Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Основные направления развития законодательства города Москвы в 2015-2016 годах
Согласно Уставу*(1) город Москва является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, столицей Российской Федерации.
Статус города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации. Статус города Москвы как столицы Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"*(2).
Как субъект Российской Федерации город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, а также свое законодательство.
Московское законодательство является одним из важнейших условий эффективной деятельности городских органов государственной власти, органов местного самоуправления, достойной жизни москвичей.
Законы города Москвы затрагивают все сферы общественной жизни. А поскольку Москва находится в постоянном развитии, в центре экономической и политической жизни страны, в процессе подготовки и принятия законов города Москвы, прежде всего, учитываются актуальные потребности стремительно развивающегося города, его жителей, гостей столицы.
Контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы осуществляет, в том числе, и Дума в рамках своих полномочий. Структурными подразделениями Думы, Аппаратом Думы организован постоянный мониторинг законов города Москвы, формируется система информационного наблюдения за качеством законов, эффективностью их применения, что помогает оценивать актуальность законов, необходимость их совершенствования.
Вместе с тем роль законов города Москвы в регулировании общественных отношений и их место в общей структуре законодательства Российской Федерации также в значительной степени определяются федеральными законами.
В течение последних лет все больше изменений и дополнений в московские законы вносится именно в связи с изменениями на федеральном уровне.
Так, в период 2015-2016 годов значительное количество законов города Москвы, регулирующих отношения в сфере государственного управления, местного самоуправления, инвестиций и промышленности, жилищной, социальной и других сферах было приведено в соответствие с федеральными законами.
Законодательство города Москвы, регламентирующее организацию и осуществление государственной власти и местного самоуправления, определяет эффективность деятельности органов государственной власти во всех сферах жизнедеятельности города.
В 2015-2016 годах изменения законодательства в сфере государственного строительства и местного самоуправления, о которых подробнее будет говориться в разделе II настоящего Доклада, касались организации государственной гражданской службы, муниципальной службы в городе Москве, полномочий органов местного самоуправления, организации и проведения выборов и референдума в городе Москве, а также других вопросов функционирования и деятельности государственной власти и местного самоуправления, включая вопросы антикоррупционной политики.
Например, в Закон города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы"*(3) внесены изменения, в соответствии с которыми определены случаи, когда испытание при поступлении на государственную гражданскую службу устанавливается обязательно (для граждан, впервые поступающих на гражданскую службу) либо по решению представителя нанимателя (для граждан, ранее проходивших государственную службу Российской Федерации; при назначении на должность в порядке перевода из другого государственного органа).
Также уточнен перечень случаев, при которых гражданам и государственным гражданским служащим испытание не устанавливается. В частности, испытание не устанавливается для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу*(4). Кроме того, установлены единые требования и условия формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе города Москвы*(5).
В новой редакции изложена таблица*(6) соотношения классных чинов муниципальных служащих и классных чинов государственной гражданской службы (изменены наименования чинов муниципальных служащих).
Изменения коснулись и отпусков государственных гражданских служащих Москвы. Так, государственные гражданские служащие Москвы должны находиться в оплачиваемом отпуске не менее 28 календарных дней в год (ранее минимального порога не было), а хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней. Если предоставление госслужащему отпуска большей продолжительности (который также может быть положен ему в соответствии с законом о государственной гражданской службе) может негативно сказаться на функционировании государственного органа, то эта превышающая часть может быть перенесена на следующий год (но не более того). Превышающая часть по просьбе госслужащего может быть заменена компенсацией. Вышеуказанный порядок установлен в соответствии с федеральным законодательством*(7).
Изменен порядок исчисления стажа государственной гражданской службы*(8). В учет стажа входят периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов (ранее учитывались периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы).
Кроме того, уточняется, что для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска и размера поощрений за безупречную и эффективную службу в стаж гражданской службы включаются периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
К наиболее значимым можно отнести и изменения, внесенные в законы города Москвы, предусматривающие возможность организации подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе с обязательством последующего прохождения муниципальной службы*(9).
