Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области" (в редакции от 25.04.2018 N 53-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является издание и поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 25.04.2018 N 53-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области в целях укрепления их здоровья и формирования здорового образа жизни.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией отдыха детей, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 07.03.2018 N 56-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 18.04.2018 N 85-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 05.02.2018 N 15-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 07.03.2018 N 56-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с частью 1 статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно пунктам "б" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, защита семьи и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 и пункту 2 статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся:
- реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории субъекта Российской Федерации, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
- осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- формирование, ведение и размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии с подпунктом 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 16 Устава Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы относится законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Кроме того, издание данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, в тексте исследуемого Закона коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Закона выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
29.04.2018 вступил в силу Федеральный закон от 18.04.2018 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принятый в целях совершенствования реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 18.04.2018 N 85-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся:
- формирование, ведение и размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
Однако, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 3 Закона Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области" к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей в пределах их компетенции относится.
- формирование и ведение реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
Согласно анализу норм федерального и регионального законодательства, статья 3 Закона Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД не учитывает изменения действующего федерального законодательства.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в частичном отсутствии в Законе нормы, установленной Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 18.04.2018 N 85-ФЗ) в статье 3 "Полномочия органов государственной власти Волгоградской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей".
Кроме того, при работе с Законом необходимо учесть следующее.
На основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 18.04.2018 N 85-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации теперь относятся разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
Вместе с тем, на пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 18.04.2018 N 85-ФЗ) устанавливается, что обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети "Интернет". Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ в сети "Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей.
Кроме того, законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также иные положения, дополняющие гарантии права граждан на обращение, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, указанные положения необходимо учесть при дальнейшей работе с Законом Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области".
Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 22.02.2018 N 20.
Закон Волгоградской области от 25.04.2018 N 53-ОД, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.04.2018.
Вывод: Закон Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области" (в редакции от 25.04.2018 N 53-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 1 июня 2018 г. N 1300н "На Закон Волгоградской области от 16.02.2018 N 16-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области" (в редакции от 25.04.2018 N 53-ОД)"
Текст заключения официально опубликован не был