Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика транспортной системы Ядринского района Чувашской Республики
Дорожная сеть
Ядринский район на западе граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, через Ядринский район проходит автомобильная дорога федерального значения, межмуниципальные автомобильные дороги, местные автодороги.
Протяженность дорожной сети по Ядринскому району по состоянию на 31.12.2018 г. составляет 590,362 км, в том числе 28,4 км - федеральная автомобильная автодорога "М-7 Волга", 101,376 км - автодороги республиканского значения, 460,586 км - местные автодороги (из них 231,666 км - местные автодороги районного значения, 35,274 км - городского поселения, 193,646 км - автодороги сельских поселений). Из 460,586 км автодорог местного значения 349,396 км (75,86%) имеют твердое покрытие, 292,356 км (63,47%) усовершенствованное (асфальтобетонное) покрытие. На дорожной сети эксплуатируется 22 моста/3030,72 м. (2 шт./1671,9 м - на федеральной автодороге (в том числе новый мост - 1242 м), 9 шт./ 892,02 м - на республиканской сети, 11 шт./466,8 м на местной сети автодорог). По территории Ядринского района проходит 1 автомобильная федерального значения М-7 "Волга" протяженностью 28,4 км (без учета длины съездов и развязок), проходят 4 автомобильные дороги республиканского значения: автодорога "Сура" протяженностью 28,89 км, автодорога "Никольское - Ядрин - Калинино" протяженностью 40,868 км, автодорога "Ядрин-Канаш" протяженностью 12,002 км, автодорога "Ядрин - Николаевское - Новые Атаи" протяженностью 19,6 км.
С 2006 по 2011 год в районе проведена большая работа по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики", а также по развитию опорной сети автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года". За этот период по Ядринскому району соединены с дорогами с твердым покрытием 25 населенных пунктов, общая протяженность построенных и отреконструированных автомобильных дорог составляет 57,965 км. В настоящее время 123 сельских населенных пунктов из 125 (или 98,4 процентов от их общего количества) по Ядринскому району, имеют подъезды с твердым покрытием и обеспечены автотранспортным сообщением. Это позволило улучшить доступ жителей сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культуры, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В результате реализации вышеназванного Указа Президента Чувашской Республики в районе создана достаточно разветвленная и плотная сеть автомобильных дорог.
После завершения строительства основной сети автомобильных дорог местного значения приоритетными направлениями стали реконструкция и строительство особо важных объектов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование опорных связей. В 2010 г проведена реконструкция автодороги республиканского значения "Сура" протяженностью 8,1 км, в 2013 г выполнен ремонт участков автодорог республиканского значения "Никольское - Ядрин - Калинино" протяженностью 12,1 км и "Сура" протяженностью 8,5 км. На 2017 г запланирован ремонт 2-х участков автомобильной дороги "Сура" общей протяженностью 2,6 км.
Несмотря на благоприятные тенденции в развитии дорожной инфраструктуры, дорожная сеть Ядринского района Чувашской Республики не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам ее развития.
По состоянию на 31 декабря 2018 г.:
доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог по Ядринскому району составляет 68,5 процентов. Данная сеть автомобильных дорог полностью выработала свой эксплуатационный ресурс и работает с большим процентом износа. Ежегодно проводимое комплексное комиссионное обследование автомобильных дорог с участием представителей Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Ядринскому району, обслуживающих организаций подтверждает значительный износ автомобильных дорог и показывает ухудшение их качественного состояния (многочисленные повреждения в виде выбоин, ямочности, просадок, выкрашивания асфальтобетона, сплошной сетки трещин, пучин).
Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог влияет на рост аварийности на дорогах, в том числе из-за дорожных условий. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог не позволяет соблюдать требования безопасного и удобного движения и требует незамедлительного проведения капитального и текущего ремонта по установленным межремонтным срокам с учетом накопившегося недоремонта. Основной причиной неудовлетворительного состояния автомобильных дорог и мостов является накопленный годами недоремонт по причине недостаточного финансирования этих работ. Эта ситуация особенно обострилась в 2009 - 2014 годах. К сожалению, в последние годы на ремонт автомобильных дорог районного значения финансовые средства не выделяются. Несвоевременно произведенный ремонт приводит к увеличению бюджетных затрат на последующий капитальный ремонт и реконструкцию в 2-3 раза. Решение этой проблемы зависит также от эффективности инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, так как применение прогрессивных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений способствует улучшению транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения и снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. По данным Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор), новые технологии и техника применяются в объемах, далеких от ожидаемых, что негативно отражается на состоянии дорожной сети. Так, на автомобильных дорогах федерального значения новые технологии нашли применение только на 18 процентах их протяженности. На сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения из-за отсутствия достаточных объемов финансирования новые технологии используются незначительно, на автодорогах местного значения в минимальных объемах. Применение прогрессивных технологий позволяет на практике улучшить состояние дорожной сети. Наибольший эффект от применения прогрессивных технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги - от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации. Необходимо предусмотреть при ремонте автомобильных дорог шире использовать новые виды геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонного покрытия (разнообразные геосетки и нетканые синтетические материалы), георешетки и габионы (для укрепления откосов при устройстве подпорных стенок, для укрепления основания дорожной одежды, для предотвращения размывов насыпи и берегоукрепления), различные виды ресайклинга (регенерации асфальтобетонного покрытия) и фрезерования, новые технологии шероховатой поверхностной обработки, различные добавки для улучшения характеристик асфальтобетона (в том числе придающие покрытию противогололедные свойства), новые виды асфальтобетона с улучшенными характеристиками. Необходимо применять также новые технологии при ремонте и содержании мостов: разработанные прогрессивные материалы и технологии гидроизоляции, прогрессивные конструкции деформационных швов и т.д., специальные составы для обеспечения коррозионной стойкости, ремонта разрушений и сколов бетона, а также его защиты.
