Нехаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Яровой О.В.,
при секретаре Колпаносовой О.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нехаевского района Волгоградской области Кеврика В.Н.,
представителя административного ответчика - администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области - консультанта отдела правового обеспечения администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Тарасовой И.О., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании не действующими полностью постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования",
установил:
прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц о признании не действующими полностью постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования", указав в обоснование заявленных требований, что оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления противоречат федеральному законодательству. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. Применительно к муниципальным услугам согласно ст. 1 данного закона он регулирует отношения, возникающие в связи с их предоставлением местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции, его действие распространяется на организации, участвующие в предоставлении муниципальных услуг. Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Статьёй 15 названного закона к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Аналогичные полномочия предоставлены органам местного самоуправления и ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". На основании ст. 2 поименованного выше закона образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование; участники образовательных отношений обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Согласно ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Статьёй 28 данного закона установлено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено указанным Федеральным законом; приём обучающихся в образовательную организацию; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Исходя из положений ст. 67 вышеназванного Федерального закона и Правил приёма в образовательные организации, утверждённых приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32 и от 8 апреля 2014 года N 293, заявление родителей (законных представителей) требуется только при приёме детей в образовательные организации, из чего следует, что предоставление дошкольного начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования не относится к муниципальным услугам, является собственным полномочием образовательных организаций, а неучастием таковых в предоставлении муниципальных услуг органом местного самоуправления, осуществление данного правомочия регулируется наряду с федеральным и региональным законодательством федеральными образовательными стандартами и локальными правовыми актами образовательной организации, а не административными регламентами предоставления муниципальных услуг администрации муниципального образования. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают право неопределённого круга лиц на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, возлагая на них обязанность по прохождению административных процедур, установленных органом местного самоуправления за пределами предоставленной федеральным законодательством компетенции.
В письменном отзыве на административное исковое заявление административный ответчик - администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области, возражая против удовлетворения иска в полном объёме, указал, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, принятие муниципальных правовых актов относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, вопрос о принятии таковых решается только органами местного самоуправления. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Указанное положение также закреплено в Уставе Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" следует, что услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом. В перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в которых размещаются государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных и муниципальных услуг и предоставляемых в электронном виде, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 729, входят: предоставление информации о реализации программ основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ; предоставление информации о реализации программ основного среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ; предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в федеральное государственное образовательное учреждение; предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости; предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках; предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы; предоставление информации из федеральной базы данных о результатах единого государственного экзамена, что также следует из положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Органы местного самоуправления муниципальных районов издают нормативные и иные правовые акты по вопросам образования в пределах своей компетенции, определённой Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом N 131-ФЗ, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Оспариваемые административные регламенты утверждены постановлениями администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года, действовали на протяжении более шести лет, неоднократно подвергались, в том числе прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области, правовым проверкам на протяжении всего времени их действия (л.д.106 - 110 т.1).
В судебном заседании представитель административного истца Кеврик В.Н., заявленные прокурором Нехаевского района Волгоградской области требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, в интересах неопределённого круга лиц просил признать не действующими полностью постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования". Дополнительно пояснил, что ранее по протестам прокурора Нехаевского района Волгоградской области, направленным в адрес административного ответчика, администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области неоднократно вносились изменения и дополнения в оспариваемые нормативные правовые акты, впоследствии, в результате проведённой прокуратурой Волгоградской области проверки, выявлено, что они противоречат действующему законодательству. Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился к административному ответчику с требованием их отмены, чего сделано не было, в связи с чем, административный истец в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, на удовлетворении требований которого настаивают.
Представитель административного ответчика Тарасова И.О., возражая по доводам административного ответчика, приведённым в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д.106 - 110 т.1), просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Дополнительно пояснила, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты являются действующими, обнародованы путём размещения на информационных стендах, применяются на протяжении более шести лет, проходили правовую проверку, как в прокуратуре Нехаевского района Волгоградской области, так и в аппарате Губернатора Волгоградской области, ранее на основании протестов прокурора Нехаевского района Волгоградской области оспариваемые нормативные правовые акты неоднократно признавались не соответствующими действующему законодательству в части, в связи с чем, подвергались изменениям и дополнениям.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьёй 15 вышеназванного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Аналогичное положение закреплено и в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Пунктом 11 ч. 1 ст. 5 Устава Нехаевского муниципального района Волгоградской области (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов) указанное также отнесено к вопросам местного значения муниципального района (л.д.23-65 т.2).
Из наименования и содержания оспариваемых административных регламентов муниципальных услуг "Предоставление дополнительного образования детям", "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования", утверждённых постановлениями администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213, 1214, 1216, соответственно, предоставляемых исполнительно-распорядительным органом Нехаевского муниципального района - администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области, усматривается, что предоставление дополнительного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования является муниципальной услугой (л.д.10-11, 12-32, 33-34, 35-60, 61-62, 63-79 т.1).
Между тем, в силу предписаний Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", под муниципальной услугой понимается предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Применительно к муниципальным услугам, в силу ст. 1 поименованного выше закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует лишь порядок организации предоставления государственных и муниципальных услуг, то есть общие принципы и условия организации работы по предоставлению этих услуг. При этом положений о порядке рассмотрения запросов граждан о предоставлении муниципальной услуги, об основаниях к отказу в предоставлении такой услуги, данный закон не содержит.
Статьёй 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование; участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Статьёй 28 вышеназванного Федерального закона установлено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, приём обучающихся в образовательную организацию, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.
Исходя из положений, предусмотренных ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32, Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293, заявление родителей (законных представителей) требуется только при приёме детей в образовательные организации.
При таком положении, суд считает, что предоставление дополнительного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, не относится к муниципальным услугам, предоставляемым органом местного самоуправления, поскольку, в силу приведённых выше норм, относится исключительно к полномочиям образовательных организаций, а не участием таковых в предоставлении муниципальных услуг администрацией муниципального района, осуществление данных правомочий регулируются, наряду с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и региональным законодательством, федеральными образовательными стандартами и локальными актами образовательных организаций.
На основании ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления - постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования" противоречат Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", то есть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о времени признания не действующими полностью постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования", суд находит необходимым осуществить такое признание со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из требований ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым возложить на администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность опубликовать (обнародовать) сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь изложенным и ст. 175 - 180, 186, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявленные требования прокурором Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании не действующими полностью постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановления администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования", удовлетворить полностью.
Признать постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1213 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям", постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1214 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основное общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам", постановление администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16 декабря 2011 года N 1216 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования", не соответствующими федеральному законодательству и не действующими полностью со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность опубликовать (обнародовать) сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Яровая |
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2018 года.
Судья |
О.В. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 5 апреля 2018 г. N 2а-40/2018 "О признании недействующими постановлений администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 16.12.2011 N 1213, от 16.12.2011 N 1214, от 16.12.2011 N 1216"
Текст решения опубликован на официальном сайте Нехаевского районного суда Волгоградской области (http://nehav.vol.sudrf.ru)