В соответствии с пунктом 5 плана работы прокуратуры города Шелехова (далее - Прокуратура) на 1 полугодие 2019 года проведена проверка соблюдения администрацией Шелеховского городского поселения (далее - Администрация) требований Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов при осуществлении переданных в соответствии с Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 года N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Закон Иркутской области N 114-ОЗ) полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) на 2019 год (далее - Проверка). Указанные тарифы установлены постановлением Администрации от 20 декабря 2018 года N 1359па "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" (далее - Постановление N 1359па).
На основании пункта 13 статьи 21, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к проведению Проверки привлечен специалист службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба) (требование прокуратуры Иркутской области от 4 марта 2019 года N 7/1-23/6-2019/7399) для дачи мотивированного заключения о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании материалов дела об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение в отношении МУП "Водоканал", представленных в Службу письмом Прокуратуры от 6 марта 2019 года N 7-25/7-2019, экспертом Службы подготовлено заключение по результатам проверки экономической обоснованности указанных тарифов. Также на основании письма Прокуратуры от 10 апреля 2019 года N 7-25(1)-19 в целях оценки экономически обоснованных размеров тарифов на питьевую воду и водоотведение Предприятия на 2019 год экспертом Службы подготовлено дополнение к указанному заключению.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, а также с учетом соблюдения баланса экономических интересов таких организаций и их абонентов.
Расчет и установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется регулирующим органом исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (статья 32 Федерального закона N 416-ФЗ, пункт 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования)).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
По результатам проведенной Проверки выявлены нарушения Администрацией требований действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выразившиеся в следующем.
Постановление N 1359па принято в отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г", "л", "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года 406 (далее - Правила регулирования), а именно:
копий правоустанавливающих документов (копий гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
копий приложений к учетной политике, включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета;
копии документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;
копий бухгалтерской и статистической отчетности на последнюю отчетную дату;
копий документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);
перечня договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, в которых должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
Также предусмотренное пунктом 20 Правил регулирования уведомление Администрации о необходимости предоставления документов отсутствует.
В нарушение подпунктов "а", "б", "г" пункта 26 Правил регулирования, экспертное заключение Администрации не содержит следующей обязательной информации:
- анализа экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
- анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
- обоснования причин и ссылок на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.
В нарушение пункта 28 Правил регулирования Постановление N 1359па не содержит величин показателей энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), являющихся долгосрочными параметрами регулирования тарифов, определяемыми на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации согласно пункту 79 Основ ценообразования.
В представленных материалах тарифного дела отсутствует протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования Администрации, представлена только выписка из протокола заседания тарифной комиссии Администрации от 19 декабря 2018 года, которая не содержит информации, предусмотренной пунктом 29 Правил регулирования.
В нарушение положений Основ ценообразования и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), Администрацией при расчете тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019 год учтены экономически необоснованные объемы полезного отпуска услуг, потерь воды, воды на собственные нужды и экономически необоснованные расходы по следующим статьям:
"Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг" (при расчете тарифа на питьевую воду);
"Расходы на оплату труда и страховые взносы производственного персонала";
"Общехозяйственные расходы";
"Прочие производственные расходы";
"Ремонтные расходы";
"Административные расходы";
"Расходы на покупку электрической энергии";
"Расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
"Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей";
"Амортизация";
"Нормативная прибыль".
В полном объеме информация о выявленных Службой нарушениях содержится в Заключении по результатам проверки экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных администрацией Шелеховского городского поселения в отношении МУП "Водоканал" (ИНН 3821005886) на 2019 год.
Таким образом, Администрацией нарушены требования законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно: статьи 3, 32 Федерального закона N 416-ФЗ, подпункты "а", "б", "в", "г", "л", "м" пункта 17, пункты 20, 26, 28, 29 Правил регулирования, пункты 24, 29 Основ ценообразования.
Статьей 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий на уровень органов местного самоуправления поселений и городских округов законами субъектов Российской Федерации.
В случае принятия органом местного самоуправления в соответствии с переданными ему полномочиями решения в сфере водоснабжения и водоотведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, такое решение подлежит отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 5, часть 5 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ).
Порядок отмены решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации, определен Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены N 123).
Законом Иркутской области N 114-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе - Шелеховское городское поселение, наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области N 114-ОЗ в рамках реализации принятых полномочий органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (на основании и во исполнение положений, установленных законодательством) и обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется уполномоченными органами, в том числе в форме:
1) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;
2) выдачи письменных предписаний по устранению нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий;
3) отмены решений органов местного самоуправления, принятых в рамках реализации государственных полномочий, противоречащих законодательству о регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2 статьи 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ).
