См. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20 марта 2019 г. N 33а-3534/2019
в составе председательствующего судьи: Кубасова И. Г.,
при секретаре: Фоменко А.А.
с участием прокурора: Бережнова А.И.
рассмотрев 25 января 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Земля Профи" о признании недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", установил:
распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (в настоящее время Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области) N 281-р от 14 февраля 2013 года "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" утверждено Приложение N 2, в соответствии с пунктом 15.2 которого для земельных участков, предоставленных для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.) в Центральном районе города Волгограда установлен коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп) в размере "4".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", N 29, 16 февраля 2013 года.
Распоряжение действовало в период с 16 февраля 2013 года до 1 мая 2017 года и утратило силу в связи с изданием приказа Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 25 апреля 2017 года N 49-н "О признании утратившим силу распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 года N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград".
Общество с ограниченной ответственностью "Земля Профи" (далее - административный истец) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда выше приведённые положения пункта 15.2 Приложения N 2, утверждённого распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 года.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что оспариваемый в части нормативный правовой акт возлагает на административного истца как на арендатора земельного участка из земель населённых пунктов, площадью 13001 кв. м., с кадастровым номером N <...>, с разрешённым использованием "гостиница с подземной автопарковкой", расположенного в <адрес>, обязанность по уплате арендной платы в завышенном размере вследствие необоснованного применения коэффициента, предусматривающего 4-рёхкратное увеличение размера арендной платы.
Истцом приведены доводы о том, что указанный коэффициент установлен без анализа оценочных характеристик и учёта экономических факторов, определяющих доходность земельного участка.
Кроме того, указано, что при принятии оспариваемой части распоряжения были допущены нарушения части 1 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), согласно которой размер арендной платы на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленные Правительством Российской Федерации. При этом, по мнению административного истца, ответчиком нарушен принцип экономической обоснованности, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяется порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Финансово-экономическое обоснование оспариваемого истцом нормативного положения фактически отсутствует.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом (правопреемник Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области) Голубева Т.В. в судебном заседании заявила ходатайство о прекращении производства по делу, ссылаясь на то обстоятельство, что оспариваемый в настоящем деле пункт 15.2 Приложения N 2, утверждённого распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 года N 281-р уже был предметом судебного нормоконтроля при рассмотрении Волгоградским областным судом 10 февраля 2014 года дела по заявлению о признании недействующим указанного пункта распоряжения.
Представитель административного истца ООО "Земля Профи" Кузьмичёв А.Б. против прекращения производства по делу возражал, приведя доводы о том, что из судебного акта от 14 февраля 2014 года неясно в отношении какого района города Волгограда для земельных участков, предоставленных для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.) оспаривался коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке. Полагал, что после вынесения Волгоградским областным судом решения изменилось законодательство, поскольку после вступления в законную силу названного судебного акта была введена в действие часть 1 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, в силу которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Бережнова А.И., полагавшего что производство по делу подлежит прекращению, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного Кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующие с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, и другие принципы.
В силу пункта 2 приведённого Постановления (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 августа 2011 года N 697) размер арендой платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, в том числе, на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п утвержден Порядок расчета арендной платы (далее - Порядок расчета арендной платы) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
В соответствии с абзацами 4 и 11 п. 1.5 Порядка расчета арендной платы, коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, устанавливался нормативным правовым актом министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (абзац введен постановлением Правительства Волгоградской области от 10 июля 2012 года N 218-п)
Согласно пункта 2.1.1 Порядка расчета арендной платы размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле: , где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов.
Пунктом 15.2 Приложения N 2 к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, были определены полномочия Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), для земельных участков, предоставленных для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.).
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в пункте 15.2 Приложения N 2 к своему распоряжению N 281-р от 14 февраля 2013 года "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" установило коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), для земельных участков, "строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.)" в Центральном районе города Волгограда в размере "4".
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что решением Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 года в признании недействующим пункта 15.2 приложения N 2 распоряжения от 14 февраля 2013 года N 281-р Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, в размере 4 было отказано.
При этом, суд доводы заявителя об экономической необоснованности значения коэффициента Кдп - 4 и несоответствии оспариваемой нормы положениям части 4 статьи 22 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2004 года N 209-О счёл несостоятельными.
Анализ приведённого судебного акта, вступившего в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 года N 16-АПГ14-4 в законную силу, свидетельствует о том, что пункт 15.2 Приложения N 2 был подвергнут судебному нормоконтролю в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп) в размере "4" для земельных участков, предоставленных для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.) в Центральном районе города Волгограда, поскольку заявитель по указанному делу был арендатором земельного участка, расположенного <адрес>
В силу части статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ установлено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Из содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснений следует, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
В случае когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть).
Однако суд, проанализировав федеральное и иное законодательство, имеющее большую силу по отношению к оспариваемому в настоящем деле в части нормативному правовому акту, приходит к выводу об отсутствии изменений в нём, свидетельствующих о существенном изменении правового подхода в определении арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На момент принятия Волгоградским областным судом 10 февраля 2014 года судебного акта Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" уже действовало.
Принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют был введён Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582". Вместе с тем оспариваемый пункт Приложения N 2, утверждённого распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 года, не может быть предметом судебной проверки на соответствие названному принципу, поскольку установленный пунктом 15.1 Приложения N 2 коэффициент категории арендатора земельного участка установлен в отношении земель населенных пунктов, в отношении которых не действуют какие-либо ограничения в части приобретения земельных участков в собственность, указанные земельные участки в гражданском обороте не ограничены.
Не свидетельствует об изменении законодательства с области определения принципов определения размера арендной платы введение с 1 марта 2015 года в соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" части 1 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы Кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Системный анализ приведённых положений вместе с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" свидетельствует о том, что указанная норма Земельного Кодекса Российской Федерации по своей структуре и наполнению является отсылочной (декларативной) нормой права, которая дополнительно возлагает обязанности на компетентные органы государственной и муниципальной власти при определении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности исходить из содержания установленных в постановлении Правительства РФ основных принципов определения арендной платы.
Сама указанная норма Кодекса ни перечня принципов, ни их описания не содержит, как не приводит и условий их применения не содержит.
Кроме того, требования о необходимости учёта общих начал при определении арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежащих установлению Правительством Российской Федерации, содержались в действующей на момент рассмотрения Волгоградским областным судом 10 февраля 2014 года дела редакции части 4 статьи 22 Земельного Кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Волгоградский областной суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу, поскольку иное означало бы пересмотр вступившего в законную силу судебного акта по формальным и надуманным основаниям, что не отвечало бы таким принципам российского судопроизводства как равенство всех перед законом и судом, законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; (статья 6 КАС РФ), а также установленному в статье 16 КАС РФ принципу обязательности судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 194, статьёй 214 КАС РФ, Волгоградский областной суд определил:
административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Земля Профи" о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 15.2 Приложения N 2, утверждённого распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления для земельных участков, предоставленных для строительства гостиниц и прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей и т.д.) в Центральном районе города Волгограда коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп) в размере "4" производством прекратить.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение 15 дней.
Судья: |
И. Г. Кубасов |
Верно, судья |
И. Г. Кубасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Волгоградского областного суда от 25 января 2019 г. N 3а-15/2019
Текст определения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)