Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 3 апреля 2019 г. N СЭД-53-01.02-108
"Об утверждении Положения об организации в Министерстве территориального развития Пермского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)"
В целях принятия мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности в Министерстве территориального развития Пермского края, во исполнение абзаца второго подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве территориального развития Пермского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее соответственно - Положение, Министерство).
2. Информационно-аналитическому отделу финансово-аналитического управления Министерства обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Отделу правового обеспечения управления развития и поддержки местного самоуправления Министерства ознакомить с настоящим Приказом заинтересованных лиц.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя Правительства - министр территориального развития Пермского края |
А.В. Борисов |
Положение
об организации в Министерстве территориального развития Пермского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
(утв. приказом Министерства территориального развития Пермского края от 3 апреля 2019 г. N СЭД-53-01.02-108)
I. Общие положения
1.1. Положение об организации в Министерстве территориального развития Пермского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее соответственно - Положение, антимонопольный комплаенс, Министерство) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальный орган;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурное подразделение Министерства, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в Министерстве антимонопольного комплаенса.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве;
управление рисками нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве;
контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
2.3. При организации антимонопольного комплаенса Министерству рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве;
обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
совершенствование антимонопольного комплаенса в Министерстве.
III. Организация антимонопольного комплаенса
3.1. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется заместителем председателя Правительства - министром территориального развития Пермского края (далее - заместитель председателя Правительства - министр), который:
вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими Министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - доклад), утверждаемый коллегиальным органом.
3.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями Министерства: отделом правового обеспечения управления развития и поддержки местного самоуправления Министерства (далее - отдел правового обеспечения), информационно-аналитическим отделом финансово-аналитического управления Министерства (далее - информационно-аналитический отдел).
3.3. К компетенции отдела правового обеспечения относятся следующие функции:
подготовка и представление заместителю председателя Правительства - министру на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих Министерства, разработка предложений по их исключению;
взаимодействие с иными органами государственной власти Пермского края по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
консультирование государственных гражданских служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности государственных гражданских служащих Министерства требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и приказами Министерства;
информирование заместителя председателя Правительства - министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
подготовка проекта доклада и представление его на подпись заместителю председателя Правительства - министру;
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
3.4. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возлагаются на общественный совет при Министерстве.
К функциям коллегиального органа относятся:
рассмотрение и оценка Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
рассмотрение и утверждение доклада.
3.5. К компетенции информационно-аналитического отдела относятся следующие функции:
координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;
размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства) информации, предусмотренной настоящим Положением;
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
IV. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
4.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом правового обеспечения на регулярной основе проводится:
анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
анализ нормативных правовых актов Министерства;
анализ проектов нормативных правовых актов Министерства;
мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков антимонопольного законодательства.
4.2. При проведении (не реже одного раза в год) мероприятий, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения, отдел правового обеспечения:
осуществляет сбор в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом) позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
4.3. При проведении (не реже одного раза в год) реализуются следующие мероприятия:
разработка и размещение на официальном сайте Министерства исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
предоставление заместителю председателя Правительства - министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства.
4.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов реализуются следующие мероприятия:
размещение на официальном сайте Министерства проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
4.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики.
4.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
вероятность выдачи Министерству предупреждения о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
вероятность возбуждения в отношении Министерства дела о нарушении антимонопольного законодательства;
вероятность привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
4.7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
4.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
4.9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад.
V. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом правового обеспечения должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве.
5.2. Отдел правового обеспечения должен осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве.
5.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве включается в доклад.
VI. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
6.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для ответственных структурных подразделений, так и для Министерства в целом.
6.2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса утверждается приказом Министерства.
6.3. Отдел правового обеспечения должен проводить (не реже одного раза в год) оценку достижений ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве.
6.4. Информация об исполнении достижений ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве включается в доклад.
VII. Содержание доклада
7.1. Доклад должен содержать информацию:
о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
7.2. Утвержденный коллегиальным органом и подписанный заместителем председателя Правительства - министром доклад размещается на официальном сайте Министерства в течение месяца с момента его утверждения.
7.3. Утвержденный коллегиальным органом и подписанный заместителем председателя Правительства - министром доклад должен направляться в Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в исполнительных органах государственной власти Пермского края в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приложение
к Положению
об организации в Министерстве
территориального развития Пермского края
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
(антимонопольный комплаенс)
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
N п/п |
Уровень риска |
Описание риска |
1 |
2 |
3 |
1 |
Низкий уровень |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
2 |
Незначительный уровень |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения |
3 |
Существенный уровень |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
4 |
Высокий уровень |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 3 апреля 2019 г. N СЭД-53-01.02-108 "Об утверждении Положения об организации в Министерстве территориального развития Пермского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)"
Настоящий приказ вступает в силу после официального опубликования
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 12 февраля 2025 г. N 53-01.02-8
Изменения вступают в силу с 12 февраля 2025 г.
Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 20 октября 2021 г. N СЭД-53-01.03-146
Изменения вступают в силу с 20 октября 2021 г.