В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512, в целях обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории Республики Коми, приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории Республики Коми (далее - Порядок) (Приложение).
2. Отделу развития общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (Т.Н. Казакова):
2.1. обеспечить организацию и проведение государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" (далее - ГИА по коми языку и коми литературе) на территории Республики Коми в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом;
2.2. довести до сведения руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, государственных образовательных организаций настоящий Порядок.
3. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечить организацию и проведение ГИА по коми языку и коми литературе в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом.
4. Определить местом хранения бланков ГИА по коми языку и коми литературе государственное автономное учреждение Республики Коми "Республиканский информационный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ РК "РИЦОКО").
5. ГАУ РК "РИЦОКО" (О.В. Попов) обеспечить:
5.1. организационно-технологическое сопровождение проведения ГИА по коми языку и коми литературе в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом;
5.2. приём и хранение бланков ГИА по коми языку и коми литературе в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими организацию приёма, передачи, учёта, хранения и уничтожения экзаменационных материалов и документов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на региональном уровне.
6. Признать утратившим силу приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 20.03.2017 N 232 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории Республики Коми".
7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Н.В. Якимова |
Утвержден
приказом Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 01 марта 2019 г. N 82-п
Порядок
проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок), разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 (далее - Порядок проведения ГИА-9);
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 (далее - Порядок проведения ГИА-11);
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.06.2018 N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
- приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 18.05.2005 N 107 "Об утверждении базисных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми с изучением коми языка как родного и с изучением коми языка как неродного";
- нормативными правовыми документами и инструктивно-методическими материалами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство РК) по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА).
1.2. Порядок определяет формы проведения ГИА по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" (далее - ГИА по коми языку и коми литературе), участников, сроки и продолжительность проведения ГИА по коми языку и коми литературе, требования к использованию средств обучения и воспитания, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА по коми языку и коми литературе, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций.
1.3. ГИА по коми языку и коми литературе проводится по выбору обучающихся на добровольной основе.
1.4. ГИА по коми языку и коми литературе проводится на коми языке.
2. Формы проведения ГИА по коми языку и коми литературе
2.1. ГИА по коми языку и коми литературе проводится письменно в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем и заданий.
2.2. Обучающиеся по образовательным программам основного общего образования:
- изучающие коми язык как родной вправе выбрать форму ГВЭ по коми языку: изложение с творческим заданием или сочинение;
Примечание. В заявлении на участие в ГИА при выборе экзамена по коми языку (как родному) участникам экзамена необходимо дополнительно указать форму проведения экзамена: изложение с творческим заданием или сочинение.
- изучающие коми язык как неродной (государственный) сдают ГВЭ по коми языку с использованием заданий, предполагающих ответы с кратким и развернутым ответом.
2.3. Обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования сдают ГВЭ по коми литературе с использованием заданий, предполагающих ответы с кратким и развернутым ответом.
3. Участники ГИА по коми языку и коми литературе
3.1. Участниками ГИА по коми языку и коми литературе являются обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку и допущенные в установленном порядке к ГИА-9.
3.2. Участниками ГИА по коми литературе являются обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего общего образования (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), имеющие результат "зачет" за итоговое сочинение (изложение) и допущенные в установленном порядке к ГИА-11.
3.3. Заявления на сдачу экзамена по коми языку и коми литературе подаются в сроки, установленные Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11:
- до 1 февраля (включительно) - для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования;
- до 1 марта (включительно) - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
3.4. Обучающиеся подают заявление в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой обучающиеся осваивали образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - образовательная организация).
3.5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) при подаче заявления представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, освоившие образовательные программы основного общего или среднего общего образования, оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка МСЭ), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в пункте 7.8 настоящего Порядка.
4. Организация проведения ГИА по коми языку и коми литературе
4.1. Министерство РК осуществляет следующие функции в рамках проведения ГИА по коми языку и коми литературе:
- устанавливает форму, сроки, порядок проведения ГИА по коми языку и коми литературе и порядок проверки экзаменационных работ участников ГИА по коми языку и коми литературе;
- разрабатывает экзаменационные материалы (далее - ЭМ) для проведения ГИА по коми языку и коми литературе;
- обеспечивает подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению экзаменов по коми языку и коми литературе, в соответствии с требованиями Порядка проведения ГИА-9 и Порядка проведения ГИА-11;
- по согласованию с Государственной экзаменационной комиссией Республики Коми по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГЭК РК-9) и Государственной экзаменационной комиссией Республики Коми по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГЭК РК-11) определяет места регистрации на сдачу ГИА по коми языку и коми литературе, места расположения пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ) и распределение между ними обучающихся, составы руководителей, организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов;
- обеспечивает информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА по коми языку и коми литературе, в том числе о порядке, сроках и местах проведения экзаменов, о порядке, сроках и местах подачи апелляций;
- обеспечивает доставку ЭМ в ППЭ;
- определяет минимальное количество баллов, критерии оценивания по пятибалльной шкале;
- обеспечивает информационную безопасность при хранении, использовании и передаче ЭМ, в том числе определяет места хранения ЭМ, лиц, имеющих к ним доступ, принимает меры по защите ЭМ от разглашения содержащейся в них информации;
- обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ в соответствии с настоящим Порядком;
- обеспечивает ознакомление обучающихся с результатами ГИА по коми языку и коми литературе.
