Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
правительства Тульской области
от 16.11.2018 N 726-р
Концепция
реализации мероприятий, направленных
на поддержку образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья в Тульской области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета.
Концепция реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области, разработана в целях создания в государственных общеобразовательных организациях Тульской области для детей с ограниченными возможностями здоровья условий для современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология".
Повышение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в последнее десятилетие стало одним из основных национальных приоритетов России.
На государственном уровне принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на поддержку данной категории детей и их семей: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р; План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р; план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р.
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов.
Поэтому задача интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, в том числе создание условий для получения ими качественного образования, относится к приоритетным направлениям системы образования Тульской области.
1.1. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу.
В целях реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в регионе создана сеть специализированных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (неслышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелой речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями).
В 2017-2018 учебном году в 15 государственных общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, обучалось 2839 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них:
с нарушением слуха - 131 ребенок; с нарушением зрения - 366 детей; с тяжелой речевой патологией - 124 ребенка; с нарушением опорно-двигательного аппарата - 2 ребенка; с задержкой психического развития - 613 детей; с интеллектуальными нарушениями - 1603 ребенка.
В соответствии с данными формы федерального статистического наблюдения N 00-1 в 2017-2018 учебном году численность работников указанных образовательных организаций составляла 1482 человека. Из них: руководящих работников - 75 человек;
педагогических работников - 763 человека, при этом учителей образовательной области "Технология" - 53 человека.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса осуществляли следующие специалисты: педагоги-психологи - 36 человек; учителя-логопеды - 29 человек; учителя-дефектологи - 20 человек; социальные педагоги - 18 человек; тьюторы - 9 человек.
1.2. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-методическое, консультационное и информационное сопровождение инклюзивного и специального образования в Тульской области осуществляет государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (далее - ГОУ ДПО ТО "ИГЖ и ШЛЮ ТО"). Ежегодно специалистами ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" проводится ряд мероприятий, направленных на поддержку образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары, круглые столы и др.
В 2018 году обучение педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется по 14 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и 1 программе профессиональной переподготовки:
"Актуальные проблемы деятельности специалистов психолого-медико-педагогических: комиссий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (дистанционное обучение)";
"Воспитание и социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья";
"Деятельность руководителей и педагогических работников образовательных организаций в рамках инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья: технологии организации и сопровождения";
"Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста";
"Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
"Организация дефектологической работы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения";
"Психолого-педагогические основы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (дистанционное обучение)";
"Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья";
"Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья";
"Теория и методика коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья";
"Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (дистанционное обучение)";
"Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (дистанционное обучение)";
"Обновление структуры и содержания начального общего образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта";
"Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
"Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта";
"Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями".
По итогам 2017-2018 учебного года охват слушателей составил 1556 человек, из которых 30 специалистов являются сотрудниками образовательных организаций, рекомендованных к участию в мероприятиях, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2019 году.
В рамках реализации ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" внебюджетной деятельности реализуются 2 дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки, содержащие темы и разделы по инклюзивному образованию:
"Теория и методика технологического образования";
"Психолого-педагогические основы логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
В прошедшем учебном году обучено 35 человек.
Подготовка учителей предметной области "Технология" осуществляется по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Актуальные проблемы теории и методики преподавания технологии в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования", а также по дополнительной программе профессиональной переподготовки "Теория и методика технологического образования". В 2017-2018 учебном году обучен 191 человек.
В 2018-2019 учебном году в 32 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации введен модуль "Инклюзивное образование как средство доступного обеспечения качественного образования", началась реализация новых дополнительных профессиональных программ "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе", "Теория и методика сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе".
2. Опыт Тульской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
За последние 5 лет в регионе успешно реализован ряд федеральных проектов и программ.
За 2013-2015 годы реализации федерального проекта модернизации системы дошкольного образования в Тульской область удалось не только обеспечить к концу 2015 года 100 % доступность дошкольного образования и выполнить в этой части Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", но и внедрить во все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, систему электронной очереди, расширить инфраструктуру системы дошкольного образования за счет ввода в эксплуатацию более 10 новых зданий дошкольных образовательных организаций.
С 2014 года Тульская область является постоянным участником реализации мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". За 4 года реализации данного мероприятия в 79 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, проведены ремонты и закуплено спортивное оборудование, построено 2 спортивные площадки, в 6 школах проведены мероприятия по перепрофилированию помещений под спортивный зал, в 10 - по развитию школьных спортивных клубов.
За счет реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" в Тульской области расширилась сеть образовательных организаций, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам 2017 года такие условия созданы в 17,4 % организаций дошкольного образования, 24,9 % организаций общего образования, обеспечена возможность получения услуг по дополнительному образованию более чем трети детей-инвалидов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
В 2016 году Тульская область стала одним из пилотных регионов по созданию детских технопарков "Кванториум". За период функционирования тульский детский технопарк "Кванториум" не только стал одним из ключевых центров развития и популяризации технических направлений дополнительного образования детей, но и площадкой для проведения мероприятий регионального уровня: областная олимпиада по робототехнике, соревнования по методике "Worldskills Junior". Увеличение за 2 года почти в 4 раза контингента тульского детского технопарка "Кванториум" позволит сделать выводы о повышении спроса населения на услуги, оказываемые тульским детским технопарком "Кванториум".
В 2017 году Тульская область стала пилотным субъектом по созданию региональных модельных центров дополнительного образования детей. Всего за год своей работы модельным центром проведена работа по инвентаризации образовательных программ дополнительного образования детей, разработана автоматизированная информационная система навигатора по программам дополнительного образования детей, заключено 19 договоров и соглашений о сотрудничестве с образовательными, научными организациями и 2 договора с бизнес-партнерами, организованы и проведены обучающие мероприятия для педагогов и обучающихся, обучающие консультации, тренинги, опубликован сборник "Новые формы содержания и управления региональной системой дополнительного образования детей. Из опыта работы регионального модельного центра дополнительного образования детей".
С 2017 года Тульская область участвует в реализации мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". В 2017 году построена новая школа на 600 мест и ведется работа по строительству еще двух школ в областном центре.
С 2014 года Тульская область участвует в реализации движения "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). За 4 года проведено два Региональных чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Тульской области. В дальнейшем такие чемпионаты планируется проводить на ежегодной основе.
Одним из последних достижений реализации движения "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в Тульской области является получение в 2018 году двумя студентами тульских организаций профессионального образования медалей "За высшее мастерство" по итогам Финала VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)".
С 2016 года Тульская область - активный участник движения по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".
В 2018 году состоится II региональный чемпионат "Абилимпикс". В чемпионате будут принимать участие три категории: школьники, студенты и специалисты, работающие на предприятиях региона.
Тульская область участвует в реализации мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Проведена работа по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального' образования по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.
В 2017 году 60 % государственных профессиональных организаций получили лицензии на осуществление образовательной деятельности по 25 образовательным программам по новым государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования (далее - ФГОС) по ТОП-50. Количество обучающихся по новым ФГОС в 2017-2018 учебном году составило почти 2,2 тыс. человек.
Успешно реализованы мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы:
повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов;
развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.