Договор о целевом обучении заключается между органом местного самоуправления и прошедшим конкурс гражданином. Информация о проведении конкурса размещается в СМИ и на официальном сайте органа местного самоуправления за месяц до даты проведения конкурса.
Конкурсная комиссия оценивает претендентов на заключение договора о целевом обучении на основании представленных документов, а также по результатам конкурсных процедур.
Такая организация подготовки граждан для муниципальной службы обеспечит подготовку специалистов, мотивированных и ориентированных на качественное исполнение своих должностных обязанностей.
Закон о муниципальной службе приведен в соответствие с федеральным законодательством*(10), в том числе включена норма, предоставляющая муниципальному служащему право на выкуп подарков, полученных им в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Порядок выкупа подарков устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расширен*(11) перечень лиц, которым запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Теперь в указанный перечень также входят муниципальные служащие, замещающие должность главы администрации по контракту.
Важной частью нормативно-правовой системы города Москвы является законодательство города Москвы о выборах и референдумах.
В связи с серьезными изменениями избирательного законодательства Российской Федерации в законодательство о выборах и референдумах города Москвы внесены изменения, направленные на приведение его в соответствие с новыми положениями законодательства Российской Федерации*(12).
Так, например, предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка "Против всех кандидатов" в бюллетене не помещается. Кроме того, скорректирован порядок проведения досрочного голосования.
С 1 января 2016 года введена в действие норма, согласно которой помещения для голосования должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий для беспрепятственного доступа избирателей, являющихся инвалидами.
Немаловажным является и определение порядка предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Московской городской Думы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей*(13).
В законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, также внесены существенные изменения, касающиеся, в частности, порядка назначения и проведения опроса граждан на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве*(14).
Кроме того, с учетом практики применения Закона города Москвы "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы"*(15), уточнены некоторые полномочия муниципальных депутатов.
Так, уточнена формулировка по вопросу участия органов местного самоуправления в подготовке проектов планировки территории при размещении объекта религиозного назначения: ранее согласовывался проект соответствующего решения, теперь - проект правового акта уполномоченного органа исполнительной власти, содержащего решение о подготовке проекта планировки территории*(16).
Расширен круг лиц, которые могут представлять проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, внесенный Советом муниципальных образований города Москвы, при его рассмотрении в Московской городской Думе. Кроме Председателя Совета муниципальных образований города Москвы проект может представлять иной представитель Совета муниципальных образований города Москвы.*(17)
Органы местного самоуправления муниципальных округов наделены*(18) полномочиями по ежегодному заслушиванию информации руководителя государственного учреждения города Москвы, подведомственного префектуре и осуществляющего организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, обслуживающего население соответствующего муниципального округа, о работе учреждения. При этом информация должна содержать сведения об основных направлениях деятельности учреждения за истекший год.
Отменено*(19) предоставление дополнительных гарантий, предусматривающих расходование средств местных бюджетов, депутатам представительных органов, главам муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, при досрочном прекращении полномочий по основаниям, предусмотренным абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с несоблюдением установленных ограничений и запретов), - законодательство города Москвы приведено в соответствие с федеральным.
Уточнено, что глава муниципального образования не может участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. Ранее данное ограничение касалось только глав муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе*(20).
В 2016 году в связи с уточнением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующих норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из московского законодательства исключена норма*(21), согласно которой положения законов города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом города Москвы о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом о бюджете предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В целях повышения контроля в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, проведение которого обеспечивает региональный оператор, органы местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и поселений в городе Москве наделены*(22) следующими отдельными полномочиями:
- согласование адресного перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, в части распределения по годам сроков проведения капитального ремонта (в пределах сроков реализации краткосрочного плана);
- участие в работе комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, проведение которого обеспечивает региональный оператор, в том числе согласование актов приемки выполненных работ (услуг).