4.2. ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 выполняют следующие функции:
- осуществляют контроль и обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА по коми языку и коми литературе;
- организуют и координируют работу по подготовке и проведению ГИА по коми языку и коми литературе;
- обеспечивают доставку ЭМ в ППЭ в день проведения ГИА по коми языку и коми литературе;
- утверждают результаты проведения ГИА по коми языку и коми литературе, а также в установленных настоящим Порядком случаях принимают решения об изменении или отмене результатов ГИА по коми языку и коми литературе.
4.3. Организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА по коми языку и коми литературе, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональной информационной системы обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС ГИА) и взаимодействию с федеральной информационной системой обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - ФИС ГИА), обработки экзаменационных работ участников ГИА осуществляется государственным автономным учреждением Республики Коми "Республиканский информационный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ РК "РИЦОКО").
4.4. Составы республиканских предметных комиссий, осуществляющих проверку экзаменационных работ участников ГИА по коми языку и коми литературе (далее - РПК), формируются в соответствии с требованиями, определенными Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11.
4.5. Рассмотрение апелляций участников ГИА по коми языку и коми литературе производится конфликтными комиссиями по рассмотрению апелляций участников ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11 (далее - конфликтные комиссии).
4.6. В целях содействия проведению ГИА по коми языку и коми литературе образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- вносят сведения в РИС ГИА;
- направляют своих работников для работы в качестве членов ГЭК РК, руководителей и организаторов ППЭ, экспертов РПК, технических специалистов и ассистентов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов;
- осуществляют контроль за участием своих работников в проведении ГИА по коми языку и коми литературе;
- под подпись информируют работников, привлекаемых к проведению ГИА, о сроках, местах и порядке проведения ГИА по коми языку и коми литературе, в том числе о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи (при наличии), о принятии мер дисциплинарного и административного воздействия в отношении лиц, привлекаемых к проведению ГИА и нарушивших настоящий Порядок;
- под подпись информируют участников ГИА и их родителей (законных представителей) о сроках, местах и порядке подачи заявлений на прохождение ГИА по коми языку и коми литературе, о месте и сроках проведения экзаменов, о порядке проведения ГИА по коми языку и коми литературе, в том числе об основаниях для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций, о времени и месте ознакомления с результатами ГИА по коми языку и коми литературе, а также о результатах ГИА по коми языку и коми литературе.
5. Сроки и продолжительность проведения ГИА по коми языку и коми литературе
5.1. Сроки и расписание проведения ГИА по коми языку и коми литературе ежегодно определяются Министерством РК.
5.2. Продолжительность экзамена по коми языку и коми литературе составляет:
- по коми языку (как родному) - 3 часа (180 минут);
- по коми языку (как неродному) - 2 часа 30 минут (150 минут);
- по коми литературе - 3 часа (180 минут).
5.3. Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.
5.4. При продолжительности экзамена более 4 часов организуется питание обучающихся.
5.5. В продолжительность экзаменов не включается: время, выделенное на подготовительные мероприятия (настройка необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов, инструктаж участников, выдача им ЭМ, заполнение ими регистрационных полей листов (бланков) для записи ответов, перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов).
5.6. По решению ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 повторно допускаются к сдаче экзаменов по коми языку и коми литературе в текущем учебном году в резервные сроки:
- участники ГИА-9, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты не более чем по двум учебным предметам;
- участники ГИА-11, получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
- участники ГИА, не явившиеся на экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденные документально;
- участники ГИА, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденные документально;
- участники ГИА, апелляции которых о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтной комиссией были удовлетворены;
- участники ГИА, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК РК в случае выявления фактов нарушений установленного порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в пунктах 7.15 и 7.16 настоящего Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.
6. Дополнительные материалы и оборудование
6.1. Участникам ГИА по коми языку (как родному) разрешается пользоваться орфографическими словарями.
Примечание. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными словарями участниками экзамена по коми языку (как родному) запрещено.
Аудитории проведения экзамена по коми языку (как родному) в форме изложения с творческим заданием должны быть оснащены средствами воспроизведения аудиозаписи.
6.2. Дополнительные материалы и оборудование при проведении экзаменов по коми языку (как неродному) не используются.
6.3. Участникам ГИА-9 по коми литературе при выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
Примечание. Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому участнику. Участники экзамена по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у участника не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Организатор в аудитории проведения экзамена должен обеспечить равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена.
6.4. Участникам ГИА-11 по коми литературе дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Проведение ГИА по коми языку и коми литературе
7.1. Экзамены проводятся в ППЭ, места расположения которых утверждаются Министерством РК по согласованию с ГЭК РК-9/ГЭК РК-11.
Примечание. В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации Министерство РК по согласованию с ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 принимает решение о переносе сдачи экзамена в другой ППЭ или на другой день, предусмотренный расписанием проведения экзаменов по коми языку и коми литературе.
7.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения ГИА (далее - аудитории), обеспечивают проведение экзаменов в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
7.3. Количество рабочих мест в аудиториях определяется из необходимости эффективного и комфортного размещения участников экзамена, исходя из того, что для каждого участника должно быть выделено отдельное рабочее место.
7.4. ППЭ для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями.
7.5. ППЭ для обучающихся среднего общего образования в обязательном порядке оборудуются средствами видеонаблюдения, а для обучающихся по образовательным программам основного общего образования - по решению Министерства РК.
7.6. Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Министерство РК организует проведение ГИА по коми языку и коми литературе в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Примечание. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому, в медицинской организации и соответствующие рекомендации ПМПК, ГИА по коми языку и коми литературе организуется на дому, в медицинской организации.
