Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Постановлением администрации
муниципального района "Прилузский"
от 21.05.2019 года N 440
(приложение)
Стандарты
осуществления муниципального финансового контроля в муниципальном образовании муниципальном районе "Прилузский"
1. Общие положения
1.1. Стандарты осуществления муниципального финансового контроля в муниципальном образовании муниципальном районе "Прилузский" (далее - Стандарты) разработаны в целях определения правил, требований и процедур планирования контрольной деятельности, проведения контрольных мероприятий, рассмотрения результатов, а также формирования отчетов о результатах контрольной деятельности.
1.2. Применение стандартов по осуществлению муниципального финансового контроля в муниципальном образовании муниципальном районе "Прилузский" призвано обеспечить соблюдение следующих общих принципов:
этических принципов - честность, независимость, объективность, предотвращение конфликта интересов, ответственность, компетентность, конфиденциальность, профессиональное развитие;
принципов осуществления контрольной деятельности - законность, результативность, эффективность, управление рисками, информатизация, единство методологии, взаимодействие, информационная открытость.
1.3. Применение стандартов по осуществлению муниципального финансового контроля в муниципальном образовании муниципальном районе "Прилузский" должно быть направлено на:
обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
обеспечение правомерного, результативного и эффективного использования средств бюджета муниципального образования муниципального района "Прилузский" (далее - местный бюджет) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
осуществление контроля над полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчётности об исполнении муниципальных заданий;
совершенствование осуществления муниципального финансового контроля, направленное на уменьшение вероятности нарушений и недостатков при формировании и использовании средств бюджета муниципального образования "Прилузский" (далее - местный бюджет), предотвращение ущерба;
приведение системы муниципального финансового контроля в соответствие с требованиями и условиями контрольной деятельности по бюджетному законодательству Российской Федерации.
2. Термины и определения
2.1. В целях настоящих Стандартов применяются следующие понятия:
- контрольная деятельность - деятельность по осуществлению муниципального финансового контроля;
- последующий контроль - осуществление контрольных действий после завершения подлежащих проверке бюджетных и других операций (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций, а также документов, формируемых в процессе осуществления указанных операций и действий, после завершения их формирования;
- контрольное мероприятие - плановая либо внеплановая проверка, плановая или внеплановая ревизия либо обследование, проводимое в ходе осуществления контрольной деятельности;
- риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления муниципального финансового контроля, при котором в предусмотренных законодательством случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности субъекта контроля и (или) к определенной категории риска;
- планирование контрольной деятельности на основе риск-ориентированного подхода - процесс отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска причинения субъектами ущерба в целях включения в план на соответствующий финансовый год;
- субъекты контрольной деятельности или субъект контроля - муниципальные учреждения и организации, другие юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, в отношении которых осуществляется контрольная деятельность;
- нарушение - установленный факт несоответствия деятельности субъекта контроля и (или) отчетности требованиям по осуществлению деятельности бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения;
- недостаток - установленный факт в деятельности субъекта контроля, способный оказать негативное влияние на деятельность субъекта контроля, в том числе на ее эффективность, не являющийся нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов, а также иных документов, регламентирующих деятельность субъекта контроля;
- неправомерное использование бюджетных средств - сумма денежных средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих расходные обязательства субъекта контроля, договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, либо сумма оплаты субъектом контроля неисполненных обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, контрактом (договором, соглашением), заключенным в целях исполнения муниципальных контрактов или договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета;
- рабочая документация (документы, материалы и другие сведения) - документы и иные материалы, сведения, содержащие зафиксированную на бумажном или электронном носителе информацию, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением контрольного мероприятия;
- результаты контрольного мероприятия - сведения, содержащиеся в документах (акт, заключение), оформляемые по итогам контрольного мероприятия;
- уполномоченное должностное лицо проверочной группы - должностное лицо, осуществляющий муниципальный финансовый контроль;
- ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц субъекта контроля;
- проверка - единичное контрольное и (или) аудиторское действие, проводимое в одной или нескольких из нижеперечисленных целей:
а) установление соответствия деятельности субъектов контроля требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и иных документов;
б) подтверждение достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе ведение бюджетного учета по методологии и стандартам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений по повышению эффективности (экономности и результативности) использования средств местного бюджета.
