Тульским областным судом изучена практика рассмотрения судами области административных дел о защите избирательный прав и права на участие в референдуме за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно.
Согласно данным статистической отчетности за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года судами Тульской области рассмотрено 17 административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (глава 24 КАС РФ).
В 2018 году в апелляционном порядке судебной коллегией по административным делам Тульского областного суда рассмотрено 10 дел, из них по 1 делу судебное постановление отменено с вынесением нового решения, что составило 5,9% от общего количества дел.
В производстве судебной коллегии по административным делам находились следующие категории дел:
- об отмене решения об утверждении результатов выборов.
- о признании итогов выборов недействительными.
- о признании недействительным протокола избирательной комиссии.
- об оспаривании постановлений, действий (бездействий) по проведению досрочного голосования и утверждению результатов выборов.
- об отмене решения о регистрации кандидатом в депутаты
- об отмене отказа в регистрации кандидата в депутаты.
При рассмотрении дел указанной категории суды руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ);
- Законом Тульской области от 08.07.2008 N 1055-3TO "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", уставами муниципальных образований.
При рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Изучение судебной практики показало, что административными истцами по данным делам являлись физические лица.
Случаев обращения с коллективными административными исками, связанными с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме не имелось.
Административными ответчиками, к которым предъявлялись указанные административные иски, являлись Территориальные избирательные комиссии районов г. Тулы и Тульской области, Участковые избирательные комиссии.
Анализ судебных актов позволил обобщить практику судов по следующим вопросам.
1. Вопросы, связанные с выдвижением
кандидатов политической партией.
Для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты структурным подразделением партии в избирательную комиссию надлежит представить решение о создании местного отделения политической партии в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Тульской области от 08.07.2008 N 1055-3TO "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления".
Б. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии муниципального образования, У. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования "О регистрации У. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования", ссылаясь в обоснование иска на то, что для уведомления о выдвижении и регистрации указанного кандидата в депутаты структурным подразделением партии в избирательную комиссию надлежало представить решение о создании местного отделения политической партии, между тем, указанный документ представлен не был.
Решением суда первой инстанции административные исковые требования удовлетворены, постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования, "О регистрации У. кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования" отменено, при этом суд исходил из того, что в территориальную избирательную комиссию муниципального образования не был представлен документ, предоставление которого регламентировано положениями п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Тульской области от 08.07.2008 N 1055-3TO "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", а именно: удостоверенная уполномоченным представителем избирательного объединения копия решения о создании избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила судебное постановление без изменений.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности, в соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 данного Федерального закона, основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пп. "а" п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен перечень документов, подлежащий предоставлению уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления".
В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Тульской области от 8 июля 2008 года N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренным федеральным законом, по форме, установленной избирательной комиссией области, представляет в избирательную комиссию муниципального образования, в том числе, удостоверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона Тульской области от 8 июля 2008 года N 1055-ЗТО, основаниями для отказа в заверении перечня кандидатов являются отсутствие документов, указанных в п. п. 1-6 ч. 1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральными законами.
Кандидатура У. выдвинута кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования постановлением Щ. местного отделения Тульского областного отделения от 14 июля 2018 года и согласована постановлением Тульского областного отделения политической партии "КП РФ" от 16 июля 2018 года.
В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под избирательным объединением понимается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Следовательно, местное отделение партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на выборах в представительный орган названного муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.
Поскольку кандидатура У. выдвинута структурным подразделением партии "КП РФ" и в отсутствие принятого ЦК КПРФ или его Президиумом соответствующего решения в силу положений Устава данной политической партии, а также на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" не подлежащим регистрации местным отделением политической партии, для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты в избирательную комиссию надлежало представить решение о создании местного отделения политической партии, чего в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Тульской области от 8 июля 2008 года N 1055-ЗТО сделано не было.
2. Вопросы, связанные с представлением сведений,
необходимых для регистрации кандидата.
