В соответствии с решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. N 224 "О департаменте образования администрации города Перми", в целях обеспечения школьникам города Перми готовности к профессиональному самоопределению приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. концепцию и модель профессиональных проб и практик системы образования города Перми;
1.2. спецификацию системы профессиональных проб;
1.3. примерное положение о профессиональных пробах.
2. Признать утратившим силу приказ начальника департамента образования администрации города Перми от 23 мая 2017 г. N СЭД-059-08-01-09-714 "Об утверждении Концепции и модели профессиональных проб и практик системы образования города Перми".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
4. Общему отделу организационно-правового управления обеспечить опубликование настоящего приказа в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления стратегического планирования Чеклецову О.Л.
|
Л.В. Серикова |
Концепция
и модель профессиональных проб и практик системы образования города Перми
(утв. приказом начальника департамента образования администрации города Перми от 19 марта 2019 г. N 059-08-01-09-104)
I. Тезаурус
Профессиональная проба - это завершенный вид социальной практико-направленной краткосрочной деятельности школьников 8-11-х классов, включающий в себя элементы профессиональной деятельности с участием специалистов социальных партнеров образовательных учреждений.
Профессиональная практика - это вид практической деятельности, предоставляемый учащимся 9-11-х классов по их желанию. Профессиональная практика представляет собой заключительный этап системы профильных и профессиональных проб и проходит на различных предприятиях в условиях реального производства в течение длительного временного промежутка (не менее 2-х, 4-х недель).
Социальная практика - организованная, целенаправленная, социально значимая деятельность учащихся в социальном пространстве, в ходе которой происходит знакомство с социальными ролями, функциями, направлениями общественной и профессиональной деятельности в соотнесении с личностью подростка.
Социальная проба - деятельность по проявлению социальной активности, в ходе которой учащийся получает и осознает опыт своего взаимодействия в определенных социальных условиях, получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, знакомится с "внешней средой". Социальная проба - это довольно непродолжительное (8-12 часов), законченное действие, продуктом которого являются личный опыт в осуществлении социально значимой деятельности.
Профильная проба - это специальным образом организованная практическая деятельность учащихся 7-8-х классов, призванная обеспечить приобретение опыта использования знаний, полученных в ходе основного образовательного процесса, в условиях специально смоделированной в учебных целях той или иной профессиональной деятельности в одной или нескольких смежных профессиях с активным участием профессионала. Профильная проба может проводиться непосредственно в школе или в учреждении профессиональной подготовки.
Социальное партнерство как явление представляет собой систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающими понимание, совместную работу и совместно принятые планы.
Основные характеристики социального партнерства по отношению к образовательным учреждениям:
партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных организаций, учреждений, предприятий города;
партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Последняя характеристика партнерства отмечается как наиболее значимая, позволяющая изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.
Социальное партнерство в более узком понимании - это сотрудничество образовательных учреждений, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата.
В качестве социальных партнеров могут выступать крупные промышленные предприятия, различные представители среднего и малого бизнеса, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, общественные организации и т.д.
Основной формой социального партнерства выступает заключение и реализация соглашений о сотрудничестве между субъектами социального партнерства. В случае успешной реализации системы профессиональных проб и практик предметом соглашений с работодателями может быть проведение экскурсионной, практической части проб. В этом случае в обязанности работодателя входит организация экскурсий и демонстрации простейших профессиональных действий.
Основной способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Социальный партнер ОУ - предприятие, учреждение, организация, с которыми у ОУ заключено соглашение о сотрудничестве.
II. Введение
Необходимость разработки и реализации концепции профессиональных проб и практик в образовательном пространстве города Перми вызвано тем, что обеспечение высокого уровня готовности выпускников к профессиональному самоопределению требует определенной перестройки воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях (далее - ОУ) города.
Эта перестройка должна быть связана с усилением профориентационной работы и с появлением в арсенале ОУ города новых механизмов, которые обеспечили бы накопление опыта практической деятельности учащихся во всех сферах профессиональной деятельности человека. Речь идет не о системном освоении основ той или иной профессии, а о большом количестве опытов контакта с реальными профессионалами в условиях, приближенных к реальным.
Готовность к профессиональному самоопределению в большинстве научных работ по педагогике и психологии понимается как чисто личностная, индивидуальная характеристика человека, не подлежащая каким-либо измерениям и оцифровкам. С другой стороны, если речь идет об уровнях сформированности этого качества, то подразумеваются те параметры, те составляющие этой готовности, которые можно измерить и выразить в числовом значении.
Традиционно, готовность к профессиональному самоопределению (далее - ГПС) понимают как интегративное свойство личности, имеющее сложную многоуровневую структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-действенный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный компоненты, позволяющее субъекту осуществлять сознательное и самостоятельное конструирование личного плана профессионального развития.
Два компонента из перечисленных выше составляющих ГПС предполагают достаточно большое участие внешнего мира в их формировании. Речь идет о когнитивной и операционально-действенной компонентах. Эти две составляющие ГПС напрямую зависят от образовательной среды, которая создана в том или ином ОУ.
Действительно, если целенаправленно и системно работать с учащимися по расширению их представлений о мире профессий, об особенностях и специфике профессиональных действий в той или иной сфере жизнедеятельности человека и при этом давать возможность выполнять в этих сферах самостоятельные профессиональные операции, действия при поддержке специалиста - профессионала, то у учащегося будут созданы, на основе накопленного опыта, реальные основания для профессионального самоопределения.
