В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", администрация муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить Положение об оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (прилагается).
2. Руководителям учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, обеспечить оповещение и информирование населения на подведомственных территориях в соответствии с Положением об оповещении.
3. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области от 14.02.2014 N 97 "Об оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новая газета", разместить на официальном сайте муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
И.о. мэра муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области |
Т.А. Сидорчук |
Утверждено
постановлением администрации
муниципального образования
"Макаровский городской округ"
Сахалинской области
от 17.07.2018 N 558
Положение
об оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (далее - МО) определяет порядок, организацию, структуру, задачи, порядок создания, функционирования, совершенствования и поддержание в постоянной готовности к действию системы оповещения и информирования населения на территории МО.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время", методическими рекомендациями МЧС России по разработке Положений о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации от 24.11.2015 N 2-4-87-42-11/33, соглашением об использовании сегментов региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО) в качестве муниципальной системы оповещения населения между ОКУ "Управление обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области" и администрацией МО.
1.3. Система оповещения и информирования населения МО является составной частью РАСЦО и представляет собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне населенных пунктов, на объектах производственной и социальной сферы, и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации населению.
1.4. В составе муниципальной системы оповещения и информирования населения, в соответствии с соглашением, функционируют сегменты РАСЦО, установленные на территории МО.
2. Основные понятия
2.1. ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2.2. Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС - это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.3. Оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
2.4. Информирование населения о ЧС - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
2.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
2.6. Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
3. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения
3.1. В соответствии со статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к действию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий системы оповещения по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС, проводимых МО, организациями в пределах своих полномочий. Системы оповещения и информирования населения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
3.2. Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении ЧС в границах МО осуществляется с использованием средств телефонной и сотовой связи, автономных звуковых сирен и громкоговорителей, способом подворового обхода граждан, а также путем размещения информации в местах массового скопления людей и на информационных стендах.
Оповещение и информирование населения МО осуществляется следующими способами:
- сегментами РАСЦО;
- по каналам телевидения;
- по каналам телефонной связи ПАО "Ростелеком";
- посредством Интернет ресурсов, с использованием официального сайта МО;
- по каналам операторов сотовой связи;
- через плазменную светодиодную панель, установленную в месте массового пребывания людей;
- через голосовую систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях учреждений;
- через громкоговорящую связь автомобилей экстренных служб.
3.3. Системы оповещения населения создаются:
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения; на объектовом уровне:
локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасного объекта;
объектовая система оповещения, на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Основными задачами систем оповещения населения являются:
муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения - доведение сигналов оповещения и экстренной информации Единой дежурно-диспетчерской службой муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" МО (далее - ЕДДС) до:
руководящего состава гражданской обороны и Макаровского звена РСЧС; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории МО.
локальной системы оповещения - доведение сигналов оповещения и экстренной информации от дежурно-диспетчерской службы (с основных и запасных пунктов управления - при наличии) организации до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Основной задачей объектовой системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации оповещения до:
руководителей и персонала организации, а также населения находящегося на его территории.
4. Порядок оповещения и информирования населения
4.1. Организация оповещения и информирования населения при угрозе и возникновении ЧС возложена на ЕДДС.
Решение на приведение в действие муниципальной системы оповещения принимает мэр МО или лицо, его замещающее, за исключением, если сигнал на оповещение поступил от вышестоящих органов управления МЧС России, либо через РАСЦО.
4.2. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации передается сигнал "Внимание! Всем!".
4.3. Длительность речевой информации, передаваемой населению, не должна превышать 5 (пяти) минут. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
4.4. Передача речевой информации должна осуществляться уполномоченными на это должностными лицами.
4.5. Содержание текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения определяет и заранее готовит на местном уровне - муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" МО (далее - МКУ "Управление по делам ГО и ЧС"), объектовом уровне - лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС и гражданской обороны.
4.6. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
- муниципальной системы оповещения - мэром МО;
- объектовой системы оповещения (системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре) - руководителем организации (учреждения).
4.7. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции должностных лиц, ответственных за оповещение и информирование населения, утверждаемые руководителями организаций и согласованные с МКУ "Управление по делам ГО и ЧС".
4.8. Территории МО, слабо охваченные стационарными средствами информирования населения, оповещаются автомобилями, оснащёнными сигнальными громкоговорящими устройствами.
