Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 февраля 2017 г. N 357н
"На приказ министерства промышленности и торговли Волгоградской области от 11.11.2013 N 164-од "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленных законодательством требований к организации и деятельности розничных рынков, ярмарок, осуществлению торговли, общественного питания, предоставления бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест на территории Волгоградской области" (в редакции от 13.01.2014 N 01-од, от 22.06.2015 N 128-ОД, от 22.10.2015 N 197-од, от 22.08.2016 N 15-н, от 05.12.2016 N 35-н, от 27.12.2016 N 37-н)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства промышленности и торговли Волгоградской области от 11.11.2013 N 164-од "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленных законодательством требований к организации и деятельности розничных рынков, ярмарок, осуществлению торговли, общественного питания, предоставления бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест на территории Волгоградской области" (в редакции от 13.01.2014 N 01-од, от 22.06.2015 N 128-ОД, от 22.10.2015 N 197-од, от 22.08.2016 N 15-н, от 05.12.2016 N 35-н, от 27.12.2016 N 37-н) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 27.12.2016 N 37-н "О внесении изменений в приказ министерства промышленности и торговли Волгоградской области от 11.11.2013 N 164-од "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленных законодательством требований к организации и деятельности розничных рынков, ярмарок, осуществлению торговли, общественного питания, предоставления бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Приказом утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленных законодательством требований к организации и деятельности розничных рынков, ярмарок, осуществлению торговли, общественного питания, предоставления бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест на территории Волгоградской области (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, направленные на исполнение государственной функции.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2016 N 465-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 03.11.2015 N 305-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 05.12.2016 N 412-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2014 N 493-ФЗ);
- Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 N 273-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 09.09.2016 N 892);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 N 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 18.05.2007 N 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области" (в редакции от 08.09.2015 N 144-ОД)
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 24.11.2016 N 111-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 31-п "Об утверждении Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области" (в редакции от 12.09.2016 N 501-п);
- Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-од "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" (в редакции от 30.12.2016 N 39-н);
- Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 14.09.2016 N 23-н "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии ним иных федеральных законов. Также гражданские правоотношения регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств.
Согласно статьи 2 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 23 названого выше Федерального закона установлено, что контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Устава Волгоградской области установлено, что в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят:
- Губернатор Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области;
- иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу (органы исполнительной власти Волгоградской области).
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет промышленности и торговли Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 31-п, комитет промышленности и торговли (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере промышленности и торговой деятельности, в области защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2.4. Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 31-п, Комитет в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения, председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта, входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Кроме того, принятие исследуемого нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены
В тексте исследуемого Административного регламента выявлены противоречия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 N 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" установлены требования к административным регламентам исполнения государственных функций.
Указанными нормативными правовыми актами установлено, что раздел административного регламента исполнения государственных функций "Общие положения" включает в себя подраздел "права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)".
Кроме того, статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки.
Однако, по тексту Административного регламента отсутствует обязанность должностного лица органа государственного контроля (надзора), при проведении проверки не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, установленная пунктом 11 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), при проведении проверки не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2) В связи с вступлением в силу 01.01.2017 отдельных положений Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" частью 10 статьи 11 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что при проведении выездной проверки введен запрет требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частью 10 статьи 11"
Кроме того, частью 5 статьи 12 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки. Указанная обязанность субъекта контроля (надзора) в Административном регламенте установлена подпунктом "в" пункта 1.11.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частью 5 статьи 12"
Пунктом 3.28 исследуемого нормативного правового акта Волгоградской области установлено, что в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, с целью обеспечения возможности осуществления анализа документов в ходе выездной проверки субъекта должностное лицо комитета вправе потребовать для ознакомления документы субъекта по вопросам, связанным с целями, задачами и предметом выездной проверки.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства можно сделать вывод о том, что в тексте Административного регламента не учтен запрет должностным лицам при проведении выездной требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте запрета, установленного Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" установлены требования к административным регламентам исполнения государственных функций. Так подпунктами "д", "е" пункта 13 установлено, что раздел административного регламента исполнения государственных функций "Общие положения" включает в себя подразделы:
- права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора);
- права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору).
Однако, в исследуемом Административном регламенте отсутствует подраздел "обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)".
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники, заключается в отсутствии в Административном регламенте подраздела, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20.11.2013 N 217.
Приказ министерства промышленности и торговли Волгоградской области от 13.01.2014 N 01-од, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 22.01.2014 N 10.
Приказы комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 22.06.2015 N 128-ОД, от 22.10.2015 N 197-од, от 22.08.2016 N 15-н, от 05.12.2016 N 35-н, от 27.12.2016 N 37-н, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 14.07.2015 N 121, от 03.11.2015 N 169,от 06.09.2016 N 175, от 20.12.2016 N 264, от 17.01.2017 N 4.
Вывод: приказ министерства промышленности и торговли Волгоградской области от 11.11.2013 N 164-од "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленных законодательством требований к организации и деятельности розничных рынков, ярмарок, осуществлению торговли, общественного питания, предоставления бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест на территории Волгоградской области" (в редакции от 13.01.2014 N 01-од, от 22.06.2015 N 128-ОД, от 22.10.2015 N 197-од, от 22.08.2016 N 15-н, от 05.12.2016 N 35-н, от 27.12.2016 N 37-н) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству, нарушения правил юридической техники; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 февраля 2017 г. N 357н "на приказ министерства промышленности и торговли Волгоградской области от 11.11.2013 N 164-од "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленных законодательством требований к организации и деятельности розничных рынков, ярмарок, осуществлению торговли, общественного питания, предоставления бытовых услуг вне специально отведенных для этого мест на территории Волгоградской области" (в редакции от 13.01.2014 N 01-од, от 22.06.2015 N 128-ОД, от 22.10.2015 N 197-од, от 22.08.2016 N 15-н, от 05.12.2016 N 35-н, от 27.12.2016 N 37-н)"
Текст заключения официально опубликован не был