Приказ Департамента здравоохранения г. Севастополя
от 30 августа 2018 г. N 775
"Об утверждении порядка взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов"
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом города Севастополя от 01.12.2015 N 209-ЗС "О дополнительном лекарственном обеспечении льготных категорий граждан города Севастополя", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", Законом города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на очередной год и плановый период, в целях реализации прав отдельных категорий граждан на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов и совершенствования организационного взаимодействия субъектов, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категории граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов.
2. Признать утратившим силу приказы Департамента здравоохранения города Севастополя от 26 января 2017 г. N 57 "Об утверждении порядка взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов", от 14 06 2017 N 643 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Севастополя от 26.01.2017 N 57 "Об утверждении Порядка взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов".
3. Главному внештатному специалисту пресс-секретарю Департамента Снегиревой В.А. опубликовать на официальном сайте Департамента настоящий приказ.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой
И.о. директора Департамента |
М.В. Малишевский |
Утвержден
приказом Департамента
здравоохранения Севастополя
от 30.08.2018 N 775
Порядок
взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует взаимодействие участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов (льготное лекарственное обеспечение).
1.2. Участниками, организующими и осуществляющими льготное лекарственное обеспечение, являются:
- Департамент здравоохранения города Севастополя - осуществляет организацию процесса льготного лекарственного обеспечения, осуществляет закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее - лекарственные препараты) за счет средств федерального и регионального бюджетов, контроль за участниками льготного лекарственного обеспечения;
- медицинские организации - осуществляют назначение и выписку рецептов на лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями и стандартами оказания медицинской помощи;
- уполномоченная фармацевтическая организация - организация, подведомственная Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая исполняет государственный контракт либо государственное задание на оказание услуг по приемке, распределению, хранению, учету, контролю, доставке до пунктов отпуска лекарственных препаратов, закупленных Департаментом здравоохранения города Севастополя за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан;
- пункты отпуска - аптеки, аптечные пункты, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, а также структурные подразделения медицинских организаций, уполномоченной фармацевтической организации, включая сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты в которых осуществляется выдача лекарственных препаратов гражданам по рецептам бесплатно или с 50% скидкой.
- ГБУЗС "Медицинский информационно-аналитический центр" - осуществляет информационное взаимодействие между участниками льготного лекарственного обеспечения, обеспечивает техническую поддержку и защиту информации информационных систем, предоставляет статистическую и аналитическую информацию.
Участниками, предоставляющими информацию для организации льготного лекарственного обеспечения, являются:
- отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе федерального значения Севастополе (далее - ОПФР в городе Севастополе), осуществляющее ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
1.3. Основные термины и определения:
государственная социальная помощь для лиц, включенных в регистр федеральных льготников - это предоставление отдельным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, в том числе лекарственных препаратов;
заявка медицинской организации - уведомления медицинских организаций, составленные в письменной и электронной формах (с учетом персонифицированного реестра льготной категории граждан), информирующие Департамент здравоохранения города Севастополя о потребности в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, специализированных продуктах лечебного питания, их наименованиях, дозировках, формах выпуска и количестве для обеспечения граждан, закупаемых за счет средств федерального и регионального бюджетов;
сводная утвержденная заявка - сводная потребность из заявок медицинских организаций на год, прошедшая процедуру рассмотрения, согласования и утверждения в Департаменте здравоохранения города Севастополя, согласованная главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя по соответствующему профилю.
набор социальных услуг - социальные гарантии для лиц, включенных в Регистр федеральных льготников, предоставляемые отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача-фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания, для детей-инвалидов;
паспорт врачебного участка отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания - ежеквартальная учетная форма, формируемая лечащим врачом для федеральных и региональных льготников на основании формы N 030-13/у "Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (далее - паспорт врачебного участка);
федеральные льготники - граждане, включенные в Регистр федеральных льготников и не отказавшиеся в установленном порядке от получения набора услуг в полном объеме или в части обеспечения лекарственными препаратами, имеющие справку из отделения Пенсионного фонда России в городе Севастополе на получение государственной социальной помощи;
региональные льготники - граждане, относящиеся к перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Законом города Севастополя от 01.12.2015 N 209-ЗС "О дополнительном лекарственном обеспечении льготных категорий граждан города Севастополя", а также иные лица, включенные в Регистр в соответствии с действующими нормативными актами регистр - имеющий правовое значение полный официальный перечень физических лиц, прошедших установленную процедуру получения статуса льготника, регистрации и внесения в информационную базу, подтверждающую (устанавливающую) право льготника на бесплатное или с 50% скидкой получение лекарственных препаратов;
реестр - совокупность учетных данных за определенный период;
СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
шаблон - совокупность параметров документа для многократного его использования;
Регистры федеральных и региональных льготников ведутся раздельно. Пациентам, включенным в Регистр федеральных или региональных льготников, лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей при амбулаторном лечении.