4.9. Органы управления Макаровского звена РСЧС, а также организации, независимо от их форм собственности, имеющие системы оповещения и информирования населения, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
4.10. Руководители объектов экономики, электросирены которых не подключены к системе централизованного оповещения (далее - СЦО), должны обеспечить их включение при получении соответствующей информации по средствам вещания, а также при срабатывании электросирен близлежащих объектов экономики (после уточнения причины срабатывания в ЕДДС или через диспетчерскую (дежурную) службу этого объекта.
Запрещается отключение электросирен от СЦО и сети электропитания, а также абонентских телефонов дежурно-диспетчерских служб системы оповещения без согласования с МКУ "Управление по делам ГО и ЧС".
О неисправностях электросирен и сегментов РАСЦО руководители объектов экономики обязаны немедленно информировать дежурного ЕДДС, а в случае проведения плановых ремонтных работ за 24 часа до начала проведения работ с указанием сроков, продолжительности отключения.
4.11. Оповещение руководящего состава МО осуществляется циркулярно или выборочно через дежурного ЕДДС с помощью программно-аппаратного комплекса автоматизированного обзвона абонентов.
4.12. Информирование населения при угрозе и возникновении ЧС может осуществляться по сетям операторов сотовой связи.
5. Организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности
5.1. Полномочия и функции по созданию, совершенствованию и поддержанию муниципальной системы оповещения населения МО в постоянной готовности к действию возложены на органы местного самоуправления МО.
5.2. Сигналы оповещения и информация населению передаются ЕДДС вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в ее распоряжении средств связи и оповещения.
5.3. В целях поддержания систем оповещения и информирования населения в постоянной готовности органы местного самоуправления МО, руководители организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО, проводят плановые проверки работоспособности систем оповещения не реже 1 раза в квартал. Внеплановые проверки работоспособности систем оповещения осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.4. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения и информирования населения органы местного самоуправления МО:
- осуществляют общее руководство и координацию действий по созданию, совершенствованию (реконструкции) и поддержанию в готовности к действию муниципальной системы оповещения населения МО, планирование и проведение проверок и тренировок систем оповещения;
- проводят анализ технического состояния систем оповещения и выработку предложений по их совершенствованию (реконструкции);
- разрабатывают порядок взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов оповещения и информации по сетям вещания;
- разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, организует их запись на магнитные носители;
- организуют корректировку списков оповещения руководства администрации МО, дежурно-диспетчерских служб организаций, социально значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей;
- заключают соглашения и регламенты взаимодействия по вопросам организации оповещения и информирования населения с организациями, учреждениями, ведомствами, привлекаемыми для осуществления оповещения и информирования населения МО;
- организуют своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и возникновении ЧС с использованием технических средств оповещения и информирования населения.
5.5. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения, организации, учреждения, имеющие средства оповещения и информирования населения, организуют и осуществляют:
- подготовку персонала по вопросам оповещения и информирования населения об угрозе возникновения и возникновении ЧС;
- готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;
- осуществляют оповещение и информирование населения с использованием технических средств оповещения по распоряжению органов местного самоуправления МО через ЕДДС.
5.6. Должностное лицо организации (учреждения), задействованное на оповещении и информировании населения обязано подготовить технические средства и провести оповещение и информирование населения:
- в рабочее время - до 30 минут (с момента получения распоряжения);
- в не рабочее время - до 60-90 минут (с момента получения распоряжения).
6. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения
Ответственным за организацию, номенклатуру и определение необходимого объема, своевременное восполнение, поддержание в готовности запасов мобильных технических средств оповещения является МКУ "Управление по делам ГО и ЧС".
7. Ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, а также мероприятий гражданской обороны
Ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, а также мероприятий гражданской обороны предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 20.6, 20.7).
8. Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения
Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения и информирования населения, в том числе специализированных технических средств оповещения в местах массового пребывания людей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области:
- муниципальной системы оповещения, содержание телефонных линий связи с органами управления Макаровского звена РСЧС, а также телефонных линий связи для доведения информации до организаций, учреждений на местном уровне - за счет средств бюджета МО;
- локальных систем оповещения, запасов мобильных средств связи, содержание прямых линий связи для сопряжения локальных систем оповещения с муниципальной системой оповещения на объектовом уровне - за счет средств организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области от 17 июля 2018 г. N 558 "Об оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 17 июля 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (http://www.admmakarov.ru/) 19 июля 2018 г., в газете "Новая газета" от 9 июля 2020 г. N 27