Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу комитета
физической культуры и спорта
Волгоградской области
от 26 марта 2019 года N 214
Концепция
развития физической культуры и спорта, а также подготовки спортивного резерва в Волгоградской области до 2025 года
1. Введение
Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области является важной составной частью государственной политики.
Концепция развития физической культуры и спорта, а также подготовки спортивного резерва в Волгоградской области до 2025 года (далее - Концепция) представляет систему взглядов в сфере физической культуры и спорта, определяющую цель, задачи, основные направления деятельности, риски и меры по их минимизации, а также механизм контроля за достижением цели и задач в перспективе до 2025 года.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", федеральные законы, государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р, федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 30, Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р, Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2018 г. N 1520-р.
Концепция направлена на создание эффективной и многогранной модели развития физической культуры и спорта в Волгоградской области.
Концепция разработана с учетом перспективного облика Волгоградской области и рассматривает занятия физической культурой и спортом как комплексную систему, направленную на увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития жителей региона различных возрастных категорий.
2. Состояние физической культуры и спорта в Волгоградской области
Сфера физической культуры и спорта многогранна, она включает различные направления деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.
Эти направления охватывают массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, адаптивную физическую культуру и спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, подготовку спортсменов спортивных сборных команд Волгоградской области, а также кадровое и материально-техническое обеспечение сферы физической культуры и спорта Волгоградской области.
В 2018 году численность населения Волгоградской области в возрасте 3-79 лет составила 2 338 030 человек. Количество занимающихся физической культурой и спортом - 884 026 человек, штатных работников физической культуры и спорта - 5 828 человек. Количество спортивных сооружений - 5 173 единицы, единовременная пропускная способность указанных сооружений составляла 152 879 человек.
Таким образом, доля населения Волгоградской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Волгоградской области в возрасте 3-79 лет составила 37,8 процента, на одного штатного работника физической культуры и спорта приходится 152 занимающихся физической культурой и спортом.
По итогам 2018 года в Волгоградской области численность детей, занимающихся физической культурой и спортом, составила:
в дошкольных образовательных организациях - 60 621 человек;
в общеобразовательных организациях - 194 438 человек;
в образовательных организациях среднего профессионального образования - 36 760 человек;
в организациях дополнительного образования детей - 51 448 человек.
В Волгоградской области по состоянию на 2018 год организованы и работают 46 муниципальных и 1 региональный центр тестирования, 300 мест тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - комплекс ГТО). Организации, наделенные полномочиями центра тестирования по выполнению комплекса ГТО, представлены в структуре организаций среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования, осуществляющих спортивную подготовку, физкультурно-спортивных учреждений, некоммерческих организаций.
В выполнении нормативов комплекса ГТО приняли участие 11 070 человек. Выполнили нормативы на знак отличия комплекса ГТО 7 212 человек, из них:
на золотой знак - 3 570 человек;
на серебряный знак - 2 335 человек;
на бронзовый знак - 1 307 человек.
Учет сложившихся социальных, экономических и политических условий указывает на то, что в обществе назрела острая социальная потребность в развитии массового физкультурного движения как средства оздоровления детей, привлечения их к здоровому образу жизни.
В 2018 году комитет физической культуры и спорта Волгоградской области взаимодействовал с региональными общественными организациями (федерациями, ассоциациями, региональными отделениями всероссийских федераций) по 74 видам спорта.
В 2018 году состоялось 15 заседаний комиссии по государственной аккредитации региональных спортивных федераций комитета, по итогам которых были аккредитованы 19 региональных спортивных общественных организаций по следующим видам спорта: борьба на поясах, каратэ, автомобильный спорт, спортивная аэробика, гребля на байдарках и каноэ, плавание, кудо, футбол, баскетбол, дзюдо, айкидо, волейбол, кикбоксинг, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, шахматы, спортивная борьба, спортивно-прикладное собаководство, легкая атлетика.
В списки кандидатов в спортивные сборные команды Волгоградской области в 2018 году были включены 5 348 спортсменов.
В списки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в 2018 году от Волгоградской области были включены: по олимпийским видам спорта - 181 спортсмен, по неолимпийским видам спорта - 47 спортсменов.
В 2018 году в составах спортивных сборных команд Волгоградской области в чемпионатах, кубках и первенствах России и Южного Федерального округа приняли участие 3 980 спортсменов, ими завоевано 1 757 медалей, в том числе золотых - 667, серебряных - 592, бронзовых - 584 медалей.
В чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы, других международных соревнованиях в составах спортивных сборных команд Российской Федерации Волгоградскую область в 2018 году представляли 196 спортсменов, ими завоевано 126 медалей, из них золотых - 46, серебряных - 35, бронзовых - 45 медали.