- тематическая проверка - единичное контрольное действие, при котором проверяются отдельные направления деятельности и (или) отдельные вопросы деятельности одного или нескольких субъектов контроля;
- комплексная проверка - проверка всех бюджетных и финансовых процессов и операций финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля за весь проверяемый период;
- выборочная проверка - проверка части процессов и операций деятельности субъекта контроля в выбранном интервале проверяемого периода и (или) отдельных процессов и операций внутреннего контроля в выбранном интервале проверяемого периода;
- выездная проверка - проверка, проводимая по месту фактического нахождения субъекта контроля;
- камеральная проверка - проверка, проводимая на основании представленных по запросу документов, материалов и информации (в том числе посредством предоставления удаленного доступа к информационным базам данных и иным информационным ресурсам субъекта контроля);
- обследование - осуществляется анализ и оценка состояния финансово-бюджетной, экономической, финансово-хозяйственной сфер деятельности субъекта контроля, по результатам которого оформляется заключение;
- встречная проверка - понимается проверка, проводимая в рамках выездных или камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью субъекта контроля;
- плановая проверка - проверка, осуществляемая в соответствии с годовым планом;
- внеплановая проверка - проверка, осуществляемая в соответствии с решением (поручением) руководителя администрации муниципального района "Прилузский", а также на иных основаниях, не включенная в годовой план.
3. Стандарт N 1
"Организация муниципального финансового контроля в сфере финансово-бюджетных правоотношений"
3.1. Общие положения
3.1.1. Стандарт N 1 "Организация муниципального финансового контроля в сфере финансово-бюджетных правоотношений" осуществляется уполномоченными должностными лицами сектора финансового контроля управления финансов администрации муниципального района "Прилузский" (далее - Орган контроля).
Задачами Стандарта N 1 "Организация муниципального финансового контроля в сфере финансово-бюджетных правоотношений" (далее - Стандарт N 1) являются:
организация контроля над целевым использованием бюджетным средств;
оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств.
3.1.2. Настоящий Стандарт N 1 устанавливает:
планирование контрольной деятельности;
проведение контрольных мероприятий;
оформление результатов контрольных мероприятий;
требования к рассмотрению результатов;
контроль выполнения принятых управленческих решений после рассмотрения результатов контрольных мероприятий;
составление отчетности об осуществлении муниципального финансового контроля в сфере финансово-бюджетных правоотношений.
Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения плановых, внеплановых проверок (ревизий) и обследований (далее - контрольные мероприятия).
3.1.3. В рамках настоящего Стандарта N 1 при осуществлении контрольной деятельности применяются следующие способы проведения проверки (ревизии):
сплошная проверка;
выборочная проверка.
3.1.4. В рамках настоящего Стандарта N 1 при осуществлении контрольной деятельности применяются следующие виды проверки (ревизии):
выездная проверка;
камеральная проверка;
встречная проверка;
обследование.
3.1.5. В рамках настоящего Стандарта N 1 при осуществлении контрольной деятельности применяются следующие методы проведения проверки (ревизии):
комплексная проверка;
тематическая проверка.
3.1.6. Муниципальный финансовый контроль в сфере финансово-бюджетных правоотношений является последующим контролем.
3.2. Планирование контрольной деятельности
3.2.1. Планирование контрольной деятельности на очередной календарный год представляет собой процесс составления и утверждения годового плана муниципального финансового контроля в сфере финансово-бюджетных правоотношений (далее по тексту - План).
План включает перечень всех контрольных мероприятий, запланированных в финансовом году.