Совокупность этих двух компонентов в образовательном пространстве города Перми определяют как актуальную ГПС ученика, которая состоит из знаний о мире профессий и особенностей его формирования, а также наличия личного опыта производить простейшие профессиональные действия и операции в различных сферах жизнедеятельности человека.
Актуальная ГПС представляет собой сочетание когнитивной образовательной составляющей, которая обеспечивает подготовленность учащегося к развитию познавательной деятельности в профессиональной сфере и способности его к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, а также наличие богатого практического опыта для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в динамично меняющихся условиях современного мира.
Одним из основных механизмов формирования актуальной ГПС в образовательном пространстве города Перми является система профессиональных проб и практик.
III. Цели и задачи концепции профессиональных проб и практик системы образования города Перми
Концепция профессиональных проб и практик системы образования города Перми (далее - Концепция) разработана для систематизации процесса внедрения в ОУ города профессиональных проб и практик, а также обеспечение этого процесса ресурсным, программно-методическим сопровождением.
Любая преобразовательная профессиональная деятельность кардинально отличается от традиционной учебной деятельности, основанной на заучивании и запоминании определенного объема теоретического материала. Поэтому так важно вовлечение учащихся в практическую, продукто-ориентированную деятельность различных форм и направлений, обеспечивающую приобретение личного опыта взаимодействия с настоящими профессионалами, выполнения самостоятельно некоторых реальных профессиональных действий и т.д. Чем больше и шире наличие этого опыта у учащихся, тем выше будет их уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Отсюда и необходимость наличия развернутой системы практико-ориентированных форматов сопровождения профессионального самоопределения учащихся, таких как профессиональные пробы и практики, индустриальные экспедиции, учебные предприятия, школьные технопарки.
Большинство из перечисленных форм имеют характер разовых акций. Профессиональные пробы являются той педагогической технологией, которая может войти в образовательную практику ОУ как системная составляющая.
Целью системы профессиональных проб и практик в образовательном пространстве города Перми является обеспечение сформированности у учащихся высокого уровня актуальной ГПС через приобретение и накопление личного опыта самостоятельного выполнения большого числа различных профессиональных действий.
К основным задачам системы профессиональных проб относятся:
обеспечение учащимся высокого уровня ГПС;
создание сообщества социальных партнеров ОУ города Перми для проведения профессиональных проб и практик во всех сферах профессиональной деятельности человека;
разработка программно-методического сопровождения профессиональных проб и практик в воспитательном процессе ОУ;
обеспечение процесса проведения профессиональных проб профессиональными педагогическими кадрами, в том числе тьюторами;
разработка контрольно-измерительных материалов для мониторинга уровня сформированности ГПС учащихся;
разработка и внедрение организационных форм проведения профессиональных проб и практик.
Результатом реализации системы профессиональных проб и практик является достижение учащимися города высокого уровня актуальной ГПС. Этот результат формируется и предъявляется в количественной и качественной оцифрованных характеристиках.
Первая характеристика представляет собой суммарное количество профессиональных проб в каждом разделе пермского образовательного классификатора видов экономической деятельности (далее - ПОКВЭД), соответствующих спецификации, которые предлагаются на выбор учащимся ОУ города. Этот показатель рассматривается как управленческий инструмент на общегородском уровне, так как фиксирует реальные возможности созданного в учреждении пространства выбора.
Качественная характеристика результата системы профессиональных проб и практик фиксируется при помощи общегородского тестирования учащихся по определению уровней сформированности актуальной ГПС.
В качестве результата реализации модели профессиональных проб на уровне учащегося рассматриваются две составляющие:
"объем" практического опыта профессиональных проб, который определяется количеством пройденных за год профессиональных проб (отчеты учащегося по каждой пробе), зафиксированных в соответствующем разделе портфолио;
результаты прохождения тестирования по ГПС, зафиксированных в личном кабинете учащегося.
Результатом прохождения учащимся отдельной профессиональной пробы является видеоотчет, в котором зафиксированы моменты прохождения пробы, и рефлексивный отчет, в котором по предложенной схеме учащийся оформляет свои впечатления о выполнении тех или иных профессиональных действий в сопровождении специалиста.
На уровне департамента образования можно обозначить такие результаты, как наличие ПОКВЭД, городского реестра профессиональных проб и практик, банка примерных программ профессиональных проб как одного из форматов дополнительного образования. Одним из важных результатов для системы образования города является наличие большого числа социальных партнеров ОУ, с участием которых проводятся профессиональные пробы.
Таким образом, результатом реализации муниципальной модели профессиональных проб и практик на уровне ОУ и департамента образования можно считать следующее:
высокий уровень актуальной ГПС;
прохождение каждым учащимся 8-11-х классов ежегодно не менее 2-х профессиональных проб или практик;
наличие в городе ПОКВЭД и спецификации профессиональных проб;
наличие в городе ежегодно обновляющегося реестра профессиональных проб и практик;
наличие в городе банка программ профессиональных проб как формата дополнительного образования.
