Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 22 мая 2019 г. - Постановление администрации г.Иркутска от 22 мая 2019 г. N 031-06-349/9
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в основном законе государства - Конституции Российской Федерации. Приоритеты государственной политики в сфере благоустройства определены в приоритетном проекте Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды", утвержденном Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года N 10). Проект включает создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды путем реализации комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных пространств (площадей, улиц, набережных и др.) при широком общественном обсуждении дизайн-проектов благоустройства территорий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16) утвержден паспорт национального проекта "Жилье и городская среда", в состав которого включен федеральный проект "Формирование комфортной городской среды".
Паспорт регионального проекта Иркутской области "Формирование комфортной городской среды в Иркутской области" утвержден первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Р.Н. Болотовым 14 декабря 2018 года.
Муниципальная программа "Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2018 - 2024 годы" (далее - Программа) решает вопросы комплексного благоустройства территории города Иркутска, учитывает необходимость создания комфортной и качественной городской среды, генерирующей положительное эмоциональное восприятие города, а также предусматривает вовлечение граждан, организаций в реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды города Иркутска.
Начиная с 2017 года комплексное развитие городской среды и повышение уровня благоустройства территории города Иркутска осуществляются в рамках реализации приоритетного проекта Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды" через муниципальную программу "Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2017 год". Кроме того, обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборки мусора, освещение, озеленение общественных территорий), содержание объектов благоустройства и поддержание территории города Иркутска в надлежащем, комфортном состоянии обеспечиваются за счет реализации отдельных мероприятий муниципальных программ города Иркутска "Эко-Логичный город на 2013 - 2021 годы" (подпрограмма "Комфортная городская среда", подпрограмма "Зеленый город"), "Дороги города Иркутска на 2013 - 2021 годы", "Системы жизнеобеспечения города Иркутска на 2013 - 2021 годы" (подпрограмма "Светлый город").
Настоящая Программа разработана с учетом реализуемых на территории города Иркутска приоритетов муниципальной политики в сфере благоустройства и создания комфортных условий для проживания граждан и направлена на реализацию национального проекта "Жилье и городская среда", в состав которого входит федеральный проект "Формирование комфортной городской среды".
Основной задачей формирования комфортной городской среды на последующие семь лет до 2024 года является продолжение работы по созданию, содержанию и развитию территорий и объектов благоустройства в городе Иркутске, включая объекты, находящиеся в частной собственности, и прилегающие к ним территории, а также совершенствование внешнего облика города путем улучшения архитектурных решений, реализации инвестиционных проектов, привлечения на реализацию проектов благоустройства финансовых ресурсов из разных источников.
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 6 июля 2017 года N 109-мпр утвержден Порядок проведения инвентаризации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169. На основании указанного порядка, администрацией города Иркутска в целях определения территорий, нуждающихся в благоустройстве, и организации их комплексного благоустройства, проведена инвентаризация дворовых и общественных территорий, по результатам которой определены ключевые проблемы и общее состояние городской среды.
Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве в 2018 - 2024 годах (Приложение N 2 Программы), сформирован с учетом физического состояния каждой дворовой территории, определенной по результатам вышеуказанной инвентаризации дворовой территории.
В городе Иркутске нет единой организованной системы озелененных и благоустроенных пространств. Зеленые зоны расположены на городской территории неравномерно и не связаны между собой. Система рекреационных зон города Иркутска представлена различными по качеству озеленения и благоустройства территориями. Некоторые территории озелененные, но не благоустроенные, другие наоборот - благоустроенные, но не озелененные.
Площадь зеленых насаждений общего пользования в городе Иркутске представлена существующими территориями парков, скверов и бульваров в количестве 287,3 га и существующими территориями, предназначенными для отдыха и туризма, 42,4 га. Нормативная обеспеченность озелененными территориями общего пользования составляет 16 кв. м / чел (из них 10 кв. м / чел - общегородские территории, 6 кв. м / чел - территории жилых районов).
Иркутск располагает значительными резервами для организации рекреационных зон и озелененных территорий общего пользования. Особую роль в зеленом каркасе города занимают прибрежные территории вдоль рек Ангара, Ушаковка, Иркут, а также островные и полуостровные территории в их акватории. Такие участки являются наиболее привлекательными для жителей города и требуют особого отношения. Непрерывность и качество организации зеленого каркаса обеспечивает формирование востребованной жителями и туристами системы пешеходно-велосипедных маршрутов.