Осуществление Службой перечисленных выше полномочий предусмотрено подпунктами 23(1), 47 пункта 5 Положения N 303-пп.
Согласно подпункту "г" пункта 33 Основ ценообразования решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов является основанием для пересмотра в течение долгосрочного периода регулирования параметров регулирования тарифов.
В силу подпункта 23(1) пункта 5 Положения N 303-пп Служба наделена полномочиями по отмене решений органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, принятых в соответствии с переданными им отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании вышеизложенного, учитывая нарушение администрацией Шелеховского городского поселения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, письмо администрации Шелеховского городского поселения от 15 мая 2019 года N 1998/19, письмо прокуратуры города Шелехова от 22 мая 2019 года N 7-20-19, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 4 Правил отмены N 123, статьей 9 Закона Иркутской области N 114-ОЗ, руководствуясь подпунктом 23(1) пункта 5 Положения N 303-пп, приказываю:
1. Отменить с 1 августа 2019 года постановление администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 года N 1359па "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал".
2. Администрации Шелеховского городского поселения запросить у регулируемой организации МУП "Водоканал" недостающие материалы, обосновывающие объемные показатели деятельности (собственные нужды предприятия в сфере водоснабжения, потери воды, объемы отпуска услуг питьевого водоснабжения и водоотведения):
- копии форм статистической отчетности 1-водопровод, 1-канализация, 22-ЖКХ (сводная) (с отметкой территориального органа статистики о принятии) за 2014 - 2016 годы и 2018 год, оборотно-сальдовые ведомости по счету 90 "Продажи" и отчеты по продажам в количественно-суммовом выражении за 2014 - 2018 годы;
- перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления МУП "Водоканал" регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору;
- иные документы, подтверждающие фактические значения объемных показателей деятельности МУП "Водоканал" (копии регистров бухгалтерского учета в количественно-суммовом выражении, копии актов сверок и счетов-фактур по приобретению питьевой воды у МУП "Водоканал" г.Иркутска, копии технических журналов учета расхода воды и др.) за 2017 - 2018 годы;
- расчеты потерь воды и расходов воды на собственные и технологические нужды на регулируемый период с приложением копий документов, подтверждающих принятые в расчет величины.
3. Администрации Шелеховского городского поселения запросить у регулируемой организации МУП "Водоканал" недостающие материалы:
- экономическое обоснование расходов на оплату труда и страховые взносы основного производственного, цехового, ремонтного и административного персонала (расчет размера фонда оплаты труда, выполненный в соответствии с приложением 2.2 к Методическим указаниям N 1746-э, расчет среднего тарифного коэффициента, расчет размера дополнительных выплат и надбавок, расчет нормативной численности, выполненный в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года N 66 (с приложением документов, подтверждающих принятые в расчет величины), копии отчетных документов по результатам проведения специальной оценки условий труда (карты, протоколы проведения исследований, заключения экспертов, проводивших специальную оценку условий труда));
- документы, содержащие данные о размере фактически сложившихся у МУП "Водоканал" в 2018 году и истекшем периоде 2019 года расходов по оплате труда и численности персонала (расчетные ведомости по заработной плате, содержащие информацию о начислениях по сотрудникам в разрезе структурных подразделений, свод начислений и удержаний по заработной плате, сформированный с детализацией по видам начислений, по структурным подразделениям и видам деятельности, копии отчетов по формам П-4, 4-ФСС и РСВ 1 ПФР, расчеты страховых взносов (форма по КНД 1151111), регистры бухгалтерского учета (анализ счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам расчетов с персоналом по оплате труда));
- выполненное в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования экономическое обоснование расходов по статьям затрат:
"Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение" (расчеты экономически обоснованных объемов потребления материалов, договоры, заключенные по результатам проведения торгов, с приложением конкурсной документации, оборотно-сальдовую ведомость (карточку счету, анализ счета) по счету учета затрат на материалы в количественно-суммовом выражении за 2018 год и истекший период 2019 года, копии счетов-фактур, товарных накладных за 12 месяцев 2018 года и истекший период 2019 года);
"Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг", "Прочие производственные расходы" (расчеты экономически обоснованных объемов потребления товаров, работ (услуг), договоры, заключенные по результатам проведения торгов, с приложением конкурсной документации, результаты проведения специальной оценки условий труда (в целях обоснования расходов на охрану труда), копии инвентарных карточек учета объектов основных средств (в целях обоснования расходов на амортизацию автотранспорта), документы, содержащие данные о размере фактически сложившихся у МУП "Водоканал" в 2018 году и истекшем периоде 2019 года расходов по данным статьям);