7.7. Для участников экзаменов с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки МСЭ) Министерство РК обеспечивает создание следующих условий проведения ГИА по коми языку и коми литературе:
- беспрепятственный доступ участников экзаменов в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
- увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
7.8. Для участников экзаменов с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки МСЭ и копии рекомендаций ПМПК) Министерство РК обеспечивает создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
- копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК РК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена).
7.9. Информация о количестве указанных участниках экзамена в ППЭ и о необходимости организации проведения ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, направляется в ППЭ не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена.
7.10. Для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, Министерство РК при содействии администрации таких учреждений организуют ГИА по коми языку и коми литературе с учетом специальных условий содержания и необходимости обеспечения общественной безопасности во время прохождения ГИА.
7.11. До входа в ППЭ выделяются:
- места для хранения личных вещей (в том числе средств связи) участников экзаменов, организаторов, медицинских работников, технических специалистов и ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь участникам ГИА с ОВЗ, участникам ГИА - детям-инвалидам и инвалидам (далее - ассистенты);
- помещение для представителей образовательных организаций, сопровождающих участников экзаменов (далее - сопровождающие);
Примечание. Сопровождающим является представитель образовательной организации для сопровождения участников ГИА на экзамен. Запрещается назначать сопровождающим учителя-предметника по предмету, по которому проводится экзамен в данный день. Обязанностью сопровождающего является содействие при оперативном решении проблем участников экзамена его образовательной организации.
- помещение для представителей средств массовой информации (далее - СМИ).
7.12. В ППЭ выделяются:
- необходимое количество аудиторий, исходя из того, что в каждой аудитории должно присутствовать не более 20 участников ГИА по коми языку и коми литературе;
- дополнительные аудитории при проведении экзаменов по коми языку (как родному и как неродному);
- дополнительные аудитории на экзамен по коми языку (как родному) в случае выбора обучающимися разных форм проведения экзамена (изложение с творческим заданием или сочинение);
- помещение для руководителя ППЭ, оборудованное видеонаблюдением (при наличии средств видеонаблюдения в ППЭ), телефонной связью, принтером и персональным компьютером, а также для осуществления безопасного хранения ЭМ. В случае сканирования экзаменационных работ участников экзамена в ППЭ помещение для руководителя ППЭ также обеспечивается сканером;
Примечание. В помещении для руководителя ППЭ организуются места для хранения личных вещей членов ГЭК РК, руководителя образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченного им лица, руководителя ППЭ, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, а также иных лиц, определенных Рособрнадзором, должностных лиц Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства РК.
- помещение для медицинского работника в ППЭ;
- помещение для организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов;
- помещения, изолированные от аудиторий для проведения экзамена, для общественных наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ в день проведения экзамена.
Примечание. Помещения, не использующиеся для проведения экзамена по коми языку и коми литературе, в день проведения экзамена должны быть заперты и опечатаны.
Проверка пожарных выходов, средств первичного пожаротушения проводится за день до экзамена.
7.13. Члены ГЭК РК, руководители и организаторы ППЭ, технические специалисты, медицинские работники, ассистенты заблаговременно информируются о месте расположения ППЭ, в который они направляются.
Примечание. В качестве членов ГЭК РК, руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.
При проведении ГИА по коми языку и коми литературе в состав организаторов и ассистентов не входят специалисты по коми языку и коми литературе.
Не допускается привлекать в качестве руководителей и организаторов ППЭ работников образовательных организаций, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ.
Лица, близкие родственники которых являются участниками ГИА в данном ППЭ, не могут быть назначены работниками в этом ППЭ.
7.14. До начала проведения ГИА руководитель ППЭ должен подготовить:
- списки участников ГИА образовательных организаций, распределенных в ППЭ (Приложение 1);
- списки участников ГИА, распределенных по аудиториям ППЭ (Приложение 2);
- акт об идентификации личности участника ГИА (Приложение 3);
- акт об удалении участника ГИА (Приложение 4);
- акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам (Приложение 5);
- акты общественного наблюдения за проведением ГИА в ППЭ (Приложение 6);
- листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, из расчета два листа на каждого участника ГИА по коми языку и коми литературе;
- инструкцию для участника ГВЭ, зачитываемую организатором в аудитории перед началом экзамена (для каждой аудитории);
- возвратные доставочные пакеты и сопроводительные бланки (Приложение 7) для наклеивания на пакеты (для каждой аудитории);
- Журнал учета участников ГИА, обратившихся к медицинскому работнику (Приложение 8).
7.15. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют:
- руководитель образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо;
- член ГЭК РК;
- руководитель и организаторы ППЭ;
- технический специалист по работе с программным обеспечением, оказывающий информационно-техническую помощь руководителю и организаторам ППЭ, члену ГЭК РК (при необходимости);
- ассистенты (при необходимости);
Примечание. Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА (в случае сдачи экзаменов на дому, в медицинской организации), штатный сотрудник образовательной организации, в которой он обучается, в том числе сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения (с обязательным внесением в РИС ГИА и распределением их в указанный ППЭ).
Ассистентом не может быть назначен специалист по коми языку и коми литературе, за исключением категорий слепых и глухих участников ГИА.
- сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции);
- медицинские работники.
