Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 1 декабря 2016 г. N 2649н
"На приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 01 ноября 2016 г. N 1584 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 01 ноября 2016 г. N 1584 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является издание и поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Приказом утвержден Административный регламент комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности и охраной окружающей среды.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 N 298-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 03.07.2016 N 358-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 03.11.2015 N 305-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 03.07.2016 N 360-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 N 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 N 132-ОД);
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 09.06.2015 N 509 "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области" (в редакции от 12.10.2016 N 752);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.09.2015 N 528-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 39-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области" (в редакции от 25.07.2016 N 395-п);
- Постановление Администрации Волгоградской области от 08.08.2016 N 417-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4.2. и абзацем 13 статьи 6 указанного Федерального закона установлено, что присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69.2. Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Абзацем 9 пункта 2.1.1. Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 39-п, установлено, что комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области в сфере охраны окружающей среды ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Пунктом 24 Перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора от 09.06.2015 N 509, установлено, что комитет природных ресурсов и экологии осуществляет постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, актуализацию учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов государственной власти Волгоградской области входит комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 39-п установлено, что комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, Комитет, как исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме Приказа.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте исследуемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 5.13. исследуемого Административного регламента установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых ответ на жалобу не дается:
если в жалобе не указаны фамилия и (или) почтовый адрес Заявителя, направившего жалобу, и по которому должен быть направлен ответ;
жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается Заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
если в жалобе Заявителя содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Комитет вправе оставить жалобу без ответа по существу, а Заявителю, направившему жалобу, сообщить о недопустимости злоупотребления правом;
в случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит рассмотрению, о чем в сроки, установленные действующим законодательством, сообщается Заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
если Заявителю ранее был дан ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, в ходе личного приема ему отказывается в дальнейшем рассмотрении жалобы.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации высказанной в Определении от 04.12.2013 N 1-АПГ13-11, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают основания оставления жалобы без ответа, в связи с чем к отношениям в неурегулированной части подлежит применению Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Таким образом, статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающей порядок рассмотрения отдельных обращений, не предусмотрена возможность оставления обращений без рассмотрения.
Следует отметить, что статья 9 указанного Федерального закона предусматривает обязательность рассмотрения обращений, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении возможности оставления жалобы без рассмотрения, которая не предусмотрена Федеральным законом.
В тексте исследуемого Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Раздел 3 исследуемого Административного регламента имеет наименование "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме".
Вместе с тем, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.
Таким образом, федеральным законодательством императивно установлены наименования всех разделом, которые должен содержать административный регламент.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 08 ноября 2016 г. N 228.
Вывод: приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 01 ноября 2016 г. N 1584 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему законодательству и нарушение правил юридической техники, просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 1 декабря 2016 г. N 2649н "На приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 01 ноября 2016 г. N 1584 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору"
Текст заключения официально опубликован не был