IV. Структурно-функциональная модель системы профессиональных проб и практик
V. Этапы реализации модели профессиональных проб и практик в образовательном пространстве города Перми
Для реализации муниципальной системы профессиональных проб и практик ОУ предлагается организовать работу по следующим этапам:
Поисково-познавательный этап
Социально-деятельностный этап
Профессионально-определяющий этап
Поисково-познавательный этап.
Целью реализации модели профессиональных проб и практик (далее - Модель) на поисково-познавательном этапе является подготовительная работа по введению системы профессиональных проб в 8-м классе. Необходимость предварительной подготовки связана с тем, что учащийся должен в течение определенного времени осваиваться с таким форматом образовательной деятельности. Только в этом случае можно говорить о системности, преемственности и комплексности достижения образовательных результатов, как на личностном, так и на муниципальном уровнях.
Ниже прописаны те действия, которые в содержательном и структурном плане должны происходить на этом этапе для достижения поставленной цели.
В начальной школе, в качестве той формы, которая должна подготовить учащихся к профориентационной работе в деятельностном режиме в формате проб, предлагается внедрить в качестве обязательного элемента систему продукто-ориентированных краткосрочных курсов по выбору. Эта система строится с учетом следующих особенностей:
все курсы носят краткосрочный характер (6-8 учебных часов);
каждый курс нацелен на приобретение учащимся навыков практической деятельности по изготовлению конкретного продукта (поздравительная открытка, подарочная упаковка, разделочная доска, спектакль, фильм, концертный номер, участие в новой спортивной игре и т.д.);
учащемуся на выбор предлагается избыточный перечень курсов, то есть уже на этом этапе формируется навык выбора на основе личностных предпочтений;
в течение года учащийся должен выбрать и поработать не менее чем на 8-ми курсах;
в конце каждого курса учащийся представляет личный продукт своей работы.
В ходе такой деятельности у учащегося формируется представление о видах продуктивной работы, не связанных напрямую с учебной деятельностью, так как в рамках курсов по выбору он использует учебные навыки, приобретенные в ходе предметного обучения, для успешного изготовления своего продукта. Например, выполнив поздравительную открытку, он ее подписывает, для изготовления разделочной доски учащийся производит необходимые математические расчеты и т.д., то есть на этом этапе формируется представление о том, что учебные знания, полученные ребенком в рамках предмета, уже сегодня могут быть использованы в практической внеурочной деятельности.
Для учащихся 5-6-х классов, помимо традиционных краткосрочных курсов по выбору, предлагаются такие же курсы, но с включением некоторых профессиональных действий: обработка дерева, работа с металлом, тканью и т.д. Для курсов спортивной направленности может быть включена специфика судейства спортивных игр и соревнований. Курсы, связанные с театральной деятельностью, могут включать профессиональные действия костюмера, декоратора, актера. Можно предложить учащимся курсы по освоению и использованию медиа, видео техники, элементов дизайна в какой-то определенной практической области и т.д.
Для учащихся 7-х классов предлагается особый вид проб - профильные пробы. Профильные пробы позволяют формировать у учащихся реальные представления об особенностях и специфике той или иной профессиональной сферы, в отдельных случаях конкретной профессии.
Социально-деятельностный этап.
Социально-деятельностный этап является основным при реализации системы профессиональных проб, так как именно на этом этапе (8-9-й классы) происходит накопление опыта выполнения большого числа различных профессиональных действий, в процессе чего формируется осознанное отношение к той или иной профессии.
Для создания действующей системы профессиональных проб и практик необходимо разрабатывать, создавать и использовать механизмы социального партнерства. Традиционно, в качестве партнеров при организации профессиональных проб, выступают учреждения, организации и предприятия, предоставляющие кадровые и материально-технические ресурсы для их реализации. Как правило, это различные объединения, промышленные предприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, оказывающие населению определенные услуги или производящие различные товары, а также профессиональные образовательные организации, ссузы и вузы.
Одним из основных требований Модели на этом этапе является необходимость тьюторского сопровождения выбора учащимися профессиональных проб. Такое сопровождение несет функцию поддержки выбора, так как учащийся должен пройти не одну пробу, а несколько, при этом выбирать он должен из избыточного реестра профессиональных проб.
Последовательность проведения конкретной профессиональной пробы прописывается в соответствующей рабочей программе, но существуют и общие требования к организации и проведению такого рода занятий.
Сначала для учащихся 8-х классов проводится беседа о системе профессиональных проб и практик в городе и конкретном ОУ, где они обучаются. В ходе этой беседы учащимся предъявляется ПОКВЭД и объясняется подход к его составлению.
Вторым шагом является презентация тех проб, которые в текущем учебном году предлагаются на выбор учащимся 8-х классов того ОУ, где они обучаются. Далее учащиеся получают время для осуществления своего выбора. Именно на этом этапе подключается служба тьюторского сопровождения, главным для которой является разъяснение появляющихся у учащихся в ходе выбора вопросов и продержка любых их решений.
Далее учащийся выбирает пробу и в течение четверти (или полугодия) ее проходит. Сама проба предполагает не менее 30% учебного времени потратить на практические занятия, в том числе и на месте профессионала, а остальное - подготовка к прохождению пробы, беседы по технике безопасности, подведения итогов ее выполнения.
