Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
муниципального района "Удорский"
от 23 октября 2017 г. N 792
Положение
о наставничестве в администрации муниципального района "Удорский", отраслевых (функциональных) органах администрации муниципального района "Удорский", являющихся юридическими лицами
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в администрации муниципального района "Удорский", отраслевых (функциональных) органах администрации муниципального района "Удорский", являющихся юридическими лицами (далее - Положение), определяет цель, задачи и порядок организации наставничества в администрации муниципального района "Удорский" (далее - администрации).
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- наставничество - деятельность, заключающаяся в оказании муниципальному служащему и/или сотруднику администрации, отраслевого (функционального) органа помощи посредством индивидуальной учебной и воспитательной работы с ним, направленной на реализацию цели и задач, предусмотренных настоящим Положением;
- наставник - муниципальный служащий или иное лицо, которое несет ответственность за профессиональную и должностную адаптацию лица, его профессиональное развитие; содействие в овладении эффективными методами работы; в отношении которого осуществляется наставничество, в администрации, отраслевых (функциональных) органах администрации МР "Удорский", являющихся юридическими лицами (далее - отраслевых органов);
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (наставляемый сотрудник) - муниципальный служащий, вновь принятый на муниципальную службу (в том числе с испытательным сроком); назначенный на новую должность муниципальной службы; сотрудник администрации; муниципальный служащий или сотрудник администрации, изъявивший желание в назначении наставника; муниципальный служащий или сотрудник администрации, рекомендуемый к прохождению программы наставничества по результатам аттестации; иное лицо по решению представителя нанимателя.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4. Участниками наставничества являются:
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, муниципальный служащий или сотрудник администрации;
- наставник;
- представитель нанимателя;
- руководитель структурного подразделения администрации, руководитель структурного подразделения, отраслевого органа (далее - руководитель подразделения);
- лицо, ответственное за кадровое делопроизводство, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества в администрации, отраслевом органе (далее - специалист, ответственный за кадровое делопроизводство).
II. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью наставничества является оказание практической помощи в приобретении необходимых профессиональных навыков и опыта работы.
2.2. Задачами наставничества являются:
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью, повышать свой профессиональный уровень;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе;
- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать профессиональные трудности, возникающие при выполнении служебных обязанностей;
- осуществление оценки профессиональных знаний и навыков наставляемых лиц, исходя из результатов мероприятий, предусмотренных планом работы наставника, индивидуальным планом профессионального развития наставляемого лица; планом прохождения испытательного срока и иными документами, сопровождающими процесс наставничества;
- закрепление кадров в администрации, отраслевом органе и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации при поступлении на службу;
- оказание моральной и психологической поддержки наставляемому сотруднику в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении служебных обязанностей;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- формирование у наставляемого интереса к работе и порученному делу, уважения к коллективу, выработка высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к выполнению работы и служебного долга.
III. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается в отношении:
- муниципальных служащих всех категорий и групп должностей, впервые назначенных на должность муниципальной службы в администрации и отраслевых органах;
- работников, впервые принятых на должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в администрации и отраслевых органах;
- лиц, переведенных по службе на вышестоящую либо равнозначную должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных и новых практических навыков;
- лиц, изъявивших желание в назначении наставника;
- лиц, рекомендованных для прохождения обучения под руководством наставника, по решению аттестационной комиссии;
- иных лиц по решению представителя нанимателя.
3.2. Период осуществления наставничества составляет три месяца.
В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности сотрудника и другие периоды, когда сотрудник фактически не исполнял должностные обязанности.
Период осуществления наставничества продлевается на срок, равный периоду временной нетрудоспособности или другим периодам, когда сотрудник фактически не исполнял должностные обязанности.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.3. Наставник назначается из числа лиц, имеющих стабильные показатели служебной деятельности, пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих практические навыки осуществления должностных обязанностей по должности и проработавших в занимаемой должности не менее одного года.
3.4. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых сотрудников.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе с обязательного письменного согласия лица, назначаемого наставником.
Для руководителей подразделений выполнение функций наставника может быть закреплено должностной инструкцией.
3.6. Утверждение кандидатуры наставника закрепляется распоряжением (приказом) представителя нанимателя в день назначения на должность муниципального служащего, сотрудника или при поступлении к должностным обязанностям лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, но не позднее двух недель со дня назначения на должность.
Основанием для издания распоряжения (приказа) о наставничестве является служебная записка руководителя подразделения, в которое назначен новый сотрудник, при согласии наставника.
3.7. Замена наставника производится распоряжением (приказом) представителем нанимателя на основании служебной записки руководителя подразделения:
- при прекращении наставником трудовых отношений в администрации, отраслевом органе;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- по обоснованной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не изменяется.