2.1 Отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты сведений о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, при условии их восполнения содержанием документов, приложенных к заявлению кандидата, не может служить основанием для отказа регистрации кандидата со ссылкой на подпункт "в2" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Ц. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования 4 "Об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов муниципального образования Ц. ", ссылаясь с обоснование иска на тот факт, что отсутствие в заявлении для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты сведений о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он получил образование, при наличии в поданных документах копии диплома об образовании с указанием даты его выдачи, не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Решением суда первой инстанции административные исковые требования Ц. оставлены без удовлетворения, при этом суд исходил из того, что в заявлении о согласии баллотироваться должны содержаться сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, поскольку в заявлении Ц. отсутствуют сведения о годе окончания им образовательного учреждения, указанные обстоятельства являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам отменила данное решение суда первой инстанции и приняла новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в.2" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Пунктом 2, подпунктом "б" пункта 2.2, подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона закреплено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с указанной нормой закона в заявлении о согласии баллотироваться указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются документы, в том числе документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об образовании.
Из приведенных законоположений следует, что полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что, в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.
Какие-либо недочеты, допущенные кандидатом при указании сведений, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата при условии, если к заявлению прилагались подтверждающие указанные сведения документы, т.е. не допущено искажений либо неполноты тех сведений о кандидате, которые необходимы для его регистрации.
Как следует из материалов дела, в заявлении Ц. о согласии баллотироваться были приведены сведения об образовании, при этом указана организация, осуществляющая образовательную деятельность, реквизиты документов об образовании. К заявлению приложены копия дубликата диплома, содержащая сведения о годе окончания образовательной организации.
В этой связи судебная коллегия исходила из того, что отсутствие в заявлении Ц. сведений о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, было восполнено содержанием представленной ксерокопии документа об образовании. Таким образом, избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала сведениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", необходимыми для принятия решения о регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах оснований для отказа регистрации Ц. со ссылкой на подпункт "в2" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ у избирательной комиссии не имелось.
2.2 Несоблюдение порядка представления кандидатом в депутаты документов необходимых для регистрации кандидатом в депутаты, при отсутствии документа удостоверяющего личность, не свидетельствует о незаконном отказе в принятии избирательной комиссией соответствующего документа.
Л. обратился с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и возложении обязанности регистрации кандидатом в депутаты, указав в обоснование заявленных требований, что административным истцом в территориальную избирательную комиссию подано уведомление о выдвижении в кандидаты в депутаты в порядке самовыдвижения.
Вместе с заявлением представлены документы, предусмотренные ст. 12 Закона Тульской области N 1055-ЗТО от 08 июля 2008 года "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", в том числе копия паспорта гражданина Российской Федерации, сверенная с оригиналом.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона Тульской области N 1055-ЗТО от 08 июля 2008 года Л. представил в территориальную избирательную комиссию сообщение об отсутствии изменений в сведениях, представленных при выдвижении. Однако, председателем территориальной избирательной комиссии устно отказано в принятии поданного документа по причине отсутствия при себе в момент его предъявления паспорта у административного истца.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Л. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты, по тем основаниям, что им не представлено сообщение об отсутствии изменений в сведениях, представляемых при выдвижении.
Решением суда первой инстанции административные исковые требования Л. оставлены без удовлетворения, при этом суд исходил из того, что у административного истца отсутствовали объективные препятствия для представления в территориальную комиссию сообщения об отсутствии изменений в сведениях, представляемых при выдвижении, однако в нарушение требований закона данный документ предоставлен не был, в связи с чем у территориальной комиссии имелись законные основания для отказа в регистрации Л. в качестве кандидата в депутаты.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила судебное постановление без изменений.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 настоящей статьи, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления".
На основании п. 1 ст. 18 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, он не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую окружную комиссию, в том числе, сообщение об изменении сведений о кандидате либо об отсутствии таких изменений по форме, установленной избирательной комиссией области, чего Л. в установленный законом срок сделано не было.