Перед началом второй четверти (или полугодия) повторяется презентация проб, так как в реестре ОУ могут появиться новые программы, кроме того, так как учащемуся необходимо сделать новый выбор, он будет по иному рассматривать представленные в начале года программы проб, которые он не выбрал. На этом этапе второго выбора тьюторы в своих беседах должны, прежде всего, опираться на приобретенный учащимися опыт прохождения пробы в первом полугодии (первой четверти).
Далее повторяется алгоритм работы первой четверти (первого полугодия). Аналогично происходит работа в оставшееся время учебного года. По завершении 4-ой четверти, для учащихся, заинтересовавшихся той или иной профессиональной пробой и пожелавших расширить свои умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, могут быть организованы профессиональные практики на базе социального партнера.
Профессионально-определяющий этап.
На этом профессионально-определяющем этапе основной целью системы профессиональных проб и практик является обеспечение условий для формирования у учащихся 10-11-х классов высокого уровня актуальной ГПС, устойчивых профессиональных предпочтений.
Главным на этом этапе остаются профессиональные пробы, но они выполняются для решения других задач. Если для основной школы пробы имели ознакомительный характер, то на старшей ступени обучения, где учащиеся уже имеют опыт прохождения большего числа профессиональных проб, эти пробы уже несут уточняющий, определяющий характер.
Профессиональная практика на профессионально - определяющем этапе является предпочтительным элементом, так как позволяет не только приобрести опыт выполнения профессиональных действий, но и понять особенности производственных отношений между специалистами в этой сфере, специфику рабочей обстановки, атмосферы и т.д.
Профессиональные пробы и профессиональные практики для учащихся 10-11-х классов направлены на обеспечение непрерывности и последовательности знакомства с основами профессиональной деятельности и должны обеспечивать преемственность проб и практик в конкретной профессии.
Если профессиональная проба служит общему знакомству с каким-либо видом профессиональной деятельности, то практика содержит некоторые черты профессионального обучения и позволяет получить крайне необходимый для дальнейшего самоопределения старшеклассника начальный практический опыт и первые трудовые навыки.
Этот элемент в системе формирования прикладных результатов у старшеклассников имеет решающее значение, так как именно здесь прикладные результаты обучения перерастают в предпрофессиональную компетентность.
VI. Основные условия успешной реализации Модели в образовательном пространстве города Перми
К основным условиям существования и реализации Модели относятся программно-методические, кадровые, социально-партнерские и материально-технические.
Программно-методические условия на уровне системы образования города представляют собой:
требования к рабочим программам профессиональных проб и практик как нового формата дополнительного образования;
образовательный классификатор профессиональных областей для программ профессиональных проб;
городской реестр программ профессиональных проб и практик.
Требования к рабочим программам профессиональных проб.
Структура программы профессиональной пробы состоит из следующих разделов:
титульный лист, который содержит полное название ОУ, название курса, название города и год создания программы. На титульном листе располагается гриф утверждения программы с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения;
паспорт программы, который представляет собой стандартную таблицу с краткой информацией об образовательном учреждении, направлении профессиональной деятельности, социальном партнере проводимой профессиональной пробы, о продукте и результате пробы, об авторах и соавторах программы, о сроке реализации программы;
пояснительная записка содержит краткое описание специфики программы, обозначает цель и результаты программы. При описании результатов программы необходимо отметить, насколько выполнение пробы позволяют учащемуся реально овладеть простейшими профессиональными действиями и как это будет проверено и зафиксировано у него в отчете;
тематическое планирование содержит ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса с указанием количества теоретических и практических занятий и определением основных видов деятельности и результатов на каждом этапе;
содержание курса представляет собой описание сути изучаемого в каждой теме теоретического или практического материала;
условия реализации программы. В этом разделе приводится весь комплекс условий, необходимых для реализации программы. Прежде всего, описывается рабочее место специалиста, где будет проходить практическая часть пробы, а также требования к педагогическим работникам, сопровождающим реализацию данной программы.
Таким образом, к основным особенностям программ профессиональных проб можно отнести пять главных позиций:
программа проба имеет краткосрочный характер от 8 до 16-ти часов;
практическая составляющая программы должна содержать не менее 30% отведенного на программу времени;
в теоретической части обязательно отводится время на изучение техники безопасности;
результат освоения любой программы профессиональной пробы фиксируется в двух обязательных форматах - фиксация конечного продукта или выполненных профессиональных действий на цифровых носителях и письменный отчет о прохождении пробы в соответствии с рекомендациями.
ПОКВЭД для проведения профессиональных проб.
В общем понимании ПОКВЭД представляет собой систематизированный перечень каких-либо элементов или объектов, каждому элементу которого присвоен определенный код.
В зависимости от области применения и уровня утверждения классификаторы подразделяются на различные категории: международные, общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий. Классификаторы могут быть разработаны как в качестве административно-территориальных, так и в качестве ведомственных для отдельных предприятий, объединений, общественных организаций, ассоциаций. По своему статусу классификаторы приравниваются к соответствующим категориям стандартов.
При создании пермской модели профессиональных проб возникла потребность обеспечить учащимся полноту выбора с точки зрения учета всех профессиональных сфер, которые в будущем могут стать местом их профессиональной деятельности. Для этого были использованы два классификатора: ОКВЭД, который представляет собой общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, а также ОКПДТР - общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
С целью учета всех направлений профессиональной деятельности для обеспечения полноты реестра программ профессиональных проб и практик был разработан ПОКВЭД. В этом документе перечислены те сферы профессиональной деятельности, в которых можно организовать профессиональные пробы для учащихся 8-11 классов с соблюдением всех правил и требований, установленных в соответствующих нормативных актах.