Сдерживающими факторами внедрения инноваций остаются:
- отсутствие необходимого уровня финансового обеспечения;
- отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала интересам инновационного развития дорожного хозяйства и дорожного машиностроения;
- отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций;
- недостаточность бюджетных средств на финансирование научных разработок.
С увеличением интенсивности движения и количества автотранспортных средств возникли серьезные проблемы с пропуском автомобильного транспорта по улично-дорожной сети г. Ядрин и других населенных пунктов, обостряются проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральная и межмуниципальные трассы не имеют соответствующих объездов населенных пунктов и в, особенности, города Ядрин, д. Стрелецкая, пропуск транзитного тяжеловесного транспорта осуществляется по населенным пунктам, не приспособленным для такого движения, что создает дополнительную транспортную и экологическую нагрузку на улично-дорожную сеть. Значительная протяженность улично-дорожной сети г. Ядрин не имеет усовершенствованного покрытия. Из-за недостаточного финансирования дорожных работ не обеспечивается восстановление изношенного дорожного покрытия. Из-за большого отставания уровня развития магистральной и улично-дорожной сети, недостаточного технического уровня организации дорожного движения обостряются экологические и социальные проблемы в городе. На отдельных участках магистралей, исчерпавших свою пропускную способность, создаются пробки, сопровождающиеся чрезмерным загрязнением городской среды выхлопными газами и шумами. На фоне роста автомобилизации транспортные проблемы в сегменте городской улично-дорожной сети усиливаются.
В существующем жилищном фонде на территории г. Ядрин, д. Стрелецкая, п. Совхозный, с. Советское Ядринского района Чувашской Республики проезжая часть дворовых территорий и проезды к ним за многолетний период эксплуатации пришли в неудовлетворительное состояние и не отвечают в полной мере современным требованиям. Пришло в негодность асфальтобетонное покрытие внутриквартальных проездов и тротуаров в связи с тем, что много лет из-за недостаточного финансирования отрасли практически не производился его ремонт. На данный момент требуют ремонта 30 дворовых территорий площадью 14393 кв. м. и 30 проездов к ним площадью 2083 кв. м. Дворовые территории являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям во многом зависит качество жизни населения.
В целом транспортная система Ядринского района Чувашской Республики представляет собой сложный комплексный объект, играющий важную роль в экономической и социальной сферах. В настоящее время требуется принятие неотложных мер, направленных на модернизацию и развитие транспортной системы в рамках Программы.
Пассажирский транспорт
Автомобильный транспорт
Транспортное обслуживание населения на территории Ядринского района осуществляется по 15 пригородным (муниципальным) регулярным автобусным маршрутам, все маршруты обслуживают индивидуальные предприниматели. Перевозки осуществляются по регулируемым тарифам.
Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является важной задачей. Без этого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала и эффективного обслуживания населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.
Автобусным сообщением охвачено 115 сельских населенных пунктов (без учета школьных маршрутов, расстояние от остановки до населенного пункта составляет менее 3,0 км), не охвачено 10 сельских населенных пунктов, в которых проживает около 1,5% от общей численности населения района.
Железнодорожный транспорт
В рамках реализации Указа Президента РФ от 16 марта 2010 г N 321 "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации" планируется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Казань - Екатеринбург" (ВСМ-2) со скоростью движения поездов до 400 км/ч, при этом время в пути в сообщениях составит:
"Чебоксары - Москва" - около 3 часов;
"Чебоксары - Казань" - около 35 минут.
Финансирование строительства объекта предусмотрено на условиях государственно-частного партнерства.
В Чувашской Республике ВСМ пройдет по территориям Ядринского, Моргаушского, Чебоксарского, Мариинско-Посадского районов. В Ядринском районе планируется размещение остановочного пункта вблизи с. Полянки.
