Приказ комитета образования и науки Волгоградской области
от 9 декабря 2016 г. N 122
"Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области"
В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях эффективной реализации мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" в рамках задачи 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов" Федеральной целевой программы развития образования 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета образования и науки Волгоградской области |
Л.М. Савина |
Концепция
региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области
(утв. приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 9 декабря 2016 г. N 122)
1. Общие положения
1.1. Назначение.
Настоящая Концепция региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области (далее именуется - Концепция) определяет нормативные, целевые, структурные, организационно-технологические основы региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области (далее именуется - РСОКО), включая специфические характеристики общественной и профессиональной экспертизы качества образования в Волгоградской области.
1.2. Область применения.
Концепция распространяется на систему образования в Волгоградской области, системы образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, образовательные организации Волгоградской области, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Концепция не применяется в рамках процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.3. Нормативные ссылки, определения и сокращения.
1.3.1. Концепция разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", государственной программой Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 г. N 668-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы", учитывает приоритеты государственной образовательной политики.
1.3.2. В Концепции используются нижеследующие определения и термины.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования - деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Административно-управленческий персонал - группа работников образовательной организации, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность.
Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.
Показатель - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно-измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
РСОКО - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО
2.1. Целью РСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования в Волгоградской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
1) формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;
2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования в Волгоградской области;
3) разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования в Волгоградской области;
4) определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
5) формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования региональной и муниципальных служб мониторинга качества образования и образовательной статистики;
6) выявление факторов, способствующих повышению качества образования;
7) повышение квалификации педагогических работников и административно-управленческого персонала образовательных организаций, специалистов системы образования по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций; аттестации кадров; мониторинга качества образования и образовательной статистики; индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
8) подготовка общественных экспертов, принимающих участие в экспертных процедурах;
9) реализация механизмов общественной экспертизы качества образования;
10) обеспечение гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
2.3. В основу РСОКО положены принципы:
соблюдения преемственности и позитивных традиций российской системы образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей, оптимизации их количества с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
учета социально-экономических и этнокультурных особенностей отдельных территорий области;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
повышения потенциала региональной и муниципальных систем образования Волгоградской области в части внутренней оценки, самооценки, самоанализа.
3. Структурно-функциональная характеристика РСОКО
3.1. Структурные элементы РСОКО.
В структуре РСОКО выделяются следующие структурные элементы:
1) комитет образования и науки Волгоградской области;
2) государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ВГАПО);
3) государственное казенное учреждение "Центр развития и сопровождения образования Волгоградской области" (далее именуется - Центр):
4) органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
5) службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
6) образовательные организации Волгоградской области, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
7) общественные, профессиональные и иных объединения, физические лица.
3.2. Функции структурных элементов РСОКО.
3.2.1. Комитет образования и науки Волгоградской области:
1) осуществляет нормативное правовое регулирование региональных оценочных процедур;
2) утверждает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для проведения региональных оценочных процедур;
3) утверждает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Волгоградской области;
4) утверждает перечень образовательных организаций - опорных площадок проведения стандартизированных массовых и выборочных контрольно-оценочных процедур;
5) определяет способы предоставления информации пользователям РСОКО;
6) осуществляет ресурсную поддержку функционирования региональной службы мониторинга качества образования и образовательной статистики;
7) принимает управленческие решения по результатам региональных оценочных процедур;
8) обеспечивает реализацию механизмов общественной экспертизы качества образования;
9) обеспечивает гласность и коллегиальность при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
3.2.2. ВГАПО:
1) разрабатывает методики оценки качества образования;
2) проводит подготовку работников служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, педагогических работников и административно-управленческого персонала образовательных организаций, общественных экспертов по осуществлению региональных оценочных процедур по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций; аттестации кадров; учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-технологического обеспечения образовательного процесса; мониторинга качества образования и образовательной статистики; индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
3) формирует контрольно-измерительные материалы для проведения региональных оценочных процедур;
4) разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Волгоградской области;
5) определяет перечень образовательных организаций - опорных площадок проведения стандартизированных массовых и выборочных контрольно-оценочных процедур;
6) разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных учебных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;
7) проводит мониторинговые исследования по вопросам качества образования;
8) обеспечивает организационно-технологическое сопровождение стандартизированных процедур оценки качества образования;
9) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области;
10) осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области, анализирует результаты оценки качества образования;
11) обеспечивает информационную поддержку РСОКО.
3.2.3. центр:
1) обеспечивает организационно-техническую поддержку проведения региональных оценочных процедур;
2) осуществляет взаимодействие с работниками служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, руководителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, по вопросам оценки качества образования;
3) обеспечивает подготовку информационно-аналитических материалов и проектов нормативных правовых документов по вопросам оценки качества образования.
3.2.4. Органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
1) обеспечивают проведение региональных оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) определяют из числа представителей общественных структур, работников системы образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области круг лиц, участвующих в региональных оценочных процедурах;
3) осуществляют ресурсную поддержку функционирования служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
4) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне;
5) определяют способы организации информационных потоков для пользователей РСОКО на муниципальном уровне.