В Плане для каждого запланированного контрольного мероприятия устанавливается:
субъект контроля;
тема контрольного мероприятия;
проверяемый период;
срок проведения контрольного мероприятия.
План на следующий финансовый год утверждается не позднее 25 декабря текущего года.
3.2.2. Отбор контрольных мероприятий для Плана на финансовый год осуществляется исходя из следующих критериев:
а) существенность и значимость контрольных мероприятий и (или) направление объёмов бюджетных расходов; финансовый масштаб деятельности субъекта контроля (в том числе объём доведенных лимитов бюджетных обязательств, объём полученного финансового обеспечения);
б) период, прошедший с момента проведения идентичного контрольного мероприятия (в случае, если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наибольший вес среди критериев отбора);
в) уязвимость финансово-хозяйственных операций, определяемых по финансовому состоянию субъектов контроля, на основании данных предыдущих контрольных мероприятий;
г) наличие информации о признаках нарушений в финансово-бюджетной сфере в отношении субъекта контроля;
д) иные факторы (проведение реорганизации, ликвидации, состояние кадрового потенциала субъекта контроля и другие).
Составление Плана контрольной деятельности на финансовый год осуществляется с соблюдением следующих условий:
а) обеспечение равномерной нагрузки на уполномоченных должностных лиц;
б) необходимость выделения резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий (не менее двух контрольных мероприятий) с учётом изменений законодательства Российской Федерации в части регулирования внутреннего муниципального финансового контроля.
3.2.3. Корректировка Плана может осуществляться в виде:
изменения наименования контрольного мероприятия;
изменения перечня субъектов контрольного мероприятия;
изменения сроков проведения контрольного мероприятия;
исключения контрольных мероприятий из Плана;
включения дополнительных внеплановых контрольных мероприятий в План.
В случае необходимости внесения изменений в План в первую очередь корректируются мероприятия, объектами которых являются субъекты контроля с наименьшими значениями суммарного риска.
Изменение Плана производится на основе принципа минимизации его корректировки.
3.2.4. Корректировка данных Плана производится один раз в полугодие.
3.2.5. Планирование контрольной деятельности осуществляется на основе риск-ориентированного подхода в целях предотвращения причинения ущерба местному бюджету либо установлении нарушений, недостатков при исполнительной деятельности субъектов контроля и своевременном устранении таких нарушений, недостатков в зонах наибольшего риска.
В целях минимизации указанных рисков необходима их идентификация и принятие управленческих решений, направленных на их предупреждение и снижение.
В Приложении N 1 к Стандартам представлен перечень рисков планирования контрольной деятельности и классификация рисков совершения нарушений субъектами контроля.
При отсутствии каких-либо первичных данных о субъекте контроля рекомендуется установить вероятность реализации риска равной средней.
В случае наличия у субъекта контроля надлежащей функционирующей системы внутреннего контроля, не уступающей по своим качествам внешнему контролю, существует обоснованная возможность снизить вероятность реализации соответствующих рисков.
3.2.6. Утвержденный План подлежит размещению на официальном сайте администрации муниципального района "Прилузский" в течение календарного месяца со дня его утверждения.
3.2.7. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного субъекта контрольной деятельности и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год.
3.2.8. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся:
а) по поручению руководителя администрации муниципального района "Прилузский";
б) по обращениям или информации, полученных от правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан о наличии фактов нарушений в сфере финансово-бюджетных правоотношений, в том числе на основании поступившей информации о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и принятых в соответствии с ним нормативных правовых (правовых) актов;
в) в случае истечения срока исполнения ранее выданных представлений или предписаний.
3.2.9. Подготовка к проведению контрольного мероприятия организуется уполномоченным должностным лицом, на которого возлагается проведение контрольного мероприятия, согласно Плану.