В 2018 году общая численность занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, составила 42 143 человека.
Численность занимающихся по программам спортивной подготовки в 2018 году составила 20 710 человек, из них:
на этапе начальной подготовки - 10 868 человек;
на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 9 162 человек;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - 605 человек;
на этапе высшего спортивного мастерства - 75 человек.
В 2018 году 23 258 спортсменов Волгоградской области имели спортивные звания и разряды, из них:
заслуженный мастер спорта России - 1 человек;
мастер спорта России международного класса - 7 человек;
мастер спорта России - 156 человек;
кандидат в мастера спорта - 595 человек (присвоение); подтверждение - 217 человек;
первый спортивный разряд - 873 человека (присвоение), 121 человек
(подтверждение);
другие спортивные разряды - 21 288 человек.
Общее количество тренеров в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, составило 1 230 человек, из них:
штатных - 927 человек;
имеющих высшее профессиональное образование - 831 человек, в том числе физкультурное - 773 человека;
имеющих среднее профессиональное образование - 95 человек, в том числе физкультурное - 79 человек;
имеющих высшую квалификационную категорию - 256 человек;
имеющих первую квалификационную категорию - 192 человека;
имеющих вторую квалификационную категорию - 25 человек;
имеющих звание "Заслуженный тренер России" - 43 человека.
По данным статистического наблюдения по форме 3-АФК в 2018 году число инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило 2 797 человек (в 2017 году - 22 063 человека, в 2016 году - 18 646 человек, в 2015 году - 17 273 человека). Доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в общем количестве инвалидов Волгоградской области в 2018 году составила 18% (2017 год - 15%, 2016 год - 10,1%, 2015 год - 8,8%).
В списки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по адаптивным видам спорта в 2018 году вошли 52 спортсмена Волгоградской области: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата - 14 человек, спорт слепых - 8 человек, спорт глухих - 30 человек.
В 2018 году спортсменами Волгоградской области по адаптивным видам спорта на чемпионатах мира и Европы, международных соревнованиях, Сурдлимпийских играх, чемпионатах, кубках, первенствах России и всероссийских соревнованиях завоевано 150 медалей, из них 39 золотых, 51 серебряная, 60 бронзовых.
Основополагающая роль в подготовке спортивного резерва для сборных команд Волгоградской области и Российской Федерации принадлежит государственным учреждениям - центру спортивной подготовки, училищу олимпийского резерва, спортивным школам олимпийского резерва, спортивным школам.
На сегодняшний день самой титулованной в России и базовой командой для национальной сборной России является мужская команда по водному поло "Спартак-Волгоград", которая является 12-кратным чемпионом России (1997, 1999, 2003, 2004, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.); неоднократным призером чемпионатов России; 12-кратным обладателем Кубка России (1998, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2007, 2009, 2012, 2013, 2015, 2017 гг.); первым обладателем Суперкубка России (2016 г.); обладателем Кубка Европы (2014 г.).
В рамках Первенства России по футболу среди команд клубов Профессиональной Футбольной Лиги зоны "Юг" сезона 2016 - 2017 годов футбольный клуб "Ротор" занял первое место, набрав 67 очков, и завоевал право принимать участие в Первенстве России по футболу среди команд клубов Футбольной Национальной Лиги (ФНЛ) сезона 2017 - 2018 годов. По итогам указанного сезона Футбольный клуб "Ротор" сохранил право участия в ФНЛ.
В целях реализации мероприятий календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Волгоградской области, утверждены спортивные сборные команды Волгоградской области по футболу для участия в Первенстве России по футболу среди команд клубов ФНЛ и Первенстве России по футболу среди команд клубов Профессиональной Футбольной Лиги (ПФЛ) зона "Центр", организатором которых является общероссийская общественная организация "Российский футбольный союз" (РФС), осуществляющая права и обязанности общероссийской спортивной федерации по виду спорта футбол, является единственной признанной Международной федерацией футбола (ФИФА) и Европейским Союзом футбольных ассоциаций (УЕФА) организацией, обеспечивающей контроль за развитием футбола (всех его разновидностей) в Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с требованиями российского законодательства, а также на всей территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА.
