В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. N 68 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике", Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. N 310 "Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 октября 2005 г. N 258 "О социальном обслуживании населения в Чувашской Республике", Приказом Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 16 августа 2018 г. N 324 "Положение об участковой социальной службе для работы с семьями и детьми" в целях совершенствования взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, администрация Шемуршинского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в Шемуршинском районе Чувашской Республики.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Шемуршинского района - начальника отдела социального развития, председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шемуршинского района Чамеева А.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава администрации |
В.В. Денисов |
Утвержден
постановлением администрации
Шемуршинского района Чувашской
Республики
от 29 марта 2019 г. N 145
Порядок
межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в Шемуршинском районе Чувашской Республики
I. Общие положения
Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в Шемуршинском районе Чувашской Республики (далее - Порядок), разработан в целях обеспечения эффективного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении ими полномочий, направленных на выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им мер социальной поддержки, консультативной, социально-правовой, правовой и иной помощи, предупреждение жестокого обращения с детьми, профилактику социального сиротства.
II. Основные понятия, используемые в настоящем порядке
В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
2.1. Семья, находящаяся в социально опасном положении:
- семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
2.2. Основными критериями отнесения семей к категории семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
- неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы, жилого помещения у родителей и т.д.);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (законных представителей) (пьянство, употребление наркотических средств, ведение аморального образа жизни);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи родителей (законных представителей) со школой, отсутствие контроля со стороны родителей (законных представителей) за успеваемостью ребенка);
2.3. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
2.4. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
2.5. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении:
- лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершающий правонарушения или антиобщественные действия;
2.6. Медико-социальный патронаж - это комплекс мер, осуществляемых сотрудниками учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания, органов опеки и попечительства, направленных на регулярное оказание семье, находящейся в социально опасном положении, социальной, психологической, медицинской и иной помощи, контроль за выполнением рекомендаций медицинского работника, наблюдение за улучшением условий жизни семьи. К работе с семьями в рамках медико-социального патронажа могут быть привлечены специалисты органов службы занятости населения, правоохранительных органов и иных органов и организаций;
2.7. Жестокое или плохое обращение с ребенком включает в себя все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, способные привести (или приводящие) к фактическому ущербу для здоровья, развития ребенка, его достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.
III. Действия субъектов профилактики по выявлению несовершеннолетних (семей), находящихся в социально опасном положении
3.1. Выявление несовершеннолетних (семей), находящихся в социально опасном положении (далее - СОП), может осуществляться в следующих формах:
- выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;
- выявление несовершеннолетних в ходе рейдов по игровым клубам, брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в местах массового отдыха, на рынках, ярмарках и т.д. с последующей проверкой условий их проживания и воспитания;
- при участии граждан, государственных и общественных организаций.
3.2. О выявленном факте неблагополучия в семье незамедлительно сообщается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шемуршинского района (далее - КДН и ЗП). Специалист КДН и ЗП фиксируют в соответствующем журнале полученные сведения. Сообщения о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП, могут поступать в КДН и ЗП в следующих формах:
- акты обследования жилищно-бытовых условий семьи (письменные информации) - от глав поселений, специалистов органов управления образованием, образовательных организаций, и других субъектов профилактики;
- протоколы об административном правонарушении, отказные материалы, представления - от органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции;
- устные, письменные сообщения в произвольной форме - от граждан, общественных организаций.
3.3. Для получения объективной информации о ситуации в семье, КДН и ЗП в течение 3-х дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи специалистами учреждений социального обслуживания. По результатам обследования составляется акт жилищно-бытовых условий с рекомендациями по определению статуса семьи.
3.4. Полученная информация обсуждается на заседании КДН и ЗП. В случае, если сведения указывают на то:
- что семья находится в трудной жизненной ситуации, семья ставится на учет в учреждение социального обслуживания населения;
- что семья относится к категории, находящейся в СОП, информация по семье направляется в КДН и ЗП для утверждения статуса семьи и принятия решения по дальнейшей работе;
- что выявлен факт жестокого обращения с детьми или выявление детей, оставшихся без попечения родителей - незамедлительно сообщается в прокуратуру, органы внутренних дел, органы опеки.