Примечание. Вышеперечисленные лица не имеют право покидать ППЭ во время проведения ГИА по коми языку и коми литературе. Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11 не предусмотрена процедура повторного допуска лиц, привлекаемых к проведению ГИА, в случае их выхода из ППЭ в день проведения экзаменов. В целях предупреждения нарушений Порядка проведения ГИА-9 и Порядка проведения ГИА-11, а также возникновения коррупционных рисков в ППЭ во время проведения экзамена повторный допуск перечисленных лиц, покинувших ППЭ, запрещается.
7.16. В день проведения ГИА по коми языку и коми литературе в ППЭ также могут присутствовать:
- должностные лица Рособрнадзора и иные лица, определенные Рособрнадзором;
- должностные лица Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства РК;
- аккредитованные в установленном порядке, общественные наблюдатели;
- аккредитованные представители СМИ.
Примечание. Представители СМИ могут присутствовать в аудиториях для проведения ГИА по коми языку и коми литературе только до момента вскрытия участниками экзамена индивидуальных комплектов с ЭМ.
Представители СМИ и общественные наблюдатели не вправе нарушать ход проведения экзамена, оказывать содействие или отвлекать участников ГИА при выполнении ими экзаменационных работ. В случае нарушения установленных требований член ГЭК РК принимает решение об удалении общественных наблюдателей или представителей СМИ из ППЭ и составляет соответствующую служебную записку в ГЭК РК.
Общественные наблюдатели свободно перемещаются по ППЭ. При этом в одной аудитории может находиться не более одного общественного наблюдателя. Общественные наблюдатели имеют право осуществлять наблюдение за проведением ГИА по коми языку и коми литературе в специально организованном месте (стол, стул).
7.17. Допуск в ППЭ лиц, указанных в пункте 7.15 настоящего Порядка, осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих личность. Проверка указанных документов, установление соответствия личности представленным документам, осуществляется при входе в ППЭ.
7.18. Допуск в ППЭ лиц, указанных в п. 7.16 настоящего Порядка, а также сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников внутренних дел (полиции) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия.
7.19. Не ранее 09.00 по местному времени руководитель ППЭ должен дать указание начать организованный вход участников ГИА по коми языку и коми литературе.
Допуск участников экзаменов в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ. Проверка указанных документов, установление соответствия личности представленным документам, проверка наличия в списках распределения в данный ППЭ осуществляются при входе в ППЭ сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками органов внутренних дел (полиции) совместно с организаторами.
Примечание. Свидетельство о рождении не является документом, удостоверяющим личность. В случае отсутствия по объективным причинам у обучающегося документа, удостоверяющего личность, при наличии его в списках распределения в данный ППЭ, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим.
При отсутствии участника ГИА по коми языку и коми литературе в списках распределения в данный ППЭ, участник экзамена в ППЭ не допускается, член ГЭК РК фиксирует данный факт для дальнейшего принятия решения.
Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК РК составляет акт о недопуске указанного участника экзамена в ППЭ. Акт составляется в двух экземплярах в свободной форме и подписывается членом ГЭК РК, руководителем ППЭ и участником ГИА. Первый экземпляр член ГЭК РК оставляет себе для передачи председателю ГЭК РК-9/ГЭК РК-11, второй - отдает участнику ГИА. Повторно к участию в ГИА по коми языку и коми литературе в резервные сроки указанный участник ГИА может быть допущен только по решению ГЭК РК-9/ГЭК РК-11.
7.20. Организаторы вне аудитории (работники по обеспечению охраны образовательных организаций) указывают участникам ГИА по коми языку и коми литературе на необходимость оставить личные вещи в специально выделенном в ППЭ месте до входа в ППЭ.
7.21. Член ГЭК РК присутствует при организации входа участников ГИА в ППЭ и осуществляет контроль за соблюдением требований Порядка, в том числе осуществляет контроль за организацией сдачи личных вещей участников ГИА, работников ППЭ, включая средства связи, в специально выделенных местах до входа в ППЭ.
7.22. На входе в ППЭ организаторы вне аудитории с использованием стационарных и (или) переносных металлоискателей проверяют наличие у участников ГИА запрещенных средств.
Примечание. По медицинским показаниям (при предоставлении подтверждающего документа) участник ГИА может быть освобожден от проверки с использованием металлоискателя.
При появлении сигнала металлоискателя участникам ГИА предлагается показать предмет, вызывающий сигнал. В случае если этим предметом является запрещенное средство, в том числе средство связи, организатор предлагает участнику ГИА сдать данное средство сопровождающему*.
В случае отказа участника ГИА сдать запрещенное средство, вызывающее сигнал металлоискателя, повторно разъясняют ему, что в соответствии с Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11 в день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. В случае отказа от сдачи запрещенного средства участник ГИА в ППЭ не допускается.
Примечание. В случае недопуска участника ГИА в ППЭ, отказавшегося от сдачи запрещенного средства, составляется акт в двух экземплярах в свободной форме.
Указанный акт подписывается членом ГЭК РК, руководителем ППЭ и участником ГИА, отказавшимся от сдачи запрещенного средства. Первый экземпляр остается у члена ГЭК РК для передачи председателю ГЭК РК-9/ГЭК РК-11, второй - передается участнику ГИА. Повторно к участию в ГИА по коми языку и коми литературе в резервные сроки указанный участник ГИА может быть допущен только по решению ГЭК РК-9/ГЭК РК-11.
7.23. После проверки участники ГИА допускаются в ППЭ.
Автоматизированная рассадка участников ГИА по коми языку и коми литературе не производится, поэтому до начала экзамена руководитель ППЭ в произвольном порядке организует распределение участников ГИА и организаторов ППЭ по аудиториям.