Одна из важнейших архитектурно-планировочных задач развития города - улучшение архитектурно-эстетического характера городской среды, в том числе совершенствование архитектурного облика жилых микрорайонов города. Подготовка качественной проектной документации по благоустройству территорий требует актуализации топографического плана города Иркутска в связи с большим количеством земельных работ, проведенных в предшествующие проектированию годы в планируемых границах благоустройства либо рядом. Обновление топографической основы в масштабе 1:500 территорий, планируемых к благоустройству, позволит получить актуальную информацию о высотных отметках и о текущем состоянии инженерных сетей.
Город Иркутск подразделяется на пять районов (Ленинский, Октябрьский, Куйбышевский, Кировский и Свердловский). Жилая функционально-планировочная структура города представлена крупными жилыми образованиями в Ленинском районе, высокоплотной жилой застройкой Октябрьского района; в Свердловском районе можно выделить достаточно крупный жилой массив Студгородка и небольшие микрорайоны юго-западной части города, сложившиеся от раздробленной геоморфологической структуры местности. Наиболее низкоплотная жилая застройка сложилась в Куйбышевском районе.
В настоящее время значительная доля земельных участков под многоквартирными домами в городе Иркутске не поставлена на кадастровый учет. Для целей межевания территории города Иркутска и дальнейшей постановки земельных участков под многоквартирными домами на кадастровый учет согласно действующему законодательству, комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска разработан и утвержден график подготовки и утверждения документации по планировке территории города Иркутска на период 2016 - 2019 гг.
Со вступлением в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 года N 106 "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий предоставляется субсидия из федерального бюджета при условии обеспечения органами местного самоуправления проведения работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Плотные кварталы многоэтажной жилой застройки зачастую недостаточно обеспечивают потребности в социальных объектах и объектах бытового обслуживания. На сегодняшний день требуется комплексный подход к развитию жилых территорий города с формированием разной типологии жилья, что могло бы повысить комфорт городской среды. При этом особое внимание необходимо уделять благоустройству дворовых территорий.
Так, состояние наружного освещения города Иркутска, в том числе дворовых территорий, требует качественного улучшения. Это вызвано тем, что физическое и моральное устаревание оборудования значительно опережает темпы объемов его строительства, капитального ремонта и модернизации. Сложившееся отставание необходимо устранять, учитывая, что наружное освещение является важным компонентом комфорта и безопасности граждан в темное время суток.
В связи с постоянным увеличением количества индивидуальных автотранспортных средств, остро встал вопрос о нехватке парковочных мест на дворовых территориях. Проведение работ по строительству автостоянок на дворовых территориях, расширению существующих парковок позволит в дальнейшем "разгрузить" дворовые территории и обеспечить комфортные условия проживания для жителей многоквартирных домов.
В наибольшей степени востребованными являются мероприятия Программы по оснащению дворовых территорий тротуарами (дорожно-тропиночной сетью), временными парковками для автомобилей, качественными проездами. Кроме того при полном отсутствии площадок для выгула домашних животных, потребность в их обустройстве становится все более актуальной при обращении жителей города с заявлениями о включении дворовых территорий в Программу.
Ранее осуществляемые на территории города Иркутска мероприятия по благоустройству дворовых территорий позволили обеспечить дворы многоквартирных жилых домов детскими и спортивными площадками, кортами, что в значительной степени снизило потребность в их обустройстве в рамках реализации настоящей Программы. Тем не менее необходимость обустройства детских, спортивных площадок на территории жилой застройки в городе Иркутске остается актуальной и должна учитываться при разработке дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий.
Кроме того существует потребность в обеспечении не только функционального наполнения дворовых территорий многоквартирных домов (обустройство детских и спортивных площадок), но и организации площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения и обеспечивающих комфортное времяпрепровождение (наличие зон с удобными скамейками для отдыха, привлекательный вид).
Таблица 2
Показатели состояния сферы благоустройства на территории города Иркутска по состоянию на 1 октября 2017 года
Исключена с 22 мая 2019 г. - Постановление администрации г.Иркутска от 22 мая 2019 г. N 031-06-349/9
В 2017 году в рамках реализации муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2017 год" проводится благоустройство 13 городских общественных пространств (территорий парков, скверов и бульваров) и 87 дворовых территорий многоквартирных домов в городе Иркутске. Кроме того в рамках иных мероприятий, предусмотренных за счет средств бюджета города Иркутска, проводится ремонт асфальтового покрытия 121 дворовой территории, запланировано обновление топографической основы территорий общественных пространств.