3.5. В учреждении социального обслуживания населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям:
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении.
IV. Действия субъектов профилактики в работе с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, находятся в компетенции следующих субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
4.1. Детская поликлиника при осуществлении работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении:
- составляет план посещения семьи, находящейся в социально опасном положении (далее - СОП), и диспансерного наблюдения ребенка по индивидуальному графику;
- оценивает потребности семьи в оказании психолого-социальной помощи;
- информирует семьи об органах и организациях, расположенных в соответствующем муниципальном образовании, оказывающих социально-психологическую и иную помощь;
- оформляет медицинские документы, необходимые для получения мер социальной поддержки семей и детей;
- в течение 2 часов передает информацию о вновь выявленном ребенке из СОП районному педиатру. Районный педиатр в течение 1 рабочего дня передает информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, при необходимости в органы опеки и попечительства и социальной защиты населения по месту жительств;
- во время осуществления медико-социального патронажа медицинский работник проверяет выполнение родителями (законными представителями) рекомендаций по уходу и лечению за ребенком;
- по итогам посещения семьи медицинские работники составляют план-график проведения медико-социального патронажа, который передается в соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Копии плана-графика передаются субъектам, ответственным за исполнение намеченных мероприятий. Медицинским работником план-график вклеивается в индивидуальную карту развития ребенка (ф. 112/у);
- медицинский работник осуществляет консультирование и оформляет медицинские документы, необходимые для получения мер социальной поддержки; привлекает для консультирования специалистов соответствующих органов и (или) учреждений;
- в случае систематического и намеренного невыполнения родителями (законными представителями) рекомендаций по лечению, профилактике и уходу за ребенком (детьми) и/или при обнаружении ребенка (детей) в ситуации, угрожающей его (их) жизни и здоровью, незамедлительно передают информацию в органы опеки и попечительства;
- при необходимости изъятия (отобрания) ребенка (детей) из семьи лица, осуществляющие медико-социальный патронаж, должны находиться в семье до прибытия уполномоченных представителей органов опеки и попечительства.
4.2. Женская консультация при работе с беременными женщинами из семей, находящихся в социально опасном положении:
- оказывает необходимую медицинскую помощь;
- во время первичного осмотра и постановки на учет предварительно оценивают потребность в психолого-социальной поддержке;
- при необходимости социальной поддержки направляют женщину в учреждение социального обслуживания;
- уточняют место и условия проживания, социальное положение женщины;
- организуют обследование на социально значимые заболевания (ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем (далее - ИППП));
- при нерегулярном наблюдении проводят активный патронаж беременной женщины;
- вписывают рекомендации в план-график проведения медико-социального патронажа и вклеивают его в индивидуальную карту беременной женщины и родильницы;
- осуществляют консультирование по вопросам мер социальной поддержки;
- при необходимости привлекают для консультирования специалистов соответствующих органов и (или) учреждений;
- ежемесячно участвуют в совместных совещаниях медицинских и социальных работников, обслуживающих СОП, с целью контроля и анализа выполнения рекомендаций по разработанному плану-графику. Во время совещания социальные и медицинские работники делают отметки о выполнении рекомендаций;
- проводят мероприятия по профилактике отказов от детей.
4.3. При помещении в детское отделение детей из семей, находящихся в социально опасном положении, беспризорных или безнадзорных несовершеннолетних заведующий детского отделения:
- оценивает потребности семьи в психолого-социальной поддержке;
- при необходимости информирует родителей (законных представителей) об органах и (или) учреждениях, оказывающих необходимые семье услуги;
- осуществляет консультирование и оказывает содействие в оформлении медицинских документов, необходимых для получения мер социальной поддержки;
- привлекает для консультирования специалистов соответствующих органов и (или) учреждений;
- сообщает в письменном виде в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе для решения вопроса о возможности выписки ребенка по месту жительства.