3.2.10. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия:
определяется объём проверки исходя из перечня и характера процедур муниципального финансового контроля, необходимых для достижения цели проверки (ревизии);
осуществляется подготовка программы контрольного мероприятия;
осуществляется подготовка проекта приказа о назначении контрольного мероприятия и других необходимых документов;
в случае необходимости, осуществляется формирование запроса о предоставлении субъектом контроля рабочих и электронных документов, их копий, доступ к соответствующим информационным базам данных, информационным ресурсам.
3.2.11. При подготовке к проведению контрольного мероприятия уполномоченное должностное лицо должно изучить:
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Коми и муниципального образования муниципального района "Прилузский", нормативные правовые и правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, иные документы по соответствующим направлениям деятельности субъекта контрольной деятельности (по вопросам программы контрольного мероприятия);
отчетные и другие данные характеризующие деятельность субъекта контроля;
результаты предыдущих контрольных мероприятий субъекта контроля.
3.3. Проведение контрольного мероприятия
3.3.1. Контрольное мероприятие назначается, продлевается, приостанавливается и возобновляется приказом, в котором указываются:
а) наименование субъекта контроля;
б) проверяемый период;
в) основание проведения контрольного мероприятия;
г) тема контрольного мероприятия;
д) фамилии, имена, отчества уполномоченных должностных лиц проверочной группы либо уполномоченное должностное лицо;
е) срок проведения контрольного мероприятия;
ж) перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Такой перечень составляется в виде приложения к приказу и называется программой контрольного мероприятия.
3.3.2. Программа контрольного мероприятия должна содержать:
тему контрольного мероприятия;
наименование субъекта контроля;
перечень основных вопросов, по которым уполномоченные должностные лица проводят контрольные мероприятия.
При необходимости программа может быть изменена до начала или в ходе проведения контрольного мероприятия.
3.3.3. Проверка (ревизия) по вопросам программы контрольного мероприятия осуществляется по документам, сформированным субъектом контроля на бумажных носителях, в форме электронных документов и (или) по сведениям, не имеющим статуса документа. При этом электронные документы должны содержать все необходимые реквизиты, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иными документами, и должны быть подписаны электронной подписью соответствующих должностных лиц.
3.3.4. В ходе контрольного мероприятия в отношении соответствующих направлений деятельности субъекта контроля (вопросов программы) осуществляется:
установление соответствия деятельности субъекта контроля требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих деятельность субъекта контроля;
оценка системы внутреннего контроля;
проверка законности выполнения операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий субъектом контроля, в том числе внутренних бюджетных процедур;
оценка эффективности использования средств местного бюджета;
проверка ведения учетной политики, принятой субъектом проверки, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
оценка применения субъектом контроля автоматизированных информационных систем при осуществлении операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий субъектом контроля, в том числе внутренних бюджетных процедур;
проверка вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
проверка наделения пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих выполнение функций и осуществление полномочий, в том числе бюджетных полномочий, субъектом проверки;
проверка формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
проверка формирования бюджетной и иной отчетности.
3.3.5. Срок проведения контрольного мероприятия, состав уполномоченных должностных лиц проверочной группы устанавливается исходя из темы контрольного мероприятия, объёма предстоящих контрольных действий, деятельности субъекта контроля.
Изменение состава уполномоченных должностных лиц проверочной группы, а также замена должностного лица оформляется приказом.
Состав проверочной группы может быть изменен по следующим причинам: нахождение должностного лица в служебной командировке, прекращение трудовых отношений, отвлечение должностного лица на внеплановые контрольные мероприятия или при других обстоятельствах, делающих невозможным дальнейшее проведение им контрольного мероприятия.
При организации и осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля для оценки соответствия осуществляемых субъектами контроля деятельности обязательным требованиям, установленными муниципальными правовыми актами, могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
3.3.6. В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уполномоченные должностные лица проверочной группы обязаны не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения контрольного мероприятия уведомить субъект контроля о начале её проведения посредством направления документов по адресу электронной почты или иным доступным способом.
3.3.7. На основании приказа о назначении контрольного мероприятия оформляется удостоверение на право проведения контрольного мероприятия.