Государственным автономным учреждением Волгоградской области "Футбольный клуб "Ротор" (далее - ГАУ ВО "ФК "Ротор") получены лицензия РФС на участие в Чемпионате России по футболу (всероссийское соревнование по футболу среди клубов высшего дивизиона согласно Структуре футбольных соревнований, организуемых и проводимых РФС или под его эгидой) или Первенстве России по футболу (всероссийское соревнование по футболу среди клубов дивизиона, следующего за высшим, согласно Структуре футбольных соревнований, организуемых и проводимых РФС или под его эгидой), а также в Соревновании за Кубок России по футболу, в случае принятия Исполкомом или Бюро Исполкома РФС решения о включении Клуба в состав участников соответствующих соревнований и лицензия РФС на участие второй команды "Ротор-2" во всероссийских соревнованиях по футболу в Первенстве России по футболу среди команд клубов второго дивизиона, в случае принятия Исполкомом или Бюро Исполкома РФС решения о включении Клуба в состав участников соответствующих соревнований.
С 17 июля 2018 г. футбольный клуб "Ротор" принимает участие в ФНЛ. Домашние игры проводятся на стадионе "Волгоград Арена", первая домашняя игра состоялась 22 июля 2018 г. С 18 июля 2018 г. футбольный клуб "Ротор-2" принимает участие в ПФЛ.
В целях подготовки спортивного резерва для спортивной сборной команды Волгоградской области по виду спорта футбол создана и с 01 сентября 2018 г. начала свою деятельность спортивная школа, как структурное подразделение ГАУ ВО "ФК "Ротор". Тренировочный процесс осуществляется по программе спортивной подготовки, разработанной в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол. В спортивной школе проходят спортивную подготовку занимающиеся в возрасте от 9 до 16 лет. Спортивная подготовка осуществляется на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).
Важность и необходимость развития инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом обусловлены актуальностью проблемы формирования у населения Волгоградской области, особенно у подрастающего поколения, здорового образа жизни. Воспитание здорового молодого поколения является залогом успешного решения задач социально-экономического развития региона.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. на территории Волгоградской области расположено 5 173 спортивных сооружений, из них:
39 стадионов с трибунами на 1 500 мест и более;
2 477 плоскостных сооружений (в том числе 625 футбольных полей);
1 237 спортивных залов;
5 крытых спортивных объекта с искусственным льдом;
1 манеж (легкоатлетический);
59 плавательных бассейнов;
100 сооружений для стрелковых видов спорта;
4 гребных баз и канала;
699 других спортивных сооружений;
552 объекта городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом.
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 152 879 человек, в том числе пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности - 46 983 человек.
Из общего количества спортивных сооружений в федеральной собственности находится 247 сооружений, в собственности Волгоградской области - 233 сооружения, в муниципальной собственности - 4 017 сооружений, в иной собственности - 676 сооружений.
3. Основные проблемы развития физической культуры и спорта
Важность и необходимость развития физической культуры, массового и детского спорта, создания условий для занятий физической культурой и спортом по месту учебы, жительства и работы граждан обусловлены актуальностью проблемы формирования у населения Волгоградской области, особенно у детей и подростков, здорового образа жизни. Воспитание здорового молодого поколения является залогом успешного решения задач социально-экономического развития региона.
Несмотря на достигнутые положительные тенденции функционирования и развития системы массовой физической культуры и спорта, спорта высших достижений, существует ряд проблем, сдерживающих развитие сферы физической культуры и спорта в регионе:
ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения;
недостаточная вовлеченность населения, занятого в экономике, и старшего возраста в регулярные занятия физической культурой и спортом;
недостаточное обеспечение муниципальных центров тестирования и мест тестирования комплекса ГТО необходимой материально-технической базой, инвентарем и штатными единицами;
недостаточная единовременная пропускная способность объектов спорта;
недостаточное кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта;
недостаточное финансирование сферы физической культуры и спорта.
4. Цель и задачи развития физической культуры и спорта
Целями Концепции являются:
повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;
обеспечение успешного выступления спортсменов Волгоградской области на спортивных мероприятиях различного уровня и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры и материально-технической базы физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Достижение целей в значительной степени зависит от успешного решения следующих задач:
совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в сельской местности и образовательных организациях;
создание спортивной инфраструктуры для массового спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
создание условий, направленных на подготовку перспективных спортсменов, способных претендовать на призовые места на спортивных мероприятиях различного уровня;
совершенствование системы отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области;
увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта;
строительство и реконструкция объектов для занятий физической культурой и спортом.
5. Основные направления развития физической культуры и спорта
В соответствии с целями и задачами Концепции определены основные направления развития физической культуры и спорта.
В части создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой, спортом и ведению здорового образа жизни:
1. Организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарные планы официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, среди различных возрастных групп населения Волгоградской области;
2. Организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
3. Информационное обеспечение сферы физической культуры и спорта в Волгоградской области;
4. Информирование населения Волгоградской области о реализации плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Волгоградской области.