3.2.5. Службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
1) участвуют в проведении мониторинговых исследований по вопросам качества образования на муниципальном уровне;
2) принимают участие в организационно-технологическом и информационно-методическом сопровождении процедур оценки качества образования в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
3) участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области;
4) осуществляют сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
5) обеспечивают информационную поддержку РСОКО в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
6) используют результаты процедур оценки качества образования для определения приоритетных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области.
3.2.6. Образовательные организации Волгоградской области, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования:
1) обеспечивают участие обучающихся, представителей родительской общественности, педагогических работников и административно-управленческого персонала в региональных оценочных процедурах;
2) обеспечивают своевременное информирование родительской общественности о результатах процедур оценки качества образования;
3) осуществляют ведение информационных баз данных в рамках РСОКО.
3.2.7. Общественные организации:
1) принимают участие в общественной экспертизе в рамках РСОКО;
2) принимают участие в обсуждении системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Волгоградской области;
3) принимают участие в обсуждении результатов процедур оценки качества образования.
4. Организационно-технологическая характеристика РСОКО
4.1. Предусматривается три уровня РСОКО: уровень образовательной организации, муниципальный и региональный.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями контрольно-оценочных процедур.
4.2. Объектами РСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся по образовательным программам общего образования; образовательные программы; образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; системы образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, система образования в Волгоградской области.
4.3. РСОКО включает следующие компоненты: система сбора и первичной обработки данных; система анализа и оценки качества образования; система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. Деятельность по реализации каждого компонента регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.
4.4. Каждый из компонентов РСОКО, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях РСОКО.
4.5. Реализация РСОКО осуществляется посредством региональных оценочных процедур.
4.6. Оценка качества образования в регионе на разных уровнях РСОКО проводится по инициативе федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, комитета образования и науки Волгоградской области, органов местного самоуправления, образовательных организаций; общественных, профессиональных и иных объединений, физических лиц.
4.7. Региональные оценочные процедуры в рамках РСОКО не проводятся одновременно с процедурами лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой в регионе системы показателей и индикаторов, характеризующих сущностные аспекты качества образования (качество условий, качество процесса, качество результата).
4.9. Номенклатура показателей и индикаторов качества образования и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры региональной оценки качества образования.
4.10. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются педагогическая экспертиза и измерение.
4.11. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.
4.12. Технологии проведения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольно-измерительных материалов, направленных на оценку учебных и внеучебных достижений обучающихся по образовательным программам общего образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, федеральных государственных требований и не может выходить за их пределы.
4.13. Информация, полученная в результате педагогической экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.
4.14. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в Волгоградской области, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры региональной оценки качества образования.
5. Общественная и профессионально-педагогическая экспертиза качества образования
5.1. РСОКО предполагает широкое участие общественности и профессиональных объединений педагогов в осуществлении оценочно-познавательной деятельности в качестве экспертов.
5.2. РСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных педагогических сообществ, организаций и объединений, включенных в систему оценки качества образования на всех ее уровнях.
5.3. Общественная экспертиза качества образования способствует определению соответствия требований, предъявляемых к качеству образования в конкретной образовательной организации, социальным ожиданиям и интересам общества; формированию инструментария для реализации принципа государственно-общественного управления образованием и развитию механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
качество образования, обеспечиваемое образовательной организацией, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся по образовательным программам общего образования;
общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся;
условия, созданные в образовательной организации в целях осуществления качественных образовательных процессов, сохранения и укрепления духовного, психического и физического здоровья обучающихся.
5.5. Профессионально-педагогическая экспертиза качества образования способствует определению соответствия качества образования современным тенденциям его развития; формированию специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся по образовательным программам общего образования; развитию сетевого взаимодействия субъектов образования в рамках системы повышения квалификации, включающей ВГАПО, службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, образовательные организации, профессиональные сообщества и ассоциации.
5.6. Основными объектами профессионально-педагогической экспертизы качества образования выступают:
качество образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических материалов; качество оснащения образовательных процессов;
эффективность управления образовательными системами, в том числе - в финансово-экономической сфере;
условия, созданные в образовательной организации в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических работников и административно-управленческого персонала, повышения их профессионального мастерства;
условия, созданные для реализации программ воспитания и дополнительного образования детей, удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся.
5.7. Доведение информации о результатах процедур оценки качества образования до населения Волгоградской области осуществляется посредством публикаций в СМИ, публичных отчетов и аналитических докладов о состоянии качества образования Волгоградской области на региональном и муниципальном уровнях.
Начальник отдела общего образования комитета |
Л.А. Ярославцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 9 декабря 2016 г. N 122 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа опубликован в газете "Волгоградская правда" от 20 декабря 2016 г., N 264
Приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 23 июля 2021 г. N 84 настоящий документ признан утратившим силу с 23 июля 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 12 ноября 2018 г. N 153
Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.