Из материалов дела следует, что сообщение об изменении сведений о кандидате либо об отсутствии таких изменений, которое носит заявительный характер и является обязанностью кандидата, в установленные законом сроки в избирательную комиссию от Л. не поступало.
Установленный законом срок для представления указанного сообщения является пресекательным.
При отсутствии данного документа, необходимого для регистрации кандидата, у избирательной комиссии имелись основания для применения положений п. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Оспариваемое решение принято избирательной комиссией по истечению срока, установленного п. 1 ст. 18 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО.
Доводы административного истца об обращении 24 июля 2018 года в территориальную избирательную комиссию для представления сообщения об отсутствии изменений в сведениях о кандидате в депутаты, представленных при его выдвижении были предметом проверки и оценки суда первой инстанции.
Установив несоблюдение Л. порядка представления документов необходимых для регистрации, при отсутствии документа удостоверяющего личность, с учетом требований ч. 4 ст. 18 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО, суд обоснованно не согласился с доводами истца о незаконном отказе в принятии избирательной комиссией сообщения об отсутствии изменений в сведениях.
3. Вопросы, связанные с проведением досрочного голосования.
Установление периода времени проведения досрочного голосования, даты начала проведения досрочного голосования отнесено к компетенции Территориальной избирательной комиссией муниципального образования и не противоречит действующему избирательному законодательству.
Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии муниципального района о признании незаконным постановления избирательной комиссии муниципального района по проведению досрочного голосования, указав в обоснование заявленных требований, что административный истец зарегистрирован и участвует в выборах в качестве кандидата в депутаты при проведении выборов депутатов.
Постановлением избирательной комиссии муниципального района утвержден график дежурств членов избирательной комиссии для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов муниципальных образований в период с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года. Досрочное голосование проводится на избирательных участках с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года в рабочие дни с 09 часов до 20 часов, в выходные дни - с 10 часов до 14 часов.
Установленный указанным постановлением порядок, по мнению истца, противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, поскольку данное Постановление не содержит сведений об указанных в п. 1 ст. 65 данного Федерального закона обстоятельствах, в связи с которыми проводится досрочное голосование.
По мнению истца, постановление противоречит правилам п. 2 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ о проведении досрочного голосования не ранее, чем за 10 дней до дня голосования, поскольку разрешает проведение досрочного голосования за 11 дней.
Кроме того, обжалуемым Постановлением нарушается установленный п. 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ порядок, согласно которому досрочное голосование проводится в рабочие дни в вечернее время после 16 часов по местному времени, тогда как Постановлением определено, что досрочное голосование проводится в период с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года в рабочие дни с 09 часов до 20 часов, в выходные дни - с 10 часов до 14 часов. Указанное, по мнению административного истца, создает условия для злоупотреблений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, поскольку невозможно осуществлять независимый общественный контроль за досрочным голосованием в рабочее время.
Судом первой инстанции административные исковые требования Т. оставлены без удовлетворения, при этом суд исходил из того, что постановление избирательной комиссии муниципального района по проведению досрочного голосования не противоречит действующему избирательному законодательству, принято компетентным органом, его издание и исполнение не создает угроз реализации гарантированного ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила судебное постановление без изменений.
Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа; граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и ч. 2 ст. 32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 17; ч. 1 и ч. 2 ст. 19).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления".
Правилами п. 1 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплено право соответствующей избирательной комиссии на разрешение досрочного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, при проведении референдума Российской Федерации, определены сроки досрочного голосования и указаны группы избирателей, могущих таким образом реализовать свое активное избирательное право, даны определения местностей и объектов, где проведение досрочного голосования разрешается.
Согласно п. 2 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирателю, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, гарантируется возможность проголосовать досрочно. Данной нормой регламентированы порядок, сроки и место проведения досрочного голосования.
Пунктом 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, или по ее поручению нижестоящими комиссиями.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО, избирательная комиссия муниципального образования: организует подготовку и проведение выборов депутатов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.
