Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 10 ноября 2017 г. N 2311н
"На Закон Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 05.05.1996 N 61-ОД, от 14.08.1997 N 130-ОД, от 15.01.1999 N 240-ОД, от 18.03.1999 N 247-ОД, от 11.05.1999 N 260-ОД, от 02.09.1999 N 303-ОД, от 29.05.2000 N 407-ОД, от 18.09.2000 N 438-ОД, от 15.01.2001 N 497-ОД, от 27.03.2001 N 525-ОД, от 13.05.2002 N 704-ОД, от 28.03.2003 N 805-ОД, от 06.04.2004 N 909-ОД, от 04.03.2005 N 1017-ОД, от 11.01.2006 N 1184-ОД, от 15.06.2006 N 1234-ОД, от 14.07.2006 N 1255-ОД, от 28.11.2007 N 1573-ОД, от 29.12.2007 N 1623-ОД,
от 08.07.2008 N 1730-ОД, от 12.05.2010 N 2038-ОД, от 09.11.2010 N 2115-ОД, от 29.12.2011 N 2281-ОД, от 16.03.2012 N 23-ОД, от 29.06.2012 N 67-ОД, от 12.11.2012 N 135-ОД, от 15.02.2013 N 14-ОД, от 13.03.2013 N 24-ОД, от 06.06.2013 N 58-ОД, от 01.10.2013 N 100-ОД, от 09.01.2014 N 2-ОД, от 01.04.2014 N 48-ОД, от 30.05.2014 N 74-ОД, от 04.06.2014 N 84-ОД, от 06.06.2014 N 92-ОД, от 16.06.2014 N 94-ОД, от 29.10.2014 N 136-ОД, от 03.09.2015 N 139-ОД, от 30.12.2015 N 231-ОД, от 28.03.2017 N 24-ОД)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 05.05.1996 N 61-ОД, от 14.08.1997 N 130-ОД, от 15.01.1999 N 240-ОД, от 18.03.1999 N 247-ОД, от 11.05.1999 N 260-ОД, от 02.09.1999 N 303-ОД, от 29.05.2000 N 407-ОД, от 18.09.2000 N 438-ОД, от 15.01.2001 N 497-ОД, от 27.03.2001 N 525-ОД, от 13.05.2002 N 704-ОД, от 28.03.2003 N 805-ОД, от 06.04.2004 N 909-ОД, от 04.03.2005 N 1017-ОД, от 11.01.2006 N 1184-ОД, от 15.06.2006 N 1234-ОД, от 14.07.2006 N 1255-ОД, от 28.11.2007 N 1573-ОД, от 29.12.2007 N 1623-ОД, от 08.07.2008 N 1730-ОД, от 12.05.2010 N 2038-ОД, от 09.11.2010 N 2115-ОД, от 29.12.2011 N 2281-ОД, от 16.03.2012 N 23-ОД, от 29.06.2012 N 67-ОД, от 12.11.2012 N 135-ОД, от 15.02.2013 N 14-ОД, от 13.03.2013 N 24-ОД, от 06.06.2013 N 58-ОД, от 01.10.2013 N 100-ОД, от 09.01.2014 N 2-ОД, от 01.04.2014 N 48-ОД, от 30.05.2014 N 74-ОД, от 04.06.2014 N 84-ОД, от 06.06.2014 N 92-ОД, от 16.06.2014 N 94-ОД, от 29.10.2014 N 136-ОД, от 03.09.2015 N 139-ОД, от 30.12.2015 N 231-ОД, от 28.03.2017 N 24-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области поручения Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2017 N 08-129131/17.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Закон Волгоградской области определяет права, обязанности и ответственность депутатов Волгоградской областной Думы; устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения, связанные с осуществлением депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области депутатской деятельности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2017 N 280-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 01.06.2017 N 104-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции от 03.04.2017 N 64-ФЗ);
- Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (в редакции от 03.11.2015 N 303-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 27.05.1998 N 176-ОД "О государственных должностях Волгоградской области" (в редакции от 28.06.2017 N 56-ОД).
