2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Е.Г. Логойдо.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
Л.М. Савина |
Утверждена
приказом комитета
образования, науки и
молодежной политики
Волгоградской области
от 25 января 2019 г. N 13
Инструкция
по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в Волгоградской области в 2019 году
1. Общие положения
Инструкция по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в Волгоградской области в 2019 году (далее именуется - Инструкция) определяет категории участников итогового собеседования по русскому языку в Волгоградской области в 2019 году (далее именуется - итоговое собеседование), сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования.
2. Категории участников итогового собеседования
Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее именуется - ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее именуется - экстерны);
обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (далее именуется - ОВЗ), обучающихся, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам основного общего образования, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
3.1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление по образцу, согласно приложению 11 к настоящей Инструкции, и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
3.2. Обучающиеся, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее именуется - ПМПК), а обучающиеся, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее именуется - справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 9.5 пункта 9 настоящей Инструкции.
3.3. Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - места проведения итогового собеседования).
4. Организация проведения итогового собеседования
4.1. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - комитет) в рамках проведения итогового собеседования определяет:
порядок проведения, а также порядок (схему) проверки итогового собеседования;
способ ведения аудиозаписи ответов участников итогового собеседования;
лиц, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования;
порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях и (или) комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования, определенных комитетом;
техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
минимальное количество баллов, полученных обучающимися, экстернами с ОВЗ, обучающимися, экстернами - детьми-инвалидами и инвалидами, за итоговое собеседование для выставления оценки "зачет";
порядок проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования;
порядок и сроки передачи в региональный центр обработки информации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - РЦОИ) информации в виде специализированной формы для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее именуется - специализированная форма), аудиофайлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организацией или комиссией, сформированной в местах, определенных комитетом, в случае, предусмотренном пунктом 13 настоящей Инструкции;
места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов контрольных - измерительных материалов (далее именуется - КИМ) итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
4.2. В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам комитет направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования.
4.3. Комитет организует формирование и ведение региональной информационной системы обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее именуется - РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее именуется - ФИС ГИА и Приема).
4.4. Комитет обеспечивает:
информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, а также через средства массовой информации, телефоны "горячих линий", сайт комитета;
проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;
техническую готовность мест проведения итогового собеседования к проведению и проверке итогового собеседования;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяет места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные комитетом.
4.5. Образовательная организация в целях проведения итогового собеседования:
обеспечивает отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях (далее соответственно - комиссия по проведению, комиссия по проверке) в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;
под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, установленном настоящей Инструкцией;
под подпись информирует участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, установленном комитетом, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами.
4.6. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов, на официальных сайтах комитета, учреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, публикуется информация о*(1):
порядке проведения итогового собеседования, утвержденном комитетом, - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового собеседования;
сроках проведения итогового собеседования - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом собеседовании;
сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового собеседования.
4.7. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территории Волгоградской области, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется РЦОИ.
5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
5.1. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля - 13 февраля 2019 г.
5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).
5.3. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта - 13 марта 2019 г. и первый рабочий понедельник мая - 06 мая 2019 г.).
5.4. Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, в дополнительные сроки.
6. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации
6.1. Итоговое собеседование проводится в ходе учебного процесса в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). Участники итогового собеседования, ожидающие свою очередь, не должны пересекаться с участниками, прошедшими процедуру итогового собеседования. Итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации.
6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов*(2).
6.3. Для проведения итогового собеседования выделяются:
учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования (далее - аудитория проведения итогового собеседования);
учебные кабинеты образовательной организации, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах образовательной организации параллельно может вестись урок для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди), а также учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начало следующего урока в данном учебном кабинете);
помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее именуется - Штаб).
6.4. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования оборудуется техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (компьютер, микрофон/диктофон).
6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе организуется рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.
6.6. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению итогового собеседования включаются:
ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования, действующий в соответствии с инструкцией для ответственного организатора образовательной организации (Приложение 1 к настоящей Инструкции);
организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации), действующие в соответствии с инструкцией для организатора проведения итогового собеседования (Приложение 5 к настоящей Инструкции);
экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками итогового собеседования, проводит инструктаж участника собеседования по выполнению заданий, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы), действующий в соответствии с инструкцией для экзаменатора-собеседника (Приложение 3 к настоящей Инструкции);
технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru), а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования, а также для внесения информации в специализированную форму, действующий в соответствии с инструкцией для технического специалиста образовательной организации (Приложение 2 к настоящей Инструкции).
