Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, Н.В. Боковиковой, А.В. Проскурова,
с участием представителя Государственного Совета Республики Коми С.В. Цветцих - начальника отдела социального законодательства Правового управления аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми Е.А. Клименковой - начальника отдела конституционного и социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми, Л.И. Мищенко - заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, М.П. Дужан - заместителя заведующего юридическим отделом Министерства финансов Республики Коми,
руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 1 части 1 статьи 3, статьями 78, 79 и 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по запросу Усть-Куломского районного суда Республики Коми о проверке конституционности части 3 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Закона Республики Коми от 22 декабря 2015 года N 118-РЗ).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Усть-Куломского районного суда Республики Коми, а основанием к рассмотрению - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми оспариваемое законоположение.
Заслушав доклад судьи В.В. Кретова, объяснения представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
В соответствии с положениями части 2 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Закон) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
Часть 3 статьи 18 настоящего Закона распространяет данные меры социальной поддержки на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее десяти лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
В запросе Усть-Куломского районного суда Республики Коми ставится вопрос о проверке конституционности части 3 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", подлежащей применению судом при рассмотрении гражданского дела по исковому заявлению гражданина Л.А. Паршукова к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" о признании незаконным решения Центра об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 18 Закона, и возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного права на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Из содержания запроса и имеющихся материалов следует, что Л.А. Паршукову до 30 августа 2018 года предоставлялись меры социальной поддержки, указанные в статье 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", как педагогическому работнику МОУ "Шеръягская ООШ". С 4 августа 2018 года трудовой договор с Л.А. Паршуковым был расторгнут по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника), что и послужило основанием для отказа ему в предоставлении мер социальной поддержки, хотя с 9 августа 2018 года Л.А. Паршуков является получателем пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность).
В связи с этим Усть-Куломский районный суд полагает, что в части 3 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" имеется правовая неопределенность в части сохранения мер социальной поддержки педагогическим работникам после назначения им пенсии, которая требует проверки указанной нормы на предмет ее конституционности.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 3 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", а именно проверка соответствия данного законоположения Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 4), равенство прав и свобод граждан независимо от их места жительства, происхождения, имущественного положения и других обстоятельств (статья 17), право граждан на социальное обеспечение и достойную жизнь (статьи 11, 40) и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 18).
Согласно статьям 4, 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
Исходя из данного конституционного принципа статья 40 Конституции Республики Коми гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, в иных случаях, установленных законом, и поощряет создание дополнительных форм социального обеспечения.
Поскольку в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующим ему пунктом "ж" статьи 64 Конституции Республики Коми социальное обеспечение и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, то в силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 65 Конституции Республики Коми органы государственной власти Республики Коми при осуществлении собственного правового регулирования в сфере указанных отношений имеют определенную свободу усмотрения, но при этом обязаны учитывать принцип иерархии законов и при принятии нормативных правовых актов не допускать какого-либо умаления прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
Вопросы же социального обеспечения и социальной защиты педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, урегулированы как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве Республики Коми.
Так, согласно статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" меры социальной поддержки, предоставляемые данным лицам, устанавливаются законодательством Республики Коми и являются ее расходными обязательствами.
Поэтому в рамках своих дискреционных полномочий законодатель Республики Коми в части 2 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" определил, что указанным выше педагогическим работникам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
Помимо этого, часть 3 статьи 18 настоящего Закона распространила приведенные меры социальной поддержки и на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее десяти лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Такое правовое регулирование согласуется с прописанными в статьях 11 и 40 Конституции Республики Коми целями и задачами социального обеспечения и социальной защиты граждан и, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на сохранение за вышедшими на пенсию и имеющими продолжительный стаж работы в расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа образовательных учреждениях лицами мер социальной поддержки, которыми они длительное время пользовались или имели право пользоваться (определения от 29 сентября 2011 года N 1184-О-О, от 17 февраля 2015 года N 332-О).
Поскольку установленные частью 3 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" меры социальной поддержки вышедших на пенсию педагогических работников являются дополнительными и в соответствии с положениями статей 26.3, 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансируются исключительно за счет средств бюджета Республики Коми, то в силу этих обстоятельств органы государственной власти Республики Коми вправе на нормативно-правовом уровне определять порядок и условия предоставления указанных мер социальной поддержки.
Так, из содержания части 3 статьи 18 рассматриваемого Закона следует, что для возникновения права на предусмотренные данной нормой меры социальной поддержки педагогические работники должны иметь стаж работы не менее десяти лет в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратить педагогическую деятельность с целью перехода на тот или иной вид пенсии и продолжать проживать в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. При этом на день назначения пенсии у этих лиц уже должно быть право на указанные меры социальной поддержки.
Следует отметить, что приведенные условия предоставления дополнительной социальной поддержки неработающим педагогам-пенсионерам не могут быть истолкованы как ограничение права этих лиц на прекращение трудовых отношений с образовательными учреждениями по основаниям, не связанным с непосредственным переходом на пенсию.
Так, в случае наличия у педагогического работника возможности выхода на пенсию, которой он по каким-либо причинам не воспользовался, а предпочел расторгнуть трудовой договор, например, по соглашению сторон или по собственному желанию, за ним по смыслу части 3 статьи 18 Закона сохраняется право на получение соответствующих мер социальной поддержки при условии последующего оформления пенсии в необходимые для этого сроки.
Такая же правовая позиция содержалась и в ранее действовавших актах Союза ССР. В частности, из не утратившего силу разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за педагогическими работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу, а также сохранялись и в случае, если к моменту оставления работы в сельских образовательных учреждениях, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Иное же толкование и правоприменение части 3 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" может привести к существенному нарушению гарантированного настоящим Законом и Конституцией Республики Коми права педагогических работников, прекративших свою трудовую деятельность, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа и являющихся получателями пенсии, на дополнительные меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах следует признать, что часть 3 статьи 18 оспариваемого Закона не противоречит Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 40, поскольку данная норма отвечает критериям определенности и не предполагает отказ в дальнейшем предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам, имеющим право выхода на пенсию, но по тем или иным причинам прекратившим трудовые отношения с сельским или поселковым образовательным учреждением по другим основаниям, но затем в установленном порядке и в необходимые для оформления своего волеизъявления сроки перешедшими на пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 79, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать часть 3 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Закона Республики Коми от 22 декабря 2015 года N 118-РЗ) соответствующей Конституции Республики Коми, поскольку в системе действующего правового регулирования она не предполагает по своему конституционно-правовому смыслу лишение педагогических работников, имеющих право выхода на пенсию, но по тем или иным причинам прекративших трудовые отношения с сельским или поселковым образовательным учреждением по другим основаниям, мер социальной поддержки при условии, что после увольнения эти лица в установленном порядке и в необходимые для оформления своего волеизъявления сроки перешли на пенсию.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному официальному опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (на официальном интернет-портале Республики Коми).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 30 января 2019 г. "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по запросу Усть-Куломского районного суда Республики Коми"
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 31 января 2019 г.