Инъекционные и иные лекарственные препараты, которые при введении (применении) требуют присутствие врача, приобретаются и применяются в дневных стационарах, стационарных отделениях медицинских организаций, не входят в объем льготного лекарственного обеспечения, регламентированного настоящим Порядком.
Департамент здравоохранения города Севастополя вправе принять нормативный акт, регулирующий процесс взаимодействия медицинских организаций по отдельному направлению обеспечения лекарственными препаратами, в части, не противоречащей настоящему Порядку.
2. Назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания
2.1. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется гражданам в соответствии с настоящим порядком и действующим законодательством Российской Федерации и Севастополя.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе:
1) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;
2) гражданам, страдающим злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также гражданам после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с перечнем централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
3) гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и Законом города Севастополя от 01.12.2015 N 209-ЗС "О дополнительном лекарственном обеспечении льготных категорий граждан города Севастополя";
4) гражданам, страдающим жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности
2.2. При первичном обращении в медицинскую организацию для выписывания льготных рецептов гражданин предъявляет:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) свидетельство о рождении ребенка, документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка (в случае, если назначение и выписка препаратов необходимы несовершеннолетнему пациенту);
б) документ, подтверждающий проживание в городе Севастополе (прописка в городе Севастополе или временная регистрация по месту пребывания в городе Севастополе);
г) полис обязательного медицинского страхования;
д) СНИЛС;
е) выписку из медицинских документов или истории развития ребенка, подтверждающую наличие заболевания, дающего право на бесплатное обеспечение получение лекарственных препаратов (при необходимости).
ж) справку отделения Пенсионного фонда России в городе Севастополе на текущий год, подтверждающую право гражданина на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в случае отсутствия информации в Регистре федеральных льготников, в электронной системе выписки рецептов (для федеральных льготников);
з) документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и меры социальной поддержки на получение лекарственных препаратов (для региональных льготников);
2.3. Выписывание рецептов гражданам осуществляется в медицинской организации, к которой гражданин прикреплен по территориально-участковому принципу (либо в выбранной медицинской организации), включенной в перечень медицинских организаций - участников льготного лекарственного обеспечения.
Выбор гражданином одной медицинской организации из числа включенных Департаментом здравоохранения города Севастополя в перечень медицинских организаций осуществляется в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
2.4. При нахождении на территории Севастополя граждан, имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета, проживающих и зарегистрированных в иных регионах РФ (иногородние граждане), выписка льготных рецептов при обращении в медицинскую организацию осуществляется при предъявлении документов, указанных в пункте 2.2. настоящего Порядка.
2.5. Внесение гражданина в Регистр региональных льготников (с учетом подтвержденного диагноза) в электронной системе выписки рецептов осуществляет уполномоченный специалист медицинской организации, на основании личного заявления гражданина или его законного представителя на основании решения врачебной комиссии.
2.6. В случае отсутствия федерального льготника в Регистре федеральных льготников в электронной системе выписки рецептов, уполномоченный специалист медицинской организации направляет гражданина, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в ОПФР для внесения гражданина в федеральный регистр.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Выписка рецептов на пациентов, не включенных в установленном порядке в Регистры льготников не допускается.
2.7. Рецепты выписываются на имя пациента, для которого предназначены лекарственные препараты и выдаются непосредственно пациенту.
Рецепты могут быть получены законным (уполномоченным) представителем пациента в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на основании документов, подтверждающих право действовать уполномоченного лица от имени пациента. Факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю фиксируется записью в медицинской карте пациента.
2.8. Право выписывать льготные рецепты предоставляется лечащим врачам, фельдшерам, акушерке в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты" (далее - врач (фельдшер)), включенным в официальный Справочник врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку рецептов льготной категории граждан при оказании медицинской помощи (далее - Справочник врача). Справочник врача утверждается приказом руководителя МО.
