Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 2 октября 2017 г. N 444-р
(приложение)
Концепция
развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в Республике Коми на период до 2030 года
1. Общие положения
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Коми на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Республики Коми (далее - особо охраняемые природные территории, ООПТ) как одного из наиболее значимых факторов, обеспечивающего устойчивое развитие территории, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, с учетом положений Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р, и Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года в Республике Коми, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 12 августа 2013 г. N 305-р.
2. Система особо охраняемых природных территорий в Республике Коми
История формирования действующей сети ООПТ в Республике Коми берет начало с 1950-х годов. По состоянию на 1 января 2017 года на территории республики организованы и функционируют две ООПТ федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк "Югыд ва") и 236 особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе: 162 государственных природных заказника, которые подразделяются на болотные - 91, комплексные (ландшафтные) - 33, лесные - 7, ихтиологические - 12, ботанические - 13, луговые - 1, кедровые - 3, геологические - 1 и биологические - 1; 73 памятников природы, которые подразделяются на геологические - 18, болотные - 16, лесные - 1, ботанические - 27, водные - 9, кедровые - 2; 1 охраняемый природный ландшафт.
Общая площадь ООПТ федерального и регионального значения составляет свыше 5,4 млн. га (13% площади республики), в том числе около 2,6 млн. га - ООПТ федерального значения и 2,8 млн. га - ООПТ регионального значения.
Кроме того, имеются 6 ООПТ местного значения, созданные в разные годы решениями органов местного самоуправления. Среди них 3 заказника, 3 памятника природы.
Управление ООПТ федерального значения осуществляется соответствующими федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минприроды России.
Для обеспечения функционирования ООПТ регионального значения создано государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский центр по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования" (далее - ГБУ РК "Центр по ООПТ").
ООПТ местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления.
В настоящее время завершена натурная инвентаризация всех ООПТ регионального значения, в ходе которой установлена ценность охраняемых объектов, уточнены их местоположение и границы.
В то же время анализ системы ООПТ Республики Коми, проведенный в процессе инвентаризации и других научно-исследовательских работ, показал, что сформированная к настоящему моменту сеть особо охраняемых объектов не может быть признана в полной мере соответствующей требованиям, предъявляемым к сетям ООПТ на международном уровне. Возможности природно-заповедного фонда реализуются не в полной мере. Имеются социально-экономические, юридические, политические и экологические угрозы системе ООПТ, препятствующие эффективному функционированию этих территорий.
Ведение туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях носит стихийный характер. Природные и туристско-рекреационные ресурсы особо охраняемых природных территорий не в полной мере используются для развития туризма. Недостаточно участия в развитии туризма малого и среднего бизнеса, местного населения. Требуется включение системы особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономических отношений. При этом развитие туристской инфраструктуры может происходить только при приоритетном учете природоохранных ограничений. Приоритет отдается познавательным формам туризма, развитие которых будет способствовать популяризации среди населения экологических и культурно-исторических знаний.
Необходимо принять меры к организации системной работы по учету и контролю за состоянием и соблюдением режимов охраны и использования указанных территорий.
Не решены вопросы по внесению сведений о границах и режимах особой охраны особо охраняемых природных территорий в государственный реестр недвижимости.
Необходимо совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, устойчивому использованию их прежде всего в сфере туристской и рекреационной деятельности.
3. Цель Концепции, задачи и принципы развития системы ООПТ
Цель настоящей Концепции - определить основные направления и принципы развития системы особо охраняемых природных территорий для обеспечения устойчивого развития Республики Коми, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) совершенствование правового регулирования и управления системой ООПТ регионального значения;
2) формирование репрезентативной географической сети ООПТ, в том числе увеличение репрезентативности сохраняемого на ООПТ биологического и ландшафтного разнообразия республики;
3) обеспечение эффективной системы охраны природных комплексов и объектов на ООПТ регионального значения;
4) развитие эколого-просветительской деятельности, вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического и познавательного туризма;
5) интегрирование ООПТ регионального значения в сферу социально- экономического развития республики;
6) вовлечение природопользователей и местного населения, частного бизнеса в природоохранную деятельность на ООПТ регионального значения;
7) совершенствование научно-методологического обеспечения ООПТ регионального значения и повышения эффективности научной деятельности.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
1) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов, природных и историко-культурных комплексов и объектов;
2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных подходов для принятия управленческих решений;
3) системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования ООПТ регионального значения;
4) открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере;
5) ответственность исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Коми за обеспечение сохранности природных комплексов и экологической безопасности на ООПТ регионального значения;
6) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Коми об охране окружающей среды на ООПТ;
7) полное возмещение вреда, причиненного ООПТ;
8) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности;
9) участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию ООПТ регионального значения.
4. Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения
4.1. Совершенствование правового обеспечения развития и управления системой ООПТ
В целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого правового регулирования. Наиболее важным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области ООПТ регионального значения, является закон субъекта Российской Федерации об ООПТ, который бы устанавливал:
перечень категорий ООПТ регионального, местного значения;
порядок резервирования земель, имеющих особую природоохранную значимость, в целях создания ООПТ;
порядок образования, изменения границ ООПТ регионального и местного значения;
особенности организации, функционирования и режима особой охраны отдельных категорий ООПТ регионального значения;
положения, ограничивающие хозяйственное использование территорий ООПТ, устанавливающие перечень запрещенных и разрешенных видов деятельности для разных категорий ООПТ регионального значения;
ответственность и обязанности недропользователей, пользователей иных природных ресурсов в границах ООПТ регионального значения, а также хозяйствующих субъектов на прилегающих территориях за соблюдение установленного режима охраны на ООПТ регионального значения;
правила (нормы), обеспечивающие участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области организации и функционирования ООПТ.
Необходима также разработка и принятие инструктивных и нормативно-методических документов в области организации основных направлений деятельности ООПТ регионального значения, в том числе в области организации мониторинга состояния ООПТ и охраняемых объектов, научно-исследовательских, эколого-просветительских работ и познавательного туризма на ООПТ регионального значения.
В целях приведения нормативно-правовой базы Республики Коми в соответствие с федеральным законодательством об ООПТ необходимо подготовить и утвердить новые редакции положений для всех категорий ООПТ регионального значения.
4.2. Формирование репрезентативной сети ООПТ
Начиная с 2005 года, в республике проводилась комплексная порайонная инвентаризация ООПТ регионального значения с проведением натурных полевых исследований. Инвентаризация осуществлялась Институтом биологии и Институтом геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ и завершилась к началу 2014 года. Ее итогом стали отчетные материалы, включая предложения по созданию сбалансированной и репрезентативной системы ООПТ республики.
Анализ представленных отчетных материалов показал, что в системе объектов природно-заповедного фонда не в полной мере представлено разнообразие ландшафтов, характерное для территории Республики Коми. В то же время некоторые типы природных экосистем представлены в избытке, причем на объектах, ценность которых не является безусловной. Обоснованным видится принятие решений об упразднении таких объектов, присутствие которых в системе ООПТ Республики Коми является излишним или даже недопустимым.
В то же время резкое уменьшение суммарной площади резерватов может со временем негативным образом повлиять на процессы сохранения и восстановления природной среды. С учетом этого наряду с инвентаризацией объектов природно-заповедного фонда и учета ООПТ, предназначенных для упразднения как утративших свое природоохранное значение, проводились работы по выявлению территорий, перспективных для создания ООПТ с учетом необходимости восполнения пробелов в биологической и географической репрезентативности (представительность, характерность, показательность) природных экосистем, местообитаний и типов растительности в системе ООПТ Республики Коми.
Решение по созданию новых ООПТ должно рассматриваться с учетом экологической и экономической значимости территорий, а также с учетом наличия участков защитных лесов, определенных Лесным планом Республики Коми.
В результате реструктуризации к 2030 году общая площадь природно-заповедного фонда в Республике Коми вырастет с 13% от общей площади республики до 15,4% и составит 6,4 млн. га.
4.3. Организация и осуществление управления ООПТ регионального значения
Организация эффективного управления природными комплексами и объектами ООПТ регионального значения является одной из основополагающих задач в сфере сохранения и развития системы ООПТ.