ПОКВЭД разработан на основе имеющихся требований и методических рекомендаций. В нем применены в упрощенном варианте правила и методы кодирования определенных профессиональных сфер в рамках различных видов экономической деятельности, продукции и услуг.
ПОКВЭД является базовым документом для разработки общегородского реестра профессиональных проб и практик. Он предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и полноты перечня входящих в реестр программ.
Каждая позиция ПОКВЭД содержит двузначный цифровой код, записываемый в первой колонке классификатора. Классификатор оформляется по двум следующим позициям: двузначный код и наименование позиции.
ПОКВЭД не является документом, который на определенный период фиксирует в неизменном виде существующую в нем информацию. С появлением новых направлений профессиональной деятельности, выявлением взаимозаменяемых или устаревших позиций классификатора в него вносятся изменения и дополнения.
Ведение ПОКВЭД осуществляют специалисты муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр развития системы образования" города Перми (далее - ЦРСО).
В ПОКВЭД входят следующие основные сферы профессиональной деятельности:
1. Сельское, лесное хозяйство. Обрабатывающие производства.
2. Строительство.
3. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания. Торговля. Транспортировка и хранение.
4. Деятельность в области информации и связи.
5. Деятельность финансовая. Деятельность профессиональная, техническая и научная. Государственное управление. Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги.
6. Образование.
7. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
Городской реестр профессиональных проб и практик.
Городской реестр профессиональных проб и практик представляет собой перечень названий программ профессиональных проб с указанием социального партнера, на базе которого будет проводиться практическая часть программы. Реестр проб составляется на основе данных, собираемых с ОУ.
Кадровые условия.
Особенности методической работы по подготовке педагогических кадров, которые должны уже сегодня взаимодействовать с учащимися в системе профессиональных проб и практик, связаны с необходимостью использовать деятельностно-продуктивный подход. Это требует пересмотра способов взаимодействия с учащимися, так как целью прохождения проб является не только передача конкретных знаний о той или иной профессии и степени ее востребованности, а создание условий для реального погружения ребенка в систему конкретных профессиональных действий и отношений непосредственно на рабочем месте специалиста.
Трудность такого подхода заключается в том, что педагог не является носителем той или иной профессиональной культуры. Взаимодействие же учащегося со специалистом часто затруднено, так как этот специалист не имеет педагогической подготовки.
Таким образом, кадры для организации, проведения и сопровождения процесса прохождения профессиональных проб необходимо готовить в прямом взаимодействии со специалистами-профессионалами в той или иной профессиональной сфере.
Особенностью кадровых условий также является необходимость введения в школе института тьюторства, так как для успешной реализации системы профессиональных проб необходима особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии учащегося и тьютора, в результате чего учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи в ходе прохождения профессиональных проб.
Материально-технические условия.
Материально-технические условия для успешной реализации в ОУ системы профессиональных проб связаны со спецификой каждой конкретной пробы. Для некоторых из них можно начальный этап провести на специальном школьном оборудовании, а завершить пробу на рабочем месте специалиста. В этом случае состояние материально-технической базы образовательного учреждения, наличие соответствующих условий для организации учебного процесса, современный уровень производственного и лабораторного оборудования имеют первостепенное значение. В случае полного прохождения практической части пробы на производстве, в школе для теоретической части необходим кабинет, оборудованный современной мультимедийной техникой.
Для обеспечения максимально приближенных к реальным условиям проведения профессиональных проб в каждом ОУ должна существовать система социального партнерства, которая состоит из взаимодействия с различными категориями предприятий, учреждений, фирм и других производителей услуг и товаров, обеспечивающих полный спектр направлений профессиональной жизнедеятельности человека.
Эта система партнерских отношений с предприятиями, являющимися потенциальными заказчиками кадров, складывается из следующих направлений:
совместное с социальными партнерами формирование реестра профессиональных проб, уточнение видов деятельности, временных ограничений нахождения на рабочем месте, видов конечного продукта и т.д.;
создание группы разработчиков программ профессиональных проб, состоящей из педагогов и тьюторов со стороны ОУ, а также специалистов - профессионалов со стороны каждого партнера;
подготовка социальным партнером специалистов и рабочих мест для проведения проб;
разработка регламента и графика прохождения учащимися профессиональных проб.
VII. Основные организационные формы реализации Модели в образовательном пространстве города Перми
К основным формам организации и проведения профессиональных проб относятся:
краткосрочные курсы (далее - КСК) с элементами профессиональной деятельности. В системе профессиональных проб на поисково-познавательном этапе учащимся могут быть предложены КСК с профессиональной составляющей;
профильные пробы, представляющие основной элемент системы профессиональных проб на поисково-познавательном этапе;
профессиональные пробы являются основной формой работы с учащимися
на социально-деятельностном и профессионально-определяющем этапах;
профессиональные практики организуются, в основном, для учащихся 10-11-х классов на профессионально-определяющем этапе.
Каждая из форм имеет свои особенности.
КСК с элементами профессиональной деятельности.
