6 марта 2019 г., 25 июня 2020 г.
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статьей 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Установить Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Иркутской области (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также на "Официальном интернет портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - |
Р.Н.Болотов |
Установлен
постановлением Правительства
Иркутской области
от 1 ноября 2018 года N 782-пп
Порядок
организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Иркутской области
6 марта 2019 г., 25 июня 2020 г.
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и регламентирует правила организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Иркутской области (далее - региональный государственный контроль).
2. Региональный государственный контроль включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции) (далее - лицензионный контроль);
2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
3. Региональный государственный контроль осуществляется службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, которые наделены отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с Законом Иркутской области от 17 июня 2008 года N 26-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - органы контроля).
4. Субъектами регионального государственного контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничную продажу спиртосодержащей продукции на территории Иркутской области (далее - хозяйствующие субъекты).
5. Предметом регионального государственного контроля является соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничной продаже спиртосодержащей продукции, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области (далее - обязательные требования, лицензионные требования).
6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля, являются государственные гражданские служащие Иркутской области и муниципальные служащие органов контроля, указанные в соответствующем решении органа контроля о проведении контрольного мероприятия (далее - должностные лица органа контроля).
7. Региональный государственный контроль осуществляется посредством:
1) организации и проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов;
2) организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
3) организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с хозяйствующими субъектами;
4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
5) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами.
Должностные лица органа контроля вправе проводить контрольную закупку.
Пункт 8 изменен с 25 июня 2020 г. - Постановление Правительства Иркутской области от 25 июня 2020 г. N 501-пп
8. Организация и проведение плановых, внеплановых проверок хозяйствующих субъектов осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ.
Организация и проведение плановых, внеплановых проверок на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Организация и проведение плановых, внеплановых проверок на территории опережающего социально-экономического развития в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
9. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок (далее - план проверок), разработанным и утвержденным органом контроля в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
10. Утвержденный руководителем органа контроля план проверок размещается на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пункт 11 изменен с 23 марта 2019 г. - Постановление Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. N 202-пп
11. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.
Плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, подлежащую лицензированию, не проводятся.
Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года N 806, на основании критериев отнесения деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска при организации лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, являющихся приложением к настоящему Порядку.
Порядок и периодичность проведения плановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, подлежащую лицензированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 12 изменен с 23 марта 2019 г. - Постановление Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. N 202-пп
12. Основанием для включения плановой проверки в план проверок, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 11 настоящего Порядка, является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
2) окончания проведения последней плановой проверки хозяйствующего субъекта.
13. Внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, по розничной продаже спиртосодержащей продукции, не подлежащей лицензированию, проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, рассмотрение или предварительная проверка поступивших в орган контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) приказ (распоряжение) руководителя, заместителя руководителя органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
14. Внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, подлежащую лицензированию, проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения хозяйствующими субъектами ранее выданного органом контроля предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в орган контроля обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений хозяйствующими субъектами лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ;
4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, анализа документов, полученных в результате проведения мероприятий государственного контроля (надзора);
5) наличие приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя органа контроля в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
6) представление в орган контроля заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
15. Плановые и внеплановые проверки осуществляются в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном статьями 9 - 14 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
16. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя органа контроля.
17. Проведение проверок осуществляется в сроки, установленные в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ и статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ.
18. По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
Акт проверки составляется должностными лицами органов контроля, проводящими проверку, в двух экземплярах.
19. Информация о проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок" в соответствии с требованиями Правил формирования и ведения единого реестра проверок, установленных Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
20. В ходе проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, орган контроля:
1) обеспечивает размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований орган контроля подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления регионального государственного контроля и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься хозяйствующими субъектами в целях недопущения таких нарушений;
4) выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Мероприятия по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами проводятся должностями лицами органа контроля на основании заданий на проведение таких мероприятий, утвержденных руководителем, заместителем руководителя органа контроля.