Разработка и представление Правительству Республики Коми предложений об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Министерство) с учетом предложений юридических лиц и граждан об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Обеспечение функционирования ООПТ осуществляется ГБУ РК "Центр по ООПТ", основными целями деятельности которого являются:
обеспечение управления в области организации и функционирования ООПТ регионального значения, в том числе исполнение функции единой дирекции государственных природных заказников регионального значения на территории Республики Коми;
разработка, реализация и совершенствование системы экологической безопасности, экологического просвещения и повышение уровня экологической культуры населения республики.
Основными видами деятельности учреждения являются: совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивого функционирования ООПТ;
организация и ведение мониторинга за состоянием охраняемых природных комплексов и их компонентов на территории ООПТ;
ведение кадастра ООПТ регионального и местного значения;
ведение эколого-просветительской деятельности;
ведение Красной книги Республики Коми;
создание необходимых условий для использования природного потенциала ООПТ для рекреации, экологического туризма и культурно-просветительских целей;
организация и обеспечение охраны ООПТ;
обустройство ООПТ информационными аншлагами и объектами инфраструктуры для развития экологического туризма и рекреации;
осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ республиканского значения.
Основные достижения центра по развитию системы ООПТ, в том числе в рамках проекта ПРООН/ГЭФ:
завершен анализ пробелов (ГЭП-анализ) системы ООПТ Республики Коми, проведенный главным образом специалистами Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук и включавший два аспекта, во-первых, оценку биоразнообразия Республики Коми и, во-вторых, выявление территорий, имеющих основания для их включения в систему ООПТ. Инвентаризация выполнена, были обследованы 147 (из 240), то есть 61% ООПТ Республики Коми. Оценка включала создание карты растительности Республики Коми в масштабе 1:500 000. Более того, на каждой из обследованных ООПТ был оценен уровень антропогенной нагрузки, определена ценность каждой из обследуемых ООПТ. В итоге в ряде случае выявлены малоценные территории, а также территории, трансформированные человеком настолько, что они перестали выполнять свои функции;
результаты анализа пробелов использованы для разработки предложений по ликвидации 34 объектов ООПТ республики общей площадью 201 584 га, по разным причинам утративших свое значение или в итоге исследований оказавшихся малоценными, и предложений по созданию новых 30 ООПТ на ценных территориях и расширению границ/изменению статуса еще пяти ООПТ - так что общая площадь системы федеральных и республиканских ООПТ Республики Коми увеличится на 1 341 699 га - "чистое" увеличение составит 997 261 га. В результате система ООПТ будет охватывать в целом 6 427 867 га или 15,4% территории Республики Коми;
проведен комплекс мероприятий под эгидой разработки и обеспечения утверждения правил, регламентирующих использование ООПТ и их природных ресурсов. Охваченные виды деятельности включали (в числе прочего): незаконную охоту с использованием вертолета (в результате, помимо объединения компетентных организаций, имело место очевидное сокращение вертолетного браконьерства), обучающие семинары для сотрудников ООПТ, установку информационных/пояснительных аншлагов на границах десятков ООПТ, разработку моделей эксплуатации вторичных лесов (снижая тем самым эксплуатацию девственных лесов) и определение последствий различной деятельности человека;
заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в области сохранения биоразнообразия и развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми. Различные ключевые стороны взяли на себя обязательства по сотрудничеству и взаимодействию в целях "совершенствования управления системой федеральных, региональных и местных ООПТ и сохранения биоразнообразия в Республике Коми как на ООПТ, так и за их пределами". Соглашение заключено 1 февраля 2014 г. между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) по Республике Коми, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, проектом ПРООН/ГЭФ по ООПТ РК, двумя основными федеральными ООПТ Республики Коми (Печоро-Илычским заповедником и национальным парком "Югыд ва"), Институтом биологии и Центром по ООПТ;
разработана система мониторинга для бореальных лесов на ООПТ Республики Коми с той целью, что эти системы будут действовать в рамках Центра по ООПТ;
представлены на рассмотрение предложения по изменению законодательства Республики Коми по вопросам ООПТ.
Для координации действий и выработки решений по стратегическим вопросам развития системы ООПТ регионального значения и ведения Красной книги при Министерстве созданы Комиссия по вопросам функционирования ООПТ регионального (республиканского) значения и Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира.