В силу п. 1-1 ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО досрочное голосование проводится с соблюдением требований, установленных федеральным законом, путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении избирательной комиссии муниципального образования (в городе Туле - в помещении территориальной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный Территориальной избирательной комиссией муниципального образования период времени проведения досрочного голосования с 09 часов до 20 часов по будням и с 10 часов до 14 часов по выходным дням отнесено к компетенции административного ответчика и не противоречит действующему избирательному законодательству и не ведет к нарушению прав избирателей (п. 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), дата начала проведения досрочного голосования - с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года, определена правильно, с учетом требований п. 2 ст. 11.1, п. 2 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО.
При этом доводы административного истца о нарушении установленным временным периодом прав избирателей, отсутствующих по месту жительства по уважительным причинам (в том числе, по причине занятости на работе), а также о невозможности осуществлять независимый общественный контроль за досрочным голосованием не нашли своего объективного подтверждения ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, равно как и доводы административного истца о голосовании граждан по чужим документам или паспортным данным, их понуждении к реализации активного избирательного права.
Напротив, судом верно указано на то, что при проведении досрочного голосования территориальной избирательной комиссией велся список лиц, присутствовавших при его проведении, составлялись акты о передаче списка досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании и конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, иные кандидаты и их доверенные лица приняли участие при проведении досрочных выборов.
4. Вопросы, связанные с признанием
итогов выборов недействительными
Только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
4.1 Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии, указав в обоснование заявленных требований, что постановлением Территориальной избирательной комиссии он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии выборы депутатов, признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными.
Территориальной избирательной комиссией принято постановление "Об утверждении графика дежурств, членов территориальной избирательной комиссии по приему заявлений избирателей для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов муниципальных образований".
Данное постановление, по мнению истца, не подлежало применению и исполнению, поскольку не было опубликовано (направлено, размещено) в установленном законом порядке.
Таким образом, принятое решение об итогах голосования подлежит отмене по основанию, установленному подп. "б" п. 1.2. ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, наблюдатели административного истца как кандидата были лишены возможности реализации их прав, установленных п. 8 ст. 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что привело к нарушению прав Т. в соответствии с ч. 7.1. ст. 30 данного Федерального закона.
Помимо этого, в досрочном голосовании приняли участие граждане, проголосовавшие досрочно по чужим паспортам избирателей, данное обстоятельство вызывает сомнения в объективности и беспристрастности должностных лиц, организовавших и фактически осуществивших досрочное голосование.
При таких нарушениях, допущенных в ходе досрочного голосования, решение комиссии об итогах голосования подлежит отмене, с необходимостью проведения повторного подсчета голосов избирателей, но без учета голосов избирателей, принявших участие в досрочном голосовании.
На основании изложенного административный истец Т. просил суд признать незаконным решение, действие (бездействие) административного ответчика, выразившееся в не размещении (не опубликовании) Территориальной избирательной комиссией не позднее трех дней до начала досрочного голосования постановления территориальной избирательной комиссии "Об утверждении графика дежурств, членов территориальной избирательной комиссии по приему заявлений избирателей для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов" на информационном стенде Территориальной комиссии и на официальном сайте администрации муниципального образования в разделе Территориальная избирательная комиссия; отменить постановления Территориальной избирательной комиссии; обязать административного ответчика провести повторный подсчет голосов избирателей, исключив при повторном подсчете голосов бюллетени досрочно проголосовавших избирателей, которые имеют на оборотной стороне печати участковых комиссий.
Судом первой инстанции административные исковые требования Т. оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила судебное постановление без изменений.
Пунктом 1 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплено право соответствующей избирательной комиссии на разрешение досрочного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, при проведении референдума Российской Федерации, определены сроки досрочного голосования и указаны группы избирателей, могущих таким образом реализовать свое активное избирательное право, даны определения местностей и объектов, где проведение досрочного голосования разрешается.
Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.
Пунктом 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, или по ее поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом.
