Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Амурской области
от 21 июня 2019 г. N 111-р
Концепция
подготовки спортивного резерва в Амурской области до 2025 года
1. Общие положения
Настоящая Концепция определяет приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Амурской области на период до 2025 года.
Концепция разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р;
Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р;
Законом Амурской области от 10.03.2009 N 187-ОЗ "О физической культуре и спорте в Амурской области";
государственной программой "Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области", утвержденной постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 451.
2. Состояние региональной системы подготовки спортивного резерва
В Амурской области в систему подготовки спортивного резерва входит 31 учреждение физкультурно-спортивной направленности, из них:
1 региональный центр спортивной подготовки (ГАУ Амурской области "Региональный центр спортивной подготовки");
1 государственная спортивная школа олимпийского резерва (ГАУ Амурской области "Спортивная школа олимпийского резерва");
10 спортивных школ (I государственная, 1 частная, 8 муниципальных);
19 муниципальных детско-юношеских спортивных школ.
В ведении органов управления в сфере физической культуры и спорта находятся 13 учреждений физкультурно-спортивной направленности, в ведении органов управления в сфере образования - 17 таких учреждений.
По состоянию на 01.05.2019 11 учреждений физкультурно-спортивной направленности, находящихся в ведении органов управления в сфере физической культуры и спорта, перешли на реализацию программ спортивной подготовки, что составляет 92% от их общей численности.
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 25.04.2018 N 399 "Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 - 2022 годы" для Амурской области базовыми утверждены 5 видов спорта, из них:
2 вида спорта, включенные в программу Олимпийских игр (легкая атлетика, спортивная борьба);
1 вид спорта, включенный в программу Сурдлимпийских игр (спорт глухих);
2 вида спорта, не включенные в программу Олимпийских игр (киокусинкай, самбо).
По всем базовым видам спорта реализуются программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Основным предметом деятельности ГАУ Амурской области "Региональный центр спортивной подготовки" является обеспечение подготовки спортивных сборных команд Амурской области, координация деятельности физкультурно-спортивных организаций Амурской области по подготовке спортивного резерва для сборных команд Амурской области и Российской Федерации. В штат данного учреждения введены 12 ставок по должности "спортсмен - инструктор", в структуре учреждения создан отдел методического обеспечения и инновационной деятельности.
ГАУ Амурской области "Спортивная школа олимпийского резерва" включено в список организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующих условиям использования в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний, утвержденный приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2018 N 1097.
Муниципальные детско-юношеские спортивные школы ориентированы на спортивно-массовую работу.
Объемы финансирования государственных учреждений Амурской области, подведомственных министерству по физической культуре и спорту Амурской области и осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки предусмотрены Планом ("дорожной картой") по обеспечению финансирования оказания услуг по спортивной подготовке государственными учреждениями Амурской области, осуществляющими спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки, утвержденным распоряжением Правительства Амурской области от 19.09.2018 N 128-р (далее - План). Планом предусмотрено финансирование государственных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку по 10 видам спорта, в том числе по 5 базовым видам спорта. Реализация Плана запланирована до 2027 года.
Кроме того, распоряжением Правительства Амурской области от 19.09.2018 N 128-р "Об утверждении Плана ("дорожной карты") по обеспечению финансирования оказания услуг по спортивной подготовке государственными учреждениями Амурской области, осуществляющими спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки" органам местного самоуправления городских округов Амурской области рекомендовано разработать и утвердить планы ("дорожные карты") по обеспечению финансирования оказания услуг по спортивной подготовке муниципальными учреждениями Амурской области, осуществляющими спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки начиная с 2019 года.
В рамках календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Амурской области ежегодно проводится до 600 мероприятий, включая региональные, межрегиональные, всероссийские мероприятия, а также обеспечение участия сборных команд Амурской области в межрегиональных и всероссийских соревнованиях.
Ключевым вопросом для эффективной подготовки спортивного резерва в Амурской области является кадровое обеспечение. В 2018 году в Амурской области доля тренеров, имеющих высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, составила 73,5% штатной численности тренеров, доля тренеров, имеющих среднее профессиональной образование в области физической культуры и спорта, составила 25,7%. Для обеспечения качества спортивной подготовки и результативной работы тренерского и инструкторского составов, работников учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, требуется систематическое повышение квалификации указанных лиц. В настоящее время в Амурской области специализированные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, участвующие в решении данной проблемы, отсутствуют.