В состав комиссии по проверке итогового собеседования включаются эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее именуется - эксперты), действующие в соответствии с инструкцией для эксперта по проверке ответов участников итогового собеседования (Приложение 4 к настоящей Инструкции).
К проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются только учителя русского языка и литературы.
Количественный состав комиссии по проверке определяет образовательная организация в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации.
6.7. За три дня до проведения итогового собеседования в Штабе устанавливается программное обеспечение (далее именуется - ПО) "Результаты итогового собеседования". В ПО загружается XML-файл, полученный из РЦОИ, с внесенными сведениями об участниках итогового собеседования.
6.8. За день до проведения итогового собеседования РЦОИ передает в образовательную организацию список участников итогового собеседования согласно приложению 7 к настоящей Инструкции, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории согласно приложению 8 к настоящей Инструкции, протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования согласно приложению 9 к настоящей Инструкции, специализированную форму согласно приложению 10 к настоящей Инструкции. В образовательной организации список участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список корректируется. Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле "Аудитория".
7. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
7.1. Сведения по итоговому собеседованию вносятся РЦОИ в РИС посредством ПО "Импорт ГИА-9". В РИС вносится следующая информация:
об участниках итогового собеседования;
о местах проведения итогового собеседования;
о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;
о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;
о результатах итогового собеседования, полученных участниками.
7.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют органы, осуществляющие управление в сере образования муниципальных районов (городских округов) и (или) образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
7.3. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее именуется - ФГБНУ "ФИПИ") (fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.
8. Проведение итогового собеседования
8.1. В день проведения итогового собеседования не позднее 08.00 часов по местному времени технический специалист получает с Интернет-ресурса (http://topic9.rustest.ru) и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.
В случае отсутствия доступа к указанному Интернет-ресурсу технический специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов по резервной схеме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
8.2. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:
аккредитованные общественные наблюдатели;
аккредитованные представители средств массовой информации;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица комитета.
8.3. Итоговое собеседование начинается в 09.00 часов по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете образовательной организации (на уроке) или в учебном кабинете ожидания (если параллельно для участников итогового собеседования не ведется образовательный процесс).
8.4. Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для данного участника - в учебный кабинет образовательной организации (параллельно может вестись урок). Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
8.5. Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
8.6. После завершения итогового собеседования участник прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.
8.7. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам", а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории".
9. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов
9.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных подпунктом 9.5 пункта 9 настоящей Инструкции.
9.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, комитет организует проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
9.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
9.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) комитет обеспечивает создание следующих условий проведения итогового собеседования:
беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже;
наличие специальных кресел и других приспособлений;
увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
9.5. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) комитет обеспечивает создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в аудитории в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в качестве экзаменаторов-собеседников. Оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
9.6. В случае если особенности психофизического развития (например, участники с тяжелыми нарушениями речи, задержка психического развития и иные (сахарный диабет и т.д.) и др.) не позволяют участникам итогового собеседования с ОВЗ, участникам итогового собеседования - детям-инвалидам и инвалидам выполнить все задания итогового собеседования, а экспертам по проверке итогового собеседования провести оценивание итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования, комитет определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения "зачета" для данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
Основанием для изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы для данной категории участников итогового собеседования являются соответствующие рекомендации ПМПК.
10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
10.1. Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;
рекомендации по организации и проведению итогового собеседования.
Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
10.2. Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по двум схемам (выбор схемы оценивания определяется на уровне комитета: может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно):
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет"/"незачет". При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку "зачет"/ "незачет";
ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт имеет возможность пользоваться черновиками.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
После завершения итогового собеседования каждого участника необходимо обеспечить прослушивание своего ответа каждым участником, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть произведено экзаменатором-собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).
Зачет выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку согласно приложению 6 к настоящей Инструкции.
На категорию участников итогового собеседования, перечисленную в пункте 9.6. настоящей Инструкции, данное положение не распространяется. Комитет определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения "зачета" для данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
10.3. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
11. Обработка результатов итогового собеседования
11.1. В РЦОИ консолидируются файлы с результатами оценивания ответов участников итогового собеседования из образовательной организации, файлы загружаются в РИС средствами специализированного ПО "Импорт ГИА-9".
11.2. В РИС производится обработка результатов участников итогового собеседования средствами специализированного ПО "Импорт ГИА-9".