22. При наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятия по контролю, осуществляемых без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган контроля объявляет хозяйствующему субъекту предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает такому хозяйствующему субъекту принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований составляется и направляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23. В случае выявления при осуществлении регионального государственного контроля нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований органом контроля в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимаются следующие меры:
1) выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) осуществляется контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, предотвращение возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, обеспечение безопасности государства, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) составляются протоколы об административных правонарушениях, рассматриваются дела об административных правонарушениях и принимаются меры по предотвращению нарушения обязательных требований;
4) принимается решение о приостановлении действия лицензии в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 171-ФЗ;
5) принимается решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 171-ФЗ;
6) направляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка вступившие в законную силу копии постановлений, судебных актов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, подлежащую лицензированию, для принятия решения об аннулировании лицензии во внесудебном порядке в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
24. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований хозяйствующими субъектами, осуществляемое органом контроля, используются при планировании и проведении органами контроля проверок, организации и проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Пункт 25 изменен с 23 марта 2019 г. - Постановление Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. N 202-пп
25. Организация и проведение контрольной закупки осуществляется с соблюдением требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 года N 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)".
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых хозяйствующих субъектов при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
26. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного контроля устанавливаются административными регламентами осуществления соответствующего вида регионального государственного контроля, утверждаемыми органами контроля в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Иркутской области.
27. Должностные лица органов контроля при осуществлении регионального государственного контроля пользуются правами и несут обязанности в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ и Федерального закона N 171-ФЗ.
28. Органы контроля, их должностные лица, осуществляющие региональный государственный контроль, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несоблюдение требований законодательства при осуществлении регионального государственного контроля.
29. Решения и действия (бездействие) органов контроля, должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав хозяйствующих субъектов, при проведении проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Правительства |
А.Б.Логашов |
Приложение
к Порядку организации и осуществления
регионального государственного контроля (надзора)
в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
на территории Иркутской области
Критерии
отнесения деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска при организации лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания
1. Настоящие Критерии применяются при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, подлежащей лицензированию (далее - хозяйствующие субъекты).
2. Отнесение деятельности хозяйствующего субъекта к определенной категории риска при организации лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется на основании следующих критериев вероятности несоблюдения хозяйствующими субъектами лицензионных требований:
1) наличие решения об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отношении хозяйствующего субъекта в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска - высокий риск;
2) наличие вступившего в законную силу решения суда и (или) постановления должностного лица о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.6, частями 2, 2.1, 3 статьи 14.16, частями 1 - 3 статьи 14.17, статьей 14.19, частью 4 статьи 15.12, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 и статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение одного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска - значительный риск.
При отнесении деятельности хозяйствующего субъекта к данной категории риска учитываются сведения о привлечении к административной ответственности хозяйствующего субъекта, его должностных лиц следующих органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области и его территориальных подразделений;
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его территориальных подразделений;
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и ее территориальных органов;
службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области;
органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, которые наделены отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с Законом Иркутской области от 17 июня 2008 года N 26-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
3) наличие двух и более решений о приостановлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отношении хозяйствующего субъекта за нарушения, не влекущие аннулирование указанной лицензии, в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска - средний риск;
4) наличие выданного предостережения в отношении хозяйствующего субъекта о недопустимости нарушения лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области (далее - лицензионные требования), в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска - умеренный риск;
5) отсутствие выявленных нарушений лицензионных требований у хозяйствующего субъекта или отсутствие плановых и (или) внеплановых проверок в отношении хозяйствующего субъекта в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности хозяйствующего субъекта к категории риска - низкий риск.
Заместитель Председателя Правительства Иркутской области |
А.Б.Логашов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Иркутской области от 1 ноября 2018 г. N 782-пп "Об установлении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Иркутской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 18 ноября 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 ноября 2018 г., в газете "Областная" от 19 ноября 2018 г. N 129
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2021 г. N 846-пп настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Иркутской области от 17 сентября 2020 г. N 762-пп
Изменения вступают в силу с 17 сентября 2020 г.
Подпункты 1, 4, 8 пункта 1 изменений вступают в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства Иркутской области от 25 июня 2020 г. N 501-пп
Изменения вступают в силу с 25 июня 2020 г.
Постановление Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. N 202-пп
Изменения вступают в силу с 23 марта 2019 г.