IV. Руководство и контроль за организацией наставничества
4.1. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет представитель, который:
- обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях, аттестационных и конкурсных комиссиях;
- определяет направления совершенствования наставничества в администрации, отраслевом органе;
- оценивает результативность наставнической деятельности;
- создает условия для развития института наставничества в администрации, отраслевом органе;
- определяет меры поощрения наставников.
4.2. Ответственность за организацию наставничества в конкретном подразделении несет руководитель этого подразделения, который:
- определяет число лиц (но не более двух человек), в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- определяет кандидатуру наставника;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит рабочие встречи с наставниками и лицами, в отношении которых осуществляется наставничество;
- утверждает (согласовывает) индивидуальные планы наставничества, отчеты по итогам реализации планов;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
- принимает участие в подготовке и/или проведении мероприятий по вопросам наставничества, проводимых в администрации, отраслевом органе;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества и их предоставление лицу, ответственному за ведение кадрового делопроизводства администрации, отраслевого органа;
- при необходимости принимает дополнительные меры для ликвидации выявленных затруднений в процессе наставнической деятельности.
Руководитель подразделения вправе:
- осуществлять контроль за деятельностью наставника и наставляемого, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
- организовать проверку сведений, указанных в отчете наставника и наставляемого сотрудника;
- участвовать в различных формах оценки деятельности наставника и наставляемого;
- по итогам календарного года ходатайствовать перед представителем нанимателя о поощрении наставников.
4.3. Лицо, ответственное за кадровое делопроизводство администрации, отраслевого органа, осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
Организационное сопровождение наставничества включает в себя:
- информационное обеспечение работы наставников;
- формирование и актуализацию базы данных лиц, способных осуществлять наставническую деятельность;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта наставничества в администрации, отраслевом органе;
- поддержание контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции;
- определение потребности в обучении наставников;
- разработку единой системы оценки работы наставников администрации, отраслевого органа;
- проведение периодического мониторинга и анализа результатов работы наставников в администрации, отраслевом органе;
- ликвидацию выявленных затруднений в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается:
- в подготовке проектов нормативных актов, инструктивных и методических документов, сопровождающих процесс наставничества;
- в подготовке распорядительных документов (распоряжений, приказов), сопровождающих все этапы осуществления наставнической деятельности;
- в оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества и отчета по итогам его выполнения;
- в осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела лицам, в отношении которых осуществлялось наставничество, соответствующих записей и документов;
- в проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников.
Лицо, ответственное за ведение кадрового делопроизводства, вправе:
- проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний, навыков и умений;
- проводить оценку компетенций наставников;
- организовывать и проводить внутреннее обучение лиц, осуществляющих наставническую деятельность;
- проводить мониторинг удовлетворенности лиц, включенных в процессы наставничества, организацией, содержанием и эффективностью наставничества;
- по итогам календарного года ходатайствовать перед представителем нанимателя отраслевого органа о поощрении наставников.
4.4. Настоящим Положением установлены следующие сроки проведения организационных и контрольных мероприятий, сопровождающих наставническую деятельность:
- в течение десяти рабочих дней с момента издания распоряжения (приказа) о назначении наставника, наставник готовит индивидуальный план наставничества (Приложение 1 к настоящему Положению), согласует его с руководителем подразделения и передает лицу, ответственному за ведение кадрового делопроизводства;
- в течение трех рабочих лицо, ответственное за кадровое делопроизводство, знакомит наставляемого сотрудника с индивидуальным планом наставничества;
- в течение десяти рабочих дней по окончании установленного распоряжением (приказом) администрации, отраслевого органа срока наставничества наставник готовит отчет о результатах наставничества (по итогам реализации индивидуального плана наставничества), а также мотивированное заключение по итогам реализации мероприятий по развитию наставляемого сотрудника, в котором, при необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства (Приложение 2 к настоящему Положению). Данные документы согласовываются с руководителем структурного подразделения и представляются наставником, лицу, ответственному за ведение кадрового делопроизводства;
- не позднее десяти рабочих дней со дня завершения периода осуществления наставничества лицо, ответственное за ведение кадрового делопроизводства, организует: слушание отчетов наставников; анализ результатов работы наставников по достижению задач, установленных индивидуальным планом наставничества и наставляемых лиц, обсуждение изменений в индивидуальный план профессионального развития наставляемого сотрудника.
V. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
- разрабатывать индивидуальный план наставничества, своевременно и оперативно вносить коррективы в него;
- оказывать помощь в разработке плана индивидуального профессионального развития наставляемого сотрудника;
- в период осуществления наставнической деятельности контролировать выполнение плана индивидуального профессионального развития наставляемого сотрудника;
- встречаться с наставляемым для контроля степени выполнения, обсуждения, и, по необходимости, коррекции индивидуального наставничества и плана индивидуального профессионального развития лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- в качестве примера совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнять отдельные поручения руководителя подразделения в рамках должностных обязанностей;
- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы, в т.ч. оказывать помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях;
- всесторонне изучать волевые, деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
- своевременно реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
- осуществлять оценку результатов работы наставляемого сотрудника, помогать ему в преодолении имеющихся недостатков;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
- периодически (не реже одного раза в две недели) докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального развития;
- осуществлять оценку наставляемого сотрудника по методам, применяемым в администрации, отраслевом органе;
- составлять отчет по итогам наставничества и мотивированное заключение (отзыв), в котором должна содержаться информация о деловых качествах наставляемого сотрудника и его готовности к самостоятельному выполнению служебных обязанностей;
- по окончании срока наставничества передать утвержденный индивидуальный план наставничества с отметками о выполнении заданий, отчет и мотивированное заключение по итогам наставничества лицу, ответственному за ведение кадрового делопроизводства.
5.2. В случае, если наставник закреплен за вновь принятым сотрудником, он обязан оказывать ему содействие в профессиональной адаптации, в том числе:
- помогать в ознакомлении наставляемого с должностными обязанностями, основными направлениями его деятельности, полномочиями и организацией работы администрации, отраслевого органа, в выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение наставляемым сотрудником требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов администрации, отраслевого органа, работе в системе электронного документооборота (СЭД); в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- познакомить с коллегами, помочь освоиться в коллективе;
- помочь освоить стандарты служебного поведения и т.д.
5.3. Наставник имеет право:
- привлекать наставляемого к участию в общественной жизни коллектива;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью наставляемого сотрудника, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- контролировать деятельность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки качества и своевременности выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, предусмотренного настоящим Положением плана индивидуального профессионального развития, а также заданий индивидуального плана наставничества;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности;
VI. Права и обязанности лица, в отношении, которого осуществляется наставничество
6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов администрации, отраслевого органа, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения муниципальной службы и профессиональной подготовки;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в администрации, отраслевом органе;
- выполнять индивидуальный план наставничества в установленные сроки и обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением плана и текущей служебной деятельности;
- учиться у наставника современным методам и способам качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- отчитываться о своей работе перед наставником (в части выполнения индивидуального плана наставничества) и непосредственным руководителем;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к работе;
- посещать обучающие мероприятия, организованные в целях развития кадрового потенциала администрации, отраслевого (функционального) органа;
- активно участвовать в общественной жизни коллектива.
6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- в рамках своих полномочий пользоваться имеющейся в администрации, отраслевом органе служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- ознакомиться с мотивированным заключением, подготовленным наставником по истечении срока наставничества;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью; запрашивать у наставника интересующую его информацию;
- принимать участие в оценке эффективности организации процесса наставничества в администрации, отраслевом (функциональном) органе.
VII. Показатели эффективности и стимулирование работы наставника
7.1. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей; знание алгоритмов работы, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- участие наставляемого сотрудника в разработке проектов нормативно-правовых актов, проектов управленческих и иных решений в соответствии с должностным регламентом;
- качество выполнения наставляемым сотрудником распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью, в т.ч. соблюдение им сроков выполнения поручений;
- положительный отзыв наставляемого лица о работе наставника.
7.2. Работа наставника признается неудовлетворительной в следующих случаях:
- выполнение наставляемым сотрудником индивидуального плана наставничества менее чем на 80%;
- неудовлетворительная оценка деятельности наставника по итогам проведения ежегодного анкетного опроса удовлетворенности наставляемых лиц, эффективностью и качеством наставничества в администрации, отраслевом органе;
- если наставник не предоставил в установленные сроки документы, сопровождающие наставническую деятельность (индивидуальный план наставничества, отчет по итогам его реализации, мотивированное заключение и пр.)
Если работа наставника признается неудовлетворительной, он не поощряется по итогам работы за календарный год.
7.3. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением представителя нанимателя отраслевого органа, к следующим видам поощрений:
- объявление благодарности или премированием в размере 15% от должностного оклада;
- внесению предложения о присвоении классного чина до истечения срока, установленного для прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине;
- внесению предложения о рекомендации включения в кадровый резерв на вышестоящую должность, для замещения вакантной должности муниципальной службы в порядке должностного роста.
7.4. Результаты наставнической деятельности учитываются при проведении аттестации наставников.
7.5. В целях мотивации лиц, осуществляющих наставническую деятельность в администрации, отраслевом органе, может проводиться ведомственный конкурс "Лучший наставник" с соответствующим награждением победителей согласно условиям испытаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.