Списки распределения обучающихся по аудиториям передаются организаторам, а также вывешиваются на информационном стенде при входе в ППЭ и у каждой аудитории, в которой будет проходить экзамен.
Примечание. Участники экзаменов по коми языку (как родному) и коми языку (как неродному) должны быть распределены ответственным организатором в разные аудитории проведения экзаменов.
Участники экзамена по коми языку (как родному) распределяются ответственным организатором по аудиториям проведения в зависимости от выбранной формы проведения экзамена: изложение с творческим заданием или сочинение.
7.24. Организаторы распределяются по аудиториям исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов.
Во время проведения экзамена организаторы вне аудитории находятся на этажах ППЭ, помогают обучающимся ориентироваться в помещениях ППЭ, сообщают участникам ГИА номера аудиторий и сопровождают их к аудиториям, а также осуществляют контроль за перемещением лиц, не задействованных в проведении экзамена.
7.25. ЭМ для проведения ГИА по коми языку и коми литературе доставляются в ППЭ в день проведения экзамена. Если по объективным причинам доставка ЭМ в день проведения экзаменов невозможна, ЭМ доставляются в ППЭ в более ранние сроки, определяемые Министерством РК.
7.26. Не позднее 09.45 по местному времени ответственный организатор получает в помещении для руководителя ППЭ доставочный(-ые) спецпакет(-ы) с ЭМ по акту приемки-передачи ЭМ, а также комплекты возвратных доставочных пакетов для упаковки листов (бланков) для записи ответов после проведения экзамена.
Примечание. При организации ППЭ на дому, в медицинской организации ответственный организатор в аудитории получает доставочный пакет с ЭМ у руководителя ППЭ не позднее чем за 15 минут до экзамена.
7.27. ГИА по коми языку и коми литературе начинается в 10.00 по местному времени.
До начала экзамена ответственный организатор в аудитории должен:
- помочь участнику ГИА занять отведенное ему место, при этом следить, чтобы участники экзамена не менялись местами;
- напомнить участникам ГИА о ведении видеонаблюдения (при наличии) и о запрете иметь при себе во время проведения экзамена в ППЭ средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
- предложить участникам ГИА проверить, что черная гелевая ручка участника экзамена пишет неразрывной черной линией (при необходимости заменить ручку);
- провести инструктаж участников ГИА, который состоит из двух частей:
- Первая часть инструктажа проводится с 9.50 по местному времени и включает в себя информирование участников экзамена о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности выполнения экзаменационной работы по коми языку (как родному/как неродному) или коми литературе, порядке подачи апелляций о нарушении установленного Порядка проведения ГИА-9 и Порядка проведения ГИА-11 и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, о времени и месте ознакомления с результатами экзамена, а также о том, что записи на ЭМ и черновиках не обрабатываются и не проверяются.
По окончании проведения первой части инструктажа организатор демонстрирует участникам экзамена целостность упаковки доставочного(-ых) спецпакета(-ов) с ЭМ.
- Вторая часть инструктажа начинается не ранее 10.00 по местному времени.
Организаторы выдают обучающимся ЭМ, а также листы бумаги для черновиков. ЭМ для проведения ГИА по коми языку и коми литературе включают в себя:
- бланки регистрации (Приложение 9);
- бланки ответов (Приложение 10);
- тексты, темы, задания.
Примечание. При проведении ГИА по коми языку (как родному) в форме изложения с творческим заданием текст изложения участникам ГИА не выдаётся, за исключением случаев, изложенных в пункте 7.28 настоящего Порядка, творческое задание записывается на доске/информационном стенде или распечатывается для каждого участника экзамена.
В случае обнаружения брака или некомплектности ЭМ организаторы выдают участнику экзамена новый комплект ЭМ.
По указанию организаторов обучающиеся заполняют регистрационные поля экзаменационной работы. Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися регистрационных полей экзаменационной работы. В случае обнаружения ошибочного заполнения регистрационных полей организаторы дают указание участнику ГИА внести соответствующие исправления.
По завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми участниками экзамена организаторы зачитывают инструкцию по выполнению заданий (содержится в ЭМ), объявляют начало экзамена и время его окончания, фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники экзамена приступают к выполнению экзаменационной работы.
В случае нехватки места в бланке ответов по просьбе участника экзамена организаторы выдают ему дополнительный бланк ответов (Приложение 11). При этом номер дополнительного бланка ответов организатор указывает в предыдущем бланке ответов. По мере необходимости участникам экзамена выдаются дополнительные листы бумаги для черновиков.
Примечание. Информация для заполнения полей верхней части бланка ответов ("Код региона", "Код предмета", "Название предмета", "Номер варианта" и "Код работы") должна полностью соответствовать информации бланка регистрации. В поле "Лист N" при выдаче дополнительного бланка ответов организатор вносит порядковый номер листа работы участника ГИА (при этом листом N 1 является основной бланк ответов, который участник ГИА получил в составе ЭМ). Поле "Резерв-4" не заполняется.
Код предмета:
- по коми языку (как родному/как неродному) - 71;
- по коми литературе - 72.
7.28. Особенности проведения ГИА по коми языку (родному) в форме изложения с творческим заданием.
Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту и творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики.
Предложенный для изложения текст записан на аудионоситель (CD-диск), воспроизводится в аудитории проведения организатором или техническим специалистом дважды с перерывом в 3-4 минуты. В это время участники экзамена могут работать с черновиками.
