Председателю комитета
жилищно-коммунального хозяйства и
топливно-энергетического комплекса
Волгоградской области О.Д. Николаеву
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторная правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 25.05.2015 N 74-ОД "Об утверждении Порядка оценки и сопоставления заявок подрядных организаций, принявших участие в конкурсе по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертизы является принятие акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Приказом утвержден Порядок оценки и сопоставления заявок подрядных организаций, принявших участие в конкурсе по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее именуется - Порядок).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.02.2019 N 3-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (в редакции от 09.09.2017 N 1092);
- Уставом Волгоградской области.
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 14.09.2018 N 98-ОД);
- Законом Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" (в редакции от 24.12.2018 N 154-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 31.03.2016 N 135-п "Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" (в редакции от 12.11.2018 N 527-п).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Жилищного кодекса в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Исходя из указанных положений, правоотношения по привлечению органами государственной власти субъекта Российской Федерации подрядных организаций на выполнение проектной документации, регулируются на федеральном уровне.
Кроме того, исследуемый Порядок, согласно его преамбуле, принят во исполнение части 2 статьи 9 Закона Волгоградской области от 24.04.2015 N 46-ОД "О порядке привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", в соответствии с которым порядок оценки заявок конкурсной комиссии для определения лучших условий для исполнения договора подряда
Вместе с тем, Закон Волгоградской области от 24.04.2015 N 46-ОД утратил силу путем принятия Закона Волгоградской области от 31.12.2015 N 254-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" и признании утратившим силу Закона Волгоградской области от 24.04.2015 N 46-ОД "О порядке привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Согласно части 3 статьи 3 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 N 254-ОД статья 2 настоящего Закона (признающая утратившим силу Закон Волгоградской области от 24.04.2015 N 46-ОД) вступает в силу со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 вступило в силу 15.07.2016, за исключением отдельных положений, из чего следует, что Закон Волгоградской области от 24.04.2015 N 46-ОД утратил силу с 15.07.2016.
Таким образом, исследуемый Порядок действует без соблюдения требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий в связи с тем, что в настоящее время в компетенцию комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области не входит утверждение порядка оценки и сопоставления заявок подрядных организаций, принявших участие в конкурсе по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, рассматриваемый Порядок не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своей компетенции.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
В связи с тем, что исследуемый Порядок в настоящее время действует за пределами компетенции, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, одним из коррупциогенных факторов, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 03.06.2015 N 98.
Вывод: приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 25.05.2015 N 74-ОД "Об утверждении Порядка оценки и сопоставления заявок подрядных организаций, принявших участие в конкурсе по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
В целях устранения выявленного несоответствия действующему федеральному законодательству и коррупциогенного фактора предлагаем признать утратившим силу исследуемый Порядок.
И.о. начальника Управления |
А.А. Антипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 9 апреля 2019 г. N 953н "На приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 25.05.2015 N 74-ОД "Об утверждении Порядка оценки и сопоставления заявок подрядных организаций, принявших участие в конкурсе по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме"
Текст заключения опубликован не был