городского, регионального и российского уровня |
4. |
Своевременное выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка и осуществление психологической поддержки на всем протяжении школьной жизни, особенно в адаптационные периоды. |
2019-2020 гг. |
|
Общеобразовательные организации города |
Создание условий для всестороннего развития учащегося |
5. |
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. |
2019-2020 гг. |
|
Общеобразовательные организации города |
Повышение компетентности педагогов, родителей (законных представителей) |
6. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы эффективности реализации Программы
Реализация Программы предполагает:
1. Развитие системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск.
2. Создание нормативно-организационных, управленческих условий для реализации воспитательной компоненты.
3. Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства общеобразовательных организаций с общественными институтами.
4. Рост числа школьников, включенных в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления.
5. Создание современной системы оценки качества воспитания на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
6. Повышение социального статуса и профессиональной компетентности организаторов воспитания в общеобразовательных организациях, формирование современного корпуса тьюторов воспитательной деятельности.
7. Наличие программы воспитания и социализации школьников в каждом общеобразовательной организации и ежегодного публичного отчета по ее реализации.
8. Наличие в общеобразовательной организации системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания.
9. Рост удовлетворенности родителей школьников качеством воспитательного процесса и дополнительных образовательных услуг.
10. Повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
11. Рост количества старшеклассников, осуществляющих осознанный выбор профессии, в соответствии с потребностями регионального и муниципального рынка труда.
12. Развитие муниципальной системы профессиональной ориентации обучающихся старших классов общеобразовательных организаций.
13. Рост эффективного сопровождения социально-психологической службы учебно-воспитательного процесса по всем направлениям деятельности.
14. Развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные проекты.
15. Уменьшение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
16. Активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа развития личности будущего гражданина России.
Целевые индикаторы и показатели Программы по годам
N п/п |
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Задача 1. Обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях | |||||
1. |
Доля общеобразовательных организаций, в которых введена дифференцированная оплата труда за качественное выполнение функций классного руководителя (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы воспитания и социализации обучающихся и ежегодного публичного отчета по ее реализации (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
Задача 2. Обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | |||||
1. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы воспитания и социализации обучающихся, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы экологического воспитания, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
Задача 3. Организация взаимодействия организаций дополнительного образования и муниципальных общеобразовательных организаций города Шадринска в решении задач воспитания молодого поколения. Развитие детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления | |||||
1. |
Доля обучающихся, получающих услуги дополнительного образования в муниципальных организациях общего образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет. |
% |
52 |
60 |
75 |
2. |
Доля обучающихся, вовлеченных в работу общественных объединений (от общего количества обучающихся). |
% |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля обучающихся, вовлеченных в работу органов детского самоуправления (от общего количества обучающихся). |
% |
75 |
80 |
85 |
Задача 4. Создание условий для организации работы по использованию современных форм активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи | |||||
1. |
Доля родителей, вовлеченных в управление учебно-воспитательным процессом (от общего количества родителей учащихся общеобразовательных организаций). |
% |
30 |
35 |
40 |
2. |
Доля родителей, вовлеченных в социально-значимую деятельность (от общего количества родителей учащихся общеобразовательных организаций). |
% |
30 |
40 |
45 |
3. |
Количество семейных клубов и семейных гостиных. |
число |
10 |
10 |
10 |
Задача 5. Создание эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся | |||||
1. |
Доля общеобразовательных организаций, реализующих региональную модель профориентационной работы (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций, обеспечивающих выбор профильного обучения клубов (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
90 |
95 |
100 |
Задача 6. Создание условий для развития новых форм работы по воспитанию правовой культуры всех участников образовательного процесса, представлений об основных правах и обязанностях, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних | |||||
1. |
Доля общеобразовательных организаций, в которых прослеживается положительная динамика по сокращению количества преступлений и правонарушений, совершенных обучающимися (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля общеобразовательных организаций, активно использующих межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики города (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля общеобразовательных организаций, реализующих программу по правовому воспитанию учащихся (от общего числа общеобразовательных организаций). |
% |
100 |
100 |
100 |
Задача 7. Осуществление плановых мероприятий гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающие оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма | |||||
1. |
Доля обучающихся общеобразовательных организаций, у которых проявляется сформированность патриотического сознания, поведения (от общего количества обучающихся) |
% |
80 |
85 |
100 |
Задача 8: Создание условий для социально-психологического сопровождения Программы | |||||
1. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих программы социально-психологического сопровождения (от общего числа общеобразовательных организаций) |
% |
100 |
100 |
100 |
7. Механизм реализации и контроль за ходом исполнения Программы
Общее руководство и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заказчик программы Администрация города Шадринска, исполнение и оценку эффективности Программы осуществляет Отдел образования Администрации города Шадринска согласно постановлению Администрации города Шадринска от 30.12.2015 N 2945 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки муниципальных программ города Шадринска, их мониторинга и контроля".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Шадринска Курганской области от 23 января 2019 г. N 97 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.