"Общехозяйственные расходы", "Прочие административные расходы" (смету общехозяйственных и административных расходов, расчет распределения общехозяйственных и административных расходов, расчет экономически обоснованных объемов потребления материалов (работ, услуг), договоры, заключенные по итогам проведения торгов, с приложением конкурсной документации, документы, содержащие данные о размере фактически сложившихся у МУП "Водоканал" в 2018 году и истекшем периоде 2019 года расходов по данным статьям);
- экономическое обоснование расходов на проведение в 2019 - 2023 годах ремонтных работ в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения (документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтных мероприятий (акты обследования технического состояния объектов, дефектные ведомости, предписания надзорных органов и др.), графики проведения ремонтных мероприятий, договоры подряда на выполнение ремонтных работ, заключенные в результате проведения торгов, с приложением конкурсной документации, отчеты о выполнении ремонтных работ за предыдущие периоды регулирования, документы, содержащие данные о размере фактически сложившихся у МУП "Водоканал" в 2018 году и истекшем периоде 2019 года расходов по данной статье);
- экономическое обоснование расходов на приобретение электрической энергии (расчет объема потребления электрической энергии, произведенный исходя из удельных расходов на электрическую энергию, экономически обоснованный расчет удельных расходов электрической энергии, счета-фактуры, товарные накладные, регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета, на котором отражаются расходы на электроэнергию) за 2018 год и истекший период 2019 года);
- документы, содержащие данные о размере фактически сложившихся у МУП "Водоканал" в 2018 году расходов на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (копии счетов-фактур, актов выполненных работ помесячно за 2018 год, копии актов сверок за 2018 год);
- экономическое обоснование расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (расчет налога на имущество в разрезе инвентарного номера основных средств с приложением копий инвентарных карточек учета объектов основных средств, расчеты транспортного и земельного налога с приложением копий правоустанавливающих документов на транспортные средства и земельные участки, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов с приложением утвержденных в установленном порядке нормативов и (или) лимитов);
- экономическое обоснование расходов по статье "Амортизация" (акты приема-передачи основных средств, инвентарные карточки учета объектов основных средств, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация" за 2018 год и истекший период 2019 года, приказы о проведении переоценки основных средств и т.д.);
- регистры бухгалтерского учета по рабочим счетам учета затрат на производство (анализы счета и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы") за 2018 год и истекший период 2019 года, сформированные в разрезе структурных подразделений с детализацией по регулируемым видам деятельности и статьям затрат;
- иные материалы, подтверждающие экономическое обоснование учтенных расходов.
4. Администрации Шелеховского городского поселения провести анализ дополнительно представленных материалов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего приказа, по результатам которого:
- произвести перерасчет объемных показателей деятельности МУП "Водоканал" в соответствии с требованиями главы II Методических указаний N 1746-э и с устранением нарушений, указанных в настоящем приказе;
- произвести перерасчет необходимой валовой выручки МУП "Водоканал" в соответствий с нормами Основ ценообразования и Методических указаний N 1746 э, с устранением нарушений, указанных в настоящем приказе.
5. Администрации Шелеховского городского поселения провести перерасчет долгосрочных параметров регулирования тарифов и долгосрочных тарифов на 2019 - 2023 годы, исходя из объемных показателей и экономически обоснованного размера расходов согласно произведенному перерасчету в соответствии с пунктом 4 настоящего приказа.
6. Администрации Шелеховского городского поселения установить и ввести в действие с 1 августа 2019 года тарифы на питьевую воду и водоотведение в отношении МУП "Водоканал" в соответствие с требованиями законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
7. Администрации Шелеховского городского поселения провести анализ экономически необоснованных доходов МУП "Водоканал", полученных в 2019 году в период действия тарифов, установленных Постановлением N 1359па, по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных доходов, исключить данные доходы из необходимой валовой выручки МУП "Водоканал" при корректировке тарифов на 2021 год.
8. Администрации Шелеховского городского поселения не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего тарифного решения письменно сообщить в Службу об исполнении настоящего приказа с приложением копии тарифного решения, экспертного заключения и протокола заседания органа регулирования.
9. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Руководитель службы |
А.Р.Халиулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2019 г. N 77-спр "Об отмене постановления администрации Шелеховского городского поселения от 20 декабря 2018 года N 1359па "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал"
Настоящий приказ вступает в силу с 10 июня 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 июня 2019 г., в газете "Областная" от 24 июня 2019 г. N 69