Примечание. Текст изложения, переданный в ППЭ на бумажном носителе, может быть зачитан организатором в аудитории проведения экзамена дважды, с соблюдением интервала между прочтениями.
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения.
Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных участников экзамена.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена).
Примечание. Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов текст изложения зачитывается организатором трижды. Интервал между прочтениями текста изложения составляет 2,5-3 минуты.
Для глухих и позднооглохших обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, с тяжелыми нарушениями речи) текст изложения зачитывается организатором в аудитории дважды. После второго чтения текста участникам предоставляется текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор забирает текст изложения, и участники приступают к написанию изложения, используя подготовленные ими материалы.
Примерный объем текста для изложения - 200-280 слов.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
- изложение - от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
- творческое задание (сочинение) - от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
В аудитории участникам экзамена предоставляются орфографические словари, которыми участники пользуются при выполнении всех частей работы.
7.29. Особенности проведения ГИА по коми языку (родному) в форме сочинения.
Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции по выполнению заданий для участников экзамена.
Темы сочинений должны быть записаны организатором на доске в аудитории проведения (или распечатаны для каждого участника экзамена). Участникам экзамена предстоит выбрать одну из предложенных тем сочинений.
Комплект тем сочинений предполагает написание сочинения на свободную тему по философской или этико-нравственной проблематике. Тематика отражает разные аспекты и проблемы человеческого существования. Темы сочинений могут быть сформулированы в форме проблемного вопроса, проблемного утверждения, цитаты. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем участники экзамена могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).
Устанавливается минимально необходимый объем сочинения - 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).
При выполнении экзаменационной работы участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
7.30. Особенности проведения ГИА по коми языку (неродному).
Экзаменационная работа включает 24 задания с кратким ответом и 1 задание открытого типа с развернутым ответом, содержит три раздела:
- раздел 1 ("Задания по чтению") содержит 9 заданий, из которых 1 задание - на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, и 8 заданий с выбором и записью одного правильного ответа из трех предложенных;
- раздел 2 ("Задания по грамматике и лексике") содержит 15 заданий, которые предполагают заполнение пропуска в связном тексте;
- раздел 3 ("Задание по письму") содержит 1 задание, требующее развернутого ответа.
В разделе "Задания по чтению" проверяется сформированность умения читать текст с пониманием основного содержания и умения находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию. В разделе "Задания по грамматике и лексике" проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте на основе предложенных текстов. В разделе "Задание по письму" проверяются умения написания личного письма.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
7.31. Особенности проведения ГИА-9 по коми литературе.
Экзаменационная работа по коми литературе состоит из двух частей:
- часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, к которому относятся два альтернативных задания (N 1 и N 2) и одно обязательное (N 3);
- часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню), к которому относятся два альтернативных задания (N 4 и N 5) и одно обязательное (N 6).
Все задания экзаменационной работы направлены на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста участником ГИА, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.
Участник должен выполнить 4 задания (по два из каждой части).
Выполнение заданий 1 или 2, 4 или 5 требует ответа в примерном объеме 3-5 предложений с опорой на текст.
Выполнение заданий 3 и 6 предполагает не только размышление над предложенными текстами, но и сопоставление их с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем ответа - 5-8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 3 и 6, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 3 и 6 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций.
Указание на объем ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
7.32. Особенности проведения ГИА-11 по коми литературе.
Экзаменационные материалы по коми литературе представляют собой комплект заданий разных типов, требующих написания краткого или развернутого ответа, состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий.
В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение участников ГИА определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Общая структура частей 1 и 2 работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание участниками экзамена конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Последнее задание в частях 1 и 2 работы предполагает выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, или небольшого по объему эпического или лироэпического произведения, состоит из 9 заданий:
- 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слова, или словосочетания;
- 2 заданий (8, 9), требующих написания связного текста в объеме 5-10 предложений.
Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:
- 5 заданий с кратким ответом (10-14), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
- 2 заданий (15, 16), требующих написания связного текста в объеме 5-10 предложений.
Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины.
Указание на объем развернутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
7.33. Во время экзамена участники ГИА соблюдают Порядок проведения ГИА-9, Порядок проведения ГИА-11 и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают порядок проведения ГИА в аудитории и контроль его осуществления.
7.34. Во время экзамена на рабочем столе участника ГИА по коми языку и коми литературе, помимо ЭМ, находятся:
- гелевая ручка с чернилами черного цвета;
- документ, удостоверяющий личность;
- лекарства и питание (при необходимости);
- специальные технические средства (для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов);
- листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на базе которой расположен ППЭ.
7.35. Во время экзамена участники ГИА не общаются друг с другом, свободно не перемещаются по аудитории и ППЭ. Выход из аудитории и перемещение по ППЭ возможны только в сопровождении одного из организаторов вне аудитории. При выходе из аудитории участники экзамена оставляют ЭМ, черновики, документ, удостоверяющий личность, и письменные принадлежности на рабочем столе.
Примечание. При выходе участника ГИА из аудитории организатор должен в присутствии участника ГИА проверить комплектность оставленных им на рабочем столе ЭМ, наличие черновиков, документа, удостоверяющего личность, и письменных принадлежностей.
7.36. В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается:
а) участникам ГИА - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
б) организаторам, ассистентам, медицинским работникам, техническим специалистам - иметь при себе средства связи;
в) лицам, перечисленным в пунктах 7.15 и 7.16 настоящего Порядка, - оказывать содействие участникам ГИА, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
г) участникам ГИА, организаторам, ассистентам, техническим специалистам - выносить из аудиторий и ППЭ ЭМ на бумажном или электронном носителях, фотографировать ЭМ.