Эта форма работы предлагается для учащихся 5-6-х классов в рамках системы традиционных краткосрочных курсов по выбору. Предполагается, что около 30% этих курсов будут представлять собой курсы с включением некоторых профессиональных действий: обработка дерева, работа с металлом, кожей, тканью и т.д. Для курсов спортивной направленности может быть включена специфика судейства спортивных игр и соревнований. Курсы, связанные с театральной деятельностью, могут включать элементы деятельности костюмера, декоратора, актера. Можно предложить детям курсы по освоению и использованию медиа, видео техники, элементов дизайна в определенной практической области и т.д. Данная деятельность помогает учащимся 5-6-х классов понять особенности работы с различными реальными объектами, увидеть обстановку рабочего места того или иного профессионала. Результатом прохождения учащимися этих курсов будет формирование "опредмеченных" представлений о трудовой деятельности людей, связанных с производством реальных продуктов. Речь идет не о выборе профессиональной сферы, а о приобретении, накоплении опыта для формирования практической базы представлений о трудовой деятельности взрослых в различных направлениях и социальных нишах, в том числе и профессиональных.
Профильные пробы.
Для учащихся 7-х классов предлагается особый вид профессиональных проб, которые могут проводиться не только на рабочем месте специалиста, но и в образовательном заведении, будь то школа, профессиональный колледж или вуз. Профильные пробы позволяют формировать у учащихся реальные представления об особенностях и специфике той или иной профессиональной сферы, в отдельных случаях конкретной профессии. Кроме того, они позволяют развивать устойчивый интерес к тому или иному виду деятельности, создают условия для проверки личных возможностей каждого учащегося в выполнении различных видов работ.
Профильная проба является главным механизмом формирования готовности учащихся 7-х классов к профессиональному самоопределению посредством развития у них способности к технологическому мышлению. Она позволяет смоделировать профессиональную деятельность и получить представление о профессионально важных качествах, предъявляемых к специалисту этой сферы.
Процесс выполнения профильной пробы направлен на формирование у учащихся первичного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей. Правильно организованная система профильных проб позволяет углублять и расширять когнитивную составляющую готовности учащихся к профессиональному самоопределению через формирование представлений о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств.
Профессиональные пробы.
Профессиональные пробы дают возможность учащимся приобрести опыт тех профессиональных действий, которые он выбрал в качестве интересующей его деятельности в данный период своего развития, и определить, соответствует ли характер этой деятельности собственным представлениям, возможностям, способностям и профессиональным намерениям.
Напомним, что под профессиональной пробой здесь понимается завершенный вид социальной практико-направленной краткосрочной деятельности школьников 8-11-х классов, включающий в себя элементы профессиональной деятельности с привлечением специалистов социальных партнеров образовательных учреждений.
Система профессиональных проб для учащегося предоставляет возможность накопления большого числа "опытов" профессиональных действий путем перебора множества наиболее привлекательных вариантов из предложенного избыточного реестра и сопоставления соответствующих ощущений "себя в профессии".
В своих целевых установках профессиональная проба имеет две основные составляющие: технологическую и социальную, объединение которых позволяет обеспечить целостность прохождения пробы.
Технологическая составляющая обеспечивает профессиональной пробе операционную часть программы, которая гарантирует учащимися формирование реальных представлений о приемах работы специалиста, о последовательности профессиональных действий для получения конечного продукта.
Социальная составляющая обеспечивает формирование представлений учащегося о требованиях, предъявляемых профессией к специалистам, о специфике условий и обстановки, в которой осуществляется данная профессиональная деятельность, таким образом представляет социально-профессиональный контекст с соответствующими атрибутами, атмосферой, символикой, культурой и т.д., посредством чего у учащегося формируется ощущение "себя в данной профессии".
Обе указанные составляющие являются необходимыми при разработке содержания программы профессиональной пробы, так как в ходе пробы у учащегося должно сформироваться представление, как об особенностях профессиональных действий, так и об обстановке, в которых они производятся.
Профессиональные практики.
Под профессиональной практикой понимается вид практической деятельности, предоставляемый учащимся 9-11-х классов на добровольной основе. Профессиональная практика представляет собой заключительный этап системы профильных и профессиональных проб и проходит на различных предприятиях в условиях реального производства в течение длительного временного промежутка (не менее 2-х недель).
Профессиональная практика отличается от пробы как по формальным признакам: количество часов, формы предъявления результатов, так и по концептуальным основам: целевые установки, задачи и механизмы реализации.
Профессиональная практика длится не более 4-х недель, служит цели более глубокого знакомства учащегося со спецификой той или иной профессии, направлена на приобретение первоначального практического опыта деятельности в конкретной профессиональной сфере и гарантирует формирование общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Спецификация системы профессиональных проб
(утв. приказом начальника департамента образования администрации города Перми от 19 марта 2019 г. N 059-08-01-09-104)
I. Общие положения
1.1. Спецификация является нормативным документом, носит рамочный характер и содержит общие требования к институциональной системе профессиональных проб, являющейся основным элементом профориентационной работы в рамках воспитательной системы образовательного учреждения (далее - ОУ).
1.2. Под профессиональной пробой понимается завершенный вид социальной практико-направленной краткосрочной деятельности школьников 8-11-х классов, включающий в себя элементы профессиональной деятельности с участием специалистов социальных партнеров образовательных учреждений.