В целях повышения эффективности управления сетью ООПТ Республики Коми необходимо:
привести в соответствие с федеральным законодательством нормативные правовые акты об ООПТ регионального значения;
обеспечить финансированием работы по ведению Красной книги; продолжить работы по обустройству ООПТ аншлагами и элементами эколого-туристической инфраструктуры;
усилить взаимодействие с Министерством образования науки и молодежной политики Республики Коми и общественными организациями в сфере экологического просвещения и образования;
для надлежащего выполнения надзорных функций необходимо увеличение штатной численности инспекторов ГБУ РК "Центра по ООПТ", предусмотреть создание опорных пунктов для осуществления надзора в районах, в которых ООПТ подвержены наибольшему антропогенному воздействию, продолжить практику взаимодействия и сотрудничества с другими надзорными органами.
4.3.1. Мониторинг состояния ООПТ регионального значения
Мониторинг состояния природных комплексов и их компонентов на ООПТ осуществляется на основании данных государственного экологического мониторинга.
В настоящее время все ООПТ регионального значения на территории Республики Коми созданы без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Расположенные в их пределах природные комплексы и их компоненты (лесные и земельные ресурсы, водные и водные биологические ресурсы, а также ресурсы животного мира) находятся, в основном, в федеральной собственности (реже в муниципальной) или являются предметами совместного ведения (ресурсы животного мира). Вопросы государственного экологического мониторинга указанных объектов и ресурсов регулируются федеральным законодательством, в том числе в рамках организации и функционирования единой государственной системы экологического мониторинга, проводимого соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Соответственно, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды (природных комплексов и объектов) отдельных ООПТ регионального значения и их компонентов будет осуществляться на основании сбора и анализа данных единой государственной системы экологического мониторинга, порядок осуществления которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)".
В целях повышения эффективности мониторинга состояния ООПТ регионального значения необходимо:
разработать программу экологического мониторинга на существующих и проектируемых ООПТ Республики Коми с использованием данных дистанционного зондирования земли с целью оценки состояния ландшафтов, антропогенной нагрузки и эффективности предпринимаемых мер по сохранению и восстановлению биологического разнообразия; обеспечить мониторинг в ходе рейдовых осмотров; совместно с научными организациями разработать план исследований и мониторинга состояния охраняемых природных комплексов и объектов и обеспечить эти работы финансированием;
сведения о состоянии ООПТ внести в государственный кадастр ООПТ регионального значения;
на основании данных мониторинга определить дальнейшие перспективы развития сети ООПТ, а также принять управленческие решения по проведению природоохранных мероприятий.
4.3.2. Обустройство ООПТ
Обустройство ООПТ осуществляется в целях обеспечения охраны ООПТ и создания инфраструктуры для развития экологического туризма, рекреации и включает проведение следующих мероприятий:
определение на местности границ ООПТ и установка информационных знаков;
организация и обустройство контрольно-пропускных пунктов, кордонов;
выделение и обустройство мест размещения объектов туристского и рекреационного назначения с учетом востребованности использования того или иного ООПТ в целях рекреации и туризма, а также с учетом устойчивости охраняемых экосистем.
В настоящее время границы большинства ООПТ регионального значения на местности определены и оснащены информационными знаками, за исключением ООПТ, для которых режим особой охраны не определен (отсутствуют положения об этих ООПТ).
Организация и обустройство контрольно-пропускных пунктов осуществляется на ООПТ, режим особой охраны которых предусматривает их посещение юридическими и физическими лицами на основании пропусков. В настоящее время пропускной режим посещения установлен только на государственном природном заказнике "Белый", на котором обустроены и функционируют 2 контрольно-пропускных пункта. Организация и обустройство контрольно-пропускных пунктов на иных ООПТ будет осуществляться при условии введения пропускного режима их посещения юридическими и физическими лицами.
4.3.3. Обеспечение контрольно-надзорных мероприятий
Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов на ООПТ невозможна без обеспечения надлежащего контроля и надзора за соблюдением режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ. Контрольно-надзорная деятельность является одной из составных частей государственного экологического мониторинга.
Для решения этой задачи необходимо обратить приоритетное внимание:
на кадровый состав государственных инспекторов и их численность;
материально-техническое оснащение и методическое обеспечение службы надзора.
В настоящее время в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на ООПТ регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Функции управления ООПТ регионального значения в Республике Коми возложены на ГБУ РК "Центр по ООПТ".