12. Повторный допуск к проведению итогового собеседования
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта (13 марта 2019 г.) и первый рабочий понедельник мая (06 мая 2019 г.) следующие обучающиеся, экстерны:
получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат ("незачет");
не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
13. Проведение повторной проверки итогового собеседования
13.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных комитетом.
13.2. Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового собеседования указанной категории обучающихся определяет комитет.
14. Срок действия итогового собеседования
Итоговое собеседование как допуск к ГИА - бессрочно.
*(1) Сроки, рекомендованные в пункте 4.6 настоящей Инструкции, не распространяются на проведение итогового собеседования по русскому языку в 2018/19 учебном году.
*(2) СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный N 22637), от 25 декабря 2013 г. N 72 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный N 31751), от 24 ноября 2015 г. N 81 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный N 40154).
Приложение 1
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Инструкция
для ответственного организатора образовательной организации
1. Ответственному организатору образовательной организации необходимо:
1.1. Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования:
определить необходимое количество аудиторий проведения итогового собеседования;
обеспечить ознакомление экспертов с критериями оценивания, полученными от технического специалиста;
получить от технического специалиста образовательной организации:
списки участников итогового собеседования (далее - списки участников), при необходимости скорректировать списки и распределить участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования согласно приложению 7 к инструкции по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в Волгоградской области в 2019 году (далее именуется - Инструкция);
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования (по количеству аудиторий проведения итогового собеседования) согласно приложению 8 к настоящей Инструкции;
протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования (на каждого участника итогового собеседования) согласно приложению 9 к настоящей Инструкции;
специализированную форму согласно приложению 10 к настоящей Инструкции;
заполнить в списках участников поле "Аудитория".
1.2. В день проведения итогового собеседования:
получить от технического специалиста контрольные измерительные материалы (далее именуется - КИМ) итогового собеседования и формы для проведения итогового собеседования;
выдать экзаменатору-собеседнику:
для участников итогового собеседования (текст для чтения, карточки с темами беседы на выбор и планами беседы) - по 2 экземпляра каждого материала на аудиторию проведения итогового собеседования (возможно тиражирование большего количества);
для экзаменатора-собеседника (инструкцию по выполнению заданий КИМ, карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы) - по два экземпляра на аудиторию проведения итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, в которой фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;
материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
эксперту:
протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования (на каждого участника);
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
организатору(ам) проведения итогового собеседования: список участников итогового собеседования.
1.3. Во время проведения итогового собеседования:
Проставить в случае неявки участника в списках участников в поле "Аудитория" рядом с номером аудитории букву "Н" на основании информации, полученной от организаторов проведения итогового собеседования. Допускается проставление отметки о неявке участника итогового собеседования организатором проведения итогового собеседования по поручению ответственного организатора образовательной организации.
Координировать работу лиц, привлекаемых к проведению итогового собеседования.
Принять по завершении итогового собеседования от экзаменаторов-собеседников:
материалы, использованные для проведения итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования.
1.4. По завершении проведения итогового собеседования:
Принять по завершении итогового собеседования от технического специалиста флеш-носители с аудиозаписями ответов участников итогового собеседования из каждой аудитории проведения итогового собеседования.
Организовать проверку ответов участников итогового собеседования экспертами в случае выбора комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области варианта оценивания ответов участников итогового собеседования после проведения итогового собеседования.
Осуществить передачу в региональный центр обработки информации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - РЦОИ) на флеш-носителях, либо по защищенной сети передачи данных аудиофайлов с записями ответов участников итогового собеседования.