Наиболее острой проблемой является развитие системы медико-биологического обеспечения спортсменов, предусматривающей текущий медицинский контроль, систематические углубленные медицинские осмотры лиц, проходящих спортивную подготовку, обеспечение их лекарственными, фармакологическими препаратами, медицинскими изделиями.
3. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются:
совершенствование системы подготовки спортивного резерва в Амурской области;
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Амурской области и конкурентоспособности амурских спортсменов на дальневосточных и всероссийских спортивных соревнованиях;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку;
повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у жителей Амурской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Для достижения установленных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва; развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование системы методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований, включая международные.
Выполнение задач по подготовке спортивного резерва, в том числе в части количественных и качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности.
4. Механизм реализации Концепции
4.1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на областном и муниципальном уровнях в рамках полномочий совместного ведения в области физической культуры и спорта.
Министерство по физической культуре и спорту Амурской области формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, включая развитие ГАУ Амурской области "Региональный центр спортивной подготовки", обеспечивает подготовку спортивного резерва для сборных
команд Амурской области, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.
ГАУ Амурской области "Региональный центр спортивной подготовки" во взаимодействии с региональными спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в списки кандидатов в сборные команды Амурской области в спортивных мероприятиях календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Амурской области, осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвует в процедуре выявления спортивно одаренных детей по видам спорта.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия исполнительных органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.
4.2. Завершение формирования и дальнейшее развитие сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.
В Амурской области основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются ГАУ Амурской области "Спортивная школа олимпийского резерва" и спортивные школы.
Образовательные организации дополнительного образования, а также иные организации вправе реализовывать программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида своей деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Таким образом, осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
4.3. Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам Концепции и внесение изменений в нормативные правовые акты Амурской области соответствующих изменений в установленном порядке;
участие в актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта;
совершенствование системы критериев, показателей и инструментов оценки эффективности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
совершенствование нормативных правовых актов Амурской области по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4.4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение тренерских и инструкторских кадров качественным дополнительным профессиональным образованием;
внедрение профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, расположенными на территории Амурской области, программ по направлению подготовки "Спорт";
совершенствование системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с внедрением отраслевых норм труда;
совершенствование отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
доведение уровня средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, до уровня средней заработной платы в экономике по Амурской области.
4.5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривает:
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций,
осуществляющих спортивную подготовку, обеспечение их спортивным инвентарем и оборудованием;
предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Амурской области на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние;
обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
доведение уровня финансирования муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, до уровня финансирования, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки и программ спортивной подготовки.
4.6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
разработку системы отбора одаренных детей в спортивные школы, в том числе включая механизмы межведомственного взаимодействия;
разработку и утверждение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов (испытаний) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки и других соревнований.
4.7. Совершенствование системы методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование системы методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
осуществление инновационной и экспериментальной деятельности государственными учреждениями Амурской области и муниципальными учреждениями Амурской области, осуществляющими спортивную подготовку, внедрение полученных результатов в практику;
создание врачебно-физкультурной службы (диспансера) Амурской области в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
внедрение информационных и образовательных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, проходящих спортивную подготовку, тренеров и специалистов в сфере физической культуры и спорта нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга);
проведение научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва.
4.8. Совершенствование системы спортивных соревнований, включая международные
Совершенствование системы спортивных соревнований, включая международные, предусматривает:
определение необходимого количества спортивных соревнований муниципального и регионального уровней;
развитие системы проведения - комплексных спортивных соревнований;
проведение международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
участие в международных мероприятиях.
5. Этапы реализации Концепции
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции планируется в 2 этапа:
I этап - 2019 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы.
В результате реализации Концепции будет окончательно сформирована сеть организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативным правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях.
Подготовка спортивного резерва поднимется на новую качественную ступень, позволит увеличить спортивный резерв спортивных сборных команд Амурской области с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия. Будут заложены основы для формирования у населения Амурской области мотивации к физической * активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
В качестве основных целевых ориентиров по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва в Амурской области до 2025 года определены:
увеличение доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе
совершенствования спортивного мастерства (на I этапе до 23,5%, на II этапе до 25%);
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях, подведомственных органам управления в сфере физической культуры и спорта (на I этапе до 67%, на II этапе до 100%);
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки (на I этапе до 46%, на II этапе до 60%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.