Для обеспечения надлежащего надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения необходимо проведение рейдовых контрольно-надзорных мероприятий на наиболее крупных и посещаемых ООПТ не менее чем 1 - 2 раза в год. При существующей численности кадрового состава госинспекторов ГБУ РК "Центр по ООПТ", а также количестве ООПТ регионального значения, их отдаленности и труднодоступности обеспечение надлежащего надзора не представляется возможным.
Для усиления надзорной деятельности, организации надлежащего надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения на территории Республики Коми необходимо принять меры как по увеличению штатной численности государственных инспекторов, так и материально-техническому оснащению и финансированию надзорных мероприятий.
В целях организации эффективной охраны ООПТ, кроме осуществления государственного надзора, необходимо:
сформировать организационно-правовую базу общественного участия в территориальной охране природы, включая создание и развитие системы общественного контроля в данной области;
осуществить перевод лесов, находящихся в пределах границ ООПТ в категорию защитных лесов;
внедрить институт волонтерства как фактора повышения эффективности деятельности ООПТ регионального значения по сохранению биоразнообразия, популяризации экологических знаний и поддержке общественных инициатив;
решить на законодательном уровне вопросы возможности использования оружия и специальных средств при исполнении служебных обязанностей государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ и применения в установленном порядке физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.
4.3.4. Сохранение, восстановление возобновляемых природных ресурсов
Существующие угрозы сохранению возобновляемых природных ресурсов на ООПТ регионального значения касаются в основном объектов животного мира и водных биологических ресурсов, с целью сохранения ценных видов которых организованы многие из указанных ООПТ, в том числе отнесенные к категории природных заказников.
Угрозы связаны в основном с нерациональным, чрезмерным и (или) несанкционированным изъятием этих ресурсов при осуществлении разрешенных видов деятельности на ООПТ, в том числе туристской и иной рекреационной деятельности, а также любительской охоты и рыболовства, осуществляемых местным населением. Этому способствует низкий уровень доходов местного населения и безработица, вынуждающие население заниматься несанкционированным промыслом, в том числе на ООПТ, при возможности сбыта указанных ресурсов.
Существенную угрозу сохранению биоразнообразия на ООПТ оказывают также общие изменения климатических и иных природных условий, связанные с естественными и антропогенными процессами, отрицательно сказывающиеся на среде обитания объектов растительного и животного мира, ведущие к ухудшению состояния их популяций и видов.
Для обеспечения сохранения, восстановления возобновляемых природных ресурсов предусматривается:
организовать резерваты (зоны) на определенных участках ООПТ, отнесенных к категории природных заказников, посредством введения постоянных или временных ограничений посещения этих участков юридическими и физическими лицами, в том числе в целях обеспечения естественного и (или) искусственного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов;
организовать работу по проведению биотехнических мероприятий по поддержанию численности и видового состава объектов животного мира и водных биоресурсов.
4.4. Организация научно-исследовательской деятельности на ООПТ регионального значения
Научно-исследовательская деятельность на ООПТ регионального значения должна быть направлена на решение природоохранных проблем, связанных с обеспечением сохранения, восстановления и рационального использования природных ресурсов, в том числе на обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений в отношении рационального использования природных рекреационных ресурсов ООПТ.
Учитывая, что многие ООПТ регионального значения являются базой для научных исследований, в том числе источниками первичной информации для ведения кадастра ООПТ, необходимо:
внедрить и усилить практику сбора и использования научной информации об ООПТ для принятия управленческих решений;
в числе приоритетов научных работ на ООПТ необходимо предусмотреть осуществление комплексного экологического мониторинга природных экосистем, составление аннотированных списков видов флоры и фауны, наблюдение за состоянием популяций и изучение экологии редких видов растений и животных, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость, разработку мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов, научное обеспечение организации экологического просвещения, познавательного туризма и рекреационного обслуживания посетителей;
продолжить работы по подготовке к изданию и издание Красной книги Республики Коми, обеспечить ее ведение на постоянной основе, в том числе с использованием базы данных по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, основанной на ГИС- технологиях;
обеспечить научное сопровождение организации экологического просвещения, познавательного туризма и рекреационного обслуживания посетителей на ООПТ;
результаты научно-исследовательских работ, направленных на сохранение и развитие ООПТ как объектов национального достояния, культурного наследия и рекреационного использования, должны являться основой для планирования деятельности и перспективного развития ООПТ.