Право выписывать рецепты на лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют:
1) медицинские работники, работающие в медицинской организации по совместительству (в пределах своей компетенции);
2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
3) медицинские работники медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в следующем случае. В отдельных случаях по решению руководителя медицинской организации при выписке из стационарного отделения медицинской организации пациента, имеющего соответствующие медицинские показания и направляемого для продолжения лечения в амбулаторных условиях, могут назначаться либо выдаваться одновременно с выпиской из истории болезни наркотические и психотропные лекарственные препараты списков II и III Перечня, сильнодействующие лекарственные препараты на срок приема пациентом до 5 дней.
Не допускается выписывание рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, медицинскими работниками санаторно-курортных организаций.
2.9. Выписывание рецептов в медицинских организациях (далее - МО), участвующей в лекарственном обеспечении, производится в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по международному непатентованному наименованию, или химическому наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования, либо в случаях, указанных в пункте 2.19 настоящего Порядка, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.
При выписки лекарственного препарата по торговому наименованию во всех случаях оформляется решение врачебной комиссии.
Оформление рецептов в МО, участвующей в льготном обеспечении, осуществляется в порядке, установленном приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", с использованием компьютерной техники.
Выписка рецептов осуществляется в программном комплексе региональной медицинской информационной системы (модуль "льготное лекарственное обеспечение") (далее - РМИС, программный комплекс). В случае невозможности по техническим причинам сформировать рецепт в программном комплексе, выписка рецептов осуществляются вручную, на бланках, изготовленных типографским способом с последующим внесением информации о выписанном рецепте в программный комплекс.
Руководитель МО, участвующей в лекарственном обеспечении, назначает ответственное должностное лицо за работу организации по лекарственному обеспечению, в обязанности которого входит контроль за ведением и правильностью оформления первичной медицинской документации, рецептов, выпиской льготных рецептов врачами (фельдшерами), врачебными комиссиями организации, обеспечение строгого учета выписанных рецептов, взаимодействие с уполномоченной фармацевтической организацией и Департаментом здравоохранения города Севастополя по вопросам лекарственного обеспечения.
Контроль за организацией льготного лекарственного обеспечения граждан в МО возлагается на главного врача (руководителя) МО.
2.10. На рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л) и формы N 148-1/у-06(л) рецепт выписывается медицинским работником в двух экземплярах, с одним экземпляром которого пациент обращается в аптечную организацию. Второй экземпляр рецепта приобщается к медицинской карте пациента.
Наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II Перечня (за исключением лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем, а также лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов) для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получения лекарственных препаратов со скидкой, выписываются на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, к которому дополнительно выписываются рецепты в 1-м экземпляре на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л) или формы N 148-1/у-06 (л).
Наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II Перечня в виде трансдермальных терапевтических систем, наркотические лекарственные препараты списка II Перечня, содержащие наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, психотропные лекарственные препараты списка III Перечня, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, комбинированные лекарственные препараты, предназначенные для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, выписываются на рецептурном бланке N 148-1/у-88, к которому дополнительно выписывается рецепт в 1-м экземпляре на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л) или формы N 148-1/у-06 (л).
Серия и диапазон номеров рецептов на бланках формы N 148-1/У-88 для МО утверждаются Департаментом здравоохранения города Севастополя.
При выписывании рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, указывается номер телефона МО, по которому работник пункта отпуска при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата.
2.11. Назначение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий и оформление соответствующего рецепта осуществляется лечащим врачом по результатам осмотра при амбулаторном лечении граждан, с учетом диагноза, характера и тяжести заболевания.
2.12. В рецепте указывается код соответствующего заболевания (МКБ-10), международное непатентованное наименование, группировочное наименование или торговое наименование на латинском языке, с указанием дозировки, фасовки, формы выпуска, разовой дозы, кратности и особенности приема.
Разовые, суточные и курсовые дозы при назначении лекарственных препаратов определяются лечащим врачом, исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания, наличия сопутствующей патологии с учетом стандартов оказания медицинской помощи.