1.3. Внедрение системы профессиональных проб имеет своей целью обеспечение высокого уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению через формирование представлений о мире профессий и приобретение личного опыта сотрудничества с реальными представителями профессиональной сферы.
Реализация системы профессиональных проб решает следующие задачи:
формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
технологическое обеспечение возможностей оказания профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения профессиональной пробы, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
получение учащимся личностных данных о себе, своих предпочтениях, склонностях и возможностях;
создание условий для формирования у учащихся готовности к осознанному и ответственному выбору собственной образовательной траектории;
расширение возможностей для пробы сил, реализации интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося;
повышение познавательной мотивации учащихся.
1.4. Система профессиональных проб строится на реальном партнерстве ОУ с предприятиями, организациями, учреждениями и другими структурами, которые оказывают населению города определенные услуги или производят продукты для реализации (далее - социальные партнеры).
II. Нормативно-правовые основания
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
III. Требования к организации работы по проведению профессиональных проб
3.1. В образовательной программе ОУ в разделе, относящемся к профориентационной деятельности воспитательной системы ОУ, должна быть отражена специфика проведения профессиональных проб в части их организации и содержательного наполнения для учащихся 8-11 классов.
3.2. Практическая часть профессиональной пробы учащихся проводится в формате экскурсий на базе социального партнера, в том числе учреждений профессионального образования.
3.3. Набор предлагаемых профессиональных проб должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным, не менее 10 - 12 программ для каждой параллели.
3.4. Профессиональные пробы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, позволяющий учащимся пройти в течение года не менее 2-х проб.
3.5. Комплектование групп для прохождения проб осуществляется на основе добровольного выбора учащихся, исходя из их индивидуальных интересов и потребностей.
3.6. Посещение учащимися профессиональных проб и выполнение программы фиксируется в специальном журнале дополнительного образования.
3.7. Приказом по ОУ должен быть закреплен педагогический работник, ответственный за организацию системы профессиональных проб.
3.8. Тьюторское сопровождение процесса выбора и прохождения профессиональных проб обеспечивают классные руководители, тьюторы и заместитель директора ОУ, курирующий вопросы реализации системы профессиональных проб в ОУ.
IV. Требования к программам профессиональных проб
4.1. Программы профессиональных проб разрабатываются в соответствии с общими требованиями к программам дополнительного образования.
4.2. Программы профессиональных проб должны быть рассчитаны от 8 до 16 часов.
4.3. Программа профессиональной пробы разрабатывается педагогическими работниками ОУ.
4.4. Программа профессиональной пробы имеет следующую структуру:
титульный лист, который содержит полное название ОУ, название курса, название города и год создания программы. На титульном листе располагается гриф утверждения программы с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения;
паспорт программы, который представляет собой стандартную таблицу с краткой информацией об образовательном учреждении, направлении профессиональной деятельности, социальном партнере проводимой профессиональной пробы, о продукте и результате пробы, об авторах и соавторах программы, о сроке реализации программы;
пояснительная записка содержит краткое описание специфики программы, обозначает цель и результаты программы. При описании результатов программы необходимо отметить, насколько выполнение пробы позволяет учащемуся реально овладеть простейшими профессиональными действиями и как будет зафиксирован результат в отчете;
тематическое планирование содержит ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса с указанием количества теоретических и практических занятий и определением основных видов деятельности и результатов на каждом этапе;
содержание курса представляет собой описание сути изучаемого в каждой теме теоретического или практического материала;
условия реализации программы. В этом разделе приводится весь комплекс условий, необходимых для реализации программы.
К программе могут прилагаться разработанные сценарии проведения занятий, дидактические материалы, методические рекомендации.
V. Требования к кадрам
5.1. Педагогическую поддержку проведения профессиональных проб должен оказывать педагогический работник ОУ, назначенный ответственным за реализацию системы профессиональных проб ОУ.
5.2. Сопровождение учащихся в ходе прохождения ими практической части профессиональных проб в формате экскурсий на предприятия и учреждения, наряду с автором программы профессиональной пробы должен быть сотрудник социального партнера ОУ, с которым заключено соответствующее соглашение.
VI. Требования к организации контроля и мониторинга системы профессиональных проб
6.1. Приказом должен быть закреплен ответственный из административной команды ОУ за создание, реализацию и мониторинг системы профессиональных проб.
6.2. В локальных нормативных документах ОУ должна быть закреплена процедура утверждения программ профессиональных проб и система тьюторского, педагогического сопровождения учащихся, мониторинга результатов освоения ими программ профессиональных проб.
6.3. Администрация ОУ должна осуществлять регулярный мониторинг процедуры выбора учащимися профессиональных проб, фиксации промежуточных и итоговых результатов работы учащихся, журналов посещения занятий дополнительного образования.
VII. Основные направления мониторинга системы профессиональных проб
7.1. Для оценки выполнения требований к системе профессиональных проб используются следующие показатели:
7.1.1. Абсолютные показатели:
каждый учащийся 8-11 классов ОУ может выбрать в течение каждого полугодия одну или более программ профессиональных проб в рамках профориентационной работы воспитательной системы ОУ;
список профессиональных проб для каждой параллели содержит 10 и более программ; продолжительность каждой профессиональной пробы от 8 до 16 часов;
осуществление практической части профессиональных проб реализуется в формате экскурсий на реальное производство в рамках сотрудничества с представителями социальных партнеров.