Примечание. Руководителю образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, руководителю ППЭ, членам ГЭК РК, сотрудникам, осуществляющим охрану правопорядка, и (или) сотрудникам органов внутренних дел (полиции), аккредитованным представителям СМИ и общественным наблюдателям, должностным лицам Рособрнадзора, иным лицам, определенным Рособрнадзором, должностным лицам Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства РК разрешается использование средств связи только в связи со служебной необходимостью в помещении для руководителя ППЭ.
7.37. Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Акт об удалении с экзамена составляется в помещении для руководителя ППЭ в присутствии члена ГЭК РК, руководителя ППЭ, организатора, общественного наблюдателя (при наличии). Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают члена ГЭК РК, который составляет акт об удалении участника ГИА с экзамена и удаляет лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ.
Организатор в аудитории вносит соответствующую отметку в поле "Удален с экзамена в связи с нарушением порядка" бланка регистрации участника экзамена.
7.38. Если участник экзамена по состоянию здоровья не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он имеет право досрочно покинуть аудиторию и в сопровождении организатора вне аудитории пройти в медицинский кабинет. В случае подтверждения медицинским работником ухудшения состояния здоровья участника ГИА и при согласии участника ГИА досрочно завершить экзамен составляется акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам, который подписывают член ГЭК РК, руководитель ППЭ, ответственный организатор в аудитории и медицинский работник.
Организатор в аудитории вносит соответствующую отметку в поле "Не закончил экзамен по уважительной причине" бланка регистрации участника экзамена. Медицинский работник в случае досрочного завершения экзамена вносит отметку "Х" в соответствующем поле Журнала учета участников ГИА, обратившихся к медицинскому работнику.
Акты об удалении с экзамена и акты о досрочном завершении экзамена по объективным причинам составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр акта выдается лицу, нарушившему Порядок проведения ГИА-9, Порядок проведения ГИА-11 или лицу, досрочно завершившему экзамен по объективным причинам. Второй экземпляр акта с дополнительными материалами (при удалении - информация об удалении, при досрочном завершении - Журнал участников ГИА, обратившихся к медицинскому работнику во время проведения экзамена) в тот же день направляется в ГЭК РК-9/ГЭК РК-11, а также в ГАУ РК "РИЦОКО" для учета при обработке экзаменационных работ.
7.39. За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы сообщают обучающимся о скором завершении экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из черновиков и ЭМ в экзаменационную работу.
Примечание. Участники экзамена, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, сдают ее организаторам и покидают ППЭ, не дожидаясь завершения окончания экзамена.
По истечении времени выполнения экзаменационной работы ответственный организатор объявляет окончание экзамена и просит участников ГИА сложить все ЭМ на край рабочего стола.
Организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников ГИА бланки регистрации, бланки ответов (в том числе дополнительные бланки ответов), черновики, использованные тексты, темы, задания, фиксируя на пакетах количество сданных участниками ГИА черновиков, бланков, дополнительных бланков, ставят свою подпись.
Примечание. Если бланки ответов и дополнительные бланки ответов содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), то организаторы погашают их следующим образом: "Z".
Организаторы вне аудитории контролируют выход участников ГИА из ППЭ.
7.40. По итогам сбора ответственным организатором формируются четыре стопки материалов:
- бланки регистрации и бланки ответов (в том числе дополнительные бланки ответов);
- черновики;
- использованные тексты, темы, задания, аудионосители с текстом изложения (CD-диски) при проведении ГИА по коми языку (как родному);
- неиспользованные ЭМ.
Примечание. При этом запрещается: вкладывать вместе с бланками ГИА какие-либо другие материалы; скреплять бланки (скрепками, степлерами и т.п.); менять ориентацию бланков в возвратных доставочных пакетах (верх - низ, лицевая - оборотная сторона).
Собранные ЭМ организаторы упаковывают в пакеты (отдельные для каждого вида материала). На каждом пакете организаторы отмечают наименование, адрес и номер ППЭ, номер аудитории, код предмета, наименование учебного предмета, по которому проводился экзамен, и количество материалов в конверте, фамилию, имя, отчество организаторов.
Все экзаменационные и иные материалы (в том числе акты общественного наблюдения за проведением ГИА в ППЭ, Журнал учета участников ГИА, обратившихся к медицинскому работнику) по акту приемки-передачи ЭМ в тот же день доставляются членом ГЭК РК из ППЭ в ГАУ РК "РИКОЦО", за исключением ППЭ, в которых, по решению ГЭК РК-9/ГЭК РК-11, проводится сканирование ЭМ. В таких ППЭ сразу по завершении экзамена техническим специалистом производится сканирование ЭМ в присутствии члена ГЭК РК, руководителя ППЭ и общественных наблюдателей (при наличии) в помещении руководителя ППЭ. Отсканированные изображения ЭМ передаются в ГАУ РК "РИЦОКО". Бумажные ЭМ после направления отсканированных изображений ЭМ хранятся в ППЭ, затем направляются на хранение в ГАУ РК "РИЦОКО".
Примечание. Использованные черновики передаются в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и уничтожаются по истечении месяца после проведения экзамена путем механического измельчения.
Неиспользованные ЭМ, использованные ЭМ, тексты, темы, задания для проведения ГИА по коми языку и коми литературе хранятся в ГАУ РК "РИЦОКО" до 01 марта года, следующего за годом проведения экзаменов, и по истечении указанного срока подлежат уничтожению.