3.3.8. Контрольное мероприятие проводится путем:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с выполнением операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий субъектом контроля, в том числе операций внутренних бюджетных процедур;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение документов, действий должностных лиц и сотрудников субъекта контроля (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий субъектом контроля, в том числе операций внутренних бюджетных процедур;
подтверждения, представляющего собой получение ответов на запросы информации, в том числе содержащейся в регистрах бюджетного учета (возможно в виде пояснений, объяснений представителя субъекта контроля в письменном виде либо в устном);
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчётов, произведенных субъектом контроля, либо самостоятельного расчета уполномоченным должностным лицом проверочной группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях по деятельности субъекта контроля, в том числе о выполнении внутренних бюджетных процедур, с целью выявления отклонений, и (или) некорректно отраженных в бюджетном учете и в иной отчетности операций, и их причин и недостатков осуществления иных операций.
3.3.9. При проведении контрольных мероприятий документы, материалы и информация уполномоченным должностным лицам проверочной группы предоставляются в подлиннике или копиях.
Ответственность за полноту и достоверность предоставленных для проверки документов в подлиннике или копий, копий баз информационных данных, иных информационных ресурсов несет руководитель субъекта контроля (иное должностное лицо).
Установленные в ходе контрольного мероприятия нарушения (недостатки) подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными руководителем субъекта контроля (иным уполномоченным лицом).
При необходимости на копиях документов проставляют надпись "Копия верна"; личную подпись представителя субъекта контроля; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения и заверяют печатью субъекта контроля.
В исключительных случаях при отказе руководителя (представителя) субъекта контроля заверить копии документов, сформированных на бумажном носителе, их заверение осуществляется уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение контрольного мероприятия. При этом на таких копиях документов проставляется отметка "В заверении отказано", по возможности, с указанием причин такого отказа.
Отметки "Копия верна", "В заверении отказано" могут быть сделаны как в письменной форме, так и в печатном варианте.
В случае проведения камеральной проверки (ревизии) допускается распечатка скан-копий либо скриншотов доказательств и их заверение печатью субъекта контроля.
3.3.10. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения противоправных действий, изымаются соответствующие необходимые документы и материалы с учётом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Составляется акт изъятия или описи изъятых документов. В случае обнаружения данных, указывающих на наличие признаков преступлений, опечатываются кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, другие помещения.
Если в ходе контрольного мероприятия установлены ошибки и (или) противоречия в представленных субъектом контроля документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, информация об этом направляется субъекту контроля с требованием представить необходимые пояснения (объяснения) в письменной форме.
Субъект контроля вправе дополнительно предоставить подтверждающие сведения для достоверности ранее представленных документов.
3.3.11. Все документы, составляемые уполномоченными должностными лицами проверочной группы в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
3.4. Оформление и реализация результатов контрольного мероприятия
3.4.1. Результаты контрольного мероприятия оформляются актом и (или) заключением.
3.4.2. В акте при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе проверки (ревизии), должны быть указаны:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Республики Коми, иных документов, которые были нарушены;
сведения о периоде, к которому относятся установленные нарушения (недостатки);
информация о том, в чем выразилось нарушение (недостаток), с указанием реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать операцию, документ (положение документа), при проверке которого установлено нарушение (недостаток);
документально подтвержденная сумма нарушения, исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении;
информация о причинах нарушений (недостатков).
Формулировка нарушения должна начинаться со слов "В нарушение", после чего должны указываться конкретные пункты, части, статьи нормативных правовых актов, правовых актов и иных документов, а также иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать положения указанных документов, которые были нарушены.
При составлении акта должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. Акт составляется с соблюдением правил русского языка.
3.4.3. Результаты контрольного мероприятия подлежат документированию по всем вопросам программы.