Кроме того, при проведении правовой экспертизы использовалась судебная практика:
- определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2013 N 25-АПГ13-1.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 и пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14 Устава Волгоградской области установлено, что Волгоградская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным и представительным органом государственной власти Волгоградской области.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, в тексте исследуемого Закона коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Частью 2 статьи 5 исследуемого Закона установлено, что депутат Думы при предъявлении удостоверения имеет право беспрепятственно посещать все органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, воинские части, расположенные на территории Волгоградской области, независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, за исключением тех, на которые распространяется особый режим посещения в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и изданных на его основе подзаконных актов.
Таким образом, положением части 2 статьи 5 исследуемого Закона, для общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Волгоградской области, независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, предусмотрены определенные обязательства по отношению к депутату Думы, что противоречит нормам гражданского права.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права выражают частные интересы участников гражданского оборота. В указанных нормах воплощен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Между тем, при отсутствии на федеральном уровне соответствующего правового регулирования Законом Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" на общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Волгоградской области, возлагается обязанность обеспечивать депутату Думы беспрепятственное посещение их объектов, что противоречит абзацу 2 части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения Закона Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" противоречат федеральному законодательству в части вмешательства в частные дела юридических лиц.
Указанный вывод подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2013 N 25-АПГ13-1.
Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 17.11.1994 N 220.
Законы Волгоградской области от 05.05.1996 N 61-ОД, от 14.08.1997 N 130-ОД, от 15.01.1999 N 240-ОД, от 18.03.1999 N 247-ОД, от 11.05.1999 N 260-ОД, от 02.09.1999 N 303-ОД, от 29.05.2000 N 407-ОД, от 18.09.2000 N 438-ОД, от 15.01.2001 N 497-ОД, от 27.03.2001 N 525-ОД, от 13.05.2002 N 704-ОД, от 28.03.2003 N 805-ОД, от 06.04.2004 N 909-ОД, от 04.03.2005 N 1017-ОД, от 11.01.2006 N 1184-ОД, от 15.06.2006 N 1234-ОД, от 14.07.2006 N 1255-ОД, от 28.11.2007 N 1573-ОД, от 29.12.2007 N 1623-ОД, от 08.07.2008 N 1730-ОД, от 12.05.2010 N 2038-ОД, от 09.11.2010 N 2115-ОД, от 29.12.2011 N 2281-ОД, от 16.03.2012 N 23-ОД, от 29.06.2012 N 67-ОД, от 12.11.2012 N 135-ОД, от 15.02.2013 N 14-ОД, от 13.03.2013 N 24-ОД, от 06.06.2013 N 58-ОД, от 01.10.2013 N 100-ОД, от 09.01.2014 N 2-ОД, от 01.04.2014 N 48-ОД, от 30.05.2014 N 74-ОД, от 04.06.2014 N 84-ОД, от 06.06.2014 N 92-ОД, от 16.06.2014 N 94-ОД, от 29.10.2014 N 136-ОД, от 03.09.2015 N 139-ОД, от 30.12.2015 N 231-ОД, от 28.03.2017 N 24-ОД которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 31.05.1996 N 99, от 28.08.1997 N 160, от 02.02.1999 N 17, от 23.03.1999 N 50, от 01.06.1999 N 96, от 14.09.1999 N 169, от 27.06.2000 N 114, от 03.10.2000N 183, от 14.02.2001 N 29, от 25.04.2001 N 76, от 21.05.2002 N 85, от 08.04.2003 N 62, от 15.04.2004 N 69, от 11.03.2005 N 42, от 20.01.2006 N 9, от 24.06.2006 N 112, от 28.07.2006 N 136, от 05.12.2007 N 229, от 16.01.2008 N 6, от 16.07.2008 N 0125, от 19.05.2010 N 88, от 17.11.2010 N 214, от 11.01.2012 N 2, от 17.03.2012 N 46, от 07.07.2012 N 120, от 21.11.2012 N 218, от 27.02.2013 N 35, от 20.03.2013 N 45, от 14.06.2013 N 105, от 09.10.2013 N 188, от 15.01.2014 N 5, от 09.04.2014 N 63, от 11.06.2014 N 104-105, от 20.06.2014 N 109, от 05.11.2014 N 206-207, от 08.09.2015 N 145, от 13.01.2016 N 2, от 11.04.2017 N 62.
