Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Формирование раздела 2 "Квалификационные требования"
1. В разделе "Квалификационные требования" указываются требования, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы. Эти требования будут учитываться при назначении на должность, при проведении аттестации и квалификационного экзамена, а также при проведении конкурса для замещения вакантной должности или включения в кадровый резерв.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом деятельности гражданского служащего.
В связи с необходимостью реализации положений части 2 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ, возникает потребность в разделении квалификационных требований на базовые и профессионально-функциональные.
2. Базовые квалификационные требования предъявляются для замещения всех должностей гражданской службы и устанавливаются в зависимости от категории и группы должностей.
К базовым квалификационным требованиям относятся требования к уровню профессионального образования, требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от области и вида деятельности).
2.1 Требования к уровню профессионального образования определяются в соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ в зависимости от категории и группы должности:
для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;
для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования;
для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
В Примерном должностном регламенте в число базовых квалификационных требований наряду с требованием к уровню образования включены требования к специальности, направлению подготовки.
Специальность, направление подготовки по образованию определяется в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), который охватывает высшее и среднее профессиональное образование (классификатор утвержден приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст).
Данные требования устанавливаются по решению представителя нанимателя. В должностном регламенте может быть определена одна или несколько специальностей, направлений подготовки профессионального образования. При формировании квалификационных требований к специальности, направлению подготовки необходимо учитывать задачи и функции структурного подразделения, государственного органа, должностные обязанности гражданского служащего, а также знания и умения, которые необходимы для исполнения его должностных обязанностей.
Рекомендуемые специальности, направления подготовки в зависимости от области и вида деятельности указаны в Справочнике.
Для ряда должностей допускается установление только уровня образования. Определение специальности, направления профессионального образования приобретает особую важность для должностей категории "специалисты", исполнение должностных обязанностей по которым требует углубленных профессиональных знаний области и вида деятельности, включая положения определенных нормативных правовых актов, документов, а также наличия профессиональных умений.
Примеры формирования пункта 2.1.1 должностного регламента:
"Гражданский служащий должен иметь высшее образование не ниже уровня бакалавриата без предъявления требований к специальности, направлению подготовки образования.";
"Гражданский служащий должен иметь образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальностям, направлениям подготовки образования: юриспруденция, государственное и муниципальное управление или иным специальностям, направлениям подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным специальностям, направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессии, специальностей и направлений подготовки.".
2.2 Требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки устанавливаются в соответствии со статьей 7 Закона Республики Коми от 5 марта 2005 г. N 10-РЗ "О некоторых вопросах государственной гражданской службы" в зависимости от группы должности:
для замещения высших должностей гражданской службы Республики Коми - не менее четырех лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
для замещения главных должностей гражданской службы Республики Коми - не менее двух лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
для замещения ведущих, старших и младших должностей гражданской службы Республики Коми - без предъявления требований к стажу.
Для должностей гражданской службы главной группы в должностном регламенте предусматривается формулировка:
"Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей гражданской службы Республики Коми - не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.".
Обратить внимание!
Должностной регламент не может изменять установленные законодательством требования к стажу гражданской службы и стажу работы по специальности, направлению подготовки.
При исчислении стажа гражданской службы для замещения должности гражданской службы Республики Коми в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы Республики Коми, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В случае, если должностным регламентом гражданского служащего Республики Коми предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы Республики Коми, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (гражданским служащим Республики Коми) документа об образовании и (или) о квалификации по указанной специальности, направлению подготовки.
В случае, если должностным регламентом гражданского служащего Республики Коми не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (гражданского служащего Республики Коми), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы Республики Коми, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы Республики Коми.
2.3 Базовые знания и умения.
К базовым знаниям относятся:
знание государственного языка Российской Федерации (русского языка);
знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданский службе и о противодействии коррупции;
знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с Рекомендациями о составе квалификационных требований компьютерной грамотности, необходимых для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими, утвержденными протоколом заочного голосования членов Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской жизни от 18 декабря 2017 г. N 3, квалификационные требования к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий включают:
знание основ информационной безопасности и защиты информации;
знание основных положений законодательства о персональных данных;
знание общих принципов функционирования системы электронного документооборота;
знание основных положений законодательства об электронной подписи;
знания и умения по применению персонального компьютера;
К базовым умениям относятся:
а) общие умения (указываются для всех категорий и групп должностей гражданской службы):
умение мыслить системно (стратегически);
умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;
коммуникативные умения;
умение управлять изменениями.
б) управленческие умения (указываются для должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" всех групп должностей, категории "специалисты" главной группы должностей):
умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;
умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.
Требования к управленческим умениям необходимо устанавливать также для иных должностей, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование деятельности гражданских служащих, находящихся в подчинении, а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения целей и задач государственного органа.
3. Профессионально-функциональные квалификационные требования предъявляются для замещения должностей гражданской службы в зависимости от области и вида деятельности гражданских служащих.
Определение требуемых для исполнения должностных обязанностей профессиональных знаний и умений является важнейшим этапом формирования квалификационных требований, так как непосредственно от наличия у претендента на замещение должности гражданской службы (гражданского служащего) конкретных профессиональных знаний и умений в большей степени зависит эффективность его дальнейшей профессиональной служебной деятельности. В этой связи необходимо с высокой долей ответственности подходить к формулированию в должностном регламенте профессиональных знаний и умений, требуемых для исполнения должностных обязанностей, а также организации проверки их наличия у претендентов на замещение должностей гражданской службы (гражданских служащих).
Требования к профессиональным знаниям и умениям определяются с учетом области и вида деятельности, а также включаемых в должностной регламент должностных обязанностей гражданского служащего.
Профессионально-функциональные квалификационные требования включают:
а) профессиональные квалификационные требования (требования к профессиональным знаниям, включая знание законодательства Российской Федерации и иные знания, и профессиональным умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей в рамках области и вида деятельности).
Указанные профессиональные знания могут включать:
знание законодательства, в том числе определенные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом деятельности;
знание правоприменительной практики, в том числе определения и постановления судов Российской Федерации;
знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по определенным вопросам;
иные знания, связанные с областью и видом деятельности.
б) функциональные квалификационные требования (требования к функциональным знаниям и умениям с учетом функциональных обязанностей в рамках области и вида деятельности).
Обратить внимание!
Профессионально-функциональные квалификационные требования рекомендуется разрабатывать профильным структурным подразделениям государственного органа в соответствии со Справочником с участием кадровой службы государственного органа.
При разработке профессиональных квалификационных требований в соответствии со Справочником необходимо учитывать специфику работы гражданского служащего, структурного подразделения и государственного органа, устанавливать конкретные квалификационные требования, не выходящие за рамки области и вида деятельности (из Справочника выбираются только те знания и умения, которые необходимы гражданскому служащему для качественного исполнения должностных обязанностей и устанавливаются требования, не указанные в Справочнике, с учетом специфики гражданского служащего, структурного подразделения и государственного органа, в том числе региональные и ведомственные нормативные правовые акты).
В случае, если гражданский служащий исполняет должностные обязанности в рамках нескольких областей и видов деятельности, необходимо определять квалификационные требования путем выбора основополагающих знаний, умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.