Результатом проведения контрольного мероприятия, в зависимости от темы контрольного мероприятия, являются выводы и обобщения информации в заключении, которое отражается в конце акта контрольного мероприятия отдельным разделом:
а) о соблюдении (несоблюдении) субъектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) о полноте и достоверности (отсутствии полноты и достоверности) отчетности субъекта контроля о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
в) о законности (нарушении законности) составления и исполнения субъектом контроля местного бюджета в части расходов, связанных с осуществлением закупок для обеспечения муниципальных нужд, достоверности учёта и отчётности расходов.
3.4.4. Акт по результатам контрольного мероприятия состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
а) Вводная часть должна содержать следующие сведения:
тема проверки (ревизии);
номер и дата приказа, удостоверения на проведение контрольного мероприятия;
фамилии, инициалы и должности должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия;
проверяемый период;
срок проведения проверки (ревизии);
сведения о субъекте контроля: полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), сведения об учредителях;
имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
иные данные, необходимые, по мнению должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, для полной характеристики проверяемого субъекта контроля.
б) Описательная часть акта контрольного мероприятий должна содержать описание проведенной работы и установленные нарушения по каждому вопросу программы проверки (ревизии).
в) Заключительная часть акта должна содержать обобщенную информацию о результатах контрольного мероприятия:
выводы о качестве финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля;
предложения по выводам о степени достоверности представленной субъектом контроля бюджетной и иной отчетности (в случае проверки соответствующего направления деятельности субъекта контроля по вопросам программы). Внутренний контроль субъекта контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта контроля (в том числе, регулирующих бюджетные правоотношения), внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования средств местного бюджета;
предложения по выводам о соответствии организации ведения бюджетного учета субъектом контроля методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности субъекта контроля);
документально подтвержденная сумма нарушения, исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении;
сведения о периоде, к которому относятся выявленные нарушения (недостатки);
предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию бюджетных рисков, а также предложения по повышению эффективности (экономности и результативности) использования средств местного бюджета (в случае проверки соответствующего направления деятельности субъекта контроля) и другая обобщенная информация.
Текст акта не должен содержать:
сведений и информации, не подтвержденных доказательствами;
морально-этической оценки действий должностных лиц субъекта контроля.
3.4.5. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе контрольного мероприятия по вопросам программы, соответствующим образом фиксируются в виде приложений. Приложениями к акту являются:
копии соответствующих документов и (или) справочные (аналитические) таблицы;
объяснительные и пояснительные записки должностных лиц субъекта контроля;
материалы и информация встречной проверки (при проведении встречной проверки);
другие документы и копии документов аналитического характера.
При проведении контрольного мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие достоверные доказательства, отражаемые в отдельных таблицах либо в виде других сведений, которые подписываются уполномоченным должностным лицом.
3.4.6. К акту, оформленному по результатам выездной или камеральной проверки (ревизии), прилагаются результаты экспертиз, фото-, видео- и аудиоматериалы, справка встречной проверки (в случае ее проведения), а также иные материалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
3.4.7. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверенного субъекта контроля, один экземпляр для уполномоченного должностного лица, проводившего контрольное мероприятие.
О получении одного экземпляра акта контрольного мероприятия представитель субъекта контроля делает запись в экземпляре акта, который остается у уполномоченного должностного лица, проводившего контрольное мероприятие. Такая запись должна содержать дату получения акта, подпись должностного лица (представителя) субъекта контроля, и расшифровку этой подписи.
3.4.8. Субъект контроля вправе представить письменные возражения на акт в виде протокола разногласий по форме согласно Приложению N 2 к Стандартам.
3.4.9. По всем пунктам протокола разногласий Органом контроля осуществляется перепроверка рабочей документации и полученной информации (рассматривается иная точка зрения с позиции субъекта контроля на оформленные в акте положения), и оформляется заключение на протокол разногласий.
Заключение на возражения по протоколу разногласий вручается (направляется) представителю субъекта контроля.