2.13. В рекомендациях лекарственной терапии и заключениях врачей-консультантов, главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения города Севастополя, лекарственные препараты указываются по международным непатентованным наименованиям или группировочным химическим наименованиям, в случае их отсутствия, а также в случае обоснованной (документально подтвержденной) необходимости - по торговым наименованиям.
МО имеет право воспользоваться рекомендациями врачей-консультантов федеральных МО (при наличии заключений врачебных комиссий федеральных МО) и главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения города Севастополя, в том числе, в части рекомендации лекарственных препаратов, может при наличии обоснований отклонить их, рассмотрев на врачебной комиссии МО, комиссии Департамента здравоохранения города Севастополя.
2.14. Лечащий врач самостоятельно назначает и выписывает лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания в случае типичного течения заболевания, исходя из его тяжести и характера, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Рецепты оформляются лечащим врачом самостоятельно на основании соответствующего стандарта медицинской помощи на специальном рецептурном бланке установленной формы.
2.15. Лечащий врач использует для назначения лекарственные препараты, включенные в утвержденную заявку Департамента здравоохранения города Севастополя.
2.16. Назначение лекарственных препаратов, не входящих в утвержденную заявку, лечащий врач согласовывает с руководителем МО и главным внештатным специалистом Департамента здравоохранения города Севастополя. Решение об обоснованной необходимости назначения лекарственных препаратов, не включенных в утвержденную заявку МО, принимается по заключению врачебной комиссии МО.
2.17. При принятии решения об обоснованной необходимости назначения лекарственных препаратов, не включенных в утвержденную заявку МО, ответственное должностное лицо МО оперативно направляет дополнительную заявку по форме и в порядке, установленным Департаментом здравоохранения города Севастополя.
2.18. Назначение и выписывание лекарственных препаратов как по решению врача, так и по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи, паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях осуществляется на основании Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на соответствующий год (далее - перечень ЖНВ ЛП), утвержденного распоряжением Правительства РФ, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
2.19. Рецепт на основании решения врачебной комиссии выписывается по представлению лечащего врача и руководителя МО в следующих случаях:
- назначения лекарственного препарата, не включенного в утвержденную заявку МО;
- при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям);
- не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
- по торговым наименованиям назначения лекарственных препаратов (при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента), с учетом рекомендаций специалистами федеральных (и др.) медицинских центров;
- одновременного назначения одному пациенту гражданину пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
- первичного назначения пациенту наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения таких лекарственных препаратов с врачебной комиссией).
Решение врачебной комиссии фиксируется на оборотной стороне рецепта с указанием даты принятия решения и заверяется подписью председателя врачебной комиссии и печатью медицинской организации (при наличии печати).
2.19. Назначение и выписывание наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня производится пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза, а также пациентам с нарушением сна, судорожными состояниями, тревожными расстройствами, фобиями, психомоторным возбуждением самостоятельно медицинским работником либо медицинским работником по решению врачебной комиссии (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования первичного назначения таких лекарственных препаратов с врачебной комиссией).
2.20. Назначение, выписывание и отпуск лекарственных препаратов пациенту осуществляется в объеме, не превышающем месячную потребность с учетом ранее выписанных рецептов.
В амбулаторной карте пациента медицинским работником ставиться отметка на какой период пациент обеспечен лекарственным препаратом (до какого числа, месяца, года).
2.21. Для лечения хронических заболеваний инвалидам, детям-инвалидам лекарственные препараты, специализированные продукты питания могут выписываться на курс лечения до трех месяцев.
Рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3 месяцев, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
В случаях выезда граждан, постоянно проживающих в городе Севастополе за его пределы (при наличии подтверждающих документов), а также выезда на санаторно-курортное лечение (в федеральные МО с выездом за пределы города Севастополя) медицинскими работниками, на основании решения врачебной комиссией могут быть выписаны рецепты на лекарственные препараты на трехмесячный курс лечения.
Решение врачебной комиссии оформляется на обороте рецепта с указанием "Выезд за пределы г. Севастополь".
2.22. Уполномоченный сотрудник МО отражает выписанные рецепты в медицинской карте амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04), учетных формах:
- N 030-Л/у "Карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг по учету отпуска лекарственных препаратов" и в другой медицинской документации в соответствии с действующими нормативными документами;
- N 030-Р/у "Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг", утвержденной Приложением N 7 к Приказу Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг".