4.5. Развитие экологического просвещения и формирование общественной поддержки ООПТ
Эколого-просветительская деятельность направлена на повышение уровня экологической культуры населения и формирование у широких слоев общества понимания проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, роли особо охраняемых природных территорий в решении этих проблем, а также их места в социально-экономическом развитии республики, что должно обеспечить действенную общественную поддержку особо охраняемых природных территорий как объектов национального достояния.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
усилить целенаправленную работу с основными группами населения в каждом муниципальном образовании;
уделять особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
содействовать созданию серии документальных фильмов об особо охраняемых природных территориях и демонстрации их по телевизионным каналам;
обеспечить оперативное обновление сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего информацию о системе особо охраняемых природных территорий;
активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;
развивать практику проведения детских экологических лагерей и экспедиций;
проводить с местным населением профилактическую работу, направленную на обеспечение режима особой охраны и рационального использования природных ресурсов ООПТ;
стремиться к формированию групп поддержки каждой особо охраняемой природной территории среди местного населения, всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп.
4.6. Интеграция ООПТ регионального значения в сферу социально-экономического развития Республики Коми
Одним из основных направлений по интеграции ООПТ в сферу социально-экономического развития республики является вовлечение их в сферу туристской и иной рекреационной деятельности.
Исходя из природоохранной специфики и наличия природных рекреационных ресурсов существующих ООПТ регионального значения их использование возможно как для развития познавательного, так и спортивного, охотничьего и рыболовного туризма.
Для развития туристской и иной рекреационной деятельности необходимо:
определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
совершенствовать нормативную правовую базу развития организованного экологического туризма на ООПТ различных категорий, в том числе порядок взимания платы за посещение и предоставление услуг на ООПТ с организованных групп туристов;
организовать обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов;
разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей;
разработать предложения по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта;
содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
содействовать налаживанию партнерских связей с туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии туризма.
разработать и издать презентационные материалы об особо охраняемых природных территориях и их привлекательности (буклеты, календари, сувенирная продукция и прочее);
развивать рекламный потенциал особо охраняемых природных территорий, реализующий возможности использования имиджа особо охраняемых природных территорий в продвижении региональных товаропроизводителей на рынках сбыта продукции.
5. Реализация Концепции
Реализация Концепции может осуществляться за счет средств республиканского бюджета, а также иных средств, привлекаемых для ее реализации, в том числе грантов, благотворительных пожертвований на осуществление следующих мероприятий:
ведение Красной книги Республики Коми;
ведение мониторинга состояния ООПТ и научных исследований; развитие репрезентативной географической сети ООПТ;
увеличение штатной численности государственных инспекторов и укрепление материально-технической базы ГБУ РК "Центр по ООПТ";
организация и осуществление охраны ООПТ;
экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;
развитие нормативно-правовой базы, подготовка кадров и выполнение других обеспечивающих мероприятий по управлению сетью ООПТ и ее развития.
Состав и объем работ, а также объем их финансирования за счет средств республиканского бюджета определяются при подготовке мероприятий, обеспечивающих реализацию настоящей Концепции, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Министерству на соответствующий финансовый год и плановый период.
6. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (2017 - 2020 годы) предполагается проведение мероприятий по:
совершенствованию нормативно-правового регулирования развития системы природоохранных территорий;
оптимизации системы управления природоохранными территориями; развитию туристической, рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях;
обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий и системы комплексного мониторинга экологических систем.
На втором этапе (2020 - 2030 годы) основными направлениями деятельности по реализации настоящей Концепции будут:
оптимизация хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях в целях устойчивого использования природных ресурсов этих территорий;
создание эффективной системы особо охраняемых природных территорий, репрезентативно охватывающей все типы эталонных экологических систем, расположенных на территории Республики Коми, и учитывающей направления социально-экономического развития Республики Коми;
повышение экологической сознательности и информированности общественности по вопросам природоохранных территорий.
Реализация Концепции позволит оптимизировать систему ООПТ регионального значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, обеспечит надлежащую охрану ООПТ регионального значения, повысит эффективность управления и уровень экологической культуры населения.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. N 444-р Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.