В соответствии с п. 5.5 Постановления Центральной Избирательной комиссии России от 08 августа 2018 года N 174/1414-7 "О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации" установлено, что ТИК обязана оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО, избирательная комиссия муниципального образования: организует подготовку и проведение выборов депутатов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.
В силу п. 1-1 ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО досрочное голосование проводится с соблюдением требований, установленных федеральным законом, путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении избирательной комиссии муниципального образования (в городе Туле - в помещении территориальной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление Территориальной избирательной комиссией порядка проведения досрочного голосования отнесено к компетенции данного органа и такой порядок не противоречит действующему избирательному законодательству и не ведет к нарушению прав избирателей временной период и дата начала проведения досрочного голосования определены правильно, с учетом требований п. 2 ст. 11.1, п. 2, п. 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года N 1055-ЗТО.
Материалами дела подтвержден факт размещения Постановления Территориальной избирательной комиссии в Центре правовой и деловой информации муниципального казенного учреждения культуры, а также на сайте администрации в разделе "документы", в связи с чем суд правильно указал на несоответствие фактическим обстоятельствам доводов административного истца о допущенном административным ответчиком бездействии, выразившемся в неопубликовании в установленном порядке указанного постановления.
Из материалов дела также следует, что Территориальной избирательной комиссией списки досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к ним заявлениями избирателей о досрочном голосовании и конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей переданы участковым избирательным комиссиям, а также переданы избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов, о чем составлены соответствующие акты.
Участковыми избирательными комиссиями произведен подсчет избирательных бюллетеней, в том числе, по досрочному голосованию, о чем также составлены соответствующие акты об итогах голосования, неиспользованные избирательные бюллетени для голосования на выборах погашены Территориальной избирательной комиссией.
При этом доводы административного истца о невозможности осуществлять независимый общественный контроль за проведением досрочного голосования путем обеспечения явки своих наблюдателей не нашли своего объективного подтверждения ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, равно как и доводы административного истца о голосовании граждан по чужим документам или паспортным данным.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в п.п. 1, 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Частью 7.1 настоящей статьи установлено, что политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.
При этом Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не установлен начальный период для подачи зарегистрированным кандидатом списков наблюдателей для осуществления контроля за досрочным голосованием.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что Т. не был лишен объективной возможности реализовать свое право на участие при проведении досрочного голосования, в том числе посредством обеспечения явки своих наблюдателей, однако не воспользовался им, тогда как другие зарегистрированные кандидаты в депутаты таким правом воспользовались.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что по указанным основаниям не подлежат удовлетворению и требования о недействительности постановления Территориальной избирательной комиссии "О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования".
При проведении досрочного голосования территориальной избирательной комиссией велся список лиц, присутствовавших при его проведении, составлялись акты о передаче списка досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании и конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, иные кандидаты и их доверенные лица приняли участие при проведении досрочных выборов.
Поскольку предусмотренных ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов судом правомерно не установлено, оснований для отмены постановления Территориальной избирательной комиссии "О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования" не имеется.
4.2 В. обратился в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии, Территориальной избирательной комиссии об отмене решения об утверждении результатов выборов.
В обоснование заявленных требований указал, что на прошедших выборах Президента РФ он голосовал на избирательном участке N. На избирательном участке было проведено тестирование комплекса обработки избирательных бюллетеней 2017 ( далее по тексту КОИБ-2017) согласно инструкции Центральной избирательной комиссии России (далее по тексту ЦИК России). Однако, в данной инструкции отсутствует тестирование на два вида бюллетеней неустановленной формы: бюллетень с печатью иной участковой избирательной комиссии, чем тот, на котором производится тестирование; бюллетень с поставленной печатью, но без подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с ч. 12 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах президента Российской Федерации" на лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Таким образом, по мнению административного истца, при подсчете голосов на избирательном участке с помощью технического средства невозможно выявить действительную волю избирателей.
Просил отменить решение участковой избирательной комиссии об утверждении результатов выборов на избирательном участке, принять решение о ручном пересчете бюллетеней.