Срок наделения указанными полномочиями определен на срок действия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Особым институтом гражданского общества и связующим звеном между ним и государством является институт Уполномоченного по правам человека.
В Москве деятельность Уполномоченного по правам человека (далее также - Уполномоченный) регулируется Законом города Москвы от 15 апреля 2009 года N 6 "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве" (далее - Закон от 15 апреля 2009 года N 6). За все время действия Закона от 15 апреля 2009 года N 6 изменения в него вносились лишь дважды.
В целях оптимизации деятельности Уполномоченного и обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в связи с принятием Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" Московской городской Думой был принят Закон города Москвы от 16 декабря 2015 года N 77 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 апреля 2009 года N 6 "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве" (далее - Закон от 16 декабря 2015 года N 77).
Согласно положениям Закона от 16 декабря 2015 года N 77 Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Уточнены положения о назначении на должность и прекращении полномочий Уполномоченного.
В частности, дополнен перечень случаев, при наступлении которых полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно. К ним отнесены, в том числе, выезд Уполномоченного за пределы города Москвы на постоянное место жительства, утрата доверия в случаях, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции.
Дополнен перечень полномочий: Уполномоченный вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказание, или СИЗО видеть беседующих, но не слышать их.
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики в Российской Федерации и важнейшим направлением деятельности органов власти всех уровней. Решению этих задач в органах представительной и исполнительной власти города Москвы отводится центральное место.
В 2015-2016 годах приняты законы, регулирующие деятельность органов власти в городе Москве с учетом требований федерального законодательства о противодействии коррупции.
Например, Закон города Москвы от 17 декабря 2014 года N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве" дополнен статьей, предусматривающей порядок осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности города Москвы, и иных лиц*(23).
Депутаты Думы теперь обязаны сообщать в комиссию Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта*(24).
Ограничения и запреты, связанные с осуществлением полномочий лицом, замещающим государственную должность города Москвы, также распространяются на Председателя Московской городской Думы, заместителя Председателя Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы (ранее на указанных лиц ограничения и запреты не распространялись)*(25).
В целях повышения ответственности органов государственной власти дополнен*(26) перечень информации, обязательной для размещения на официальных сайтах Московской городской Думы и Правительства Москвы, а также уточнены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти.
Также в соответствии с требованиями федерального законодательства и в целях обеспечения единства терминологии в Закон города Москвы от 31 марта 2004 года N 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы" вместо понятия "обращение" введено понятие "запрос", суть которого в том, чтобы заинтересованные лица могли обращаться в органы власти города с просьбой о предоставлении информации и эти запросы рассматривались в порядке, установленном федеральным законодательством.
Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов власти осуществляется непосредственно руководителями соответствующих органов власти, а порядок контроля устанавливается нормативными актами этих органов.
Налоговое законодательство города Москвы в период 2015-2016 годов также являлось одним из важных направлений работы органов власти города.
В этой связи стоит отметить, что в данный период от налога на имущество организаций освобождены*(27) организации в отношении имущества, используемого в ходе реализации инвестиционного приоритетного проекта города*(28), а также в отношении недвижимого имущества технопарка или индустриального парка.
Кроме того, льгота в размере 50 процентов от исчисленной суммы налога предоставляется в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов.
Снижены ставки налога на имущество, рассчитываемого от кадастровой стоимости, действующие в 2016-2018 годах*(29). Ставка налога на имущество, рассчитываемого от кадастровой стоимости, в 2016 году снижена до 1,3 процента (было 1,5 процента), в 2017 году - 1,4 процента (вместо 1,8 процента), в 2018 году - 1,5 процента (ранее - 2,0 процента).
С 1 января 2017 года налогообложение по кадастровой стоимости распространяется на все специализированные торговые и офисные здания независимо от их общей площади. Также налог будет взиматься со всех нежилых зданий площадью свыше 1000 кв. метров, если они используются для коммерческих целей (было - свыше 2000 кв. метров).