Письменные возражения субъекта контроля в виде протокола разногласий, заключение на возражения по протоколу разногласий приобщаются к материалам контрольного мероприятия.
3.4.10. Подписанный акт является основанием для организации в субъекте контроля мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе проверки (ревизии) нарушений (недостатков).
3.4.11. По результатам рассмотрения подписанного акта, заключения с учётом возражений субъекта контроля (при их наличии) и иных материалов выездной или камеральной проверки (ревизии) принимается решение в срок не более 30 рабочих дней со дня подписания акта (заключения):
а) о направлении обязательного для исполнения представления или предписания и (или, либо) уведомления о применении бюджетных мер принуждения субъекту контроля;
б) об отсутствии оснований для выдачи представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
в) о проведении внеплановой выездной или камеральной проверки (ревизии).
3.4.12. Одновременно Органом контроля утверждается отчёт о результатах контрольного мероприятия, в который включаются все отраженные в акте нарушения, установленные при проведении контрольного мероприятия и подтвержденные заключением после рассмотрения протокола разногласий субъекта контроля (при их наличии).
Отчет о результатах контрольного мероприятия подписывается уполномоченным должностным лицом, проводившим проверку (ревизию).
Отчет о результатах контрольного мероприятия приобщается к материалам проверки (ревизии).
Отчет о результатах контрольного мероприятия оформляется по форме согласно Приложению N 3 к Стандартам.
3.4.13. Представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения в течение трёх рабочих дней со дня принятия решения об их направлении вручаются (направляются) представителю субъекта контроля.
Представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения должны быть исполнены в установленные в нем сроки.
3.4.14. Уполномоченное должностное лицо осуществляет контроль над исполнением субъектом контроля представления или предписания.
3.4.15. Субъекты контроля в рамках обязательного исполнения полученных представлений, предписаний ежемесячно предоставляют "Информацию о выполнении предписания (представления)" по форме согласно Приложению N 4 к Стандартам и "Возмещение в бюджет МО МР "Прилузский" по форме согласно Приложению N 5 к Стандартам.
3.4.16. Содержание материалов контрольного мероприятия, как и других служебных документов, не подлежит разглашению посторонним лицам.
Разрешение на выдачу дела с материалами контрольного мероприятия третьим лицам может быть дано по приказу.
Выемка документов из материалов контрольного мероприятия категорически запрещена. Снятие копий и их передача внешним адресатам допускается только на основании их письменных запросов.
Об утрате документов немедленно сообщается с последующим назначением служебного расследования и принятием мер по восстановлению утраченных документов.
3.4.17. В случае неисполнения (частичного или не полного исполнения) представлений или предписаний к субъекту контроля и (или) к должностному лицу субъекта контроля:
принимаются меры административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принимаются меры к возбуждению дела об административном правонарушении и привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности;
направляется уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
3.4.18. Субъект контроля вправе направить письменное мотивированное обращение (далее - ходатайство) о продлении срока исполнения представления или предписания не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения срока его исполнения.
Изложенные в ходатайстве субъекта контроля причины, влекущие невозможность исполнения представления или предписания в установленный срок, подлежат рассмотрению.
3.4.19. В случае неисполнения предписания (представления) о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию муниципального района "Прилузский", производится подготовка документов для обращения в суд с исковыми заявлениями о возмещении такого ущерба в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
3.4.20. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о нарушениях, содержащих признаки состава преступления, или при получении информации о совершении субъектом контроля действий (бездействия), содержащих признаки состава преступления, направляется информация о таких фактах в правоохранительные органы и представляются подтверждающие документы или их копии.
4. Стандарт N 2
"Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита"
4.1. Стандарт N 2 "Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита" осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных операций (процедур), обеспечению достоверности бюджетной отчетности.
Стандарт N 2 "Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита" осуществляется уполномоченными должностными лицами сектора финансового контроля управления финансов администрации муниципального района "Прилузский" (далее - Орган контроля).