7.1.2. Относительные показатели:
показатель избыточности отражает созданное в ОУ многообразие программ профессиональных проб.
Рассчитывается коэффициент избыточности как отношение общего числа программ проб к количеству учащихся одной параллели;
показатель реализации учащимся права выбора профессиональных проб рассчитывается как отношение количества реально посещаемых проб учащимися за полугодие к общему числу учащихся в параллели;
показатель востребованности пробы определяет соответствие запроса учащихся к предлагаемым на выбор программ профессиональных проб. Рассчитывается как отношение количества учащихся, прошедших конкретную пробу, к числу учащихся, в течение года посетивших все выбранные пробы.
7.2. Оценка условий для реализации системы профессиональных проб в ОУ происходит по следующим положениям:
7.2.1. Наличие в ОУ соглашений о взаимодействии с социальными партнерами, в котором обозначены особенности проведения профессиональных проб.
7.2.2. Наличие в ОУ институциональной модели профессиональных проб в рамках воспитательной системы ОУ.
7.2.3. Наличие в ОУ нормативных документов, регулирующих систему профессиональных проб, утвержденных приказом по школе (положение, регламенты, локальные акты).
7.2.4. Наличие в ОУ собственной системы мониторинга результативности прохождения школьниками профессиональных проб.
7.2.5. Наличие пакета программ по профессиональным пробам.
Примерное положение о профессиональных пробах
(утв. приказом начальника департамента образования администрации города Перми от 19 марта 2019 г. N 059-08-01-09-104)
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.2. Профессиональная проба является одним из видов социальной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, цель которой - знакомство с определенным направлением профессиональной деятельности или конкретной профессией. Для прохождения профессиональной пробы образовательное учреждение заключает соглашение с социальным партнером. Профессиональная проба проводится для учащихся 8 - 11 классов.
1.3. Профессиональная проба должна решать для учащегося следующие задачи:
знакомство с профессией или с классом профессий в ходе практической деятельности;
приобретение социального опыта, связанного с личностным самоопределением;
осознание или рефлексия учащимся приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора будущей профессии;
составление учащимся фото, видеоотчета о прохождении пробы и рефлексивного отчета о своем личном отношении к деятельности, предложенной в данной пробе.
1.4. Профессиональные пробы могут проходить от 2-х недель до месяца, а в случае модульного прохождения проб в более короткие сроки. Формы деятельности учащихся в ходе знакомства с рабочим местом специалиста могут быть следующие:
мониторинг рабочего дня специалиста;
работа с документацией, выполнение несложной работы по учету и контролю документов;
посильное выполнение учащимися отдельных профессиональных действий специалиста.
II. Организация профессиональной пробы
2.1. Профессиональная проба проводится в три этапа:
проектировочный этап. На этом этапе учащиеся выбирают пробу из предоставленного общеобразовательным учреждением (далее - ОУ) списка, определяются в формах и содержании своей деятельности;
основной этап представляет собой выполнение программы профессиональной пробы;
рефлексивный этап проводится по завершению профессиональной пробы в двух форматах: индивидуальная или групповая работа с тьютором, итоговый тьюториал по результатам отчетов группы учащихся, прошедших данную пробу. Индивидуальным результатом прохождения учащимся профессиональной пробы является документальный (фиксация основных моментов прохождения пробы на цифровых ресурсах) и рефлексивный отчеты.
2.2. Непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы учащимися курирует заместитель директора ОУ, ответственный в школе за этот вид деятельности.
2.3. Рабочая программа профессиональной пробы представляет собой программу дополнительного образования детей в рамках профориентационной работы в воспитательной системе ОУ и составляется в соответствии с требованиям к такого рода программам.
2.4. Образовательное учреждение обеспечивает:
разработку и утверждение программы профессиональной пробы;
заключение соглашений с социальными партнерами;
издание приказа по ОУ о прохождении профессиональных проб учащимися в соответствующем учебном году;
закрепление педагогических работников ОУ, ответственных за прохождение учащимися профессиональных проб;
распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение пробы учащимися;
распределение учащихся на время прохождения профессиональных проб в соответствии с их выбором;
составление графиков перемещения в соответствии с утвержденной программой и в зависимости от возможностей конкретного социального партнера;
контроль за соблюдением требований трудового законодательства, а также санитарных, гигиенических норм во время прохождения учащимися практической части профессиональной пробы (экскурсионные форматы).
2.5. Тьютор и организатор профессиональной пробы в ОУ обеспечивают:
формирование необходимой для проведения профессиональной пробы документации;
контроль за прохождением профессиональной пробы учащимися;
контроль за предоставлением учащемуся принимающей организацией во время прохождения пробы необходимых условий;
объективную оценку результатов прохождения профессиональной пробы по критериям:
социальный опыт, который приобрел учащийся;
подготовку и защиту учащимся отчетов, отражающих все итоги профессиональной пробы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования Администрации города Перми от 19 марта 2019 г. N 059-08-01-09-104 "Об утверждении Концепции и модели профессиональных проб и практик системы образования города Перми"
Настоящий приказ вступает в силу с 26 марта 2019 г.
Текст приказа опубликован в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 26 марта 2019 г. N 20