Вывод: Закон Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 05.05.1996 N 61-ОД, от 14.08.1997 N 130-ОД, от 15.01.1999 N 240-ОД, от 18.03.1999 N 247-ОД, от 11.05.1999 N 260-ОД, от 02.09.1999 N 303-ОД, от 29.05.2000 N 407-ОД, от 18.09.2000 N 438-ОД, от 15.01.2001 N 497-ОД, от 27.03.2001 N 525-ОД, от 13.05.2002 N 704-ОД, от 28.03.2003 N 805-ОД, от 06.04.2004 N 909-ОД, от 04.03.2005 N 1017-ОД, от 11.01.2006 N 1184-ОД, от 15.06.2006 N 1234-ОД, от 14.07.2006 N 1255-ОД, от 28.11.2007 N 1573-ОД, от 29.12.2007 N 1623-ОД, от 08.07.2008 N 1730-ОД, от 12.05.2010 N 2038-ОД, от 09.11.2010 N 2115-ОД, от 29.12.2011 N 2281-ОД, от 16.03.2012 N 23-ОД, от 29.06.2012 N 67-ОД, от 12.11.2012 N 135-ОД, от 15.02.2013 N 14-ОД, от 13.03.2013 N 24-ОД, от 06.06.2013 N 58-ОД, от 01.10.2013 N 100-ОД, от 09.01.2014 N 2-ОД, от 01.04.2014 N 48-ОД, от 30.05.2014 N 74-ОД, от 04.06.2014 N 84-ОД, от 06.06.2014 N 92-ОД, от 16.06.2014 N 94-ОД, от 29.10.2014 N 136-ОД, от 03.09.2015 N 139-ОД, от 30.12.2015 N 231-ОД, от 28.03.2017 N 24-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести Закон Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 10 ноября 2017 г. N 2311н "На Закон Волгоградской области от 08.11.1994 N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 05.05.1996 N 61-ОД, от 14.08.1997 N 130-ОД, от 15.01.1999 N 240-ОД, от 18.03.1999 N 247-ОД, от 11.05.1999 N 260-ОД, от 02.09.1999 N 303-ОД, от 29.05.2000 N 407-ОД, от 18.09.2000 N 438-ОД, от 15.01.2001 N 497-ОД, от 27.03.2001 N 525-ОД, от 13.05.2002 N 704-ОД, от 28.03.2003 N 805-ОД, от 06.04.2004 N 909-ОД, от 04.03.2005 N 1017-ОД, от 11.01.2006 N 1184-ОД, от 15.06.2006 N 1234-ОД, от 14.07.2006 N 1255-ОД, от 28.11.2007 N 1573-ОД, от 29.12.2007 N 1623-ОД, от 08.07.2008 N 1730-ОД, от 12.05.2010 N 2038-ОД, от 09.11.2010 N 2115-ОД, от 29.12.2011 N 2281-ОД, от 16.03.2012 N 23-ОД, от 29.06.2012 N 67-ОД, от 12.11.2012 N 135-ОД, от 15.02.2013 N 14-ОД, от 13.03.2013 N 24-ОД, от 06.06.2013 N 58-ОД, от 01.10.2013 N 100-ОД, от 09.01.2014 N 2-ОД, от 01.04.2014 N 48-ОД, от 30.05.2014 N 74-ОД, от 04.06.2014 N 84-ОД, от 06.06.2014 N 92-ОД, от 16.06.2014 N 94-ОД, от 29.10.2014 N 136-ОД, от 03.09.2015 N 139-ОД, от 30.12.2015 N 231-ОД, от 28.03.2017 N 24-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был