Задачами Стандарта N 2 "Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита" (далее - Стандарт N 2) являются:
управление бюджетными рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;
оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего контроля и внутреннего аудита.
4.2. В рамках настоящего Стандарта N 2 формами проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита являются следующие контрольные действия:
1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Республики Коми и муниципального образования муниципального района "Прилузский", а также иных документов, регламентирующих деятельность субъектов контроля, а также внутренних стандартов и бюджетных процедур;
2) сверка данных;
3) сбор (запрос), и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе внутренних бюджетных процедур и контрольных действий.
4.3. В рамках настоящего Стандарта N 2 к способам проведения контрольных действий относятся:
сплошная проверка;
выборочная проверка.
4.4. В рамках настоящего Стандарта N 2 применяются следующие виды проверки:
выездная проверка;
камеральная проверка;
обследование.
4.5. Внутренний контроль и внутренний аудит в рамках настоящего Стандарта N 2, является последующим контролем.
4.6. При осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита используются следующие методы внутреннего контроля и внутреннего аудита - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.
4.6.1. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
4.6.2. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем подразделения (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.
4.6.3. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений.
4.6.4. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств (мониторинг).
4.7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
4.8. Бюджетные риски подразделяются на:
- риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
- риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;
- риски недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента субъектов контроля (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств).
4.9. Оценка бюджетного риска осуществляется по двум критериям:
а) "вероятность" - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
б) "степень влияния" - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества финансового менеджмента, характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, величине причиненного ущерба или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей, снижению результативности (экономности) использования бюджетных средств.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
4.10. Отнесение к определенной категории бюджетного риска осуществляется уполномоченным должностным лицом с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований, к определенному бюджетному риску. При оценке бюджетного риска по значениям "низкое", "среднее" или "высокое" осуществляется уполномоченным должностным лицом с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектами контроля обязательных требований.
Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).
4.11. Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, с учетом:
информации соответствующих структурных подразделений о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
информации о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц.
4.12. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
недостаточность положений правовых актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
длительный период приведения средств автоматизации по подготовке документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры;
иные причины риска.
4.13. Планирование внутреннего контроля и внутреннего аудита заключается в формировании Карты внутреннего финансового контроля по форме согласно Приложению N 6 к Стандартам.
При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля определяется предмет внутреннего контроля, для которого указываются данные:
основные мероприятия по бюджетным операциям (процедурам), контрольным действиям для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности;
о периодичности выполнения бюджетной операции (процедур), контрольного действия, необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности;
об исполнителе (структурное подразделение либо должностное лицо).
Карта внутреннего финансового контроля одновременно является годовым планом внутреннего контроля и внутреннего аудита на очередной календарный год.
Карта внутреннего финансового контроля утверждается ежегодно.
4.14. Актуализация карты внутреннего финансового контроля осуществляется путем утверждения в начале финансового года новой редакции карты внутреннего финансового контроля.
Изменения при смене должностных лиц, осуществляющих бюджетные операции или контрольные действия, а также связанные с увольнением (приемом на работу) специалистов, либо изменения другого характера, могут вноситься в карту внутреннего финансового контроля по мере необходимости.
Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные операции (процедуры) и контрольные действия, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.
4.15. Результаты проверок по внутреннему контролю и внутреннему аудиту оформляются актом. Акты составляются в порядке, установленном Стандартом N 1, с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный срок.
4.16. По итогам рассмотрения указанных результатов принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение карт внутреннего финансового контроля в целях снижения бюджетных рисков;
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
совершенствование способов и сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств.
4.17. Подготовка отчета о результатах внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также рассмотрение таких результатов осуществляются в рамках подготовки отчета о результатах контрольного мероприятия и рассмотрения его результатов, в ходе которой осуществлялся контроль, в порядке, предусмотренном Стандартом N 1.
4.18. Контроль выполнения и отчетность по результатам осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита осуществляется в порядке, установленном Стандартом N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.