4.4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- принимает сообщение (информацию) о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, от органов и учреждений системы профилактики, а также организаций и граждан;
- проверяют факт нахождения несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении в 3-дневный срок со дня получения сообщения (информации) для дальнейшего разбирательства и принятия необходимых мер готовят предложение для рассмотрения материалов в отношении данного несовершеннолетнего (семьи) на заседании КДН и ЗП;
- вносят сведения о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП, в базу данных на основании постановления КДН и ЗП о постановке их на учет как находящихся в СОП;
- незамедлительно оказывают содействие по изъятию ребенка, находящегося в социально опасном положении, из семьи, при наличии угрозы для его жизни и здоровья и помещению его в специализированное учреждение для несовершеннолетних;
- подготавливают совместно с соответствующими органами и учреждениями материалы, связанные с лишением (ограничением) родительских прав при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 69, 70 Семейного кодекса Российской Федерации;
- координируют и контролируют проведение социальной реабилитации безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего и семьи, находящейся в СОП, путем принятия постановлений, обязательных для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и контроля за их исполнением;
- участвуют совместно с другими субъектами системы профилактики в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП (далее - ИПР);
- снимают с учета несовершеннолетнего (семью) на основании решения КДН и ЗП по соответствующим критериям по ходатайству общественных воспитателей несовершеннолетних и (или) органа (учреждения), ответственного за полную реализацию ИПР;
- осуществляет ежемесячный мониторинг количества безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП, и качества предоставляемых им услуг.
4.5. Центр социального обслуживания населения:
- выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП;
- незамедлительно информируют органы опеки и попечительства об отсутствии законных представителей несовершеннолетних, выявленном в ходе патронажа семей и новорожденных;
- в 3-дневный срок со дня принятия постановления КДН и ЗП о постановке несовершеннолетнего (семьи) на учет как находящейся в социально опасном положении разрабатывают ИПР по форме, утвержденной БУ ЧР "Шемуршинский ЦСОН" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики;
- принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в СОП, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- предоставляют социальные услуги несовершеннолетним и семьям, находящимся в СОП, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики;
- информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП.
4.6. Районный отдел образования и молодежной политики:
- выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
- ведут учет несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины;
- обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
4.7. Образовательные организации:
- выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
- направляют сообщение (информацию) в КДН и ЗП о выявленном факте нахождения несовершеннолетнего (семьи) в СОП для дальнейшего разбирательства и принятия необходимых мер;
- участвуют, совместно с другими субъектами системы профилактики, в реализации ИПР;
- информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП.
4.8. Органы опеки и попечительства:
- выявляют факты нахождения несовершеннолетнего и семьи, в которой воспитываются дети (если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей) в СОП;
- направляют сообщение (информацию) в КДН и ЗП о выявленном факте нахождения несовершеннолетнего (семьи) в СОП для дальнейшего разбирательства и принятия необходимых мер;
- участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, где воспитываются несовершеннолетние, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- незамедлительно принимают меры по изъятию ребенка, находящегося в СОП, из семьи, при наличии угрозы для его жизни и здоровья и помещению его в специализированное учреждение для несовершеннолетних;
- организуют, при необходимости, сбор и подготовку материалов, связанных с лишением (ограничением) родительских прав, составляют мотивированное заключение и направляют материалы по лишению родительских прав в суд;
- информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП.
4.9. Подразделение по делам несовершеннолетних ОП по Шемуршинскому району МО МВД РФ "Батыревский":
- незамедлительно информируют КДН и ЗП о выявленных фактах нахождения несовершеннолетних (семей) в СОП, КДН и ЗП, органы и учреждения здравоохранения - об угрозе жизни и здоровью ребенка, органы опеки и попечительства - обо всех изложенных фактах, касающихся детей, находящихся под опекой (попечительством);
- участвуют, совместно с другими субъектами системы профилактики, в реализации ИПР;
- информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП.
5. Администрация сельских поселений Шемуршинского района:
- выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП;
- принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в СОП, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- предоставляют социальные услуги несовершеннолетним и семьям, находящимся в СОП, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики;
- информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Шемуршинского района Чувашской Республики от 29 марта 2019 г. N 145 "Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в Шемуршинском районе Чувашской Республики"
Настоящее постановление вступает в силу с 30 марта 2019 г.
Текст постановления опубликован в газете "Вести Шемуршинского района" от 29 марта 2019 г. N 10