Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
6. Аналитическая часть Программы профилактики нарушений
6.1. Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав Калачевского муниципального района Волгоградской области.
а) Обзор по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав Калачевского муниципального района Волгоградской области в 2018 г.
Органом муниципального контроля в 2018 году в отношении юридических лиц (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) проведено 2 проверки, в том числе 2 плановые выездные проверки. По результатам проведения данных проверок нарушений обязательных требований земельного законодательства не выявлено.
Также органом муниципального контроля в 2018 году проведено 11 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - плановые (рейдовые) осмотры (обследования) земельных участков, по результатам которых выявлены признаки нарушений обязательных требований земельного законодательства, выразившиеся: в самовольном занятии части земельного участка, в нарушении п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ; в использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, в нарушении п. 2 ст. 7, ст. 42 Земельного кодекса РФ. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям направлено 11 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства.
По состоянию на 01.01.2019 г. имеется 159 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правообладателей земельных участков являющихся подконтрольными субъектами.
Наиболее часто встречающимся нарушением обязательных требований, выявляемом при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю, является нарушение п. 1 статей 25, 26 Земельного кодекса РФ, гласящих, что права на земельные участки (собственность, аренда и т.д.), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Данное нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Органом муниципального контроля проанализирована практика применения указанной санкции, являющейся, в настоящее время, наиболее часто нарушаемой хозяйствующими субъектами. С учетом чего, правообладателям земельных участков для недопущения подобного рода нарушений и избежания впоследствии административного наказания рекомендуется, не дожидаясь проверки, при приобретении земельного участка либо при совершении иных сделок с ним, удостовериться, что фактическое использование земельного участка (размещение капитальных и некапитальных объектов, существующего ограждения) осуществляется строго в пределах юридических границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и в правоудостоверяющих документах на земельный участок. Правообладателям земельных участков необходимо: заботится о сохранности границ земельных участков, при отсутствии ограждения - межевых знаков, установленных при проведении кадастровых работ, закрепляющих на местности границы участков (при утрате границ земельных участков их восстановление возможно силами кадастрового инженера); размещение объектов капитального строительства осуществлять в строгом соответствии с градостроительными нормами в границах земельного участка, сведения о которых внесены в ЕГРН; приступать к использованию земельного участка или части земельного участка только после оформления в соответствии с действующим законодательством и государственной регистрации прав на него (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).
Учитывая изложенное, орган муниципального контроля рекомендует лицам, использующим земельные участки, заблаговременно принимать меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.
Анализ выявляемых в ходе осуществления полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав Калачевского муниципального района Волгоградской области выявляет то, что ключевыми и наиболее значимыми рисками являются:
- самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами на территории сельских поселений, входящих в состав Калачевского муниципального района Волгоградской области обязательных требований, должно способствовать снижению количества выявленных нарушений обязательных требований в указанной сфере.
Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2019 году нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
б) Обязательные требования по вопросам соблюдения земельного законодательства на территории сельских поселений Калачевского муниципального района Волгоградской области
В целях профилактики нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области по вопросу использования объектов земельных отношений, а также исключения (недопущения) таких нарушений на территории сельских поселений Калачевского муниципального района Волгоградской области администрация Калачевского муниципального района отмечает следующее.
Проведение мероприятий муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Организация и проведение муниципального земельного контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Функция по осуществлению муниципального земельного контроля на территории сельских поселений Калачевского муниципального района Волгоградской области возложена на администрацию Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Предметом муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории сельских поселений Калачевского муниципального района Волгоградской области, требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования), в том числе:
- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение земельных участков в собственность;
- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены законодательством Российской Федерации и (или) договорами;
- требований законодательства Российской Федерации, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- требований земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, связанных с уступкой права пользования землей;
- требований законодательства Российской Федерации о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы;
- требований законодательства Российской Федерации, связанных с выполнением в установленный срок предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с Административным регламентом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав Калачевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области от 19.06.2017 N 619, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, составляют акты проведения проверки соблюдения земельного законодательства и, в случаях выявления административных правонарушений, фиксируют факт правонарушений, предусмотренных следующими статьями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Так, ст. 7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Уничтожение или повреждение специальных знаков ст. 7.2 КоАП РФ рассматривает как административное правонарушение, которое влечет предупреждение или назначение штрафа.
Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка, согласно ст. 7.10 КоАП РФ, являются административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения.
Составы земельных правонарушений предусмотрены и в гл. 8 КоАП РФ, которой установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Так, предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ), которая представляет собой самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
К тому же, административными правонарушениями являются: невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).
На территории сельских поселений Калачевского муниципального района Волгоградской области муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также должностными лицами обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сфере земельных отношений.
Результатом проведения мероприятий муниципального земельного контроля является акт проверки, содержание которого определяет наличие (либо отсутствие) выявленных на территории проверяемого участка нарушений земельного законодательства.
В случае обнаружения в ходе проверок достаточных данных, указывающих на наличие факта административного правонарушения, копии материалов проверки вместе с копией акта направляются в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, в целях исключения (устранения) использования земельных участков без оформленных прав, что является нарушением статей 25, 39.1, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", администрация Калачевского муниципального района Волгоградской области рекомендует физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками объектов капитального строительства и использующим земельные участки без надлежащего оформленных прав, принять необходимые меры по оформлению прав на занимаемые земельные участки.
С перечнем нормативных правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении муниципального земельного контроля, а также с иной информацией, касающейся вопроса проведения мероприятий муниципального земельного контроля, можно ознакомиться на официальном сайте администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области http://kalachadmin.ru./.
6.2. Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области.
а) Обзор по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области в 2018 г.
Органом муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области в 2018 году плановых и внеплановых проверок исполнения обязательных требований законодательства в области обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области не проводилось в виду отсутствия подконтрольных субъектов.
б) Профилактика нарушений обязательных требований по сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства в области обеспечения сохранности автомобильных дорог проводится в рамках осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Целью проведения профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области обеспечения сохранности автомобильных дорог является:
1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами требований, установленных действующим законодательством в области обеспечения сохранности автомобильных дорог, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
2) снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
3) создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
4) предотвращение ущерба автомобильным дорогам местного значения как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающего поддержание эксплуатационных свойств и безопасное использование.
В ходе исполнения полномочий по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Калачевского муниципального района Волгоградской области возможны следующие риски:
- нарушения подконтрольными субъектами требований, установленных действующим законодательством в области обеспечения сохранности автомобильных дорог;
- причинение ущерба автомобильным дорогам местного значения как техническим сооружениям имущественного комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.