Судом первой инстанции административные исковые требования В. оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила судебное постановление без изменений.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно пункту 1 статьи 85 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае, в частности, нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.
В силу ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий
Избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные и участковые избирательные комиссии осуществляют свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", инструкциями и нормативными актами, утвержденными Центральной избирательной комиссией РФ.
Помимо прочего участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию.
Порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 при голосовании на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, определен "Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации", утвержденной Постановление ЦИК России от 08.02.2018 N 139/1148-7.
Постановлением Совета Федерации от 15 декабря 2017 года N 528-СФ на 18 марта 2018 года были назначены выборы Президента Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что участковая избирательная комиссия избирательного участка в день, предшествующий дню голосования провела тестирование КОИБ-2017 в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, что подтверждается протоколом тестирования, а также объяснениями истца В. в ходе судебного заседания, который не отрицал, что тестирование КОИБ-17 на избирательном участке было произведено в соответствии с вышеуказанной инструкцией.
Проанализировав положения Инструкции, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что все действия по подготовке к проведению голосования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах, Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации выполнены членами участковой избирательной комиссии в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии тестирования КОИБ-2017 на бюллетени неустановленной формы, а именно, с печатью другой участковой комиссии или с отсутствием подписей членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, был предметом проверки суда первой инстанции.
Согласно п. 2.4 Инструкции оформленные участковой комиссией бюллетени, в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки проверяются членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии и не используются, не выдаются избирателям в следующих случаях:
1) если при проставлении печати участковой комиссии на бюллетене получен неудачный оттиск: не пропечаталась часть элементов или "слиплись" (размазались) цифры;
2) если контур оттиска печати пересекает линии рамки зоны для печати;
3) если обнаружен типографский брак при изготовлении тиража бюллетеней: бледный оттиск базовых линий или их части на бюллетене, базовые линии имеют разрывы или белые вкрапления;
4) если внутри квадратов для отметок избирателей, участников референдума имеются следы типографской краски или иные темные вкрапления, контрастные с цветом бюллетеня;
5) если подписи членов участковой комиссии попали в зону цифр на оттиске печати или за границы зоны печати комиссии.
Таким образом, бюллетени с печатью другой участковой комиссии или с отсутствием подписей членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не используются, в том числе для проведения тестирования, и не выдаются избирателям.
Бюллетени, классифицированные КОИБ-2017 как бюллетени неустановленной формы, сканирующим устройством не принимаются и возвращаются обратно в приемный лоток.
В каждый КОИБ-2017 вводятся исходные данные, в том числе номер участковой избирательной комиссии. Если на бюллетене будет стоять печать другой участковой избирательной комиссии либо будет нарушено правила подготовки бюллетеней, распознавание сканирующим устройством произведено не будет, бюллетень будет возвращен в лоток для приема.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно пункту 23 ст. 73 вышеуказанного Закона, после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
По итогам голосования участковая комиссия оформила свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на избирательном участке.
Принимая решение об отказе заявителю в удовлетворении требований в полном объеме, суд первой инстанции проанализировал представленные доказательства, в том числе копию протокола, обоснованно исходил из того, что протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка изготовлен посредством использования КОИБ-2017, то есть в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме таких протоколов Инструкцией, а также в соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в соответствии со ст. 72 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Как было указано ранее, в силу положений пункта 1.2 ст. 85 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" основаниями для отмены решений (протоколов) избирательных комиссий избирательных участков является нарушение процедуры проведения голосования и подведения его итогов.
Поскольку нарушений процедуры проведения голосования и подведения его итогов, свидетельствующих о неправомерности результатов голосования и необходимости проведения непосредственного подсчета голосов без использования технического средства (ручного подсчета) не установлено, суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования административного истца В.
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение практики рассмотрения судами региона административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) за 2018 год - Тульский областной суд
Текст обзора размещен на сайте Тульского областного суда в Internet (http://oblsud.tula.sudrf.ru)