Осуществить передачу в РЦОИ на бумажных носителях, либо по защищенной сети передачи данных списков участников, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудиториях, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Приложение 2
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Инструкция
для технического специалиста образовательной организации
1. Технический специалист образовательной организации при подготовке к проведению итогового собеседования по русскому языку (далее именуется - итоговое собеседование):
осуществляет сбор сведений об участниках итогового собеседования (фамилия, имя, отчество (далее именуется - ФИО) участников, необходимость создания особых условий для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья (далее именуется - ОВЗ), участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов);
готовит в помещении для получения контрольно-измерительных материалов итогового собеседования (далее именуется - КИМ итогового собеседования) и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее именуется - Штаб) рабочее место, оборудованное компьютером с доступом в сеть Интернет и принтером для получения и тиражирования материалов для проведения итогового собеседования;
организует рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
2. Технический специалист образовательной организации не позднее чем за день до проведения итогового собеседования:
готовит необходимое количество рабочих мест в аудиториях проведения итогового собеседования, оборудованных средствами для записи ответов участников итогового собеседования, либо необходимое количество диктофонов;
проверяет готовность оборудования для записи ответов участников итогового собеседования (производит тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна содержать посторонних шумов и помех, голоса участников итогового собеседования и экзаменатора-собеседника должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в часто используемых аудиоформатах (файлы форматов: *.wav, *.mp3, *.mp4 и т.д.);
проверяет готовность рабочего места в Штабе для получения материалов итогового собеседования (наличие доступа в сеть Интернет, рабочее состояние принтера, наличие достаточного количества бумаги);
готовит рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания итогового собеседования для экспертов.
3. Технический специалист образовательной организации в день проведения итогового собеседования:
обеспечивает получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернет-ресурса http://topic9.rustest.ru (далее именуется - Интернет-ресурс) и передает их ответственному организатору образовательной организации;
в случае отсутствия доступа у образовательной организации и РЦОИ в день проведения итогового собеседования к Интернет-ресурсу для передачи КИМ итогового собеседования, РЦОИ незамедлительно обращается в контактный центр Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (далее именуется - ФГБУ "ФЦТ") для получения материалов посредством электронной почты (далее - резервная схема). В случае применения механизма резервной схемы РЦОИ публикует полученные от ФГБУ "ФЦТ" КИМ итогового собеседования на собственном интернет-сайте или направляет в образовательную организацию посредством электронной почты;
осуществляет печать протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, списков участников итогового собеседования (далее вместе - формы для проведения итогового собеседования);
передает ответственному организатору образовательной организации формы для проведения итогового собеседования;
обеспечивает ведение аудиозаписи бесед участников с экзаменатором-собеседником (технический специалист включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования в аудитории (при необходимости параллельно может осуществляться запись ответов каждого участника итогового собеседования).
4. Технический специалист образовательной организации по завершении проведения итогового собеседования:
завершает ведение потоковой аудиозаписи ответов участников, сохраняет аудиозаписи в каждой аудитории проведения, копирует аудиозаписи (файлы) на съемный электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору образовательной организации. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории проведения итогового собеседования, код образовательной организации;
в случае проверки экспертами работ после завершения итогового собеседования сохранят аудиозаписи на флеш-носители и передает ответственному организатору образовательной организации для дальнейшего распределения аудиофайлов между экспертами по проверке итогового собеседования для прослушивания и оценивания (при проверки экспертами работ после завершения итогового собеседования вести отдельные аудиозаписи для каждого участника);
использует ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории и протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в Штабе;
заносит в специализированную форму при помощи программного обеспечения "Результаты итогового собеседования" информацию по каждому внесенному ранее участнику:
код образовательной организации;
код муниципального района (городского округа);
номер аудитории;
номер варианта КИМ итогового собеседования;
баллы, согласно критериям оценивания;
общий балл;
отметку "зачет" / "незачет";
ФИО эксперта;
(количество строк в специализированной форме должно быть равно количеству участников, сдававших итоговое собеседование в образовательной организации);
сохраняет специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в специальном XML формате и передает в РЦОИ.
В случае ведения отдельных аудиозаписей для каждого участника итогового собеседования выполнение сопутствующей технической работы (нажатие кнопки "старт"/"запись", "пауза", "стоп" звукозаписывающего устройства) возлагается на экзаменатора-собеседника или технического специалиста (по усмотрению образовательной организации, если кадровый потенциал образовательной организации позволяет включить в комиссию по проведению несколько технических специалистов). Параллельно рекомендуется ведение потоковой аудиозаписи ответов участников.
Приложение 3
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Инструкция
для экзаменатора-собеседника
1. Экзаменатор-собеседник не позднее чем за день до проведения итогового собеседования знакомится с:
демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, размещенными на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ", включая критерии оценивания итогового собеседования, полученные от ответственного организатора образовательной организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;
настоящей Инструкцией.
2. Экзаменатору-собеседнику в день проведения итогового собеседования необходимо:
2.1. Получить от ответственного организатора образовательной организации:
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, в которой фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;
контрольные - измерительные материалы итогового собеседования (далее именуется - КИМ итогового собеседования): Инструкцию по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
2.2. Вместе с экспертом ознакомиться с КИМ итогового собеседования (тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме), полученными в день проведения итогового собеседования.