2.23 В случае назначения лекарственных средств, не заявленных медицинской организацией и не включенных в утвержденную заявку Департамента здравоохранения города Севастополя, секретарем врачебной комиссии медицинской организации составляется протокол врачебной комиссии медицинской организации и направляется не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения врачебной комиссией медицинской организации (далее - решение врачебной комиссии), в Комиссию Департамента здравоохранения города Севастополя.
К протоколу прилагаются следующие документы:
а) заявка медицинской организации на дополнительное обеспечение лекарственными средствами отдельной категории граждан по льготным программам;
б) копии документов, заверенных руководителем медицинской организации, подтверждающих обоснованность принятия решения врачебной комиссией;
в) другие документы по запросу Департамента здравоохранения города Севастополя.
Руководители МО несут персональную ответственность за организацию работы в МО по обеспечению граждан льготными лекарственными препаратами.
3. Порядок отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан
3.1. Отпуск льготным категориям гражданам лекарственных препаратов осуществляется в организациях, имеющим лицензию на соответствующие виды деятельности и оказывающим услугу по отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий на основании распорядительных документов Департамента здравоохранения города Севастополя.
Перечень пунктов отпуска льготных препаратов гражданам утверждается Департаментом здравоохранения города Севастополя. Приказ Департамента здравоохранения города Севастополя об утверждении перечня пунктов отпуска доводится до сведения МО, размещается в открытом доступе для всеобщего ознакомления граждан.
3.2. УФО обеспечивает автоматизированный предметно-количественный учет движения лекарственных препаратов, закупленных Департаментом здравоохранения города Севастополя (приход, расход, остатки) и персонифицированный учет движения рецептов (поступивших, обеспеченных, не обеспеченных), приемку по качеству и количеству, хранение лекарственных препаратов, в соответствии с правилами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими нормативными актами. УФО обеспечивает сохранность и контроль за сроками годности, организацию выдачи лекарственных препаратов в пунктах отпуска.
3.3. УФО организовывает и осуществляет отпуск лекарственных препаратов в пунктах отпуска по заявкам МО и Департамента здравоохранения города Севастополя.
3.4. Пункты отпуска в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным или группировочным наименованием отпускает имеющееся в наличии торговое наименование лекарственного препарата. При наличии нескольких синонимов одного международного непатентованного или группировочного наименования синонимический подбор осуществляется по согласованию с лечащим врачом пациента.
Работник аптечной организации при отпуске лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляет синонимическую замену указанного в рецепте лекарственного препарата в случае его отсутствия.
3.5. Работники пунктов отпуска при отпуске лекарственных препаратов информируют граждан о разовых и суточных дозах, периодичности, особенностях приема и применения, сроках и особенностях хранения лекарственных препаратов в домашних условиях.
3.6. В случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска в день обращения регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных отсроченных рецептов программного комплекса, согласовывают с УФО поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней, по решению врачебной комиссии - в течении пятнадцати рабочих дней.
При отсутствии у УФО выписанного лекарственного препарата, пункт отпуска в течение 3 рабочих дней со дня обращения пациента с рецептом обязана довести информацию в письменном виде до руководителя медицинской организации, выписавшей рецепт, о необходимости принятия мер для обеспечения лечебного процесса.
Медицинская организация в течение 3 рабочих дней со дня получения информации направляет в аптечную организацию акт о принятых мерах для обеспечения лечебного процесса с рекомендацией о снятии рецепта с отсроченного обеспечения, оставлении рецепта на отсроченном обеспечении либо об аналоговой замене лекарственного препарата и аннулировании предыдущего рецепта.
При отказе гражданина от получения, имеющегося в аптеке лекарственного препарата конкретного торгового наименования, рецепт сотрудником аптечной организации снимается с обслуживания. На обратной стороне рецепта сотрудником аптечной организации ставится штамп "Отпуск лекарственного препарата не произведен", указывается причина "Отказ от получения, имеющегося в аптеке лекарственного препарата", дата и подпись. Сотрудники пункта отпуска обязаны сделать соответствующую отметку в Журнале неудовлетворенного спроса поставленных на отсроченное обслуживание рецептов о снятом с обслуживания рецепте. Информация о снятии рецепта с отсроченного обслуживания руководителем УФО (пункта отпуска) передается в медицинскую организацию, выписавшую данный рецепт в течение 3 рабочих дней со дня снятия рецепта, вносится в базу данных программного комплекса.