Налог по кадастровой стоимости с 2017 года будет взиматься и с нежилых помещений в многоквартирных домах, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если совокупная их площадь превышает 3000 кв. метров (ранее площадь каждого нежилого помещения должна была превышать 3000 кв. метров).
С 1 января 2016 года льгота в виде коэффициента 0,1 к ставке налога распространяется на все объекты розничной торговли, бытового обслуживания, оказания туристических и культурно-просветительских услуг, расположенные в пешеходных зонах и на улицах с интенсивным пешеходным движением, включенных в перечень, утвержденный Правительством Москвы*(30).
Льгота по уплате налога в размере 0,7 процента от суммы налога установлена для субъектов инвестиционной деятельности в отношении земель, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города, а также для организаций в отношении участков, занятых технопарками или индустриальными парками. Льгота в размере 20 процентов от суммы налога предоставляется организациям в отношении земельных участков, занятых промышленными комплексами.
Принят комплексный закон*(31), которым проведена корректировка ряда налоговых льгот, в частности:
уточнена редакция льготы по налогу на имущество организаций в части исключения из льготных объектов налогообложения многоэтажных гаражей-стоянок, расположенных в крупных торговых и офисных центрах, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. Действие льготы в полном объеме сохраняется для профильных многоэтажных гаражей-стоянок, предназначенных для парковки автотранспортных средств и облагаемых налогом на имущество по среднегодовой стоимости имущества;
распространена льгота по налогу на имущество организаций, установленная в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов*(32), на имущество, сдаваемое организациями в аренду;
освобождены от уплаты земельного налога организации, использующие земельные участки для размещения объектов, предназначенных для проведения конноспортивных мероприятий и оборудованных трибунами, вмещающими не менее одной тысячи человек (до 2020 года);
освобождена от обложения торговым сбором торговля в цирках и планетариях, осуществляемая организациями, у которых доход соответственно от продажи билетов на спектакли и представления в цирках, а также от продажи билетов в планетарии составляет не менее 50 процентов в общем объеме доходов (до 1 января 2021 года).
В целях реализации отдельных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в городе Москве в соответствии пунктом 25 Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2015 года N 40-ПП*(33) (далее - План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году), разработан и принят Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 52 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - субъектов инвестиционной деятельности, управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков" (далее - Закон от 7 октября 2015 года N 52).
Законом от 7 октября 2015 года N 52 установлена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в следующих размерах: 13,5 процента (вместо 18 процентов) в 2016 году, 12,5 процента (вместо 17 процентов) в 2017-2020 годах для:
организаций - субъектов инвестиционной деятельности - в отношении прибыли, получаемой при реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы;
управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков - в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории технопарков и индустриальных (промышленных) парков.
По оценке специалистов, данный Закон города Москвы призван способствовать повышению инвестиционной активности, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговой базы, обеспечению стабильности деятельности отечественных и иностранных инвесторов, а также обеспечению условий для импортозамещения.
В целях стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности законодательством города Москвы в 2015-2016 годах введены некоторые гарантии инвесторам.
Так, лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в рамках реализации инвестиционных приоритетных проектов города, могут рассчитывать на ряд мер государственной поддержки,*(34) в том числе:
предоставление льгот или установление понижающих ставок по налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на прибыль в части, зачисляемой в городской бюджет, арендной плате за землю;
предоставление субсидий;
предоставление рассрочки по арендной плате за землю и др.
Инвестиционный проект признается инвестиционным приоритетным проектом города в случае его соответствия установленным Правительством Москвы критериям. При установлении критериев присвоения статуса инвестиционного приоритетного проекта учитывается его направленность на решение задач по созданию новых рабочих мест, новых производств, связанных с выпуском продукции в рамках импортозамещения, объем предлагаемых к вложению инвестиций, реализация инвестиционного проекта в одной из приоритетных отраслей экономики города. Статус инвестиционного приоритетного проекта присваивается на срок до 10 лет.