2.3. В аудитории проведения итогового собеседования осуществить проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, провести инструктаж участника, ознакомив его с Инструкцией по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, фиксировать время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования.
2.4. Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения итогового собеседования вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ итогового собеседования, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование, следит за соблюдением временного регламента проведения итогового собеседования.
2.5. Экзаменатор-собеседник создает доброжелательную рабочую атмосферу.
3. Экзаменатор-собеседник при проведении итогового собеседования:
3.1. Организует деятельность участника итогового собеседования:
выдает КИМ итогового собеседования;
фиксирует время выполнения каждого задания КИМ итогового собеседования, следит за соблюдением времени, отведенного:
а) на подготовку ответа,
б) на ответ участника итогового собеседования,
в) на общее время, отведенное на проведение итогового собеседования для каждого участника (время может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей участников итогового собеседования);
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования:
а) произнес под аудиозапись свою фамилию, имя, отчество, номер варианта прежде, чем приступить к ответу (в продолжительность проведения итогового собеседования не включается),
б) произносил номер задания перед ответом на каждое из заданий.
В случае ведения отдельных аудиозаписей для каждого участника итогового собеседования выполнение сопутствующей технической работы (нажатие кнопки "старт"/"запись", "пауза", "стоп" звукозаписывающего устройства) необходимо возложить на экзаменатора-собеседника или технического специалиста (по усмотрению образовательной организации, если кадровый потенциал образовательной организации позволяет включить в комиссию по проведению несколько технических специалистов).
Возможно параллельное ведение потоковой аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
3.2. Выполняет роль собеседника:
задает вопросы (на основе карточки экзаменатора-собеседника или иные вопросы в контексте ответа участника итогового собеседования);
переспрашивает, уточняет ответы участника, чтобы избежать односложных ответов;
не допускает использование участником итогового собеседования черновиков;
по окончании итогового собеседования принимает от эксперта протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования (в случае если оценивание ведется во время ответа участника итогового собеседования) в помещении для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (далее именуется - Штаб).
3.3. Передает ответственному организатору образовательной организации после завершения итогового собеседования в Штабе:
КИМ итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
заполненную ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
Временной регламент выполнения заданий итогового собеседования каждым участником
N |
Действия экзаменатора-собеседника |
Действия обучающихся |
Время |
1 |
Приветствие участника собеседования. Знакомство. Короткий рассказ о содержании итогового собеседования |
|
1 мин. |
Выполнение заданий итогового собеседования | |||
|
Приблизительное время |
15-16 мин. |
|
Чтение текста | |||
2 |
Предложить участнику собеседования ознакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что участник собеседования будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2 |
|
|
3 |
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению |
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя |
до 2-х мин. |
4 |
Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение участника собеседования |
Чтение текста вслух |
до 2-х мин. |
5 |
Переключение участника собеседования на другой вид работы. |
Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации |
до 2-х мин. |
6 |
Забрать у участника собеседования исходный текст. Слушание пересказа. Эмоциональная реакция на пересказ участника собеседования. |
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации |
до 3-х мин. |
7 |
Забрать у участника собеседования материалы, необходимые для выполнения задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2. Предложить участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку. |
|
|
Монолог | |||
8 |
Предложить участнику собеседования ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более трех минут |
|
|
|
|
Подготовка к ответу |
1 мин. |
9 |
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ |
Ответ по теме выбранного варианта |
до 3-х мин. |
Диалог | |||
10 |
Задать вопросы для диалога. Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в КИМ итогового собеседования |
Вступает в диалог |
до 3-х мин. |
11 |
Эмоционально поддержать участника собеседования |
|
|
Приложение 4
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Инструкция
для эксперта по проверке ответов участников итогового собеседования
1. Эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования (далее именуется - эксперт) не позднее чем за день до проведения итогового собеседования знакомится с:
демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, размещенными на официальном сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (fipi.ru), включая критерии оценивания итогового собеседования, полученные от ответственного организатора образовательной организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;
настоящей инструкцией для эксперта по проверке ответов участников итогового собеседования.
2. Эксперт в день проведения итогового собеседования:
получает от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы:
протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
контрольные - измерительные материалы итогового собеседования (далее именуется - КИМ итогового собеседования);
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
знакомится с материалами для проведения итогового собеседования, полученными в день проведения итогового собеседования (КИМ итогового собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования).