8. Проверка экзаменационных работ участников ГИА по коми языку и коми литературе, их оценивание
8.1. Экзаменационные работы участников ГИА по коми языку и коми литературе проверяются и оцениваются экспертами РПК. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной шкале оценивания.
8.2. Рекомендуемая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания по коми языку и коми литературе при проведении ГВЭ по образовательным программам основного общего образования:
Учебный предмет |
Отметка по пятибалльной шкале |
|||
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
|
Первичный балл | ||||
Коми язык (как родной) |
0-4 |
5-10 |
11-14 |
15-17 |
Коми язык (как неродной) |
0-10 |
11-18 |
19-29 |
30-40 |
Коми литература |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
15-16 |
8.3. Рекомендуемая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания по коми литературе при проведении ГВЭ по образовательным программам среднего общего образования:
Учебный предмет |
Отметка по пятибалльной шкале |
|||
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
|
Первичный балл | ||||
Коми литература |
0-6 |
7-15 |
16-22 |
23-28 |
8.4. Проверка экзаменационных работ осуществляется в течение четырех рабочих дней с момента проведения экзамена.
8.5. Записи на листах бумаги для черновиков и текстах, темах, заданиях не обрабатываются и не проверяются.
8.6. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки РПК, которые после заполнения передаются в ГАУ РК "РИЦОКО" для дальнейшей обработки.
8.7. Окончательная итоговая отметка определяется, исходя из следующих положений:
- если отметки, выставленные двумя экспертами, совпали, то эта отметка является окончательной;
- если установлено несущественное расхождение (не более одного, например 3 и 4) в отметках, выставленных двумя экспертами, то окончательная отметка определяется как среднее арифметическое отметок двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в отметках (два и более), выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по коми языку и коми литературе. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
8.8. Утверждение результатов ГИА по коми языку и коми литературе осуществляется в течение одного рабочего дня с момента получения результатов проверки экзаменационных работ.
8.9. После утверждения результатов ГИА по коми языку и коми литературе в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для ознакомления обучающихся с утвержденными ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 результатами ГИА. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА.
9. Прием и рассмотрение апелляций участников ГИА по коми языку и коми литературе
9.1. Апелляции участников ГИА о нарушении установленного порядка проведения ГИА по коми языку и коми литературе и (или) о несогласии с выставленными баллами (далее вместе - апелляция) направляется в конфликтную комиссию в письменной форме.
9.2. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении ГИА по коми языку и коми литературе, либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА, подавшего апелляцию.
9.3. Участник ГИА и (или) их родители (законные представители) вправе присутствовать при рассмотрении апелляции.
Примечание. Конфликтная комиссия не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции информирует участников ГИА, подавших апелляции, о времени и месте их рассмотрения.
9.4. При рассмотрении апелляции также могут присутствовать:
- члены ГЭК РК (по решению председателя ГЭК РК-9/ГЭК РК-11);
- аккредитованные общественные наблюдатели;
- должностные лица Рособрнадзора, иные лица, определенные Рособрнадзором, а также должностные лица Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства РК.
9.5. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена участник ГИА подает в конфликтную комиссию в день проведения экзамена, не покидая ППЭ. Апелляция о нарушении настоящего Порядка и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом ГЭК РК в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию, путем проверки изложенных в апелляции и заключении о результатах проверки сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции.
В случае если конфликтной комиссией была удовлетворена апелляция участника ГИА о нарушении установленного порядка проведения ГИА, ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 принимает решение об аннулировании результатов экзамена, а также о допуске участника ГИА к сдаче экзамена по коми языку и коми литературе в иной день, предусмотренный расписанием ГИА по коми языку и коми литературе.
9.6. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА по коми языку и коми литературе.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.
Участнику ГИА, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.
В случае если конфликтной комиссией удовлетворена апелляция участника ГИА о несогласии с выставленными баллами, ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 принимает решение об изменении результата экзамена согласно протоколу конфликтной комиссии, при этом количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, та и в сторону уменьшения количества баллов.
9.7. После принятия конфликтной комиссией соответствующего решения и утверждения его председателем ГЭК РК-9/ГЭК РК-11 результаты ГИА передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для ознакомления участников ГИА с полученными ими результатами.
10. Ответственность лиц, привлекаемых к работе по подготовке и проведению ГИА в ППЭ, и лиц, сдававших ГИА
Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ, а в период проведения ГИА также лица, сдававшие ГИА, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение Порядка проведения ГИА-9, Порядка проведения ГИА-11 и за разглашение содержащихся в ЭМ сведений.
-----------------------------
* Важно: организаторы вне аудитории не прикасаются к участникам экзамена и его вещам, а просят добровольно показать предмет, вызывающий сигнал.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Журнал
учета участников ГИА, обратившихся к медицинскому работнику во время проведения экзамена
N |
Обращение |
Фамилия, имя, отчество участника ГИА |
Номер аудитории |
Причина обращения |
Принятые меры (в соответствующем поле поставить "Х") |
Подпись участника ГИА |
Подпись медицинского работника |
||
дата |
время |
Оказана медицинская помощь, участник ГИА отказался от составления акта о досрочном завершении экзамена |
Оказана медицинская помощь, и составлен акт о досрочном завершении экзамена |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 1 марта 2019 г. N 82-П "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по учебным предметам "Коми язык" и "Коми литература" обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования на территории Республики Коми"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован не был