Вопрос: ФНС поручила управлениям организовать мониторинг мер по взысканию недоимки по взносам, образовавшейся на 1 января 2017 года. Для Москвы лимит задолженности 10 млн. рублей, для других регионов 1 млн. рублей (письмо ФНС России от 04.04.17 N ГД-4-8/6254). Много ли в регионе организаций с долгами более 10 млн. рублей?
Ответ: Ежемесячно на официальном сайте ФНС России публикуется статистическая отчетность "О задолженности по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации", а также "Сведения о результатах работы управлений ФНС России по субъектам РФ (инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам". Указанная отчетность не предусматривает выделения сведений по организациям с суммой задолженности, превышающей 10 млн. рублей.
Вопрос: Каких мер бывает достаточно, чтобы взыскать недоимки по взносам? Часто ли в регионе взыскание доходит до ареста имущества, исполнительного производства? Как часто вопрос взыскания решается на комиссиях? Встречаются ли сейчас ошибочные недоимки связанные с передачей данных ПФР? Как поступать компании, если у нее образовалась ошибочная недоимка? Дадут ли компании время, чтобы разобраться с этой проблемой? Чем будет отличаться работа с крупными должниками (свыше 10 млн. руб.) от работы с остальными компаниями?
Ответ: С 01.01.2017 вступили в силу Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с Порядком информационного взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@ЗИ и N ММВ-23-1/11@02-11-10/06-3098П территориальные отделения ПФР и ФСС России представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 01.01.2017.
Территориальные налоговые органы при получении от Управления ФНС России по г. Москве электронных файлов, содержащих информацию о сальдо расчетов по страховым взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием КРСБ и отражением переданного сальдо.
В соответствии с разъяснениями совместного письма ФНС России, ПФР и ФСС России от 29.03.2017 N ЗН-4-22/5829/02-11-08/06-02-1298П/НП-30-26/4396 по вопросу корректировки недостоверного сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, переданного ПФР и ФСС России в налоговые органы, налогоплательщику необходимо обратиться в ПФР и ФСС России по вопросу передачи в налоговые органы достоверного сальдо расчетов по страховым взносам после проведения сверки расчетов с бюджетом по страховым взносам с фондами.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов (далее - требование об уплате налога) в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.
Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.
В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.
При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании/налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении организаций с суммой задолженности свыше 10 мин рублей.
Вопрос: Много ли случаев банкротства из-за долгов по налогам и взносам?
Ответ: По состоянию на 01.04.2017 всего находятся в процедуре банкротства 6179 должников, из них: 4500 юридических лиц и 1679 физических лиц.
Советник государственной |
Ю.Ю. Шилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 30 мая 2017 г. N 13-11/079757@ "О взыскании недоимки по взносам"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 6-12 июня 2017 г. N 21