Для Ядринского района Чувашской Республики важность проекта ВСМ состоит в обеспечении доступности и улучшении качества услуг транспортного комплекса. Реализация проекта послужит мощным катализатором для развития территории в целом, будет способствовать внедрению научно-технических достижений и современных технологий. На этапе строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали потребуется большой приток кадров. Новый проект также даст импульс развитию жилищного и дорожного строительства. Проектируемая магистраль принесет экономические выгоды в виде дополнительных налоговых отчислений в Ядринский районный бюджет Чувашской Республики, появятся новые рабочие места. Таким образом, строительство проектируемой ВСМ в Чувашской Республике будет способствовать решению важнейших проблем социально-экономического характера, росту деловой активности населения, развитию экономики.
Программой предусматривается выделение субсидий - возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Безопасность дорожного движения
Текущая ситуация с аварийностью в Ядринском районе Чувашской Республики характеризуется следующими параметрами: на территории Ядринского района ЧР за 2018 год зарегистрировано 37 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 8, получили телесные повреждения различной степени тяжести 45 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 14%, количество погибших снизилось на 20%, количество получивших телесные повреждения увеличилось на 3,5%.
В общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит на автодороге федерального значения "Волга" М-7 (17 ДТП из 37, при которых погибло 5 и ранено 25 человек), на автодорогах республиканского значения (14 ДТП, при которых погибло 2 и ранено 15 человек). Основной объем ДТП происходит по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения: 10 ДТП совершено водителями в нетрезвом состоянии, в 12 случаях ДТП способствовали неудовлетворительное состояние дорожных условий и недостаточное освещение, в 5 случаях ДТП произошли из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. Основными видами ДТП продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: столкновение (13 ДТП), опрокидывание (7 ДТП), наезд на препятствие (3 ДТП), наезд на пешехода (7 ДТП).
В Ядринском районе создана комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, раз в квартал проводятся заседания комиссии, на которых рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Ядринского района.
Главный результат реализации Программы будет заключаться в создании условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья людей, участвующих в дорожно-транспортном процессе.
Проблема аварийности на транспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Ядринском районе. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся причинением тяжкого вреда здоровью.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. Ежегодно на высоком уровне остается количество ДТП с участием пешеходов.
Следствием такого положения дел является ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, также рост количества ДТП.
Сложившаяся в области обеспечения безопасности дорожного движения критическая ситуация в условиях отсутствия программно-целевого метода имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Применение программно-целевого метода позволит реализовать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, и, в первую очередь, мероприятий с детьми, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП. Вместе с тем применение такого метода для решения проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Показатели аварийности по Ядринскому району
годы |
количество |
||
ДТП (единиц) |
погибших (чел.) |
Раненых (чел.) |
|
2010 |
50 |
10 |
71 |
2011 |
63 |
14 |
73 |
2012 |
48 |
8 |
66 |
2013 |
62 |
13 |
78 |
2014 |
55 |
12 |
69 |
2015 |
45 |
8 |
57 |
2016 г. |
46 |
11 |
55 |
2017 г. |
43 |
10 |
43 |
2018 г. |
37 |
8 |
45 |
Основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий
Одним из главных факторов, влияющих на состояние аварийности, является пренебрежение и, более того, игнорирование участниками дорожного движения требований безопасности. Сегодня практически отсутствует поддержка общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения со стороны государства.
Массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой дорожной культуре участников движения, а также о том, что нынешняя система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения малоэффективна.
Кроме того, на безопасность дорожного движения оказывает влияние ряд других факторов:
низкий уровень подготовки водителей в образовательных учреждениях;
низкая дисциплина водителей;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
несоответствие состояния и пропускной способности автомобильных дорог федерального и республиканского значения существующей интенсивности движения.
Укоренившиеся тенденции и характер проблемы требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, формирования эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления.
Для снижения риска происшествий необходимы устройство нормального освещения дорог, установка соответствующих технических средств регулирования дорожного движения, поддержания состояния проезжей части, дорожного полотна и разметки в надлежащем состоянии. Благодаря этому дорожное движение становится более безопасным, а последствия происшествий - менее тяжкими.
Программой предусматривается проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование у населения (в первую очередь у детей) навыков безопасного поведения на дорогах повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения, обустройство и совершенствование опасных участков автомобильных дорог местного значения.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями программы являются
увеличение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности;
снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий или аварийно-опасных участков на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
повышение надежности и доступности услуг по перевозке пассажирским транспортом для населения Чувашской Республики;
обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта;
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими
Для достижения целей Муниципальной программы предполагается решение следующих задач:
формирование сети автомобильных дорог, отвечающей современным потребностям развивающейся экономики;
обеспечение функционирования сети автомобильных дорог общего пользования местного значения;
предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения;
обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок;
обеспечение доступности для пассажиров перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах.
создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
повышение безопасности участников дорожного движения.
Муниципальная программа будет реализовываться в 2019 - 2035 годах в три этапа:
1 этап - 2019 - 2025 годы;
2 этап - 2026 - 2030 годы;
3 этап - 2031 - 2035 годы.
Сведения о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы и их значениях приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Перечень целевых индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности целевого индикатора и показателя (достижения максимального значения) и изменения приоритетов государственной политики в рассматриваемой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.