Основными принципами разработки Программы на 2018 - 2024 годы является выработка единого, комплексного подхода к формированию современной комфортной городской среды в городе Иркутске, эффективное применение мер государственной и областной поддержки в рамках реализации приоритетного проекта Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды", оптимизация существующих и создание новых механизмов по привлечению жителей города к благоустройству дворовых и общественных территорий, формирование среди жителей ответственности за сохранение и развитие территории своего проживания.
По состоянию на 01.07.2017 года в городе Иркутске зарегистрировано 78 органов территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), в том числе 22 - на территории частного сектора. Количество жителей города, участвующих в осуществлении деятельности ТОС, составляет 147 745 человек (24% от общего числа жителей города Иркутска). В целях вовлечения органов ТОС и инициативных групп граждан по созданию ТОС в решение наиболее значимых вопросов формирования комфортной городской среды проводятся постоянные совещания и обсуждения. Вовлечение жителей города, ТОС и бизнес-сообщества в определение целей и задач развития территории и реализацию проектов развития городской среды способствует повышению эффективности проектных решений и использования бюджетных средств, развитию диалога муниципалитета, бизнеса и горожан, снижению рисков градостроительных конфликтов, удовлетворению граждан и бизнес-сообщества от участия в принятии градостроительных решений.
В целях создания условий для повышения гражданской активности населения, организаций и вовлечения общественности в реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды города Иркутска, а также с целью развития системы социального и информационного партнерства, внедрения и развития инновационных форм взаимодействия населения и органов местного самоуправления необходимо организовать информирование местного населения, в том числе путем размещения информации в сети Интернет и организации общественных семинаров и обсуждений о реализации проектов благоустройства на территории города Иркутска, возможности участия в этом процессе, представления собственных предложений по благоустройству территорий, а также о муниципальной поддержке мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами и органами ТОС, готовыми принять трудовое участие в указанных мероприятиях. Учитывая необходимость комплексного решения проблем благоустройства дворовых территорий, следует проводить активную работу по информированию населения, в том числе с вовлечением в этот процесс управляющих организаций города Иркутска, с целью привлечения как можно большего количества жителей многоквартирных домов к участию в разработке и реализации проектов благоустройства. Своевременное информирование позволит привлечь к мероприятиям по благоустройству и профессиональное сообщество, и жителей города.
Ключевую роль в создании и управлении городской средой играет участие жителей города в обсуждении проектов благоустройства дворовых территорий и общественных пространств (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий). При организации общественных обсуждений не допускаются случаи проведения формальных мероприятий без реального вовлечения в них граждан и представителей предпринимательского сообщества. Должен быть обеспечен принципиально новый уровень взаимодействия с общественностью и учет результатов общественных обсуждений при принятии решений, касающихся городской среды.
Также необходима активизация применения практики социологических и иных исследований, предваряющих проектирование благоустройства городских пространств, для выявления потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства и оценки текущего состояния сферы благоустройства.
Подход к формированию качественной городской среды, обеспечивающей комфорт повседневной городской жизни для различных слоев населения, включает в себя взаимодействие с организациями и физическими лицами также по вопросу реализации мероприятий Программы, не требующих специального финансирования из городского бюджета (ликвидация вывесок, баннеров, объявлений, нарушающих архитектурный облик зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам и т. д.), а также по вопросу благоустройства территорий индивидуальной жилой застройки и территорий в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Правил благоустройства.
В 2018 - 2024 годах планируется сохранить практику благоустройства общественных территорий за счет привлекаемых внебюджетных источников как один из перспективных механизмов по улучшению качества городской среды в Иркутске. Привлечение внебюджетных источников финансирования мероприятий осуществляется на основании соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.
Использование программно-целевого метода в рамках реализации Программы позволит:
- эффективно управлять бюджетными средствами, выделяемыми на реализацию мероприятий Программы;
- координировать весь комплекс мероприятий, направленных на реализацию обозначенных в Программе задач;
- гибко реагировать на возможные изменения внешней и внутренней среды;
- осуществлять объективный контроль реализации Программы в соответствии с четко обозначенными критериями достижения цели и целевыми индикаторами Программы.
Программа направлена на обеспечение благоустройства и повышение уровня комфортности территорий города Иркутска, что соответствует приоритетам Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2030 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.