Субъекты инвестиционной деятельности вправе рассчитывать на компенсацию при наступлении определенных событий, в том числе: национализация, реквизиция имущества, прекращение или ограничение прав субъекта инвестиционной деятельности на земельные участки, здания и сооружения в результате действий органов власти Москвы, неблагоприятное изменение столичного законодательства, незаконные действия должностных лиц.
Предусматривается и возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в случае, если для реализации инвестиционного приоритетного проекта требуется предоставление земли.
В целях актуализации законодательства*(35) города Москвы в сфере промышленной деятельности был разработан и принят Закон города Москвы о промышленной политике города Москвы*(36).
Промышленная политика города направлена на создание условий для сохранения существующих мер поддержки, модернизации промышленной инфраструктуры, создания новых производств, формирования новых отраслей, производства конкурентоспособной продукции, создания высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Документом предусмотрены меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. В частности, это:
финансовые меры (в том числе налоговые льготы, субсидии, госинвестиции и т.п.);
имущественные меры (предоставление земельных участков без торгов, льготные ставки аренды земельных участков).
Социальная политика и социально-трудовая сфера также входят в число приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти города Москвы и определяют основы развития общества. В этой связи социальная защита и поддержка представителей различных групп городского населения в Москве являются стратегически важными, поскольку социальная политика, а также и социально-трудовая сфера имеют влияние на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровней.
В Москве реализуется активная, масштабная и последовательная политика социальной поддержки населения, а также решаются вопросы труда и занятости. Законодательное обеспечение указанных направлений включает в себя, прежде всего, определение механизмов эффективной реализации социальных услуг, материальной поддержки и другой помощи.
Поддержка социально незащищенных слоев населения и, прежде всего, пенсионеров является самой главной задачей государственной власти в социальной сфере.
Так, например, величина прожиточного минимума пенсионера, используемая для определения региональной социальной доплаты к пенсии в 2016 году увеличена и составила 11 428 рублей (в 2015 году было 9 046 рублей)*(37).
В целях расширения перечня услуг и программ в различных сферах для достижения и сохранения максимальной независимости инвалидов, полного включения и вовлечения их во все аспекты жизни общества законодателем введено понятие*(38) абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Такие изменения в московское законодательство внесены в связи с реализацией Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Закон N 419-ФЗ).
Усовершенствованы механизмы обеспечения безбарьерной среды. Так, в целях реализации положений Закона N 419-ФЗ в законодательстве города Москвы предусмотрены положения, направленные на улучшение доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур*(39). Например, количество мест для автомобилей инвалидов на стоянках должно быть не менее 10 процентов от общего числа мест для автомобилей.
Предусмотрено дублирование необходимой для инвалидов информации, в том числе надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также обеспечение допуска на объекты собаки-проводника.
Финансовые затраты в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан возложены не только на собственников указанных объектов, но и на иных правообладателей.
Одним из наиболее острых вопросов в сфере социальной политики является вопрос оказания помощи малообеспеченным и льготным категориям жителей города Москвы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В московском законодательстве уже давно и достаточно успешно действуют нормы, позволяющие поддержать нуждающихся в помощи жителей города Москвы. Такие меры постоянно совершенствуются и приобретают адресный характер.
При введении платы за капитальный ремонт особо отмечалось, что ее введение не отразится на положении малообеспеченных и льготных категорий граждан.
Так как взнос на капитальный ремонт входит в состав платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), то на него распространяются действующие льготы (для льготных категорий) и субсидии (для малообеспеченных граждан).
Право на получение субсидии может возникнуть у граждан, которые до введения обязательного взноса на капитальный ремонт не были получателями субсидий, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт, превысят установленную максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи*(40) (в городе Москве максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена в размере 10 процентов от совокупного (ежемесячного) дохода семьи).