3.7. УФО, в случае обоснованной невозможности обеспечения отсроченных рецептов, по результатам проведения мероприятий, указанных в п. 3.6 настоящего Порядка, обеспечивает своевременное доведение информации до Департамента здравоохранения города Севастополя о количестве отсроченных рецептов, требующих дополнительного обеспечения (проведения закупочных процедур). Департамент здравоохранения города Севастополя на основании обращения УФО обеспечивает закупку лекарственных препаратов по отсроченным рецептам в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.8. При поступлении лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов работники пункта отпуска информирует граждан по телефону или электронной почте. Если граждане в течение срока действия рецепта не обратились за его обеспечением, лекарственные препараты используются для обеспечения других рецептов. В журнале отсроченного обеспечения делаются соответствующие отметки. Рецепты в базе данных отсроченных рецептов аннулируются.
Если гражданин после оповещения о поступлении лекарственного средства не явился за предназначенным ему товаром в течение 5 рабочих дней, лекарственное средство снимается с хранения и передается иным гражданам для обеспечения по другим рецептам. Информация о гражданах, не получивших зарезервированные для них лекарственные средства и о рецептах, не обеспеченных в течение срока действия рецепта по причине неявки в аптечные организации граждан, вносится в журнал неудовлетворенного спроса, в течение 3 рабочих дней с даты аннулирования рецептов доводится пунктами отпуска до медицинских организаций.
3.9. В случае невозможности обеспечения рецепта, находящегося на отсроченном обслуживании, МО по согласованию с лечащим врачом, выписавшим рецепт, организует аналоговую замену лекарственного препарата на другие, имеющиеся в наличии УФО, пунктах отпуска. Ранее выписанные рецепты подлежит аннулированию.
Аннулированные рецепты не подлежат обеспечению и пациенту не возвращаются. При аннулировании рецепта, принятого на отсроченное обеспечение, составляется акт за подписью руководителя АО, делается запись в Журнале и информация об аннулированном рецепте вносится в компьютерную систему учета. Ежемесячно АО передает все аннулированные рецепты по Акту списания аннулированных рецептов в учреждение здравоохранения, осуществившее выписку данных рецептов. Ежемесячно учреждение здравоохранения согласно принятому Акту списания аннулированных рецептов вносит информацию в базу данных РМИС, запись "Рецепт недействителен, Акт списания N __ от ____" на втором экземпляре данного рецепта в медицинской карте амбулаторного больного. Срок хранения Актов списания аннулированных рецептов - 1 год.
3.10. УФО, Пункты отпуска:
- ведут учет отпущенных лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий с применением информационной автоматизированной системы программного комплекса и ежемесячным составлением сводного реестра соответствующих рецептов;
- обеспечивает ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) введение данных об обеспеченных и необеспеченных рецептах, рецептах, поставленных на отсроченное обслуживание в базу данных льготного лекарственного обеспечения РМИС.
3.11. В срок до 10-го числа каждого месяца УФО организовывает формирование и передачу Пунктами отпуска в УФО реестров обеспеченных рецептов (пронумерованных, сброшюрованных согласно реестру обеспеченных рецептов).
3.12. В срок до 10-го числа каждого месяца УФО формирует сводный персонифицированный реестр оформленных рецептов и отпущенных лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий и передает данный реестр в Департамент здравоохранения города Севастополя с отчетом по обеспеченным рецептам (пронумерованным, сброшюрованным согласно реестру обеспеченных рецептов) в бумажном и электронном виде.
3.13. УФО ежедневно предоставляет в МО информацию об имеющихся остатках товара, о рецептах, поставленных на отсроченное обеспечение.
3.14. Руководитель УФО несет персональную ответственность за надлежащее исполнение установленного порядка приемки, хранения, учета, соблюдения сроков годности, контроля, доставки и отпуска лекарственных препаратов, приобретенных Департаментом здравоохранения города Севастополя.
4. Определение потребности и формирование заявки на лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания
4.1. Льготное лекарственное обеспечение федеральных и региональных льготников осуществляется Департаментом здравоохранения города Севастополя посредством размещения государственных заказов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Перечень МО, осуществляющих льготное лекарственное обеспечение утверждается приказом Департамента здравоохранения города Севастополя.
