Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 21 февраля 2019 г. N 63-р
(приложение N 1)
Концепция
подготовки спортивного резерва в Республике Коми до 2025 года
I. Общие положения
В Концепции подготовки спортивного резерва в Республике Коми до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Республике Коми на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана с учетом Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р.
Одним из направлений Концепции определено исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Правовую базу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;
Закон Республики Коми от 29 сентября 2008 г. N 91-РЗ "О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта в Республике Коми";
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45;
Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 4 марта 2011 г. N 53-р.
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
В Республике Коми сложилась определенная региональная система учреждений физкультурно-спортивной направленности, имеющих преемственность, позволяющая осуществлять многолетнюю непрерывную подготовку спортивного резерва.
В многоуровневой системе выявления одаренных детей, формировании спортивного резерва и его подготовки принимают участие:
8 муниципальных детско-юношеских спортивных школ и 2 других муниципальных учреждения, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
26 спортивных школ, в том числе 4 государственных учреждения Республики Коми и 22 муниципальных учреждения;
7 спортивных школ олимпийского резерва, в том числе 3 государственных учреждения Республики Коми и 4 муниципальных учреждения;
2 центра спортивной подготовки сборных команд.
Из 45 учреждений физкультурно-спортивной направленности 4 учреждения находятся в ведении органов управления в сфере образования, 41 учреждение - в ведении органов управления в сфере физической культуры и спорта.
По состоянию на 1 февраля 2019 года 35 учреждений физкультурно-спортивной направленности перешли на реализацию программ спортивной подготовки, что составляет 85,3 процента численности учреждений физкультурно-спортивной направленности ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных учреждений станет основой для реализации положений Концепции.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, по состоянию на 1 февраля 2019 года составляет 24009 человек, из них 23332 человека являются спортсменами и 677 человек - тренерами.
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, на 1 февраля 2019 года составляет:
1976 спортсменов - на спортивно-оздоровительном этапе;
7879 спортсменов - на этапе начальной подготовки;
5373 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации);
242 спортсмена - на этапе совершенствования спортивного мастерства;
61 спортсмен - на этапе высшего спортивного мастерства.
Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 68,1 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 4,5 процента спортсменов.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап возникает потребность в переходе от количественных показателей (общего охвата занимающихся) к более качественным (уровень квалификации спортсмена), позволяющим повысить эффективность подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Коми и конкурентоспособность спортсменов Республики Коми на всероссийской спортивной арене.
Исполнение Календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Республики Коми позволяет провести более 500 соревнований в год и обеспечить участие спортивных сборных команд Республики Коми во всероссийских соревнованиях.
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва взаимосвязано с кадровым обеспечением отрасли. В целом по Республике Коми по состоянию на 1 февраля 2019 года число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 41,9 процента от общей численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование - 13,0 процента, а 45,1 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования.
Наблюдается недостаточное финансирование услуг по спортивной подготовке, предусмотренное требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки. Для государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности в 2017 году утверждена Дорожная карта по доведению уровня финансирования услуг по спортивной подготовке в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки. Доведение объемов финансирования до уровня федерального стандарта спортивной подготовки будет проводиться планомерно в пределах 5-10 процентов ежегодно, что позволит достичь планового (100-процентного) уровня финансирования к 2025 году.
В большинстве организаций спортивной подготовки Республики Коми отсутствуют медицинские кабинеты, а в имеющихся наблюдается неукомплектованность специалистами, необходимым медицинским оборудованием. Это приводит к отсутствию необходимой периодичности обследований спортсменов для выявления изменений после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный отдел координации деятельности и методического обеспечения организаций спортивной подготовки государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр спортивной подготовки сборных команд" позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях.
III. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются:
создание условий для дальнейшего повышения эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Коми, направленной на рост уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку;
продление спортивного долголетия лиц, проходящих спортивную подготовку;
расширение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Республики Коми мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
формирование и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, отраслевых организаций и региональных спортивных федераций.
IV. Механизмы реализации Концепции
4.1. Формирование и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Формирование и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривает:
завершение к 2020 году формирования региональной системы подготовки спортивного резерва;
создание соответствующих условий отраслевым организациям для выполнения поставленных федеральным законодательством целей и задач;
увеличение количества организаций, имеющих право использовать в своем наименовании слово "олимпийский" или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном Министерством спорта Российской Федерации;
подготовка предложений по созданию в муниципальных образованиях в Республике Коми подразделений республиканских организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта;
внедрение до 2025 года добровольной аккредитации на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, установленной Министерством спорта Российской Федерации;
формирование "единого центра управления" координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва на базе государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр спортивной подготовки сборных команд";
совершенствование оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления в Республике Коми, учитывающей реализацию муниципальными физкультурно-спортивными учреждениями программ спортивной подготовки;
формирование качественного межотраслевого взаимодействия в вопросах подготовки спортивного резерва.