Ранее, когда плата за капитальный ремонт не была обязательной, она не включалась в размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который используется для определения прав граждан на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть собрание собственников устанавливало плату за капитальный ремонт, но не учитывалось положение граждан с низкими доходами, никто не оказывал им поддержки. Теперь законодательством предусмотрена поддержка собственников квартир с низкими доходами при внесении обязательных взносов на капитальный ремонт. Поэтому введение обязательного взноса на капитальный ремонт в установленном минимальном размере не привело к ухудшению финансового положения собственников - граждан с низкими доходами, которые уже получают субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За счет взносов увеличится ежемесячная плата граждан с низкими доходами, но соответственно увеличится и размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ*(41), устанавливая льготу по оплате коммунальных услуг для ряда льготных категорий (инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов; граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации), предусмотрел компенсацию расходов только в пределах нормативов потребления. Тем самым был снижен объем мер социальной поддержки для указанных категорий граждан.
Город Москва предоставил*(42) гражданам льготной категории дополнительные меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета. Это, в частности, 50 процентов платы за объем потребляемых коммунальных услуг, определенный по показаниям приборов учета и превышающий нормативы потребления. Порядок и условия предоставления указанных мер социальной поддержки определяются Правительством Москвы.
Норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, что позволило компенсировать указанным категориям граждан понесенные ими дополнительные расходы по оплате коммунальных услуг.
Льготы по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Москвы, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения*(43), используемой для расчета субсидий в городе Москве, получили также*(44):
- одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста 70 лет, - в размере 50 процентов;
- одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений в городе Москве, достигшие возраста 80 лет, - в размере 100 процентов;
- проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственники жилых помещений, достигшие возраста 70 лет, - в размере 50 процентов;
- проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственники жилых помещений в городе Москве, достигшие возраста 80 лет, - в размере 100 процентов.
В законодательство города Москвы о городском хозяйстве также внесены изменения в части введения обязанности собственников (правообладателей) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них), лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, по очистке от снега крыш соответствующих объектов*(45). В случае невыполнения данной обязанности, работы проводятся за счет бюджета города Москвы, а средства взыскиваются в последующем с соответствующих собственников (правообладателей).
В целях оптимизации процесса возмещения затрат на ремонт внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений, защиты прав и законных интересов собственников (правообладателей) таких зданий принят Закон города Москвы от 8 июля 2015 года N 45 "О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в городе Москве".
Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в городе Москве" обязывает собственников (правообладателей) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) осуществлять ремонт их внешних поверхностей. Также предусмотрена возможность проведения указанного ремонта за счет средств бюджета города Москвы с последующим возмещением его стоимости собственником (правообладателем). В этом случае ранее собственники были обязаны перечислить средства на проведение указанного ремонта на счет уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения этого органа о проведении ремонта их внешних поверхностей за счет средств бюджета города Москвы.
Однако такой подход не в полной мере учитывал интересы указанных собственников (правообладателей), поскольку в ходе ремонта могла потребоваться корректировка плановой стоимости в зависимости от фактических затрат.
Принятые изменения уточняют и совершенствуют процесс перечисления средств на проведение ремонта на счет уполномоченного органа исполнительной власти города: такая обязанность возникает у собственников (правообладателей) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) не со дня получения соответствующего решения уполномоченного органа исполнительной власти города, а со дня получения уведомления о завершении работ по этому ремонту.
Произошли изменения в законодательстве о физической культуре и спорте, охране здоровья граждан. Так, из сферы правового регулирования в области физической культуры и спорта был исключен институт спортивного паспорта. Согласно внесенным изменениям в московское законодательство*(46) в состав массовых спортивно-зрелищных мероприятий, официальных значимых физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий и официальных физкультурных и спортивных мероприятий города Москвы включены мероприятия по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.