Медицинские организации ведут персональный учет получателей соответствующей меры социальной поддержки и представляют информацию о них в соответствии с установленным порядком персонифицированного учета предоставления мер социальной поддержки в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Медицинский информационно-аналитический центр".
4.2. Государственные закупки Департаментом здравоохранения города Севастополя осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основ сводной заявки МО.
4.3. Утвержденная заявка МО формируется Департаментом здравоохранения города Севастополя на основании сводной заявки МО, с учетом имеющихся остатков лекарственных препаратов. Сводная заявка МО согласовывается с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя.
4.4. Заявки МО составляются на один очередной календарный год, в срок установленный Департаментом здравоохранения города Севастополя представляются для комиссионного рассмотрения и очной защиты.
4.5. Для проведения организационных мероприятий по комиссионному рассмотрению и очной защите заявок МО Департамент здравоохранения города Севастополя издает приказ об утверждении состава и графика работы комиссии Департамента здравоохранения города Севастополя о рассмотрении заявок на лекарственные препараты (далее - комиссия Департамента).
Финансовое обеспечение заявок МО Департамент здравоохранения города Севастополя устанавливает исходя из следующих данных:
- утвержденного на планируемый календарный год объема ассигнований федерального и регионального бюджетов;
- численности федеральных и региональных льготников с учетом сложившейся структуры заболеваний.
Перечень лекарственных препаратов для заявок МО формируется на основании следующих данных:
- утвержденного федерального перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на соответствующий год;
- регионального перечня лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, утвержденного Территориальной программой государственных гарантий города Севастополя на соответствующий год;
- персонифицированных регистров федеральных и региональных льготников;
- данных о назначении и отпуске лекарственных препаратов из Паспортов врачебных участков;
- стандартов оказания медицинской помощи;
- имеющихся в наличии лекарственных препаратов;
- анализа выполнения заявки МО за предыдущий год.
4.6. Заявка МО составляется в соответствии с утвержденным Департаментом здравоохранения города Севастополя шаблоном заявки.
4.7. Для организации работ по составлению заявки в МО назначается ответственный исполнитель и утверждается порядок составления заявки.
4.8. Заявки МО оформляются в электронной форме и на бумажном носителе.
4.9. Руководитель МО предоставляет комиссии Департамента заявку МО, составленную раздельно по каждому виду льготы, и персонифицированное обоснование потребности лекарственных препаратов по заболеваниям, требующим дорогостоящего лечения.
4.10. Комиссия Департамента проверяет обоснованность ассортимента и количества заявленных лекарственных препаратов, при необходимости проводит их корректировку, внештатными специалистами.
4.11. Заявки МО на календарный год и дополнительные персонифицированные заявки МО, признанные обоснованными и подлежащими обеспечению, утверждаются директором Департамента здравоохранения города Севастополя.
5. Информационное обеспечение при реализации процесса обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета
5.1. При осуществлении информационного обмена участники обязаны соблюдать требования по информационной безопасности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Доступ к Системе конечных пользователей осуществляется с учетом обеспечения информационной безопасности с применением технологии "тонкий клиент", через Web-интерфейс. В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации доступ всех участников к функционалу системы, информационный обмен между участниками взаимодействия осуществляется исключительно по защищенным каналам связи.
5.2. Техническая поддержка и сопровождение модуля "Льготное лекарственное обеспечение" РМИС осуществляется ГБУЗС МИАЦ.
ГБУЗС МИАЦ осуществляет:
5.2.1. Ввод в систему новых пользователей, настройку ролей пользователей;
5.2.2. Технологическую поддержку;
5.2.3. Настройку допустимых серий рецептов и диапазонов номеров рецептов;
5.2.4. Импорт в систему федерального регистра лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, поступающего от отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю и регистра застрахованных от МО с ежемесячной актуализацией, исключением дублирования записей;
5.2.5. Установку лицензионных ключей системы, ежемесячный контроль срока действия лицензионных ключей;
5.2.6. Выгрузку из программного продукта отчетов:
- размещенные закупки на поставку лекарственных препаратов, сроки поставки лекарственных препаратов, фактическая доставка лекарственных препаратов в пункты отпуска, остаточные сроки годности лекарственных препаратов;
- поставленные лекарственные препараты распределенные по МО в соответствии с утвержденной заявкой МО на текущий год;
- мониторинг поставок лекарственных препаратов;
- выписка рецептов, их отпуск;
- соответствие текущего наличия лекарственных препаратов с заявками и остатками в программном продукте;
- "Товарные запасы";
- "Реестр рецептов лекарственных препаратов";
- управление товарными запасами;
- дополнительное внедрение отчетных форм, заявленных Департаментом здравоохранения города Севастополя.