4.2. Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
внесение изменений в Закон Республики Коми "О некоторых вопросах в области физической культуры и спорта Республики Коми" в части наделения Министерства физической культуры и спорта Республики Коми полномочиями по проведению добровольной аккредитации организаций, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки;
разработку Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2030 года с учетом основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва;
подготовку предложений по разработке и утверждению отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности тренеров;
осуществление мониторинга внесения изменений в законодательство Республики Коми в сфере подготовки спортивного резерва в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации;
осуществление мониторинга внесения изменений муниципальными образованиями в Республике Коми и организациями спортивной подготовки соответственно в муниципальные правовые акты и локальные акты в части их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;
совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4.3. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение тренерских кадров качественным дополнительным профессиональным образованием;
формирование новой генерации тренеров, обладающих знаниями об особенностях взросления детского организма, соответствующих нагрузках с учетом сенситивных периодов, без форсирования подготовки и ориентированных на совершенствование прикладных профессиональных компетенций;
внедрение профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Республики Коми, программ по направлению подготовки "Спорт";
реализацию программ с выпуском дипломированных специалистов по направлению подготовки 49.02.01, 49.03.01 и 49.04.01 "Физическая культура" (уровень среднего профессионального образования, уровень бакалавриата и магистратуры соответственно);
разработку и реализацию регионального плана мероприятий по привлечению молодых специалистов в организации отрасли "Физическая культура и спорт", расположенные в муниципальных образованиях муниципальных районов в Республике Коми и оказывающие услуги по спортивной подготовке;
совершенствование системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку с внедрением типовых отраслевых норм труда;
внедрение новых методов поощрения тренерских кадров, спортсменов и спортсменов-инструкторов с целью стимулирования в вопросах профессиональных компетенций и их дальнейшей работы по специальности;
доведение средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, к средним значениям по Республике Коми;
стимулирование учителей физической культуры, принимающих участие в отборе спортивно одаренных детей на спортивную подготовку.
4.4. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривает:
утверждение на региональном и муниципальном уровнях нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта;
разработку и утверждение дорожной карты по развитию спортивной инфраструктуры, строительства и реконструкции спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства в период до 2025 года;
внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
разработку проекта постановления Правительства Республики Коми об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние;
утверждение в муниципальных образованиях в Республике Коми, осуществляющих подготовку спортивного резерва, планов мероприятий ("дорожных карт"), направленных на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки;
создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, используемых при спортивной подготовке.
4.5. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
совершенствование совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми условий, обеспечивающих возможность выявления и отбора спортивно одаренных детей, обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования (по общеразвивающим и предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) и занимающихся в спортивных клубах, расположенных на базе общеобразовательных организаций;
создание в государственном автономном учреждении Республики Коми "Центр спортивной подготовки сборных команд" структурного подразделения, отвечающего за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки;
совершенствование системы формирования основного и резервного составов спортивных сборных команд Республики Коми, определение и включение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Республики Коми в разрезе видов спорта.
4.6. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
осуществление инновационной и экспериментальной деятельности государственными учреждениями Республики Коми и муниципальными учреждениями спортивной подготовки, внедрение полученных результатов в практику;
разработку плана мероприятий ("дорожной карты") по научному, медицинскому и медико-биологическому обеспечению занимающихся в организациях спортивной подготовки;
реализацию программ (мероприятий), основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга);
издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва.
4.7. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
развитие системы проведения республиканских и муниципальных спортивных соревнований, комплексных спортивных мероприятий;
разработку методических рекомендаций по организации и проведению юношеских и юниорских первенств Республики Коми, спартакиад и других детско-юношеских спортивных мероприятий;
разработку и внедрение системы оценки качества организации спортивных соревнований на республиканском и муниципальном уровнях;
определение оптимального количества спортивных соревнований республиканского и муниципального уровня по виду спорта;
формирование аккредитованными региональными спортивными федерациями региональных судейских корпусов по видам спорта.
4.8. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и спортивной сборной команды Республики Коми;
поддержку одаренных спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и образовательных организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Концепция предусматривает реализацию в 2 этапа:
I этап - 2019 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы.
Начиная с I этапа реализации Концепции Министерством физической культуры и спорта Республики Коми совместно с региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в Республике Коми будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности с необходимым нормативно-правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд Республики Коми увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия. Будут заложены основы для формирования у населения Республики Коми мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
В качестве основных целевых ориентиров по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва в Республике Коми до 2025 года определены:
увеличение доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства (на I этапе до 23,5 процента и на II этапе до 25,0 процентов);
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта (на I этапе до 67,0 процента и на II этапе до 100,0 процента);
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки (на первом этапе до 46,0 процента и на II этапе до 60,0 процента).
Целевые показатели реализации Концепции до 2025 года приведены в приложении к Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.