3. Эксперт во время проведения итогового собеседования:
оценивает ответы участников итогового собеседования непосредственно в аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования с участниками или после проведения собеседования, прослушивая аудиозапись (определяется комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области);
вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку "зачет"/ "незачет";
ФИО, подпись и дату проверки.
4. Эксперт по окончании проведения итогового собеседования пересчитывает протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковывает их в конверт и в запечатанном виде передает экзаменатору-собеседнику.
5. Эксперт не имеет права вмешиваться в беседу участника и экзаменатора-собеседника!
6. При нахождении эксперта в аудитории проведения итогового собеседования, его рабочее место определено в той части учебного кабинета, в которой участник итогового собеседования зрительно не может наблюдать (и, соответственно, отвлекаться) на процесс оценивания итогового собеседования.
Приложение 5
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Инструкция
для организатора проведения итогового собеседования
В день проведения итогового собеседования организатору проведения итогового собеседования необходимо:
получить от ответственного организатора образовательной организации списки участников, распределенных в аудитории проведения итогового собеседования;
приглашать в произвольном порядке участников итогового собеседования, находящихся в учебном кабинете образовательной организации (параллельно в классе может проводиться урок), из полученного списка, сопровождать участников в аудитории проведения итогового собеседования согласно полученному списку участников и по окончании итогового собеседования - в учебный кабинет;
информировать ответственного организатора образовательной организации об отсутствии участника итогового собеседования в образовательной организации;
ставить в списке участников отметку "Н" в поле напротив фамилии отсутствующего участника итогового собеседования (по поручению ответственного организатора образовательной организации);
обеспечивать соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации);
по завершении проведения итогового собеседования передать список участников ответственному организатору образовательной организации.
Приложение 6
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Критерии
оценивания итогового собеседования по русскому языку
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух |
Баллы |
|
ИЧ |
Интонация |
|
|
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста |
1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста |
0 |
|
ТЧ |
Темп чтения |
|
|
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче |
1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
N |
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
Баллы |
П1 |
Сохранение при пересказе микротем текста |
|
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
1 |
Упущена или добавлена одна или более микротем |
0 |
|
П2 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
|
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
1 |
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
0 |
|
П3 |
Работа с высказыванием |
|
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично |
1 |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа |
0 |
|
П4 |
Способы цитирования |
|
|
Ошибок нет |
1 |
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Таблица 3
N |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)* |
Баллы |
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) |
1 |
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) |
0 |
|
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок |
1 |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
0 |
|
Иск. |
Искажения слов |
|
|
Искажений слов нет |
1 |
Допущены искажения слов (одно и более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более двух баллов.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) - 10.
Задание 3. Монологическое высказывание
Таблица 4
N |
Критерии оценивания монологического высказывания (М) |
Баллы |
М1 |
Выполнение коммуникативной задачи |
|
|
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют |
1 |
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания |
0 |
|
М2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
Условия речевой ситуации не учтены |
0 |
|
М3 |
Речевое оформление монологического высказывания (МР) |
|
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена |
1 |
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) |
0 |
|
|
Максимальное количество баллов |
3 |
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Таблица 5
N |
Критерии оценивания диалога (Д) |
Баллы |
Д1 |
Выполнение коммуникативной задачи |
|
|
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге |
1 |
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы |
0 |
|
Д2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
Условия речевой ситуации не учтены |
0 |
|
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Таблица 6
N |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)* |
Баллы |
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок |
1 |
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) |
0 |
|
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок |
1 |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
0 |
Таблица 7
РО |
Речевое оформление |
|
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции |
1 |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Максимальное количество баллов за монолог и диалог - 9.
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.
Общее количество баллов за выполнение всей работы - 19.
Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
Приложение 7
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
СПИСКИ
участников итогового собеседования
/------------\ /---------\ /--------\
Субъект РФ: | | Код МСУ | | Код ОО | |
\------------/ \---------/ \--------/
Итоговое собеседование по русскому языку Дата _______________________
N п. п. |
ФИО участника |
Номер аудитории/ отметка о неявке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 8
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Ведомость учета проведения итогового собеседования
в аудитории
ИС-02. Форма ведомости учета проведения итогового собеседования в
аудитории
/---------\ /------\ /-----\ /-----\
Субъект РФ: | | Код МСУ | | Код ОО | | Аудитория | |
\---------/ \------/ \-----/ \-----/
Предмет __________________ Дата _____________
N п.п. |
ФИО участника |
Серия документа |
Номер документа |
Класс |
Время начала |
Время завершения |
Подпись участника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_________________________________ |
/ |
__________ |
/ |
__________ |
ФИО экзаменатора-собеседника |
|
Подпись |
|
Дата |
_________________________________ |
/ |
__________ |
/ |
__________ |
ФИО эксперта |
|
Подпись |
|
Дата |
Приложение 9
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования
ИС-03. Форма протокола эксперта для оценивания ответов участников
итогового собеседования
ФИО участника |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Класс |
|
|
Номер аудитории |
|
|
Номер варианта |
|
|
N |
Критерии |
Балл 1 // 0 |
Задание 1. Чтение вслух | ||
ИЧ |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста // Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста |
|
ТЧ |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче // Темп чтения не соответствует |
|
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания | ||
П1 |
Все основные микротемы исходного текста сохранены // Упущена или добавлена одна или более микротом |
|
П2 |
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет // Допущены фактические ошибки (одна или более} |
|
ПЗ |
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично // Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа |
|
П4 |
Ошибок нет // Допущены ошибки при цитировании (одна или более) |
|
Грамотность речи (задания 1 и 2) | ||
Г |
Грамматических ошибок нет // Допущены грамматические ошибки (одна или более) |
|
О |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // Допущены орфоэпические ошибки (две или более) |
|
Р |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трех речевых ошибок // Допущены речевые ошибки (четыре или более) |
|
Иск |
Искажений слов нет // Допущены искажения слов (одно или более) |
|
Задание 3. Монолог | ||
М1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют // Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привел менее 10 фраз по теме высказывания |
|
М2 |
Учтены условия речевой ситуации // Условия речевой ситуации не учтены |
|
М3 |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена // Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) |
|
Задание 4. Диалог | ||
Д1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге // Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы |
|
Д2 |
Учтены условия речевой ситуации // Условия речевой ситуации не учтены |
|
Грамотность речи (задания 3 и 4) | ||
Г |
Грамматических ошибок нет // Допущены грамматические ошибки (одна или более) |
|
О |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок // Допущены орфоэпические ошибки (три и более) |
|
Р |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трех речевых ошибок // Допущены речевые ошибки (четыре или более) |
|
РО |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции |
|
Итого: |
|
|
Зачет |
|
Незачет |
|
_________________________________ |
/ |
__________ |
/ |
__________ |
ФИО эксперта |
|
Подпись |
|
Дата |
Приложение 10
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Специализированная форма
для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования
Приложение 11
к Инструкции по организации и проведению
итогового собеседования по русскому языку
в Волгоградской области в 2019 году
Образец заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку
Руководителю
образовательной
организации
____________________
Заявление на участие в итоговом собеседовании по русскому языку
/-------------------------------------------------------------------\
Я, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------/
фамилия
/---------------------------------------------------------------\
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
\---------------------------------------------------------------/
имя
/---------------------------------------------------------------\
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
\---------------------------------------------------------------/
отчество (при наличии)
/----\ /-----\ /----------\
Дата рождения: |ч|ч |.|м |м |.| | |г|г |
\----/ \-----/ \----------/
Наименование документа, удостоверяющего личность
_________________________________________________________________________
/----------\ /---------------------------\
Серия | | | | | Номер | | | | | | | | | | |
\----------/ \---------------------------/
прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом собеседовании по
русскому языку.
Прошу создать условия для прохождения итогового собеседования по
русскому языку, учитывающие состояние здоровья, особенности
психофизического развития, подтверждаемые:
/-\
\-/ копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
/-\
\-/ оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы
Указать дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья,
особенности психофизического развития
/-\
\-/ Увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому
языку на 30 минут
/-\
\-/ _____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение,
учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития)
Согласие на обработку персональных данных прилагается.
C Порядком проведения итогового собеседования ознакомлен (ознакомлена).
Подпись заявителя ______________/_______________________________ (Ф.И.О.)
"____" _____________ 20___ г.
Контактный телефон /------------------------------\
| | | | | | | | | | | |
\------------------------------/
Регистрационный номер
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 25 января 2019 г. N 13 "Об утверждении инструкции по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в Волгоградской области в 2019 году"
Настоящий приказ вступает в силу с 25 января 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 февраля 2019 г.; в газете "Волгоградская правда" от 5 февраля 2019 г., N 15