5.2.7. Ведение Регионального регистра граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (формирование, коррекция).
5.2.8. Ведение регистра врачей, фельдшеров, имеющих право на выписку льготных рецептов (формирование, коррекция).
Сведения о гражданах, имеющих право на государственную социальную помощь, передаваемые отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (каждые 10 дней) на основании соглашения об информационном обмене направляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в порядке и сроки, установленные соответствующим соглашением между ОПФР и Департаментом при участии ГБУЗС МИАЦ.
6. Контроль за выписыванием льготных рецептов и обеспечением отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов
6.1. Контроль за выписыванием льготных рецептов и обеспечением отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов (далее - контроль льготного лекарственного обеспечения), проводится:
- на уровне медицинской организации;
- на уровне уполномоченной фармацевтической организации;
- на уровне Департамента здравоохранения города Севастополя.
6.2. Главные врачи МО несут ответственность и обеспечивают личный контроль за назначением и выпиской лекарственных препаратов в рамках утвержденной заявки на текущий год, а также первоочередной выпиской лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности.
6.3. На уровне медицинской организации контроль льготного лекарственного обеспечения проводится ответственным должностным лицом, за работу по организации лекарственного обеспечения, назначенным руководителем МО, в порядке, установленном приказом по МО.
6.4. Контроль за обоснованностью назначения медицинскими работниками лекарственных средств и правильности их выписывания, является многоуровневым и осуществляется в следующем порядке:
а) на первом уровне - заведующими отделениями;
б) на втором уровне - комиссиями медицинских организаций по проверке обоснованности назначения лекарственных препаратов, правильности их выписывания (далее - комиссия медицинской организации) в порядке, утвержденном руководителем медицинской организации;
в) на третьем уровне - Департаментом здравоохранения города Севастополя.
Комиссии медицинских организаций проводят плановые проверки не реже 1 раза в месяц, а также внеплановые проверки при поступлении жалоб и обращений граждан. Результаты проверок комиссии медицинской организации оформляются актами в течение 3 рабочих дней со дня завершения проверки и предоставляются в Департамент здравоохранения города Севастополя.
6.5. Проведение проверок Департаментом здравоохранения города Севастополя осуществляется в соответствии с утвержденным планом проверок, в рамках ведомственного контроля качества медицинской помощи.
На уровне Департамента здравоохранения города Севастополя контроль льготного лекарственного обеспечения осуществляется посредством:
1) плановых выездных проверок;
2) внеплановых документарных и выездных проверок;
3) мониторинга сведений о лекарственных препаратах, размещенных в электронной базе программного комплекса;
Основаниями для осуществления внеплановых проверок являются:
1) обращения граждан, поступившие в Департамент здравоохранения города Севастополя;
2) требования контролирующих и правоохранительных органов, органов прокуратуры, информация из иных источников о нарушениях прав граждан на бесплатное и своевременное льготное лекарственное обеспечение.
В проверках Департамента здравоохранения города Севастополя участвуют специалисты Управления по лекарственному обеспечению и лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Севастополя по соответствующему профилю (при необходимости), специалисты Департамента.
К материалам проверки должны быть приложены протоколы, заключения, объяснения работников проверяемой организации, заверенные копии документов, подтверждающих выявленные нарушения, иные связанные с результатами проверки документы.
Результаты проверок учитываются при оценке показателей результативности (эффективности) деятельности медицинских работников и руководителей медицинских организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента здравоохранения г. Севастополя от 30 августа 2018 г. N 775 "Об утверждении порядка взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, закупаемыми за счет средств федерального и регионального бюджетов"
Настоящий приказ вступает в силу с 31 августа 2018 г.
Текст приказа размещен на официальном сайте Департамента здравоохранения г. Севастополя (https://dzs.sev.gov.ru/) 31 августа 2018 г.
Приказом Департамента здравоохранения г. Севастополя от 5 июня 2020 г. N 618 настоящий документ признан утратившим силу