В части совершенствования системы отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области:
1. Участие в организации научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва;
2. Создание в региональном центре спортивной подготовки структурных подразделений по координации деятельности и методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в Волгоградской области;
3. Создание в региональном центре спортивной подготовки структурных подразделений, отвечающих за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4. Мониторинг объемов финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и мониторинг обеспечения повышения средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, до средней заработной платы в регионе;
5. Внедрение механизма материальной поддержки (единовременная выплата) одаренных спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
6. Государственная поддержка региональных спортивных федераций с целью организации и проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7. Разработка и утверждение методических рекомендаций по совместному участию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта, в ресурсном обеспечении (в том числе финансировании) организаций, структурных подразделений организаций дополнительного образования, осуществляющих спортивную подготовку;
8. Мониторинг внесения изменений в законодательство Волгоградской области в сфере подготовки спортивного резерва в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации;
9. Создание при необходимости школ-интернатов спортивной направленности, в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и училищ олимпийского резерва;
10. Принятие нормативных правовых актов Волгоградской области по совершенствованию систем оплаты труда с учетом единых рекомендаций по установлению на региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
11. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
12. Утверждение на региональном и муниципальном уровнях нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта с учетом уровня финансирования, предусмотренного региональным и муниципальными бюджетами и поэтапным переходом по обеспечению федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта и мониторинг обеспечения финансирования государственных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в соответствии с утвержденными нормативами затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта;
13. Разработка мер, направленных на противодействие использованию юными спортсменами запрещенных допинговых средств и (или) методов;
14. Издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
15. Проработка вопроса с комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области разработки мер, направленных на стимулирование учителей физической культуры, принимающих участие в отборе спортивно одаренных детей на спортивную подготовку;
16. Разработка и утверждение порядка предоставления субсидии на государственную поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации из бюджета Волгоградской области бюджетам муниципальных образований.
В части строительства, реконструкции и модернизация объектов для занятий физической культурой и спортом:
1. Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием;
2. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние;
3. Реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
4. Создание и модернизация объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности для занятий физической культурой и спортом;
5. Капитальный ремонт здания Дворца спорта;
6. Реконструкция стадиона "Монолит".
6. Принципы реализации Концепции
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
законность - строгое, точное и неуклонное соблюдение требований законодательства всеми участниками мероприятий по реализации Концепции;
единообразное понимание цели Концепции всеми органами государственного и муниципального управления, должностными лицами;
приоритетность и согласованность направлений развития физической культуры и спорта предусматривает выбор конкретных мероприятий по реализации Концепции, установку последовательности их осуществления, исходя из задач соответствующего этапа развития государства, а также складывающейся политической и социально-экономической обстановки;
ориентация на выявление, изучение и освоение лучшей общероссийской и мировой практики с целью совершенствования сферы физической культуры и спорта;
доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп населения;
эффективное взаимодействие между учреждениями Министерства спорта Российской Федерации, федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в рамках реализации Концепции.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания проблем, условий строительства.
7. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции отражен в плане мероприятий по реализации Концепции развития физической культуры и спорта в Волгоградской области до 2025 года.
Реализация Концепции позволит в установленные сроки достичь поставленной цели и задач развития физической культуры и спорта в Волгоградской области.
8. Риски достижения цели Концепции
Существенные риски достижения цели Концепции, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов политического и социально-экономического характера.
К числу рисков относятся:
несвоевременное финансирование и недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
получение низких доходов юридическими лицами, имеющими собственные объекты социальной инфраструктуры, на которых для детей организовываются занятия физической культурой и спортом, следствием чего может стать прекращение функционирования объектов социальной инфраструктуры;
неудовлетворительное текущее состояние значительной части спортивных сооружений;
высокие сроки окупаемости инвестиций в спортивные объекты социальной инфраструктуры (низкая прибыльность или убыточность оказания услуг в сфере физической культуры и спорта);
ухудшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации и Волгоградской области;
распространение массовых инфекционных заболеваний, травмы, несчастные случаи во время нахождения занимающихся на занятиях физической культурой и спортом, а также с отсутствием соревновательного эффекта на занятиях физической культурой и спортом;
несвоевременное принятие необходимых правовых актов, внесением изменений в существующие правовые акты, влияющие на мероприятия Концепции;
несоблюдение сроков реализации мероприятий, недостаточной проработкой вопросов, решаемых в рамках Концепции, недостаточная подготовка управленческого персонала;
возможное увеличение планируемых сроков;
исключение из Плана мероприятий по реализации Концепции ряда принципиальных позиций, влияющих на достижение цели и решения поставленных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.